Должностная инструкция механика — сменного капитана (механика-шкипера) нефтебункеровочной станции, танкера

Должностная инструкция механика - сменного капитана (механика-шкипера) нефтебункеровочной станции, танкера Должностные инструкции

— что насчёт перспектив, зарплаты?

На любой яхте — моторной, парусной — шкипер за главного. На худой конец он — помощник капитана. Зарплаты соответствующие, но с невероятным разбросом.

В России можно устроиться в небольшие яхт-клубы. Правда, больше чем на 30 000 — 70 000 ₽ рассчитывать не стоит, да и вакансии найти тяжело.

За границей условия другие:

Работа шкипером в составе флотилий — $700 в месяц

Заработок на перегоне яхт — до $200 в день

На суперяхтах зарплата — от $1800 до $10000 в месяц

На военном судне всё, конечно, иначе. Шкипер на нём хоть и старший офицер, но возможность дальнейшего карьерного роста это не отменяет. Он может стать штурманом, а со временем, при получении дополнительного образования, — даже капитаном.

Что должен знать и уметь яхтенный шкипер?

Чтобы стать профессиональным яхтенным шкипером, нужно понимать какие требования предъявляются к этой профессии, что должен знать и уметь яхтенный капитан и что входит в его обязанности.

Самое важно, что в профессии яхтенный шкипер есть ограничения по здоровью. Если  у вас есть такие заболевания, как

  • заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • заболевания органов дыхания,
  • нарушение опорно-двигательного аппарата,
  • нарушение слуха и зрения,        
  • нервные и психические расстройства,
  • разные хронического рода заболевания,

если вы подвержены морской болезни, то, к сожалению, шкипером вам не стать.  Капитан должен обладать отменным здоровьем, быть сильным, выносливым и хорошо плавать.

На самом деле яхтенный шкипер должен много знать и много уметь, начиная от основ международного морского права и морского этикета, английского языка и оказания первой медицинской помощи, и заканчивая морскими узлами, которые вяжет закрытыми глазами за считанные секунды.

Главными качествами яхтенного шкипера должны быть ответственность, стресоустойчивость, коммуникабельность, требовательность. Он должен быть  лидером и хорошим организатором,  настоящим командиром, с задатками «морского волка».

Также нужно четко понимать, что во время плавания шкипер несет ответственность за безопасность плавания, за все, что происходит на борту и за бортом, за команду, пассажиров и груз. Шкипер — это начальник на яхте и ему делегируются полномочия исполнительной власти в любых неординарных ситуациях.

Только при таких входных данных вы сможете  стать профессиональным яхтенным шкипером.

Шкипер — кто это и что он делает на корабле?

С этой профессией часто возникает путаница. В яхтенном спорте шкипер — это командир корабля. Он руководит судном и командой во время парусных гонок. А вот его коллега на военном корабле, тоже шкипер, занимается другими задачами. Другими настолько, что тёзок можно считать двумя разными специалистами.

— есть какие-то школы шкиперов, курсы?

И то, и другое! Выучиться на шкипера яхты можно в специальных школах. Они работают по трём международным системам:

Royal Yachting Association (RYA)

American Sailing Association (ASA)

International Yacht Master Training (IYT)

Получите сертификат об обучении по любой из них и можете отправляться в плавание. Конечно, не на военном корабле — для этого всё же нужно образование в военном училище, а отбор туда жёсткий: одной теорией не обойдёшься, понадобится ещё и отличная физподготовка.

— объясните уже кто такой шкипер!

Всё зависит от корабля, на котором он служит:

На яхте. Самое распространённое место работы. Правда, не в России: у нас частные корабли — от мала до велика — явление нечастое, потому и профессия востребована слабо. Карьера специалиста обычно ограничена должностью шкипера парусной яхты в частном клубе, но некоторым всё же удаётся устроиться командирами круизных моторных судов;

На военном корабле. На таких судах шкипер — это уже должность старшего офицера, ответственного за сохранность и исправность имущества. Специальность актуальная и, более того, востребованная;

На торговом судне. На нём слово «шкипер» просуществовало до начала XX века, так называли капитана судна. Должность упразднили больше века назад, но термин прижился — так всё ещё обращаются к командирам на рыболовных и торговых кораблях.

