Должностные обязанности учителя

Должностные обязанности учителя Должностные инструкции

Должностная инструкция учителя изобразительного искусства (изо) в школе

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Учителя изобразительного искусства (ИЗО)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция учителя изобразительного искусства (ИЗО) школы разработана с учетом требований ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года, №1897 от 17.12.2021 года в редакциях от 11.12.2020 года; на основании ФЗ №273 от 29.12.2021 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2021 года в редакции от 31.05.2021 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель изобразительного искусства школы назначается и освобождается от должности приказом директора общеобразовательного учреждения.

1.3. На должность учителя изобразительного искусства (ИЗО) принимается лицо:

  • имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 “Право на занятие педагогической деятельностью” Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Учитель изобразительного искусства (ИЗО) подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель изобразительного искусства руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора);
  • инструкцией по охране труда для учителя ИЗО;
  • Трудовым договором;
  • Конвенцией о правах ребенка.

1.6. Учитель изобразительного искусства должен знать:

  • приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации;
  • требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию предмета «Изобразительное искусство», рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательном учреждении;
  • программы и учебники по предмету «Изобразительное искусство», отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета «Изобразительное искусство» и воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов изобразительного искусства;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • педагогику, физиологию и психологию;
  • основы экологии, экономики и социологии;
  • основы работы с персональным компьютером, принтером, мультимедийным проектором;
  • основы работы с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
  • средства обучения, используемые в процессе преподавания предмета «Изобразительное искусство» и их дидактические возможности;
  • инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, компьютерным оборудованием и оргтехникой.

1.7. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.8. Учитель изобразительного искусства должен соблюдать:

  • настоящую должностную инструкцию;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации, иметь навыки оказания первой медицинской помощи.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя изобразительного искусства (ИЗО) являются:

2.1. Обучение и воспитание детей с учетом специфики своего предмета и возрастных особенностей обучающихся, в соответствии с разработанной образовательной программой общеобразовательного учреждения и требованиями ФГОС к преподаванию предмета «Изобразительное искусство».

2.2. Содействие социализации школьников, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности в учебном кабинете изобразительного искусства во время занятий, внеклассных предметных мероприятий, обеспечение должного контроля выполнения учащимися инструкций по охране труда.

2.4. Организация внеурочной занятости, исследовательской и проектной деятельности учащихся по предмету «Изобразительное искусство».

3. Должностные обязанности

Учитель изобразительного искусства (ИЗО) обязан выполнять следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики предмета «Изобразительное искусство» и требований ФГОС основного общего образования к преподаванию предмета.

3.2. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Другие инструкции:  Положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2020 г., протокол N 14)

3.3. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.4. Планирует и осуществляет учебную деятельность в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету «Изобразительное искусство» на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

3.5. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую и проектную, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по своему предмету с практикой, обсуждает с учащимися актуальные события современности в изобразительном искусстве.

3.6. Может осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательных отношениях с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

3.7. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Оценивает эффективность и результаты обучения школьников по предмету ИЗО.

3.8. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, при этом учитывая личные качества каждого обучаемого ребенка. Участвует в разработке качественных образовательных программ по предмету «Изобразительное искусство».

3.9. Учитель изобразительного искусства обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.

3.10. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации школы необходимые отчетные данные.

3.11. Заменяет уроки отсутствующих учителей изобразительного искусства по распоряжению администрации.

3.12. Выполняет Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования должностной инструкции учителя ИЗО школы, Трудовой договор, а также локальные акты учреждения, приказы директора школы.

3.13. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка, этические нормы поведения, является примером для учащихся.

3.14. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, общественных местах, соответствующие социально-общественному положению учителя.

3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся детей во время образовательной деятельности, внеклассных предметных мероприятий.

3.16. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями) и по приглашению классных руководителей посещает родительские собрания.

3.17. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

3.18. Согласно годовому плану работы общеобразовательного учреждения принимает участие в педагогических советах, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, внеклассных предметных мероприятиях, предметных неделях, а также в предметных МО и методических объединениях, проводимых вышестоящей организацией.

