КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ В ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ МАШИНИСТА КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА — Статьи

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ В ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ МАШИНИСТА КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА - Статьи Должностные инструкции

ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА (МАШИНИСТА) ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА

3.1. При работе крана-манипулятора оператор (машинист)
должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве
по эксплуатации крана-манипулятора и производственной инструкции.

3.2. Оператор (машинист) во время работы механизмов
крана-манипулятора не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также
производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.3. При необходимости ухода с крана-манипулятора
оператор (машинист) обязан остановить двигатель, приводящий в движение
механизмы крана-манипулятора, и убрать ключ зажигания у автомобильных
кранов-манипуляторов. При отсутствии оператора (машиниста) стажеру и другим
лицам управлять краном-манипулятором не разрешается.

3.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение
краном-манипулятором, оператор (машинист) обязан убедиться в том, что стажер
находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-манипулятора нет
посторонних людей.

3.5. Если в работе механизмов крана-манипулятора был
перерыв, то перед их включением крановщик обязан подать предупредительный звуковой
сигнал.

3.6. Передвижение крана-манипулятора под линией
электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном
положении).

3.7. Во время перемещения крана-манипулятора с грузом
положение стрелы и грузоподъемность крана-манипулятора следует устанавливать в
соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации
крана-манипулятора. Производить одновременно перемещение крана-манипулятора и
поворот стрелы не разрешается.

3.8. Оператор (машинист) обязан устанавливать кран-манипулятор
на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по
паспортной характеристике крана-манипулятора; при этом он должен следить, чтобы
опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся
инвентарной принадлежностью крана-манипулятора. Подкладывать под дополнительные
опоры случайные предметы не разрешается.

3.9. Запрещается нахождение оператора (машиниста) в
кабине при установке крана-манипулятора на дополнительные опоры, а также при
освобождении его от опор.

3.10. Установка крана-манипулятора на краю откоса
котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний отначала
откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора не менее
указанных в таблице.

Минимальное расстояние от начала откосакотлована (канавы) до края опорного контуракрана-манипулятора при ненасыпном грунте, м

Глубина котлована
(канавы)

Грунт

песчаный и
гравийный

супесчаный

суглинистый

глинистый

лессовый сухой

1

1,5

1,25

1,00

1,00

1,0

2

3,0

2,40

2,00

1,50

2,0

3

4,0

3,60

3,25

1,75

2,5

4

5,0

4,40

4,00

3,00

3,0

5

6,0

5,30

4,75

3,50

3,5

3.11. Устанавливать краны-манипуляторы для выполнения строительно-монтажных
работ следует в соответствии с проектом производства работ
кранами-манипуляторами.

3.12. Установка кранов-манипуляторов должна
производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и
характера грунта. Устанавливать краны-манипуляторы для работы на
свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном,
превышающим допустимый для данного крана-манипулятора в соответствии с
руководством по эксплуатации крана-манипулятора, не разрешается.

3.13. Устанавливать краны-манипуляторы следует так,
чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-манипулятора при
любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не
менее 1 м.

3.14. Оператору (машинисту) запрещается самовольная
установка крана-манипулятора для работы вблизи линии электропередачи (до
получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ
кранами-манипуляторами).

3.15. Оператор (машинист) должен работать под
непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство
работ кранами-манипуляторами, при загрузке и разгрузке полувагонов, при
перемещении груза несколькими кранами-манипуляторами, вблизи линии
электропередачи; при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены
производственные или служебные помещения, где могут находиться люди; при
перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других
случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими
регламентами.

3.16. Перемещение грузов над перекрытиями, под
которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут
находиться люди, не допускается. В отдельных случаях может производиться
перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в
которых находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с
органами госгортехнадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под
руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ
кранами-манипуляторами.

Другие инструкции:  Должностная инструкция механика по автотранспорту

3.17. Совместная работа по перемещению груза двумя или
несколькими кранами-манипуляторами может быть допущена лишь в отдельных случаях
и должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ или технологической
картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с
указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а
также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по
безопасному перемещению груза.

3.18. При перемещении грузов оператор (машинист)
должен руководствоваться следующими правилами:

1) работать краном-манипулятором можно только по
сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя в нарушение
требований инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить
требуемого маневра крана-манипулятора.

За повреждения, причиненные действием
крана-манипулятора вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет
ответственность как оператор (машинист), так и стропальщик, подавший
неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и оператором
(машинистом) должен производиться по установленному на предприятии (в
организации) порядку. Сигнал «Стоп» оператор (машинист) обязан выполнять
независимо от того, кто его подает;

2) необходимо определять по указателю грузоподъемности
грузоподъемность крана-манипулятора для каждого вылета;

3) перед подъемом груза следует предупреждать звуковым
сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о
необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и
опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне
работы крана-манипулятора.

Указанные требования оператор (машинист) должен
выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может
находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится
на высоте не более 1 м от уровня площадки;

4) загружать и разгружать вагонетки, автомашины и
прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при
отсутствии людей на транспортных средствах, в чем оператор (машинист) должен
предварительно убедиться;

5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузом
следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового
каната;

6) при подъеме груза необходимо предварительно поднять
его на высоту не более 200 — 300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки,
устойчивости крана-манипулятора и исправности действия тормозом, после чего
можно поднимать груз на нужную высоту;

7) при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и
блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

8) перемещаемые в горизонтальном направлении грузы
(грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм
выше встречающихся на пути предметов;

9) при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не
поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;

10) при перемещении груза, находящегося вблизи стены,
колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого
оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и
других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания,
транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания
стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др.

11) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться
в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться
возможность выпадения отдельных грузов, подъем кирпича на поддонах без
ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю)
автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;

Другие инструкции:  Роль помощника воспитателя в образовательном процессе.ГУО "Ясли-сад № 104 г. Гродно"

12) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи,
котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания
свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его
низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната,
не считая витков, находящихся под зажимным устройством;

13) укладывать и разбирать груз следует равномерно, не
нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая
проходы;

14) необходимо внимательно следить за канатами; при
спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении
повреждений канатов следует приостановить работу крана-манипулятора;

15) при наличии у крана-манипулятора двух механизмов
подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма
должен быть всегда поднят в наивысшее положение;

16) строповка грузов должна производиться в
соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы,
соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и
угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их
ветвями не превышал 90°;

17) при работе крана-манипулятора с грейфером,
предназначенным для сыпучих и кусковых материалов, не разрешается производить
перевалку материала, наибольший размер кусков которого превышает 300 мм, а
также если насыпная масса превышает величину, установленную для данного
грейфера. Перевалка штучного груза может производиться только специальным
грейфером;

18) работа грейферных кранов допускается при
отсутствии в зоне их действия людей. Подсобные рабочие могут допускаться к
выполнению своих обязанностей только после перерыва в работе крана, после того
как грейфер будет опущен на землю;

19) опускать перемещаемый груз разрешается только на
предназначенное для этого место, где исключается возможность падения,
опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза
должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности.

3.19. Производство работ кранами-манипуляторами на
расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана-манипулятора в любом
ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией
на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 42 В и
более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия
работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи,
выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца
крана-манипулятора. Безопасные расстояния от частей крана или груза в любом их
положении до ближайшего провода линии электропередачи составляют: при
напряжении до 1 кВ — 1,5 м, от 1 до 20 кВ — не менее 2 м, от 35 до 110 кВ — не
менее 4 м, от 150 до 220 кВ — не менее 5 м, до 330 кВ — не менее 6 м, от 500 до
750 кВ — не менее 9 м.

В случае производственной необходимости, если
невозможно выдержать указанные расстояния, работа краном-манипулятором в
запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи по
наряду-допуску, в котором указывается время проведения работ.

Оператор (крановщик) не должен приступать к работе,
если лицо, ответственное за безопасное производство работ
кранами-манипуляторами, не обеспечило выполнение предусмотренных
нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана-манипулятора
и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: «Установку
крана-манипулятора на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю (дата,
время, подпись)».

При работе кранов-манипуляторов на действующих
электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с
применением кранов-манипуляторов ведутся персоналом, эксплуатирующим
электроустановки, а операторы (крановщики) находятся в штате энергопредприятия,
наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и
оборудования выдается оператору (крановщику) лицом, ответственным за безопасное
производство работ кранами-манипуляторами.

Другие инструкции:  Что входит в обязанности директора автошколы?

Работа кранов-манипуляторов под неотключенными
контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении
расстояния между стрелой крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1
м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное
расстояние при подъеме стрелы.

3.20. К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных
зонах или с ядовитыми, едкими грузами оператор (машинист) может приступить
только после получения специального (письменного) указания от лица,
ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.

3.21. При производстве работ оператору (машинисту)
запрещается:

1) допускать к обвязке или зацепке грузов случайных
лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные
приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или
клейм. В этих случаях оператор (машинист) должен прекратить работу краном-манипулятором
и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ
кранами-манипуляторами;

2) поднимать груз, масса которого превышает
грузоподъемность крана-манипулятора для данного вылета. Если оператор
(машинист) не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде
сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное
производство работ кранами-манипуляторами;

3) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором
грузоподъемность крана-манипулятора будет меньше массы поднимаемого груза;

4) производить резкое торможение при повороте стрелы с
грузом;

5) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком
крана-манипулятора при наклонном положении канатов, а также передвигать
железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

6) отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный
землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами,
залитый бетоном и т.п.;

7) освобождать краном-манипулятором защемленные грузом
грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

8) поднимать железобетонные изделия с поврежденными
петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в
неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

9) укладывать груз на электрические кабели и
трубопроводы, а также на краю откоса канавы или траншеи;

10) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а
также груз, поддерживаемый руками;

11) передавать управление краном-манипулятором лицам,
не имеющим прав на управление краном-манипулятором, а также допускать к
самостоятельному управлению краном-манипулятором учеников и стажеров без своего
наблюдения за ними;

12) производить погрузку и разгрузку автомашины при
нахождении водителя или других людей в кабине;

13) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом,
не уложенные в специальные контейнеры;

14) подавать груз в оконные проемы и на балконы без
специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

15) поднимать груз непосредственно с места его
установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;

16) пользоваться концевыми выключателями в качестве
рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

17) работать при выведенных из действия или
неисправных приборах безопасности и тормозах.

3.22. При возникновении неисправностей оператор
(машинист) обязан опустить груз, прекратить работу крана-манипулятора и
сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ
кранами-манипуляторами. Так же должен действовать оператор (машинист) в
следующих случаях:

1) при приближении грозы, сильном ветре, скорость
которого превышает допустимую для данного крана-манипулятора и указанную в его
паспорте;

2) при недостаточной освещенности места работы
крана-манипулятора, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях,
когда оператор (машинист) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый
груз;

3) при температуре воздуха ниже допустимой минусовой,
указанной в паспорте крана-манипулятора;

4) при закручивании канатов грузового полиспаста.

Оцените статью
Добавить комментарий