— получается, обязанности у шкиперов тоже разные?

Конечно! Общего у них, по большей части, — одно название и пять океанов. Объясняем на пальцах:

1. Руководит командой, контролирует исполнение поставленных задач

2. Управляет судном, прокладывает курс

3. Проверяет состояния яхты, необходимость проведения профилактических и ремонтных работ

1. Принцип работы судна, его характеристики, правила эксплуатации и безопасности

2. Нормативы по охране портовых фарватеров и сооружений

3. Принятую систему сигналов между судами

1. Следит за сохранностью и исправностью корабельного имущества

2. Проверяет качество нового инструментария и оборудования, проводит ремонтные работы

3. Координирует работу матросов.

1. Устройство судна, правила проведения ремонтных работ

3. Нормативные акты, касающиеся его непосредственных обязанностей, регламен на корабле

Кстати, на любом корабле шкипер может быть только один. Так что к чрезмерной нагрузке этим специалистам не привыкать.

— хочу стать шкипером! получится?

Скорее всего. Из образования достаточно курсов, а основные требования ко всем членам экипажа на кораблях схожие: организованность, дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость и далее по списку.

Сложностей несколько. Во-первых, нужно провериться на морскую болезнь — с ней вам карьера шкипера точно не светит. Во-вторых, вместо горячих ванн и джакузи плавать какое-то время придётся в бассейне — этим навыком должен владеть любой шкипер. Заодно лучше провериться на заболевания, с которыми путь в эту профессию заказан любому:

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения слуха и зрения

Нервные и психические расстройства

«кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Где обучают яхтенных шкиперов?

На сегодняшней день создано множество яхтенных школ, которые  предоставляют возможность пройти обучение, сдать экзамены и получить шкиперский сертификат на управление яхтой.

В настоящее время в яхтинге нет единого международного образца обучения по управлению яхтой. Система обучения в разных странах может быть разная, но есть  общепризнанные организации, которые работают по трём международным системам:

Royal Yachting Association (RYA)

American Sailing Association (ASA)

International Yacht Master Training (IYT)

Их сертификатам доверяют в большинстве морских стран.

В этих школах выдаются шкиперские лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки.

В яхтенных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:

Яхтенный матрос.

Шкипер яхты с правом дневного плавания.

Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).

Шкипер дальнего плавания.

Каждая категория подтверждается сдачей экзамена, состоящего их теоретической и практической части. Конечно же, практике уделяется особое внимание. Для шкипера опыт морского перехода крайне важен.

Сегодня многие российские частные яхтенные школы проводят обучение по системам RYA, IYT, IIC и выдают сертификаты европейского образца. Эти сертификаты годятся, чтобы взять яхту в чартер в большинстве стран мира, но не в России.

В России аттестацией шкиперов занимается Минтранс и Госинспекция по малоразмерным судам, которые выдают права на управление яхтой. В отличие от всех остальных, документы, выданные этими организациями дают право на управление парусным судном на территории Российской Федерации.

Также сертификаты на управление яхтой выдает Всероссийская Федерация Парусного Спорта.Данная организация дает очень качественное обучение, с получением признанного в европейских странах сертификата для участия в парусных спортивных регатах.

В России яхтенные шкиперы  становятся все более востребованы, особенно хорошо подготовленные, с признанным сертификатом.

Если вы уже готовы покорять просторы океана, взяв на себя всю ответственность за яхту и команду, то самое время стать профессиональным яхтенным шкипером.

