Что приложить
Важной частью являются приложения, содержащие четкие алгоритмы и требования к выполнению основных функций — профессиональной деятельности. Они, в зависимости от конкретной функции, включают следующие инструкции:
- О мытье игрушек;
- О мытье посуды;
- Об уборке туалетов;
- О требованиях санитарной гигиены при обращении с салфетками;
И принципами
- Смена постельного белья;
- Обработка коридоров и полов.
Последние версии IID содержат два названия должностей — няня и воспитатель детей. Термин «воспитатель детей» не фигурирует во вновь принятых документах. Возможно, что это название скоро устареет.
Что нужно знать при написании должностной инструкции
В законодательстве о трудовых отношениях нет норм, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели руководствуются стандартизированными должностными инструкциями, многие из которых написаны на основе профессиональных стандартов. Эти инструкции построены в соответствии с определенными правилами, которые регулируют их структуру и содержание.
Моделирование структуры инструкций:
- Общая часть.
- Профессиональные функции.
- Ответственность за нарушение.
- Права работников.
Некоторые работодатели, особенно крупные или работающие в отраслях с особыми характеристиками, также добавляют сюда разделы, в которых подробно описывают определенные аспекты взаимоотношений с сотрудниками.
Популярные дополнительные рубрики:
- Требования к кандидатам.
- Отношения между рабочими местами.
- Параметры для оценки эффективности работы.
Обратите внимание, что содержание должностной инструкции не должно противоречить или выходить за рамки содержания трудового договора. Должностная инструкция рассматривается как дополнение к трудовому договору, а не как его замена.
Общий раздел
- Претенденты на работу в качестве классного руководителя детского сада должны соответствовать следующим требованиям:
- Среднее или высшее образование по профилю «образование и педагогика»
- Документы, подтверждающие положительный медицинский осмотр
- Соответствующий профессиональный опыт работы не менее 1 года.
- Среднее или высшее образование в области «образования и педагогики»
- Подтверждение удовлетворительного прохождения медицинского осмотра
- Соответствующий профессиональный опыт работы не менее 1 года.
- Воспитатель детского сада подчиняется директору школы.
- Директор школы назначает и увольняет воспитателя детского сада.
- В отсутствие воспитательницы ее функции будет выполнять другой сотрудник детского сада, назначенный заведующей.
- Воспитатель класса детского сада должен обладать рядом навыков в следующих областях:
- Правовые нормы, ведомственные нормы и инструкции, регулирующие его/ее сферу деятельности; приемы оказания неотложной медицинской помощи; основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися с учетом возрастных особенностей; стандарты общения с детьми; возрастные особенности учащихся; методы контроля деятельности воспитанников; теоретические основы педагогической подготовки в детских садах; методы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; современные основные методики обучения детей; методы общения с детьми и их родителями; этические
- Правовые нормы, ведомственные нормы и инструкции, регулирующие его/ее сферу деятельности;
- Приемы оказания неотложной медицинской помощи;
- Основные педагогические и психологические приемы общения с воспитанниками с учетом возрастных особенностей;
- Нормы общения с детьми;
- Возрастные особенности воспитанников;
- Приемы наблюдения за деятельностью воспитанников;
- Теоретические основы дошкольного образования;
- Приемы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;
- Основные современные методики обучения детей;
- Приемы общения с детьми и их родителями
- Педагог дошкольного учреждения руководствуется
- Действующими законами, стандартами и отраслевыми нормами;
- Соответствующей документацией учреждения;
- Положениями настоящего руководства.
- Применимые законы, стандарты и отраслевые нормы
Обязанности
- Обеспечение обучения и воспитания детей в соответствии с установленными стандартами.
- Наблюдение за поведением детей и выявление причин любых проблем.
- Ведение соответствующей документации в зоне своей ответственности.
- Работа с детьми, их родителями и коллегами для предотвращения конфликтов, их разрешения и выявления проблемных зон.
- Оказывать помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
- Обеспечение соблюдения учащимися расписания уроков и внеклассных мероприятий.
- Планирование образовательных программ в зоне своей ответственности.
- Информирование директора и других сотрудников о любых проблемах в зоне своей ответственности.
- Связь с родительским советом и советом по образованию в зоне своей ответственности.
- Контроль свободного времени детей как самостоятельно, так и совместно с другими сотрудниками.