3.19. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

3.20. Проходит периодически обязательные медицинские обследования 1 раз в год.

3.21. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий школьниками.

3.22. Без промедления сообщает дежурному администратору и директору школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.

3.23. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия.

3.24. Организует участие школьников в творческих конкурсах, во внеклассных предметных мероприятиях, в предметных неделях, защитах творческих проектов и работ, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.

3.25. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания своего предмета.

3.26. Учителю изобразительного искусства запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащихся с уроков;
  • использовать в учебной деятельности неисправное оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещении и на территории школы.

3.27. При выполнении обязанностей заведующего учебным кабинетом:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по предмету, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • участвует в разработке инструкций по охране труда для кабинета ИЗО;
  • осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по охране труда в кабинете рисования, а также правил техники безопасности и поведения;
  • проводит инструктаж учащихся по охране труда и технике безопасности, по правилам поведения в учебном кабинете изобразительного искусства с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, осуществляет изучение учениками правил и требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
  • принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет рисования к приемке на начало нового учебного года.

3.28. Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения.

3.29. Проверяет работы у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через 1-2 урока после ее выполнения.

3.30. При необходимости, хранит некоторые творческие работы учащихся в учебном кабинете ИЗО в течение всего года.

3.31. На занятиях по изобразительному искусству учитель:

  • формирует основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развивает эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; развивает наблюдательность учеников, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развивает визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры на занятиях по изобразительному искусству;
  • направляет учеников в освоении художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитывает уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • помогает ученикам в приобретении опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • помогает ученикам в приобретении опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развивает потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Другие инструкции:  Должностная инструкция Слесарь-ремонтник 2-го разряда 2019 | Образец инструкции слесаря-ремонтника 2-го разряда с учетом профстандартов Минтруда РФ

3.32. Организует в течение года выставки творческих работ учащихся.

3.33. Возглавляет комиссию по эстетическому оформлению школы.

4. Права

Учитель изобразительного искусства имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

4.1. Учитель изобразительного искусства школы имеет право:

4.1.1. Принимать решения, обязательные для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения. Давать ученикам во время занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации уроков и обязательному соблюдению ученической дисциплины.

4.1.2. На повышение квалификации. В этих целях администрация школы создает условия, необходимые для обучения педагогических работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

4.1.3. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения.

4.1.4. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в учебной деятельности технических и программных средств, ремонтных работах оборудования и кабинета при необходимости.

4.1.5. Вносить предложения по улучшению условий учебной деятельности в кабинете ИЗО, доводить до директора школы информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих работоспособность учащихся на уроках.

4.1.6. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, который определяется Уставом школы.

4.1.7. Выбирать и использовать в своей педагогической деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Министерством просвещения РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.

4.1.8. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.1.9. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.

4.1.10. На ознакомление с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы учителя рисования, на свое усмотрение давать по ним объяснения, писать объяснительные.

4.1.11. На поощрения, награждения по результатам образовательной деятельности.

4.1.12. Выбирать и предлагать учащимся полезные для использования в учебе ресурсы Интернет.

4.1.13. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в учебном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.1.14. На конфиденциальное служебное расследование, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель изобразительного искусства несет ответственность за:

  • реализацию не в полном объеме образовательных программ по предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком учебной деятельности;
  • жизнь и здоровье школьников во время образовательной деятельности и внеклассных предметных мероприятий, тематических экскурсий и поездок, проводимых учителем, а также на закрепленной территории дежурства, согласно утвержденного директором графика дежурства педагогических работников;
  • нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения;
  • неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации общеобразовательного учреждения несчастного случая;
  • отсутствие контроля соблюдения учащимися инструкций по охране труда и правил поведения во время занятий, а также во время дежурства учителя.