Должностная инструкция шкипера рейда

Должностная инструкция шкипера рейда

I. Общие положения:

  1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
  2. Должностной оклад шкипера устанавливается согласно штатного расписания.
  3. Шкипер рейда непосредственно подчиняется директору по эксплуатации флота, заместителю директора по технической эксплуатации флота и диспетчеру порта.
  4. В своей работе руководствуется:

— Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами касающимися деятельности шкипера рейда;

— Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

Другие инструкции:  Должностная инструкция копровщика 3-го разряда (для организаций, выполняющих строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы) - образец 2021

— Уставом службы на судах речного флота;

— Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;

— Приказами и распоряжениями руководителя предприятия;

— Уставом ОАО «____________»;

— Правилами технической эксплуатации речного транспорта;

— Настоящей должностной инструкцией.

II. Задачи и обязанности:

  1. К моменту прихода буксировщика с баржей, лично выезжает на рейд и совместно со сдающей стороной осматривает и принимает несамоходное судно. Проверяет его на наличие повреждений, воды в трюмах.
  2. Проверяет целостность инвентаря, такелажа, исправность судовых устройств, наличие и соответствие груза предъявленным документам сдающей стороной.
  3. Результаты осмотра заносит под роспись в судовой журнал несамоходного судна.
  4. После приёма несамоходного судна от буксировщика, по указанию диспетчера порта устанавливает судно к причалу под обработку или на рейд.
  5. Осуществляет постоянный контроль за выполнением правил погрузки – выгрузки несамоходных судов и их безопасную стоянку у причала и на рейде.
  6. Производит откатку воды из трюмов и зачистку лав.
  7. Обеспечивает правильное техническое использование и обслуживание судна, сохранность перевозимого груза.
  8. Осуществляет приём и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями, проверяет исправность пломб.
  9. Производит замер осадки судна до погрузки — выгрузки. Сличает соответствие данных замера с записями в транспортных документах, докладывает диспетчеру порта про обнаруженные отклонения.
  10. Обеспечивает правильную загрузку и разгрузку судна, размещение груза в трюмах и на палубе.
  11. По окончании обработки несамоходного судна производит его осмотр, смазывает баржевые механизмы, проверяет зачистку и готовит судно к отправке в рейс или постановку на рейд.
  12. После приёмки судна от буксировщика, докладывает диспетчеру порта о результатах приёмки, после чего передаёт транспортные документы по назначению.
  13. Содействует сокращению простоя судов.
  14. При несении дежурства в дневную смену, подготавливает ночной смене световую сигнализацию стоящих на рейде судов.
  15. Немедленно докладывает диспетчеру порта обо всех повреждениях несамоходного судна.
  16. В случаях нарушения правил обработки судов немедленно прекращает их обработку, докладывает об этом диспетчеру.
  17. Соблюдает требования техники безопасности и пожарной безопасности.

III. Обязанности работника по соблюдению требований

нормативно-правовых актов по охране труда:

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

IV. Должен знать

  1. Устав внутреннего водного транспорта.
  2. Устав о дисциплине работников речного транспорта.
  3. Устав службы на судах речного флота.
  4. Положение о работе несамоходного флота без команд.
  5. Распоряжения и приказы пароходства касательно организации работы несамоходного флота.
  6. Правила трудового распорядка.
  7. Правила технической эксплуатации и содержания судов.
  8. Правила, технические условия и инструкции при проведении погрузочных, работ по зачистке, водосливных и работ по мойке.
  9. Правила оформления транспортных документов и сбережения груза.

10. Правила плавания и обеспечения безопасной стоянки и сбережения судов.

11. Правила эксплуатации судовых механизмов, оборудования и сигнальных устройств.

12. Порядок составления заявок и ведомостей на ремонт судна.

13. Основы экономики и управления на транспорте.

14. Требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

15. Основы трудового законодательства.

V. Права:

  1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
  2. Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.
  3. Приостанавливать проведение погрузочно-разгрузочных работ, ведущихся с грубым нарушением инструкций, докладывать об этом диспетчеру порта.

VI. Ответственность:

Шкипер рейда несет личную ответственность за:

  1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
  2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
  5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
  6. Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

VII. Взаимоотношения:

Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота.