- Помогать детям в их собственных сферах ответственности
- Следить за миром и порядком на территории детского сада.
- Обеспечивать санитарные и гигиенические нормы в детских классах
- Ухаживать за внешним видом детей в соответствии с установленными нормами.
- Проходить плановые медицинские осмотры.
- Выдача сертификатов в соответствии с процедурой, указанной в соответствующих документах.
Ответственность
Воспитатель детского сада может быть привлечен к ответственности за следующие правонарушения
- Наносит ущерб общей территории — в пределах, установленных действующими правилами и документами организации.
- Ненадлежащее выполнение порученных заданий — в пределах, установленных трудовым законодательством.
- Несоблюдение требований и правил обращения с детьми — в рамках пунктов действующего законодательства.
- Правонарушения, совершенные в процессе работы — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.
Права
У воспитателя детского сада есть права работодателя:
- Внесение предложений руководству о возможных путях улучшения процедур обучения.
- Присутствие на собраниях сотрудников учреждения.
- Предъявлять требования к администрации учреждения по обеспечению необходимых условий для выполнения обязанностей.
- Получать премии при достижении соответствующих целевых показателей эффективности.
- Получать от других сотрудников информацию, необходимую для их работы.
- Получение спецодежды и необходимых материалов в порядке, указанном в соответствующих документах учреждения.
Должностная инструкция младшего воспитателя | в детский сад
1.1 На должность младшего воспитателя может быть назначено лицо, отвечающее требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2021 года № 761н.
1.2 Помощник воспитателя детей младшего возраста должен иметь среднее профессиональное образование или общее среднее образование (полное) и профессиональную подготовку в сфере образования и педагогики.
1.3 Особыми условиями приема работника по уходу за ребенком являются
- Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также внеплановые медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Иметь личную медицинскую карточку с результатами медицинских и лабораторных исследований, сведениями о прививках, инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и справку о допуске к работе
- Не иметь ограничений на работу в сфере образования.
1.4 Директор дошкольного центра принимает на работу и увольняет помощников воспитателей в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5 Помощник воспитателя относится к категории учебно-вспомогательного персонала, находится в непосредственном подчинении директора Центра раннего развития ребенка и выполняет все указания воспитателя и директора Центра.
1.6 В ходе своей профессиональной деятельности ассистенты класса должны знать, как
- Законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность;
- Законодательство о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка;
- Трудовые стандарты для детских садов;
- Правовые, моральные и этические нормы, профессиональные этические стандарты;
- Местные и административные акты, уставы детских садов;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее санитарные нормы);
- Санитарно-эпидемиологические требования к общественному питанию (далее санитарные нормы);
- Гигиенические нормы проектирования, содержания и режима работы организаций, осуществляющих воспитание и обучение, отдых и оздоровление детей и молодежи (далее — гигиенические нормы);
- Основные принципы воспитания, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы;
- Методы убеждения, аргументации своих позиций, установления контактов с детьми разного возраста и их родителями (законными представителями);
- Стандарты жизни и здравоохранения, ухода за детьми.
- Стандарты охраны труда, стандарты пожарной безопасности и требования антитеррористической защиты.
1.7 В процессе своей профессиональной деятельности педагоги дошкольного образования должны уметь
- Общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их
- Анализировать текущую ситуацию в группе, поддерживая в детском коллективе доброжелательную атмосферу
- Знать методы улучшения здоровья учащихся
- Иметь профессиональное отношение к оказанию помощи каждому ребенку, независимо от его/ее реальных способностей к обучению, особенностей поведения, психического и физического здоровья
- Строить партнерские отношения с родителями (законными представителями) учащихся
- Предоставлять помощь
1.8 Воспитатель младшей группы детского сада должен быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической безопасности, пути эвакуации, при угрозе террористического акта или иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения руководителя и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2.1 В рамках трудовой функции «организация образовательной и воспитательной деятельности» воспитатель детей должен выполнять следующие виды профессиональной деятельности
2.1.1. участвует в планировании и осуществлении мероприятий, организуемых классным руководителем;
2.1.2. осуществлять ежедневную работу под руководством воспитателя с целью создания условий для социально-психологической реабилитации, социальной и профессиональной адаптации осужденных;
2.1.3. в сотрудничестве с медицинским персоналом и под руководством воспитателя обеспечивать сохранение и укрепление здоровья детей, принимать меры по содействию их умственному и физическому развитию и проводить ежедневные мероприятия в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами;
2.1.4. участвует в профилактике девиантного поведения и вредных привычек учащихся;
2.1.5. контактирует с родителями (законными представителями) учащихся;
2.1.6. обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательной деятельности.
