«Камышловские известия». Редакция и типография: весь век бок о бок

«Камышловские известия».  Редакция и типография: весь век бок о бок Должностные инструкции

Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя

Техника дошла до того, что макет свёрстанной газеты типография получает по электронной почте за считанные мгновения. Расстояние между написанным и напечатанным резко сократилось. Труд и журналистов, и типографских работников стал гораздо легче именно с технической стороны.

«враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»

И в ручном наборе, и в линотипном было множество различных шрифтов. Их названия теперь больше по кроссвордам известны: цицеро, петит, корпус, нонпарель… В зависимости от кегля (размера) они обозначались еще и цифрами. Самый распространенный был — девятый, или просто газетный.

Линотипистка имела возможность прочитывать набранную строку еще в матрицах, до того как запустить ее в оттиск. Грамотнейшая и внимательнейшая была у нас наборщица — иногда ни одной ошибки на полосе не делала. Кстати сказать, при ручном наборе надо было исправлять только единичные буквы, а теперь при обнаружении ошибки — отливать заново всю строку.

Бытовало выражение, что газета живет один день. Мы шутили: пока селедку в нее не завернут. В металле уж точно она один день жила, и сразу после выпуска тиража убирали пробелы, линейки, шпоны, а строчки — в плавку. Рядом с типографией плавильня стояла, где металл из твердого состояния переходил в жидкое и обратно: строчки расплавлялись и отливались в чушки — определенного размера серебристые бруски, которые запускались в котел линотипа.

Зарплаты небольшие, труд грязный и тяжелый, глаза всегда в напряжении — что же держало этих людей здесь, в друкарне, хотя уже и не первобытной, как у Ивана Федорова, но все же далеко не полностью механизированной? Прежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали — все остальные узнают новости только завтра!

Другие инструкции:  Должностная инструкция механика автоколонны

«разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»

Но вот и в наше захолустье пришел технический прогресс: типография получила линотип — строкоотливную машину, которую еще в 1884 г. запатентовал немец-американец О. Мергенталер. И больше не опаздывала наша газета с новостями! О скорости набора на такой машине еще Маяковский сказал: «…разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».

Ни в какую дверь эта махина не прошла бы, если даже открутить с нее все, что откручивается. Поэтому не только вынули раму огромного окна, а еще и дополнительно проем расширяли. Кран тяжело поставил линотип на заранее залитый фундамент. А когда подключили машину, мы всей редакцией отправились на экскурсию, благо типография этажом ниже была.

Да-а-а! «Это вроде как машина „Скорой помощи“ идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». Сразу и созидательный процесс происходит, и разрушительный. Матрицы движутся по кругу. После того, как строка застынет в металле, матрицы расходятся по своим квартиркам, чтобы тут же по мановению руки наборщицы выпасть в новое слово.

Но в отличие от меня, вот как поэтично описал работу линотипа французский писатель Р. Гароди: «После каждой строчки линотип своей изящной рукой приподнимал щепотку пританцовывающих матриц…» Или: «От ласковых прикосновений его пальцев медные матрицы слегка вздрагивали, пробуждаясь, и с веселым перезвоном падали вниз, словно тренькающие капли дождя…» Очень точное описание!

Ни начала, ни конца у этой машины. Что в ней главное? Похоже, что — все! Конечно, все начинается с клавиатуры. Набирает линотипистка текст, сверху из магазинов подбираются нужные литеры и, проходя через жидкий сплав, отливаются сразу целой строкой.

А размер строки — он исчислялся в квадратах — отливался по моему, ответственного секретаря редакции, желанию и был указан на макете газетной полосы. Горячие строки — это не только для красного словца. Когда время поджимало, их в самом деле приходилось переносить в рукавицах.

Другие инструкции:  Должностная инструкция Инженер-энергетик (энергетик)

В новом формате

Всё изменилось в начале 90-х, когда на смену высокой печати пришла офсетная. Первой компьютерную вёрстку начинала Н.В. Рякина, которая до того работала корректором.

– Это был конец 1993 года, – вспоминает Наталья Валерьевна. – Помню самый первый номер нашей газеты, который сверстала на компьютере, на первой полосе была фотография с берёзками. Учились работать по-новому сами, методом проб и ошибок.

Наталья Валерьевна продолжает династию, в типографию её после школы привела мама, С.Н. Романюк. Светлана Никоновна – одна из тех работниц типографии, о которых все вспоминают как о специалисте высочайшего класса – метранпаже, верстальщице, монтажисте.

Н.В. Рякина овладела вёрсткой любых форматов, использует многочисленные технические возможности, освоила разные технологии и программы. Она и корректор, и наборщик, и верстальщик. В 90-е научилась сама и научила коллег работать в новом формате.

Тогда приходилось нелегко, оставались до тех пор, пока не примут все газеты из редакций. Такая была работа: газету подписчики должны были получить точно в срок.

Многое изменилось: названия, скорости, технологии. Впрочем, принцип действия сохранился и сейчас – над полосами газет и любой печатной продукцией работают, помимо журналистов и редакторов, всё те же верстальщики, корректоры. Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя.

Галина ШИПИЦЫНАФото Андрея Зайкова.На фото. Наталья Валерьевна Рякина и Татьяна Ивановна Кремлёва.

* Линотип – строкоотливной наборный аппарат, изобретённый в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером.

Я работала в типографии линотипистом 12 лет имею ли я выйти на пенсию по вредности и в коком возрасти?, казань | вопрос №12097393 от 10.12.2021 |

Реле!

Если считать что профессия «линотипист» и «наборщик вручную» тождественны, то:

Другие инструкции:  Рабочая инструкция сторожу.Государственное учреждение образования "Приболовичская средняя школа"

Согласно Пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2021 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2021 г. предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

Цитата:

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Работа по профессии линотиписта относится к Списку N 2 (раздел XXXII) производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 в разделе XXX «Полиграфическое и кинокопировальное производства» предусмотрена категория рабочие «наборщики вручную».

Таким образом, 1 год работы линотипистом приравнивается к 2 годам страхового стажа (для женщин).

Право на получение страховой пенсии у Вас возникает в возрасте 50 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Вам помог ответ?ДаНет

Оцените статью
Добавить комментарий