VIII. Квалификационные требования:

На должность шкипера рейда назначаются лица имеющие полное среднее или профессионально-техническое образование, повышение квалификации соответствующего направления подготовки.

Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.

Юрисконсульт _______________________________________ __ __________ г.

Инженер по охране труда ______________________________________ __ __________ г.

С инструкцией ознакомлен:_____________________________________ __ __________ г.

Источник

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Подытожим:

Обучение: Чтобы получить сертификат, позволяющий стать шкипером яхты до 24 метров с командой до 10 человек, достаточно пройти курсы стоимостью до 150 000 ₽ и продолжительностью около трёх недель.

Требования: Крепкое здоровье, для карьеры шкипера круизной яхты — английский.

Источник

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Статья 61 ктм рф. управление судном и другие обязанности капитана судна

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Капитан является руководителем судового экипажа, лицом, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.

Другие инструкции:  Обязанности кладовщика Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение обязанностей.

Капитан обязан обеспечивать:

соблюдение на судне требований законодательства РФ, международных конвенций и соглашений, участником которых является РФ;

соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;

соблюдение необходимых мер по сохранению на судне государственной тайны;

организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей на море;

режим труда и отдыха экипажа;

соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и высокий уровень обслуживания пассажиров;

организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации лиц командного состава и судовой команды; способствовать продвижению лиц командного состава по службе, передавать им свои знания и опыт;

общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся, направленных на судно;

контроль за правильным ведением журналов и другой документации;

выполнение действующих законов по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Капитан несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил на борту судна. В целях обеспечения безопасности судна и груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым.

В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.

В случае опасности для судна и находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет. В судовой совет входят: старший помощник, первый помощник, старший механик, руководители общественных организаций.

В случаях аварий с судном, порчи, повреждения или утраты перевозимого груза или багажа, причинения травмы людям и в других случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан обязан принять все необходимые меры для оформления этих случаев в порядке, установленном приказами, инструкциями и правилами.

Капитан осуществляет подбор и расстановку членов экипажа на судне. При установлении несоответствия занимаемой должности членов экипажа капитан имеет право потребовать замены. Капитан обязан принимать меры к закреплению кадров на судне и не допускать их текучести.

Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий работы или введений новых форм организации труда, производить в соответствии с действующим законодательством о труде необходимое перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.

При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные и аварийные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.

В случае военных действий или возникновения военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

Шкипер несамоходного судна (плавкран, док, нефтебункеровочная станция, брандвахта и др

судна (плавкран, док, нефтебункеровочная станция, брандвахта и др.

Какие несамоходные суда относятся к определению «судно», и какие технические сооружения относятся к определению «плавучий объект» (КВВТ — ст. 3).

Какие судовые документы должны находиться на несамоходном судне, и кто их выдает (КВВТ – ст. 14).

2. Какими правами пользуется шкипер несамоходного судна и какие обязанности выполняет с учетом назначения и особенностей работы судна (Устав сл. 132-134).

Порядок ведения судовой и учетно-отчетной документации по технологической деятельности.

3. Какими расписаниями (или приказом судовладельца) определяются основы организации службы на несамоходном судне в соответствии с пунктом 24 Устава службы на судах. Порядок несения и смены вахт (дежурств).

Действия шкипера при падении человека за борт.

4. Порядок ввода в эксплуатацию несамоходного судна в соответствии с требованиями Технического регламента (ТР – 216, 217).

Какими нормативными актами (правилами, инструкциями) должен руководствоваться шкипер при эксплуатации судна, судовых механизмов, оборудования и систем, обеспечивающих выполнение технологических функций и жизнедеятельность экипажа.

5. Что относится к противопожарному оборудованию и снабжению судна. Какие требования Правил пожарной безопасности и Технического регламента должны выполняться на судне в целях поддержания противопожарного режима и предупреждения возникновения пожара (ТР – п. 222 б), ППБ – п. 26).

Действия шкипера при возникновении пожара (НБЖС – 1.1.4).