2.2 В рамках трудовой функции «Создание условий для пребывания детей в детском саду» воспитатель выполняет следующие профессиональные действия
2.2.1. участвует в планировании и организации деятельности учащихся ;
2.2.2. обеспечить соответствие помещений и оборудования нормам гигиены и санитарно-эпидемиологического законодательства;
2.2.3. организовывать, учитывая возраст учащихся, мероприятия по самообслуживанию и оказывать им необходимую помощь.
2.3 При выполнении своих обязанностей помощник по уходу за больными
2.3.1. бережно относиться к имуществу работодателя (включая имущество третьих лиц) и персонала дошкольного учреждения ;
2.3.2. немедленно сообщить работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей или сохранности имущества работодателя (включая имущество третьих лиц, находящееся у работодателя);
2.3.3. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне ;
2.3.4. уважать честь, достоинство и репутацию учащихся и персонала;
2.3.5. систематически совершенствовать свои профессиональные навыки ;
2.3.6. проходить плановые и внеплановые медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования в соответствии с инструкциями работодателя, обучение и аттестацию по гигиене труда, вакцинацию (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок в случае эпидемиологических показаний);
2.3.7. проходить обучение и проверку знаний и навыков по охране труда в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2.3.8. Выполнять указания директора яслей.
3.1 Ухаживающий имеет право работать в условиях, отвечающих требованиям трудового законодательства, включая право на
- Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
- Рабочее место, соответствующее государственным требованиям охраны труда и условиям, установленным коллективным договором;
- Выполнение работы, обусловленной трудовым договором;
- Сокращенный рабочий день;
- Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью, объемом и качеством работы.
3.2 Младший супервайзер обладает всей полнотой власти в пределах своей зоны ответственности:
- Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- Принимать к сведению проекты решений директора дошкольного учреждения, касающиеся их профессиональной деятельности;
- Участвовать в работе органов самоуправления.
3.3 Молодой опекун имеет право приостановить работу более чем на 15 дней до погашения задолженности по взносам, письменно уведомив работодателя.
4.1 Ассистент ЭКГ-центра несет персональную ответственность за:
- За жизнь и здоровье обучающихся, за соблюдение инструкции по охране жизни и здоровья обучающихся, за нарушение их прав и свобод — в соответствии с законодательством РФ;
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих профессиональных обязанностей, определенных должностной инструкцией, — в пределах, предусмотренных действующим трудовым законодательством РФ;
- За любое правонарушение, совершенное в ходе профессиональной деятельности — в объеме, предусмотренном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
- За любое правонарушение, совершенное в ходе профессиональной деятельности.
4.2 В случае нарушения Устава, условий Коллективного договора, настоящей должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов заведующего детским садом, младший воспитатель детского сада привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.
4.3 Если воспитатель детского сада хотя бы один раз применит методы обучения, содержащие элементы физического и/или психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка, он может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым кодексом и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается в качестве дисциплинарного взыскания.
4.4 За виновный ущерб, причиненный Детскому саду или участникам образовательного процесса во время исполнения (или отсутствия) должностных обязанностей, помощник воспитателя несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
4.5 Воспитатель дошкольного учреждения несет ответственность за контроль выполнения данной должностной инструкции.
Воспитатель детского сада:
5.1 Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего времени по графику, составленному в соответствии с 40-часовой рабочей неделей и утвержденному руководителем дошкольного образовательного учреждения, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, для которых не установлены нормы выработки.
5.2 Участвует в собраниях и других мероприятиях, связанных с вопросами образовательной и учебной деятельности.
5.3 Информирование заведующего детским садом, заместителя заведующего детским садом (главы администрации) о любых недостатках в образовательном процессе. Директор детского сада, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (заведующий хозяйством) вносит конкретные предложения по устранению выявленных недостатков и оптимизации работы помощника.
5.4 Получает от администрации детского сада законодательные, организационные и методические материалы, знакомится под роспись с приказами, распоряжениями, инструкциями.
5.5 Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию младшего воспитателя, и выполняет указания медсестры.