5.2. В случае нарушения Устава школы, условий Коллективного договора, Правил внутреннего распорядка, должностной инструкции для учителя ИЗО, приказов директора учитель изобразительного искусства подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.3. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель изобразительного искусства общеобразовательного учреждения может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.4. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил и норм организации учебно-воспитательной деятельности, учитель ИЗО общеобразовательного учреждения несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель изобразительного искусства несет материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель изобразительного искусства (ИЗО):

6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, исходя из 36-часовой рабочей недели, согласно расписанию уроков и дополнительных занятий, элективных курсов, кружков. Участвует в плановых общешкольных мероприятиях, педсоветах, заседаниях методического объединения, родительских собраниях, предметных внеклассных мероприятиях, в самостоятельном планировании своей деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6.2. В периоды каникул, не совпадающие с основным отпуском, привлекается администрацией к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего в общем учебной нагрузки преподавателя до начала каникул.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах, других мероприятиях по профилю преподаваемого предмета.

6.4. Информирует директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности по изобразительному искусству, снижающих активную учебную деятельность и работоспособность обучающихся. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по улучшению учебно-воспитательной деятельности и оптимизации работы.

6.5. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете изобразительного искусства в случае, если является заведующим учебным кабинетом.

Другие инструкции:  Должностная инструкция

6.6. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих педагогов на условиях почасовой оплаты. Выполняет замену учителя изобразительного искусства на период временного его отсутствия.

6.7. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, приказы директора и вышестоящих организаций, знакомится под личную подпись с соответствующей документацией.

6.8. Систематически обменивается информацией с коллегами по общеобразовательному учреждению и администрацией по вопросам, входящим в компетенцию преподавателя изобразительного искусства.

6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Предметная компетентность учителя технологии согласно фгос

Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:

  • Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
  • Определение места и роли предмета в системе общего образования.
  • Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
  • Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.

В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания. Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.

Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:

  1. Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  3. Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.

Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень:

УМК Симоненко В.Д. (традиционная линия), УМК Симоненко В.Д. (универсальная линия), УМК Сасовой И.А. (метод проектов), УМК Кожиной О.А. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В.М. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.

Роль метапредметных компетенций учителя

Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС. Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности».

Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель…» «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем…», «Формулировать цель деятельности, работая в группе…», » Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем…«.

В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей.

Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты (Л, М, П)
ДПИ: сущность, виды, многообразие. Народные промыслы моего края…
Наблюдение и анализ экспонатов школьного краеведческого музея
П. УУД – установление причинно-следственных связей…
     
Сферы и отрасли производства. Структурные подразделения предприятия. Уровни квалификации и образования
Исследоание деятельности предприятия. Анализ структуры предприятия
П. УУД – объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
     

Что касается проектного модуля, учтем два варианта подхода:

  • Формирование отдельных УУД на каждом уроке параллельно с достижением предметных результатов (традиционный подход).
  • Формирование системы взаимосвязанных УУД в рамках нескольких уроков, на которых осуществляется проектная (исследовательская) деятельность.

Для примера возьмем урок «Зачистка изделий из древесины», направленный на формирование и отработку умений. Школьники буду учиться выполнять зачистку поверхностей деталей из древесины. Варианты регулятивных УУД: «Ученик научится оценивать результат своей деятельности по сформулированным вместе с учителем критериям» или же «Ученик научится составлять алгоритм действий в соответствии с учебной задачей».

Так учитель постепенно передает свою метапредметную компетентность ученикам, помогая им применять в жизни новые знания. В целом можно сказать, что предмет «Технология» выходит на новый уровень, следуя небывалым темпам развития окружающей действительности.

#ADVERTISING_INSERT#

Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии

Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области.

В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

  • Копетенция в ведении образовательного процесса
  • Компетентность в организации воспитательной работы
  • Компетентность в установлении контактов с родителями
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями
  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования
  • Креативная компетентность педагога
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
  • Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ)
  • ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2021 № 1897)
  • Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2021 г. № 544н)
  • Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2021 г. № 253)


Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.

Оцените статью
Добавить комментарий