6. Требования «Правил охраны труда на судах морского и речного флота» в части соблюдения технологии работ и норм безопасности труда при их выполнении на несамоходном судне:

— при проведении швартовных работ (ПОТ – 108);

— при работе на судах бункеровщиках и сборщиках льяльных вод (ПОТ – 240).

7. Какие требования Технического регламента должны выполняться на несамоходном судне в целях обеспечения экологической безопасности (ТР–257).

8. Какие огни и знаки (в ночное и дневное время) должны нести несамоходные суда при буксировке и на стоянке согласно Правилам плавания:

— п. 60, 67, 75, 76, 78, 79, 80, 81, 82, 91, 92, 100;

— сигналы судов, терпящих бедствие – п. 96.

Кому непосредственно подчиняется боцман и какими работами руководит (Устав службы – ст. 181-183).

Какие обязанности выполняет боцман по проведению судовых работ, обеспечивающих исправное содержание судна, его устройств, систем и снабжения (Устав службы – ст.184,185).

Какими правилами обеспечивается (регламентируется) безопасность судоходства (КВВТ – ст. 34 п.3). Какие мероприятия должны выполняться при техническом обслуживании корпуса судна и его предохранении от коррозионного разрушения (ТР – ст. 261-269). Порядок хранения аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств (НБЖС – п. 2.4)

Каким требованиям должно удовлетворять техническое состояние спасательных средств (ТР – ст. 325-327). Какие требования должны соблюдаться при эксплуатации канатов из синтетических и растительных материалов. Порядок их осмотра и выбраковки (ТР – ст. 305 – 306).

Требования охраны труда при работе на высоте и за бортом, использование страховочных и спасательных средств. При каких условиях не допускается производство работ за бортом судна (ПОТ правила охраны труда) – ст.112-137). Требования правил по охране труда при выполнении очистных и окрасочных работ.

Требования к местам проведения работ, лакокрасочным материалам, использованию краскораспылителей, оборудованию малярной и хранению лакокрасочных материалов (ПОТ – ст. 273-304). Судовые такелажные работы. Выполнение такелажных работ при изготовлении беседок для забортных работ, шторм-трапов, бросательного конца, палубной швабры.

Выполнение сплесней при сращивании тросов и заращивании «огона». Применение «марок» и «клетнёвок» при такелажных работах. Инструменты и приспособления, используемые для такелажных работ. Для чего применяются «выбленочный узел», «беседочный узел», «шкотовый узел», «штыковый узел».

(Это необходимо знать боцману для выполнения обязанностей рулевого на ходовой вахте).

Обязанности рулевого согласно Уставу службы на судах (Устав службы – п. 188-191): какие нормативные акты, Правила, Инструкции, Навигационные пособия и др. должен знать и применять рулевой для выполнения своих обязанностей. Какими правилами обеспечивается безопасность судоходства в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта (КВВТ – ст. 34 п.3).

Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте (Устав службы – п.265-270). Состав рулевого устройства. Типы рулей, рулевых приводов, рулевых машин, применяемых на речных судах (устройство судов). Порядок осмотра рулевого устройства (ТР – п.295-297).

При каких неисправностях рулевого устройства запрещается эксплуатация судна (ТР – п. 298). Определение терминов: судовой ход (основной, дополнительный), кромка судового хода, полоса движения, встречное плавание, пересекающиеся курсы (ПП — п.129). Общий порядок движения судов, взаимный порядок расхождения при встречном движении (ПП – п. 133-138).

Сектор освещения и характер (цвет) ходовых огней (топовый, бортовые, кормовые, буксировочный, светоимпульсная отмашка, проблесковый) (ПП – п.51). Какие суда несут буксировочный и проблесковый огни, где они расположены. Береговые навигационные знаки обозначения оси и кромок судового хода, состав и значение плавучих навигационных знаков при латеральной системе ограждения.

Способы ориентировки при управлении судном с учетом значения бе-

реговых и плавучих знаков для движения судна по оси судового хода,

правой по ходу полосой, у кромки судового хода.