5.6. постоянно обмениваться информацией по вопросам, касающимся своей деятельности, с администрацией, педагогическим и обслуживающим персоналом детского центра.
5.7 Своевременно информировать руководителя дошкольного учреждения и соответствующие службы обо всех чрезвычайных ситуациях, касающихся жизни и здоровья детей.
6.1 В должностную инструкцию вносятся изменения в следующих случаях:
- При изменении должностных прав и обязанностей;
- При возложении на работника дополнительных обязанностей по другой или той же профессии (должности), помимо основных;
- При реорганизации юридического лица;
- При изменении штатного расписания (сокращение штата, введение новой штатной единицы);
- При изменении наименования организации (или других изменениях в учредительных документах) или структурного подразделения и т.д.
6.2 Изменения и дополнения в действующую должностную инструкцию вносятся в том же порядке, в котором она была принята.
6.3 Должностная инструкция вступает в силу после ее утверждения и действует до тех пор, пока не будет заменена новой должностной инструкцией.
6.4 Копия должностной инструкции, хранящаяся у работодателя, и журнал регистрации должностных инструкций должны быть подписаны в подтверждение того, что работник ознакомился с должностной инструкцией.
Должностные обязанности
- Помощь детям. Медсестра помогает детям одеваться и раздеваться на прогулке, следит за тем, чтобы дети мыли руки после прогулки и перед едой, при необходимости отводит их к медсестре и т.д.
- Поддержание порядка. Няня убирает групповые комнаты, приносит еду из столовой, накрывает на стол, моет посуду после еды, меняет постельное белье в спальне. В ясельных группах она переодевает детей в чистую одежду и купает их.
- Помогает учителям. Обучает малышей навыкам самообслуживания, личной гигиены, сервировке стола, уходу за вещами и постельными принадлежностями. Помощник готовит оборудование для игр и учебных занятий, помогает учителям вести уроки, участвует в организации специальных мероприятий и оформлении помещений, играет роли персонажей в спектаклях.
Младший воспитатель — кто это
Дошкольная образовательная организация самостоятельно утверждает штатное расписание (пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2021, ред. 31.07.2020). Это подтверждается письмом Министерства образования и науки № 08-1002 от 31.07.2021:
- Детский сад руководствуется ФГОС детского сада;
- Определяет количество сотрудников.
В письме перечислены категории персонала, на которые Российская Федерация выделяет средства с учетом требований ФГОС. К ним относятся преподавательский и вспомогательный персонал:
- младшие воспитатели;
- помощники (няни).
Если спросить, кто преподает в детском саду, младших воспитателей традиционно называют нянями. В учреждениях со сложной структурой и множеством задач младший персонал делился на две позиции: уход и участие в воспитании:
- Няня — уход за ребенком и уборка.
В последние годы было введено несколько документов, которые разделяют понятия сиделки и няни (помощницы) по квалификациям и должностным обязанностям:
- Национальная система педагогического образования, распоряжение правительства № 3273-р.
- Профессиональный стандарт: 01.005 Специалист в области образования.
- Профессиональный стандарт: 03.014 Няня — вводится с 06.01.2021.
В диаграмме это выглядит следующим образом.
Диаграмма помогает понять, является ли няня помощником учителя или нет, потому что ее основная задача — «уход», и она не участвует в учебном процессе. Вывод: если сравнить квалификационные требования, должностные обязанности и знания, необходимые для определенных должностей в соответствии с ЕКСД и профессиональными стандартами 01.005 и 03.014, то должность должна называться «няня». Няня» не работает в качестве учителя.
Решение о переименовании существующей должности и использовании названия «няня» в рамках внедрения профессиональных стандартов принимает учредитель детского центра.
Если от работника требуется участие в образовательном процессе и он имеет образование не ниже среднего специального, должность обозначается как проф. 01.005 «Специалист по образованию». В соответствии с этим стандартом доступны следующие наименования:
- Социальный педагог;
- Педагог-организатор;
- Старший консультант;
- Воспитатель, старший воспитатель;
- Педагогическая библиотечная деятельность в общеобразовательной организации;
- Тьютор.
Возможное название «младший учитель» также не фигурирует в профессиональном стандарте 01.005. Профессиональное развитие и обязанности этой категории сотрудников определяются Национальной системой развития учителей (NTDS).