Маневренные качества судов и составов: ходкость, управляемость, инерционные свойства, Факторы, влияющие на маневренные качества судна: крен, дифферент, влияние ветра, течения, мелководья.

Инерционные характеристики судна. Торможение, выбег, разгон. Таблица маневренных характеристик.

Управляемость, как эксплуатационное качество судна. Устойчивость судна на курсе и рыскливость, факторы, влияющие на них (Судовождение).

Обязанности матроса согласно Уставу службы на судах (Устав службы – п. 192-197):

— обязанности вахтенного матроса, в том числе на пассажирском судне (Устав службы – пп.259-264);

— обязанности наблюдателя (впередсмотрящего) (Устав службы – пп.271,272);

— обязанности вахтенного у трапа (Устав службы – пп. 273,274);

— матрос должен уметь выполнять обязанности рулевого, для чего должен знать порядок ограждения судового хода знаками береговой и плавучей обстановки; уметь управлять судном по указанию вахтенного начальника при расхождении, обгоне, выполнении маневров.

2. Право плавания под Государственным флагом РФ (КВВТ – ст. 23 пп.1-3). Порядок подъема и несения Государственного флага (Устав службы – пп. 333, 334).

3. Якорное устройство и его элементы. Порядок осмотра якорного устройства (ТР-300). При каких неисправностях якорного устройства запрещается эксплуатация судна (ТР – п. 301).

4. Состав швартовного устройства. Каким требованиям должно удовлетворять швартовное устройство (ТР – пп. 302-304, 244).

5. Какие требования должны соблюдаться при эксплуатации канатов из синтетических и растительных материалов. Порядок осмотра и выбраковки канатов из синтетических и растительных материалов (ТР – пп. 305-306).

6. Порядок производства швартовных работ. Использование бросательного конца при подаче швартовых. В каких случаях можно подать швартовный канат без использования бросательного конца (ПОТ – ст. 108 пп.9,10);

7 Порядок бункеровки судов топливом (ППБ – пп. 116-130):

— каким способом должна производиться бункеровка (ППБ – п.117);

— за чем необходимо следить на судах, участвующих в бункеровке (ППБ — п.122);

Другие инструкции:  ЕТКС: Термист

— что необходимо проверить после начала бункеровки (ППБ – п.124);

— что необходимо проверить после окончания приема топлива (ППБ – п.127).

8. Определение термина «живучесть судна» и чем она обеспечивается в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов (НБЖС – пп. 1.2.1 – 1.2.6).

Кому подчиняется моторист и в чьем распоряжении находится во время несения вахты (Устав службы на судах – п. 203).

Что должен знать и обязан выполнять моторист (Устав службы – п. 204):

2. Cостав судовой энергетической установки (СЭУ). Разделение механизмов на главные и вспомогательные.

Компплекс: двигатель — передаточный механизм — движитель, общее понятие об их взаимодействии. Упорные и опорные подшипники, гребной вал, гребной винт, дейдвудное устройство.

3. Назначение пускового устройства. Электрический и воздушный пуск. Принцип действия воздушного компрессора. Воздушные баллоны и их арматура.

Какие действия запрещается выполнять при производстве работ с арматурой. трубопроводами и баллонами сжатого воздуха (ТР — п. 245). При каких неисправностях запрещается эксплуатация воздухохранителей (баллонов) (ТР — п.293).

4. Системы судовых ДВС:

— система газораспределения. Типы механизмов привода газораспределения и их конструктивные особенности. Уход за системой газораспределения. Способы притирки клапанов и проверки плотности притирки;

— что входит в топливную систему. Топливные насосы высокого давления. Топливные фильтры и трубопроводы. Форсунки и их назначение;

— что входит в смазочную систему. Виды циркуляционных систем смазки. Масляные фильтры, масляные охладители. Маслопроводы и арматура;

— что входит в систему охлаждения. Температурный режим системы охлаждения и его влияние на экономичность работы ДВС. Роль терморегулятора (термостата);

— подготовка топливной, масляной системы и системы охлаждения перед пуском двигателя.

5. Что относится к судовым вспомогательным механизмам и их назначение.

6. Общие сведения о судовых системах и их назначение. Противопожарная система, балластная система, осушительная система, система фекальных и сточно-фановых вод, система водоснабжения.

7. Требования Правил охраны труда при обслуживании и ремонте ДВС (ПОТ – п. 193).

8. Требования Правил пожарной безопасности к хранению чистой и промасленной ветоши, расходных смазочных материалов (ППБ – пп. 83,84).

Порядок маркировки забортных отверстий и номеров шпангоутов в машинных помещениях (НБЖС –п п. 2.2.4, 2.2.5).

Обязанности вахтенного рулевого-моториста при заступлении и при несении вахты (Устав сл. – п. п. 261,262,265-269,293,294). Состав рулевого устройства и порядок его осмотра (ТР – пп. 295-297).

Что запрещается в машинно-котельном отделении согласно требований «Правил охраны труда на судах морского и речного флота» (ПОТ – п. 160).

Реверсивные устройства. Назначение и виды реверсивных устройств. Последовательность операций при реверсе двигателя. Реверсивно-разобщительные муфты, реверс-редукторы, их назначение и принцип действия (СЭУ).

Назначение пускового устройства. Электрический (стартерный) и

воздушный пуск. Воздушные баллоны и их арматура. При каких неисправностях запрещается эксплуатация воздухохранителей (баллонов) (ТР – п.293).

Ходовые огни одиночного самоходного судна, толкаемого и

буксируемого состава, судна работающего на переправе (ПП – пп. 57-61).

Управляемость, как эксплуатационное качество судна. Устойчивость

судна на курсе и рыскливость, факторы влияющие на них (судовождение).

Береговые и плавучие навигационные знаки, обозначения оси и кромок

судового хода при латеральной системе ограждения.

Способы ориентировки при управлении судном с учётом значения

береговых и плавучих знаков для движения судна по оси судового хода

правой по ходу полосой, у кромки судового хода.

Кому подчиняется электрик при наличии и при отсутствии в штате судна электротехнического персонала (Устав сл. – п. 210).

Что должен знать и обязан выполнять судовой электрик (Устав сл. – п. 211).

Что входит в состав судовых электростанций. Основные и аварийные источники электроэнергии. Распределительные устройства. Электроприводы, что к ним относится (эл. оборудование судов). Требования технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (ТР) к эксплуатации судового электрооборудования:

— порядок технического обслуживания судового электрооборудования (ТР – пп. 364-369);

— что запрещается при эксплуатации электрооборудования (ТР — п. 370; ПТЭ эл. оборудования – п. 1.2.16) и при каких неисправностях запрещается его работа (ТР – пп. 371,372);

— требования к обеспечению электрической безопасности при эксплуатации электрооборудования (ТР – пп. 247-255).

В чем заключается обеспечение пожаро — и взрывобезопасности при эксплуатации электрооборудования и аккумуляторных батарей (ПТЭ эл. оборудования – пп. 2.2.1-2.2.14).

Что необходимо предпринять при возгорании электрооборудования (ПТЭ эл. оборудования – п. 2.2.15).

Требования Правил охраны труда на судах морского и речного флота (ПОТ) при эксплуатации судового электрооборудования:

— какие электрозащитные средства должны использоваться при работе с судовым электрооборудованием напряжением ниже 1000 Вольт (ПОТ – п. 147 1), 2));

— как должны выполняться ремонтные и профилактические работы по электрооборудованию при полном или частичном снятии напряжения на токоведущих частях и без снятия напряжения. Применение переносного заземления (ПОТ — п. 147 3)-20));

— порядок выполнения работ с аккумуляторными батареями и в аккумуляторных помещениях (ПОТ – п. 151).

Кому непосредственно подчиняется лебёдчик и в чьём распоряжении находится во время вахты (Устав сл. – п.198)(ПТЭ з/с – II.16).