Общие положения
В главе перечисляются правовые основы инструкции, порядок приема на работу и увольнения, требования к обучению, место в структуре детского сада и перечень документов, на основании которых будет осуществляться работа. Данный раздел включает в себя должностную инструкцию для няни младшей группы детского сада и ИР для няни старшей группы.
Данный раздел отражает требования ФГОС и отраслевых стандартов к квалификации. В примере это рассматривается в пунктах 1.8-1.9: здесь приводится перечень знаний и навыков, необходимых для успешной работы. Например, «знание» выглядит следующим образом.
Должностная инструкция подробно описывает задачи, стоящие перед воспитателем, и зависит от типа работы. Если няня работает с детьми до 3 лет, это включает в себя помощь в самостоятельном приеме пищи и развитие навыков самообслуживания. При работе с детьми старшего возраста особое внимание уделяется наблюдению и руководству.
Воспитатель несет ответственность за гигиеническое состояние помещения и всех его элементов. Эти обязанности и требования к работе воспитателя перечислены в отдельном параграфе.
В должностной инструкции подробно описаны права и обязанности работника и их связь с работой. В отдельном разделе описано, как вносить изменения в должностную инструкцию.
Ответственность
Ф ГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) предполагают следующие обязанности для воспитателей детей младшего возраста:
- Сохранение жизни и здоровья детей в группе;
- Обеспечение сохранности личных вещей детей;
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
- Использование недопустимых методов воспитания, насилия и грубости;
- Ненадлежащее выполнение и невыполнение своей непосредственной работы;
- Использование рабочего времени для личной выгоды.
В обязанности сотрудника входит заблаговременное информирование руководства о болезни, недомогании или отсутствии — это обязательно должно быть включено в должностную инструкцию помощника воспитателя, чтобы не подвергать детей риску заражения.
Права
Чтобы успешно выполнять обязанности помощника в детском саду, вы должны обладать определенной квалификацией, которая также должна быть указана в вашей должностной инструкции:
- Вносить предложения по улучшению процесса обучения и воспитания детей;
- Требовать улучшения условий труда;
- Получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ;
- Работать неполный рабочий день или в две смены на двух рабочих местах;
- Иметь 28 дней оплачиваемого отпуска в год;
- Участвовать в работе органов самоуправления детского сада.
Права и обязанности воспитателей изложены в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2021 и разъяснены в письме Министерства образования № 212/19-12 от 30.03.1994 г.
Условия допуска
Требования к образованию — общее среднее образование и профессионально-техническое образование и подготовка. Следующие граждане не могут выступать в качестве репетиторов:
- Некомпетентный;
- Страдающий специально указанным заболеванием;
- С неснятой судимостью;
- Запрещенный к преподаванию.
Работник на должности помощника преподавателя обязан пройти медицинский осмотр (статья 351(1) Трудового кодекса):
- Предварительный (при заключении договора);
- Периодический и внеочередной.
Дополнительные требования к:
- Знание правовых, моральных и этических норм;
- Соблюдение профессиональной этики;
- Обучение оказанию первой помощи детям дошкольного возраста;
- Знание правил и норм здравоохранения;
- Знание стандартов безопасности и защиты детей.
Чем он занимается
Няня (помощник воспитателя детского сада), в соответствии с Профессиональным стандартом, выполняет обобщенную трудовую функцию (присмотр и уход за детьми), которая представлена тремя трудовыми функциями:
- Уход за детьми (до 1 года);
- Раннее детство (от 1 до 3 лет);
- Дошкольный возраст от 3 лет.
Возраст учеников также определяет, что делает учитель и каковы его обязанности: в зависимости от самостоятельности ученика учитель либо полностью заботится о ребенке, либо помогает ему в определенной деятельности:
- Смена белья, одевание и переодевание в соответствии с графиком и по мере необходимости;
- Приготовление еды или помощь в приеме пищи;
- Уход за гигиеной, помощь в гигиене или обучение навыкам самообслуживания;
- Укладывание спать, организация сна и контроль
- Играть в развивающие и соответствующие возрасту игры и занятия в помещении и на улице;
- Наблюдать за взаимодействием детей;
- Информировать родителей (законных представителей) о благополучии детей;
- Поддерживать гигиеническое и санитарное состояние помещений, оборудования, постельных принадлежностей и игрушек
Все эти элементы входят в функции практикующей медсестры и описываются в IDT.