Что должен уметь лебёдчик земснаряда (Устав сл. — п.199).

Обязанности лебёдчика-моториста перед заступлением на вахту (ПТЭ з/с – II.17) и при несении вахты (ПТЭ з/с –II.18). Что относится к средствам оперативного перемещения земснаряда и порядок подготовки их к действию. Какие действия необходимо выполнять при использовании становых и папильонажных лебёдок и при обнаружении каких повреждений должна быть прекращена их работа.

В каких случаях запрещается использование становых и папильонажных лебёдок (ПТЭ з/с – III.2.5.1 – 2.5.6). Порядок выполнения работ по установке земснаряда на участке дноуглубительных работ при завозке и перекладке якорей с помощью самоходной завозни (Правила охраны труда на судах морского и речного флота – п.244). Основные документы по организации борьбы за живучесть земснаряда (Приложение 7 ПТЭ з/с – пп. 3-13).

Действия члена экипажа при обнаружении первых признаков пожара, водотечности корпуса, человека за бортом.

Кому непосредственно подчиняется матрос земснаряда и в чьём распоряжении находится во время вахты (Устав сл. – п. 201).

Что должен уметь матрос земснаряда (Устав сл. – п. 202).

Обязанности матроса земснаряда при заступлении и при несении вахты (ПТЭ з/с – II 21,22).

Что относится к средствам оперативного перемещения земснаряда. Порядок подготовки к действию средств оперативного перемещения (ПТЭ з/с –III 2.5.1). В каких случаях запрещается использование становых и попильонажных лебедок (ПТЭ з/с –III.2.5.6). Требования Правил охраны труда на судах морского и речного флота (ПОТ) по завозке и перекладке якорей с помощью самоходной завозни (ПОТ – п. 244. 6)-14)).

Кому подчиняется старший проводник и в чём заключаются его обязанности по руководству работой проводников (Устав сл. – пп. 214-216). За что несёт ответственность проводник и его обязанности по обслуживанию пассажиров (Устав сл. – пп. 217-219). Старший проводник и проводник должны знать права и обязанности пассажира предусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта (КВВТ – ст.100).

Что запрещается пассажирам, находящимся на борту, в целях предупреждения возникновения пожара (Правила пожарной безопасности – п. 138). В каких случаях подаётся сигнал «шлюпочной тревоги». В чем заключается инструктаж пассажиров об их действиях по тревоге (НБЖС – пп. 10.1.2; 10.2.2).

Организация эвакуации пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги (НБЖС — пп. 10.3.7 – 10.3.12).

Требования Правил охраны труда на судах морского и речного флота (ПОТ):

— при выполнении хозяйственных работ (ПОТ – п. 49);

— при выполнении прачечных работ (ПОТ – пп. 50-52);

— при выполнении уборочных работ (ПОТ п.53);

— при выполнении работ с применением химикатов (ПОТ – п. 54).

Обязанности повара по приготовлению пищи и содержанию камбузного оборудования (Устав сл. – пп. 220, 221). Требования Правил охраны труда на судах морского и речного флота (ПОТ) при работе на камбузе и в продуктовых кладовых судна:

— что должен знать работающий на камбузе персонал (ПОТ – пп. 305-307);

— что необходимо выполнить при объявлении штормового предупреждения (ПОТ – п. 308);

— порядок погрузки и хранения продуктов (ПОТ – п. 309);

— порядок использования камбузного оборудования, инвентаря; порядок подготовки продуктов для приготовления пищи при работе на камбузе, в буфетных и столовых (ПОТ – п. 310);

— порядок пользования электрическими плитами (ПОТ – п. 311).

Требования Правил охраны труда на судах морского и речного флота (ПОТ):

— при выполнении хозяйственных работ (ПОТ – п. 49);

— при выполнении прачечных работ (ПОТ – пп. 50-52);

— при выполнении уборочных работ (ПОТ – п. 53);

— при выполнении работ с применением химикатов (ПОТ – п. 54).

Источник

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий