Приложение. Инструкция об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации | ГАРАНТ

Приложение.  Инструкция об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации | ГАРАНТ Должностные инструкции

приложение. инструкция об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск министерства внутренних дел российской федерации на территории российской федерации | гарант

Приложение
к приказу МВД РФ
от 15 ноября 2021 г. N 1150

Инструкция
об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск*(1) Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) на территории Российской Федерации.

2. Действие настоящей Инструкции распространяется на поездки сотрудника (военнослужащего) по решению уполномоченного должностного лица на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянного места службы (военной службы) или места расположения органа (подразделения) внутренних дел и района дислокации органов управления оперативно-территориального объединения, соединения, воинской части, военного образовательного учреждения высшего профессионального образования*(3) и учреждения внутренних войск МВД России*(4) на территории Российской Федерации*(5).

Действие настоящей Инструкции не распространяется на поездки сотрудника (военнослужащего), служебная деятельность которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства); поступление на учебу по инициативе сотрудника (военнослужащего) в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, в заочную адъюнктуру, обучение в них, а также для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов; время сдачи вступительных экзаменов в очную и заочную аспирантуру (адъюнктуру) при научно-исследовательских учреждениях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; поездки, связанные с выполнением диссертационных исследований соискателями, занимающимися повышением научной квалификации вне адъюнктуры, адъюнктами, обучающимися с отрывом от службы (военной службы), а также докторантами, если их работа не включена в тематический план научно-исследовательских работ.

3. Порядок командирования федеральных государственных гражданских служащих определяется Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»*(6); работников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД России — трудовым законодательством Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»*(7).

4. Основными задачами служебных командировок являются:

проведение следственных действий по находящимся в производстве уголовным делам;

проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности;

участие в контртеррористических операциях;

изучение и проверка состояния оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности;

оказание организационно-методической и практической помощи в организации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности;

пропаганда правовых знаний, представление интересов органа (подразделения) в судах;

обучение личного состава, повышение квалификации, защита диссертации, практика, стажировка;

проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий, непосредственное участие в них;

изучение, обобщение и распространение передового опыта, новых форм и методов работы;

проведение научно-практических, аналитических исследований, методических советов;

решение иных вопросов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности.

5. Основными организационными формами служебных командировок являются:

5.1. Инспектирования и контрольные проверки.

5.2. Комплексные выезды — совместные служебные командировки сотрудников (военнослужащих) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов управления оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России в нижестоящий орган (подразделение) с целью участия в проведении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, контртеррористических операций, проверки и оказания практической помощи в решении возникших проблем оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности.

5.3. Целевые (самостоятельные) выезды — служебные командировки сотрудников (военнослужащих) одного органа (подразделения) по отдельным направлениям или конкретным вопросам оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности.

5.4. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности.

8. Выезды сотрудников (военнослужащих) в другие органы (подразделения), расположенные в пределах города (населенного пункта) по месту постоянной службы (военной службы), считаются служебной командировкой при наличии оформленного в надлежащем порядке решения уполномоченного настоящей Инструкцией должностного лица.

9. Не допускаются служебные командировки по вопросам, которые могут быть решены без выезда на места.

10. Персональная ответственность за организацию, контроль и эффективность служебных командировок возлагается на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, в том числе первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента МВД России, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — главнокомандующего внутренними войсками МВД России*(9), начальников главных управлений, департаментов, управлений МВД России, начальников главных управлений МВД России по федеральным округам*(10), управлений на транспорте МВД России по федеральным округам*(11), оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(12), министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(13), образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, командующих войсками региональных командований, командиров соединений, воинских частей, начальников военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России*(14), утверждающих служебные задания для командируемых сотрудников (военнослужащих) и проводящих их инструктаж.

II. Организация планирования и контроля за проведением служебных командировок. Порядок отмены и переноса запланированных служебных командировок

11. Планирование служебных командировок осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими организацию планирования в системе МВД России.

13. Утвержденные планы служебных командировок (выписки из планов) в трехдневный срок с момента получения подразделением-исполнителем рассматриваются его руководителем.

14. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планом служебных командировок, возлагается на подразделение, осуществляющее в соответствии с настоящей Инструкцией функции анализа организации и эффективности служебных командировок.

15. Контроль за выполнением плана служебных командировок осуществляет подразделение, подготовившее план.

III. Порядок разрешения выездов в служебные командировки

17. Плановые служебные командировки сотрудников (военнослужащих) осуществляются по решению уполномоченных должностных лиц, которыми являются:

17.1. В подразделениях центрального аппарата МВД России*(16) и иных подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра:

17.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации или его заместители — при выезде групп для проведения инспектирования, контрольных проверок, ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, при комплексных, а также целевых выездах.

17.1.2. Начальники главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первый заместитель начальника Следственного департамента МВД России, начальники иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, — в случаях целевых выездов подчиненных сотрудников в нижестоящие органы (подразделения), в том числе связанных с выполнением задач и функций, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России*(17).

17.2. В главных управлениях МВД России по федеральным округам — начальники ГУ МВД России по федеральным округам — для выполнения задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

17.3. В управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте.

17.4. В министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации*(18) — министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

17.5. В территориальных органах МВД России на районном уровне — начальники управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — в случаях целевых выездов подчиненных сотрудников в пределах обслуживаемой территории.

Во всех других случаях разрешение о направлении в служебные командировки запрашивается начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствующем вышестоящем территориальном органе МВД России в письменном виде (в том числе с использованием средств электронной и факсимильной связи).

17.6. В образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, — соответствующие руководители органов (подразделений) — в случаях целевых выездов подчиненных сотрудников в нижестоящие органы (подразделения), в том числе связанных с выполнением задач и функций, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

18. Внеплановые служебные командировки сотрудников (военнослужащих) осуществляются по решению уполномоченных должностных лиц, которыми являются:

18.1. В подразделениях центрального аппарата МВД России*(19) и иных подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра:

18.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители.

18.1.2. Начальники главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первый заместитель начальника Следственного департамента МВД России, начальники иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, или лица, исполняющие их обязанности, — в исключительных случаях с последующим письменным докладом в трехдневный срок руководству Министерства.

18.2. В территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, — соответствующие руководители органов (подразделений) или лица, исполняющие их обязанности.

19. Решение о внеплановой служебной командировке принимается уполномоченными настоящей Инструкцией должностными лицами на основании мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения соответствующего органа (подразделения), инициировавшего выезд, по форме согласно приложению N 3.

20. Служебная командировка сотрудника (военнослужащего) в вышестоящий в порядке подчиненности орган (подразделение) осуществляется по решению руководителя вышестоящего органа (подразделения) или его заместителя.

21. Служебные командировки начальников ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России в Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляются по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.

22. Сотрудники (военнослужащие) нижестоящих органов (подразделений) выезжают в служебную командировку в подразделения центрального аппарата МВД России и иные подразделения МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, по решению руководителей этих подразделений после предварительного согласования с заместителем Министра, ответственным за соответствующее направление деятельности.

IV. Сроки служебных командировок

24. Максимальный срок пребывания в служебной командировке не должен превышать 40 суток, не включая время нахождения в пути к месту командирования и обратно.

26. На более длительный срок, но не более чем на один год служебные командировки могут быть продлены Министром внутренних дел Российской Федерации или его заместителями, начальниками главных управлений МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, командующими войсками региональных командований, командирами соединений, воинских частей, начальниками военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России в случаях:

26.1. Командирования подчиненных сотрудников (военнослужащих) для выполнения задач по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, по выявлению, разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, участия в проведении контртеррористических операций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для выполнения иных задач в составе созданных в установленном порядке временных оперативных группировок (временных подразделений) МВД России.

26.2. Направления сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, органов дознания и предварительного следствия в служебные командировки с целью раскрытия и расследования уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также для выполнения задач в составе созданных в установленном порядке следственных групп.

26.3. Направления на практику и стажировку слушателей и курсантов (из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту) либо для подготовки ими дипломных проектов, а также лиц начальствующего состава органов внутренних дел (офицеров) постоянного состава образовательных учреждений МВД России и военно-учебных заведений (в том числе командиров учебных подразделений) для руководства практикой и стажировкой слушателей и курсантов.

26.4. Командирования научных работников и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, военно-учебных заведений на практику и стажировку в органы (подразделения), на предприятия и в организации других федеральных органов исполнительной власти.

26.5. Направления слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России, военно-учебных заведений, а также лиц, обучающихся по направлениям соответствующего органа (подразделения) в образовательных учреждениях других федеральных органов исполнительной власти, на практику и стажировку (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).

26.6. Направления сотрудников (военнослужащих) с сохранением должностей по месту постоянной службы (военной службы) на обучение, на курсы (в центры) системы повышения квалификации и переподготовки кадров, на курсовую (первоначальную) подготовку вне пункта постоянной или временной дислокации органа (подразделения).

26.7. Направления офицеров на учебные сборы по подготовке прибывшего пополнения.

26.8. Командирования сотрудников (военнослужащих) — слушателей заочных факультетов и отделений образовательных учреждений МВД России (иных федеральных органов исполнительной власти)*(21), курсантов и слушателей военно-учебных заведений на учебные сборы, в том числе связанные с подготовкой и защитой дипломных проектов (работ), установочными и лабораторно-экзаменационными сессиями, государственными экзаменами, а также командирования сотрудников (военнослужащих) образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, военно-учебных заведений для участия в учебном процессе в период указанных сборов.

26.9. Направления сотрудников (военнослужащих) образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, научно-исследовательских учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск МВД России для проведения научно-исследовательских работ, а также на полигоны для проведения квалификационных испытаний нового вооружения, специальных и технических средств, участия в монтажных и пусконаладочных работах при внедрении созданных средств в организациях заказчиков.

26.10. Направления сотрудников (военнослужащих) для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спасательно-аварийных и восстановительных работ, а также для участия в организации борьбы с особо опасными инфекциями, эпидемиями, эпизоотиями.

27. В случае невозможности возвращения сотрудников (военнослужащих) из служебной командировки в установленные сроки вследствие непреодолимой силы или иных независящих от него обстоятельств (захват в заложники, стихийное бедствие и иные причины) служебная командировка может быть продлена с разрешения Министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, начальника ГУ МВД России по федеральному округу, УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министра внутренних дел по республике, начальника главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации, образовательного учреждения и научно-исследовательской организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а во внутренних войсках МВД России — с разрешения заместителя Министра — главнокомандующего внутренними войсками МВД России, командующего войсками регионального командования, командира соединения, воинской части, начальника военно-учебного заведения и учреждения внутренних войск МВД России — на весь срок до его прибытия.

Другие инструкции:  Должностные инструкции дворника | Должностные обязанности и образец должностной инструкции дворника —

Факт наличия данных обстоятельств должен быть подтвержден служебной проверкой (административным расследованием*(22)), по результатам которой в установленном порядке выносится соответствующее заключение.

29. Срок пребывания сотрудников (военнослужащих) в подразделениях центрального аппарата МВД России, подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, органах управления оперативно-территориальных объединений, соединений внутренних войск МВД России для решения вопросов о назначении или утверждении в должности, перемещении по службе (военной службе), предстоящем увольнении со службы (военной службы) не должен превышать 5 суток, а в соответствующих образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях системы МВД России, военно-учебных заведениях — для защиты диссертации — 10 суток, не считая времени нахождения в пути к месту командирования и обратно.

Этот срок может быть продлен лишь в исключительных случаях, но не более чем на 5 суток с письменного разрешения соответственно Министра внутренних дел Российской Федерации или его заместителей, начальников подразделений центрального аппарата МВД России, начальников иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, начальников ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, командующих войсками региональных командований, командиров соединений внутренних войск МВД России.

30. Продолжительность служебной командировки исчисляется по фактическому количеству дней пребывания в служебной командировке со дня убытия из органа (подразделения) и по день возвращения (включительно) обратно после выполнения служебного задания, включая выходные и праздничные дни.

31. Днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта постоянной дислокации органа (подразделения), в котором проходит службу (военную службу) сотрудник (военнослужащий), направляемый в служебную командировку, а днем приезда — день прибытия транспортного средства в пункт постоянного места службы (военной службы) сотрудника (военнослужащего).

День выезда в служебную командировку (день приезда из служебной командировки) определяется по местному (по месту постоянной службы, военной службы) времени отправления (прибытия) транспортных средств в соответствии с расписанием. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки. Аналогично определяется день прибытия сотрудника (военнослужащего) в пункт постоянного места службы (военной службы).

В случае отправления (прибытия) транспортного средства во время, отличное от расписания, фактическое время отправления (прибытия) подтверждается соответствующими справками или заверенными отметками на проездных билетах.

Если железнодорожная станция, автовокзал, пристань или аэродром находятся за чертой населенного пункта, то при определении дня отправления (прибытия) учитывается время, необходимое для проезда до железнодорожной станции, автовокзала, пристани, аэродрома и обратно.

32. При командировании сотрудников органов внутренних дел для конвоирования лиц, содержащихся под стражей, в общий срок служебной командировки включается время с момента приема до момента сдачи охраняемых лиц, а также время, необходимое на обратный проезд к месту постоянной службы.

33. Вопрос о явке сотрудника (военнослужащего) на службу (военную службу) в день выезда в служебную командировку*(23) и в день приезда из служебной командировки решается руководителем командирующего органа (подразделения) либо его заместителем.

35. При досрочном прекращении служебной командировки по основаниям, указанным в подпунктах 34.2-34.4 Инструкции, в служебную командировку в установленном порядке может быть направлен иной сотрудник (военнослужащий).

V. Подготовка и организация работы сотрудников (военнослужащих) в служебной командировке

37. При подготовке к служебной командировке сотрудники (военнослужащие) разрабатывают служебное задание.

Служебное задание при выездах группы, состоящей из представителей нескольких подразделений, в том числе при проведении инспектирования и контрольных проверок, разрабатывается руководителем (старшим) группы в соответствии с предложениями сотрудников (военнослужащих) в виде плана-задания по форме, определяемой Министром внутренних дел Российской Федерации, и представляется для утверждения должностному лицу, обладающему правом принятия решения о служебной командировке.

В случае необходимости по отдельным вопросам плана-задания могут составляться дополнительные материалы (планы, графики), оформляемые в качестве приложений к плану-заданию.

В исключительных случаях при осуществлении внеплановых служебных командировок, обоснованных необходимостью немедленного реагирования на изменение оперативной обстановки, служебное задание не разрабатывается.

39. Служебное задание утверждается:

39.1. На инспектирование, контрольную проверку, комплексный выезд — Министром внутренних дел Российской Федерации или его заместителями, начальником УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министром внутренних дел по республике, начальником главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации, УВД по административному округу ГУ МВД России по г. Москве или их заместителями.

39.1.1. Сотрудникам (военнослужащим), выделенным для участия в проведении инспектирования, контрольной проверки, комплексного выезда, — в порядке, установленном настоящей Инструкцией для целевых выездов.

39.2. При целевых выездах — начальниками подразделений центрального аппарата МВД России, иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне, образовательных учреждений и научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, или их заместителями, командующими войсками региональных командований, командирами соединений, воинских частей, начальниками военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России.

40. Инструктажи командируемых лиц проводят:

при целевом выезде одного сотрудника (военнослужащего) — должностное лицо, обладающее правом утверждения служебного задания, либо его заместители;

при целевом выезде группы лиц, проходящих службу (военную службу) в одном подразделении, — начальник подразделения центрального аппарата МВД России, иного подразделения МВД России, ответственность за деятельность которого несет заместитель Министра, ГУ МВД России по федеральному округу, УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министр внутренних дел по республике, начальник главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации, территориального органа МВД России на районном уровне, образовательного учреждения и научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организации и подразделения, созданной для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, или их заместители, должностные лица, относящиеся к командному составу (но не ниже уровня начальника отдела) органа управления оперативно-территориального объединения, соединения, воинской части, военно-учебного заведения и учреждения внутренних войск МВД России;

при комплексном выезде группы лиц, проходящих службу (военную службу) в различных подразделениях, — заместители Министра, начальники подразделений центрального аппарата МВД России, иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, начальник ГУ МВД России по федеральному округу, УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министр внутренних дел по республике, начальник главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации, УВД по административному округу ГУ МВД России по г. Москве, образовательного учреждения и научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организации и подразделения, созданной для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, командующие войсками региональных командований, командиры соединений, начальники военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России.

41. Должностное лицо, проводящее инструктаж группы сотрудников (военнослужащих), выезжающих в служебную командировку, обязано:

41.1. Уточнить состав группы, порядок выезда, цель, время, место, порядок и методы работы группы, время и форму подведения итогов.

41.2. Довести до командируемых лиц информацию об оперативной обстановке в регионе, основные результаты оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности органа (подразделения), в который выезжает группа, и результаты последних проверок.

41.3. Убедиться в готовности командируемых лиц к служебной командировке путем их контрольного опроса.

42. Руководитель органа (подразделения) при организации служебных командировок:

42.1. Отвечает за подготовку и своевременность выезда, организацию работы сотрудников (военнослужащих) в служебной командировке, подготовку итоговых документов.

42.2. Обеспечивает разработку необходимых для осуществления служебной командировки организационных и информационно-аналитических документов (служебного задания, планов проведения командно-штабных учений, тренировок, показательных занятий, документов для проверки профессиональной подготовки личного состава и иных материалов).

42.3. Проверяет знание командируемыми лицами положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(25), иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.

42.4. Контролирует подготовку подчиненных сотрудников (военнослужащих) к служебным командировкам.

42.5. Организует контроль за устранением выявленных в ходе служебной командировки недостатков.

42.6. Осуществляет в установленном порядке по результатам служебных командировок заслушивание руководителей нижестоящих органов (подразделений), имеющих низкие результаты в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работе, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, допустивших чрезвычайные происшествия, снижение уровня дисциплины и законности, ухудшение морально-психологического климата в возглавляемых коллективах.

43. Непосредственный руководитель направляемого в служебную командировку лица обеспечивает его готовность к выполнению поставленных задач, осуществляет контроль за подготовкой служебного задания, организует сопровождение работы сотрудника (военнослужащего) в служебной командировке, своевременность представления и качество исполнения итоговых документов.

44. Руководителями (старшими) группы назначаются сотрудники (военнослужащие), состоящие на должности:

44.1. В подразделениях центрального аппарата МВД России и в иных подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, — не ниже главного инспектора, главного эксперта-специалиста, начальника отдела, заместителя начальника отдела, главного эксперта, старшего референта аппарата заместителя Министра, начальника отделения, старшего следователя по особо важным делам, старшего оперуполномоченного по особо важным делам, старшего инспектора по особым поручениям, главного (старшего) ревизора; в ГКВВ МВД России — по решению заместителя Министра — главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

44.2. В ГУ МВД России по федеральным округам — не ниже начальника отдела и его заместителей, старшего оперуполномоченного по особо важным делам, старшего инспектора по особым поручениям.

44.3. В УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации — не ниже начальника отдела и его заместителей, главного инспектора инспекции штаба.

44.4. В окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, — не ниже начальника отдела и его заместителей.

44.5. В образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях системы МВД России — не ниже старшего научного сотрудника.

44.6. В территориальных органах МВД России на районном уровне — не ниже начальника отделения.

44.7. В органах управления оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России — должностные лица, относящиеся к командному составу.

45. При осуществлении плановых служебных командировок руководителем (старшим) группы, как правило, является представитель подразделения центрального аппарата МВД России, подразделения МВД России, ответственность за деятельность которого несет заместитель Министра, структурного подразделения территориального органа МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организации и подразделения, созданной для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органа управления оперативно-территориального объединения, соединения, воинской части, военно-учебного заведения и учреждения внутренних войск МВД России, указанного в плане служебных командировок первым.

46. Руководитель (старший) группы:

46.1. Отвечает за подготовку и своевременность выезда, организацию деятельности группы в служебной командировке, подведение итогов проделанной работы.

46.2. Организует работу по координации деятельности членов группы в период подготовки и в ходе выезда, а также при подготовке итоговых документов.

46.3. Разрабатывает служебное задание и представляет его на утверждение соответствующему руководителю.

46.4. Распределяет обязанности между членами группы по подготовке итоговых документов.

46.5. Обеспечивает прибытие командируемых к месту назначения, представление их руководству органа (подразделения), а при необходимости — органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

46.6. Информирует руководство органа (подразделения) о задачах, сроках и порядке работы группы, знакомит со служебным заданием.

46.7. Координирует работу группы, несет ответственность за выполнение служебного задания. При невыполнении членами группы возложенных на них обязанностей получает в письменном виде объяснения о причинах их невыполнения, ставит перед руководителем, утвердившим служебное задание, вопрос о замене указанных сотрудников (военнослужащих). По прибытии из служебной командировки информирует руководителей, принявших решение о командировании указанных лиц, и штабное (аналитическое) подразделение соответствующего уровня о принятом решении рапортом с приложением полученных объяснений.

46.8. Заслушивает ежедневный доклад всех членов группы (за исключением направленных в отдельно расположенные органы (подразделения) о проделанной работе с одновременным уточнением задач на очередные сутки.

46.9. Заслушивает отчеты руководителей органов (подразделений) о состоянии оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности в пределах служебного задания.

46.10. Организует подведение итогов работы в служебной командировке, готовит итоговые документы, знакомит с итогами работы руководителя органа (подразделения).

47. Сотрудники (военнослужащие), выезжающие в служебные командировки с целью оказания организационно-методической и практической помощи, проверки состояния оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, в том числе правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности:

47.1. Самостоятельно изучают:

47.1.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие сферу внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России.

47.1.2. Данные о криминогенной, социально-экономической и политической ситуации в регионе, состоянии оперативно-служебной, служебно-боевой деятельности, правовой работы, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, законности и служебной (воинской) дисциплины, профессиональной подготовки, материально-технического и финансового обеспечения.

47.1.3. Материалы по результатам предыдущих выездов групп и отдельных сотрудников (военнослужащих), инспектирования и контрольных проверок.

47.1.4. Решения коллегий и оперативных совещаний МВД России по проблемам деятельности проверяемых органов (подразделений).

47.1.5. Жалобы и заявления граждан, материалы средств массовой информации, имеющуюся информацию из других правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иные документы в соответствии с целью служебной командировки.

47.2. Осуществляют подготовку методических материалов для проведения занятий с личным составом в системе профессиональной подготовки.

48. Сотрудники (военнослужащие), убывшие в служебную командировку:

48.1. Своевременно прибывают к месту служебной командировки, представляются руководителю (старшему) группы, с учетом полученных указаний обеспечивают выполнение служебного задания. При одиночном выезде представляются руководителю органа (подразделения).

48.2. Ежедневно докладывают руководителю группы о проделанной работе с одновременным уточнением своих действий на очередные сутки. Систематически информируют своих непосредственных руководителей о ходе выполнения задач в период служебной командировки.

48.3. При выявлении фактов нарушений законности, служебной (воинской) дисциплины и злоупотреблений докладывают о них руководителю (старшему) группы и вносят ему, а при его отсутствии — руководителю органа (подразделения) предложения о проведении служебной проверки (административного расследования) по выявленным фактам.

Другие инструкции:  Должностная инструкция электромонтера - образец 2021

48.4. Запрашивают в установленном порядке необходимую информацию о деятельности проверяемого органа (подразделения).

48.5. Изучают в пределах своей компетенции результаты выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

48.6. Участвуют в проведении учений, практических занятий, учебных тренировок с личным составом органа (подразделения).

48.7. Подводят итоги работы в служебной командировке с сотрудниками (военнослужащими) органов (подразделений), в ходе которых указывают на выявленные недостатки в работе и положительные результаты в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, вносят предложения, рекомендации, касающиеся улучшения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, быта личного состава, определяют меры по их реализации.

48.8. Оказывают практическую помощь сотрудникам (военнослужащим) проверяемого органа (подразделения) в организации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

48.9. Представляют в установленные сроки руководителю (старшему) группы итоговые материалы.

48.10. Информируют руководителя органа (подразделения) о результатах служебной командировки по своему направлению деятельности, принимают участие в разработке плана мероприятий по устранению выявленных недостатков.

48.11. Согласуют с руководителем группы время убытия к постоянному месту службы (военной службы).

VI. Подведение итогов работы в служебных командировках

50. По окончании работы в служебной командировке руководителем (старшим) группы осуществляется подведение итогов:

50.1. В ГУ МВД России по федеральному округу, УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министерстве внутренних дел по республике, главном управлении, управлении МВД России по иному субъекту Российской Федерации, территориальном органе МВД России на районном уровне, образовательном учреждении и научно-исследовательской организации системы МВД России, окружном управлении материально-технического снабжения системы МВД России, органе управления оперативно-территориального объединения, соединении, воинской части, военно-учебном заведении и учреждении внутренних войск МВД России — в форме заседания коллегии (военного совета), оперативного (служебного) совещания с приглашением руководителей органов (подразделений).

50.2. В структурных подразделениях — в форме служебного совещания с участием всего личного состава.

51. При подведении итогов руководитель (старший) группы анализирует полученные участниками группы результаты, выявленные недостатки в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности и их причины, заслушивает отчет руководителя проверенного в ходе служебной командировки органа (подразделения) о причинах допущенных недостатков и мерах, которые намечено осуществить по их устранению.

52. О результатах работы в служебной командировке руководитель (старший) группы, при одиночном выезде — сотрудник (военнослужащий) информирует руководство органа (подразделения), в котором была осуществлена проверка (оказана помощь), а при необходимости — территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

53. В случае выявления во время служебной командировки недостатков в оперативно-служебной или служебно-боевой деятельности штабным подразделением проверяемого органа (подразделения) исходя из предложений руководителя (старшего) группы при групповом выезде и командированного сотрудника (военнослужащего) при одиночном выезде разрабатываются мероприятия по их устранению.

54. По результатам работы в служебной командировке руководителем (старшим) группы (при групповом выезде), командированным (при одиночном выезде) в срок, установленный утвердившим выезд руководителем, готовится итоговый документ на его имя, отражающий результаты проделанной работы и содержащий выводы и предложения о мерах, которые необходимо принять по итогам служебной командировки.

К итоговому документу могут прилагаться таблицы, графики, диаграммы, копии документов и справочные материалы, подтверждающие обоснованность выводов по результатам служебной командировки.

55. В итоговых документах (докладных записках, справках, рапортах) отражается перечень мероприятий, осуществленных командируемым лицом во исполнение служебного задания, и полученные в ходе их реализации результаты.

56. По возвращении из служебной командировки каждый сотрудник (военнослужащий), входивший в состав группы, докладывает о результатах проделанной работы своему непосредственному руководителю. В случае невыполнения служебного задания непосредственный руководитель сотрудника (военнослужащего) обязан поставить об этом в известность должностное лицо, разрешившее выезд в служебную командировку, для принятия соответствующих мер.

57. Результаты работы по сбору материалов для проводимых научных исследований письменно докладываются научным сотрудником или руководителем (старшим) группы научных сотрудников начальнику образовательного учреждения, научно-исследовательской организации системы МВД России или его заместителям.

58. Руководители, обладающие в соответствии с настоящей Инструкцией правом принятия решения о служебной командировке, в трехдневный срок со дня возвращения сотрудника (военнослужащего) рассматривают представленные им итоговые документы*(26), оценивают результативность командирования, принимают решения по реализации содержащихся в них предложений.

59. Копии рассмотренных итоговых документов по служебной командировке вместе с соответствующим служебным заданием, а также информацией об устранении выявленных в ходе служебной командировки недостатков в установленном для делопроизводства порядке незамедлительно направляются в штабные (аналитические) подразделения командирующих органов (подразделений), а в случае их отсутствия — подразделения, выполняющие соответствующие функции, для обобщения и проведения анализа организации и эффективности служебных командировок.

VII. Анализ организации служебных командировок, осуществление контроля за их эффективностью*(27)

60. Руководители подразделений центрального аппарата МВД России, иных подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, структурных подразделений ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, главный штаб внутренних войск МВД России обеспечивают проведение анализа организации служебных командировок и их эффективности в возглавляемом подразделении за полугодие и год.

61. Результаты анализа в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, докладываются справкой:

руководителями подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, — заместителю Министра, ответственному за соответствующее направление деятельности, в ГКВВ МВД России — заместителю Министра — главнокомандующему внутренними войсками МВД России;

руководителями структурных подразделений ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России — руководителю соответствующего органа (подразделения), ответственному за соответствующее направление деятельности;

командующими войсками региональных командований, командирами соединений, воинских частей, начальниками военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск МВД России — заместителю главнокомандующего внутренними войсками МВД России, ответственному за соответствующее направление деятельности.

62. Копии утвержденных справок в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляются:

подразделениями центрального аппарата МВД России*(28) и подразделениями МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, — в Организационно-аналитический департамент МВД России*(29) для обобщения, анализа и последующего доклада Министру внутренних дел Российской Федерации;

структурными подразделениями ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, — в соответствующие подразделения, осуществляющие функции анализа, планирования и контроля, для обобщения, анализа и последующего доклада руководителю соответствующего органа (подразделения).

63. В справках о результатах анализа организации служебных командировок и их эффективности в обязательном порядке указываются следующие сведения:

63.1. Общее количество служебных командировок, в их числе плановых, внеплановых, из них — в составе инспекторских и контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. В составе целевых выездов, ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности — количество групповых и одиночных командирований.

63.2. Результаты сравнительного анализа соответствия итогов служебных командировок, отраженных в отчетах, поручениям, содержащимся в служебных заданиях.

63.3. Сведения о сотрудниках (военнослужащих), не выполнивших служебное задание, причинах и условиях, повлекших его невыполнение, принятых мерах дисциплинарного воздействия.

63.4. Информация о каждом чрезвычайном происшествии во время служебной командировки.

63.5. Информация о мерах по реализации решений, принятых по результатам служебных командировок.

63.6. Информация о положительном опыте, полученном в результате служебных командировок, мероприятиях по его внедрению в практическую деятельность органов (подразделений).

63.7. Размеры денежных средств, затраченных на служебные командировки*(30).

63.8. Информация об имеющихся проблемах, негативно влияющих на эффективность организации и результативность служебных командировок, причинах их возникновения и предлагаемых способах решения.

64. Проведение анализа организации и эффективности служебных командировок возлагается на подразделения, осуществляющие функции анализа, планирования и контроля.

65. Результаты работы в служебных командировках рассматриваются на оперативных совещаниях (совещаниях командования) органов (подразделений) при подведении итогов работы за полугодие, год.

67. ОАД МВД России и подразделения, осуществляющие функции анализа, планирования и контроля, органов (подразделений) осуществляют контроль за организацией служебных командировок и их эффективностью, соответственно, в подразделениях центрального аппарата МВД России, подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, ГУ МВД России по федеральным округам, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органах МВД России на районом уровне, образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях, подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в ходе инспектирований и контрольных проверок, комплексных и целевых выездов.

68. ФЭД МВД России и Контрольно-ревизионное управление МВД России, финансовые и контрольно-ревизионные подразделения органов (подразделений) осуществляют контроль за обоснованностью и правомерностью расчетов и оплаты командировочных расходов.

VIII. Порядок оформления служебных командировок

73. В исключительных случаях, связанных с осуществлением внеплановых выездов, когда произвести оформление служебной командировки в установленном порядке не представляется возможным, допускается выезд без издания приказа и выдачи командировочного удостоверения. Последующее издание приказа о командировании осуществляется в течение суток, подпись командируемого в приказе не требуется.

74. Командировочные удостоверения подписываются должностными лицами, которым в порядке, установленном настоящей Инструкцией, предоставлено право разрешения служебных командировок, либо их заместителями.

75. Незаполненные бланки командировочных удостоверений подписывать запрещается.

76. В случаях выдачи разрешений на служебные командировки не уполномоченным настоящей Инструкцией должностным лицом вышестоящий орган (подразделение) принимает решение о его привлечении к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

77. В командировочном удостоверении срок служебной командировки проставляется без учета времени нахождения в пути.

79. Подтверждением факта убытия в служебную командировку и нахождения в пунктах служебной командировки являются:

79.2. При отсутствии командировочного удостоверения — заверенные печатями справки органов (подразделений) из каждого пункта командирования, в котором командируемый находился, с указанием даты прибытия и убытия.

79.3. В случае осуществления служебных командировок, не предусматривающих расшифровку целей и задач командирования, — проездные документы, документы, подтверждающие найм жилого помещения, иные документы, позволяющие сделать вывод о нахождении командированного лица в пунктах командирования.

80. По месту прохождения службы (военной службы) сотрудник (военнослужащий) регистрируется до фактического убытия в служебную командировку и после возвращения из нее в журнале учета лиц, выезжающих в служебные командировки, а по месту командирования — в журнале учета лиц, приезжающих в служебные командировки. При осуществлении служебных командировок, не предусматривающих расшифровку целей и задач командирования, регистрация по месту командирования в журнале учета лиц, приезжающих в служебные командировки, не требуется.

81. Обязанности по подготовке и учету приказов о направлении в служебную командировку (предписаний), оформлению, выдаче и регистрации командировочных удостоверений, ведению учета лиц, выезжающих и приезжающих в служебную командировку, и производство отметок в командировочных удостоверениях возлагаются приказом по органу (подразделению) на специально выделенных сотрудников (военнослужащих) кадровых подразделений, а в случае их отсутствия — на лиц, осуществляющих анализ эффективности командирований, с отражением этой функции в их должностных инструкциях.

82. Приезжающие в служебную командировку сотрудники (военнослужащие), а также представители других федеральных органов исполнительной власти, иных ведомств и организаций регистрируются в журналах учета лиц, приезжающих в служебные командировки соответствующих органов (подразделений). В случае массового прибытия командированных (для участия в коллегии, совещании, семинаре, симпозиуме, конференции) регистрация производится по спискам, приобщаемым затем к соответствующим журналам.

84. Централизованный автоматизированный учет служебных командировок в подразделениях центрального аппарата МВД России и иных подразделениях МВД России, ответственность за деятельность которых несут заместители Министра, осуществляет ФКУ «ГИАЦ МВД России»; в ГКВВ МВД России — ГЦ АСУ ВВ МВД России; в ГУ МВД России по федеральным округам, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органах МВД России на районном уровне, образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях, а также в иных организациях и подразделениях системы МВД России, дислоцированных на территории, обслуживаемой соответствующими министерствами внутренних дел по республикам, главными управлениями, управлениями МВД России по иным субъектам Российской Федерации, — информационные центры министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации; в УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте — информационные центры УТ МВД России по федеральным округам, ЛУ МВД России на транспорте.

86. По прибытии из служебной командировки сотрудник (военнослужащий) совместно с ответственным за оформление командировок заполняет статистическую карточку учета служебной командировки по форме согласно приложению N 7, подписывает ее у должностного лица, принявшего решение о служебной командировке, либо его заместителя и в трехдневный срок направляет в соответствующий информационный центр, которым делается отметка в командировочном удостоверении.

87. Авансовые отчеты по служебным командировкам для оплаты не принимаются без отметки в командировочном удостоверении о сдаче в информационный центр статистической карточки учета служебной командировки.

88. Контроль за своевременным направлением в информационные центры отчетных документов, а также информации о ходе устранения выявленных во время служебной командировки недостатков в соответствующие штабные (аналитические) подразделения возлагается на начальников структурных подразделений органов (подразделений).

IX. Командировочные расходы

89. За время нахождения в служебной командировке, в том числе в пути к месту служебной командировки и обратно, сотруднику (военнослужащему, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту) выплачиваются суточные деньги за каждый день нахождения в служебной командировке*(36).

90. Время нахождения в пути, за которое выплачиваются суточные деньги при служебных командировках, определяется по существующему расписанию движения железнодорожного, водного и воздушного транспорта, включая время на пересадки, а также время задержки командированного в пути по независящим от него причинам, удостоверенное в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

92. Возмещение сотрудникам (военнослужащим) расходов по бронированию и найму жилых помещений осуществляется на основании следующих документов: квитанции (счета) на оплату номера или договора найма жилого помещения, кассового чека или документа, приравненного к кассовому чеку, расписки наймодателя в получении денежных средств, рапорта на имя должностного лица, правомочного принимать решения о командировании, с указанием условий выполнения служебного задания, вызвавших необходимость проживания не в гостинице.

94. При проживании вне гостиницы сотрудники (военнослужащие) заключают договоры найма жилого помещения с учетом требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации*(37).

96. При наличии в командировочном удостоверении отметки «отказался от проживания при наличии свободных мест», а также отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются сотрудникам (военнослужащим) в размере, установленном Правительством Российской Федерации*(38).

97. При проведении всероссийских, региональных семинаров, коллегий, совещаний, соревнований, конкурсов и прочих организационных мероприятий МВД России, а также при командированиях по отдельным решениям руководства МВД России для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период проведения общегосударственных, общественно-политических, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий оплата проживания, как правило, осуществляется в централизованном порядке в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных МВД России на указанные цели.

Другие инструкции:  Должностные инструкции : Кадровое агентство по подбору персонала в Москве и РФ. Рекрутинг.

100. Командированному лицу при представлении подтверждающих документов оплачиваются расходы на бронирование мест в гостиницах, а также по найму жилого помещения во время вынужденной остановки в пути.

101. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командируемым в пункты, в которых нет воинских частей (подразделений) внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел, командируемым в пункты, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту службы, но по условиям служебной командировки они находятся в указанных пунктах безвыездно, оплата расходов по найму жилого помещения осуществляется по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, в пределах установленных норм.

103. Сотрудникам (военнослужащим), направленным в служебные командировки, возмещаются фактические расходы по проезду к пункту командирования, подтвержденные соответствующими документами, в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами МВД России*(40), а в случае их отсутствия — в размере, не превышающем установленных норм, на основании выданных транспортными организациями документов, подтверждающих затраты, связанные с перевозкой.

104. При наличии нескольких видов транспорта, связывающих постоянное место службы (военной службы) командируемого и место служебной командировки, вид транспорта, которым ему надлежит воспользоваться, определяет руководитель, принявший решение о служебной командировке. При отсутствии указанного решения сотрудник (военнослужащий) самостоятельно решает вопрос о выборе транспорта.

105. Орган (подразделение), в который командирован сотрудник (военнослужащий), обеспечивает его транспортными средствами, служебным местом, необходимыми материалами и оборудованием, а также всеми видами связи, необходимыми для выполнения служебного задания.

В случае невозможности предоставления сотрудникам (военнослужащим) необходимых для выполнения служебного задания транспортных средств транспортные расходы за пользование общественным транспортом городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) им оплачиваются в соответствии с представленными проездными документами, дающими право проезда (в том числе многократного) соответствующими видами общественного транспорта, на основании соответствующей отметки в командировочном удостоверении, заверенной органом (подразделением), в который командирован сотрудник (военнослужащий).

106. Сотрудникам (военнослужащим) могут быть оплачены иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения должностного лица, правомочного принимать решения о командировании, согласованного с соответствующим финансовым подразделением, при наличии денежных средств на указанные цели.

X. Гарантии при направлении сотрудников (военнослужащих) в служебные командировки

107. При направлении сотрудника (военнослужащего) в служебную командировку ему гарантируется сохранение занимаемой должности и денежного содержания.

108. На лиц, находящихся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени (правила внутреннего распорядка) органов (подразделений), в которые они командированы.

В случае, если режим служебного времени в указанных органах (подразделениях) отличается от режима служебного времени в органе (подразделении), в котором сотрудник (военнослужащий) постоянно проходит службу (военную службу), в сторону уменьшения количества дней отдыха, взамен дней отдыха, не использованных в период нахождения в служебной командировке, сотруднику (военнослужащему) предоставляются другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки.

Если сотрудник (военнослужащий) специально командирован для выполнения служебного поручения в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если сотрудник (военнослужащий) выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

______________________________

*(1) Далее также — сотрудники (военнослужащие).

*(2) Далее также — МВД России или Министерство.

*(3) Далее — военно-учебное заведение.

*(4) Далее — органы (подразделения).

*(5) Далее — служебная командировка.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. II), ст. 3134; 2007, N 50, ст. 6255.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4821.

*(8) Командирование нескольких сотрудников (военнослужащих), не объединенных общей конкретной целью, в один пункт назначения для выполнения каждым самостоятельного служебного поручения (задания) считается одиночным выездом.

*(9) Далее — заместители Министра.

*(10) Далее также — ГУ МВД России по федеральным округам или территориальные органы МВД России на окружном уровне.

*(11) Далее также — УТ МВД России по федеральным округам или территориальные органы МВД России на окружном уровне.

*(12) Далее также — ЛУ МВД России на транспорте или территориальные органы МВД России на межрегиональном уровне.

*(13) Далее также — территориальные органы МВД России на районном уровне.

*(14) Далее — руководители органов (подразделений).

*(15) За исключением подразделений МВД России, которым в установленном порядке предоставлено право самостоятельного планирования служебных командировок. Форма плана служебных командировок военнослужащих главного командования внутренних войск МВД России определяется главным командованием внутренних войск МВД России (далее — «ГКВВ МВД России») самостоятельно.

*(16) За исключением ГКВВ МВД России.

*(17) В подразделениях МВД России, руководство которыми в соответствии с положениями о них осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, плановые служебные командировки осуществляются в порядке, предусмотренном для структурных подразделений центрального аппарата МВД России.

*(18) Далее также — территориальные органы МВД России на региональном уровне.

*(19) За исключением ГКВВ МВД России.

*(20) Факт задержки сотрудника (военнослужащего) в пути следования по независящим от него причинам удостоверяется должностными лицами линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте или военными комендантами гарнизонов, начальниками вокзалов, аэропортов, пристаней, иных организаций общественного транспорта в соответствии с их полномочиями.

*(21) В случае, если в указанные образовательные учреждения сотрудники были направлены на обучение соответствующим органом (подразделением).

*(22) Применяется в отношении военнослужащих.

*(23) С учетом требований, изложенных в пункте 49 Инструкции.

*(24) Болезнь сотрудника (военнослужащего) должна быть удостоверена в установленном порядке.

*(25) Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880; N 27, ст. 3881; N 30 (ч. I), ст. 4595.

*(26) Итоговые документы, содержащие сведения ограниченного доступа, представляются в установленном порядке.

*(27) Данная глава не применяется на уровне территориальных органов МВД России на районном уровне (за исключением УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве).

*(28) За исключением ГКВВ МВД России.

*(29) Далее — ОАД МВД России.

*(30) Информация представляется органами (подразделениями), имеющими финансовые подразделения. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России (далее — ФЭД МВД России) вместе со сведениями по ФЭД МВД России представляет информацию по подразделениям, финансирование командировочных расходов которых осуществляет ФЭД МВД России.

*(31) Далее — ДГСК МВД России.

*(32) Порядок и сроки представления в ДГСК МВД России результатов анализа организации служебных командировок и их эффективности образовательными учреждениями МВД России ДГСК МВД России определяет самостоятельно.

*(33) Далее — приказ.

*(34) Далее — предписание.

*(35) В случае отсутствия командировочного удостоверения направляется копия приказа о командировании.

*(36) Далее — суточные деньги.

*(37) Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, 14; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; 2021, N 31, ст. 4206; 2021, N 23, ст. 3263; N 30 (ч. I), ст. 4590).

*(38) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 26, ст. 3364).

*(39) Нахождение на амбулаторном лечении.

*(40) Приказ МВД России от 22 августа 2003 г. N 667 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 12 сентября 2003 г., регистрационный N 5071), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 16 февраля 2006 г. N 90 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2006 г., регистрационный N 7627), от 25 июля 2007 г. N 669 (зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2007 г., регистрационный N 9940), от 3 марта 2008 г. N 197 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2008 г., регистрационный N 11393), от 24 мая 2021 г. N 391 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2021 г., регистрационный N 17631), от 23 мая 2021 г. N 401 (зарегистрирован в Минюсте России 1 июня 2021 г., регистрационный N 20917).

Оформление документов для направления работника в командировку и выдача (перечисление) денежных средств на командировочные расходы

При направлении работника, с которым заключен трудовой договор, в командировку нужно оформить приказ (распоряжение) руководителя о направлении работника в командировку.

С 8 января 2021 года работодатели не обязаны оформлять служебное задание и командировочное удостоверение работникам, которые направляются в командировку, поскольку требование об оформлении указанных документов отменено (п. 2 Постановления Правительства РФ № 1595 от 29 декабря 2021 г.).

Вместе с тем работодатели могут продолжать оформление служебных заданий и командировочных удостоверений (см. образцы в конце статьи) работникам (например, по унифицированным формам), если приняли решение и далее использовать эти формы, что отражено в учетной политике организации.

С 8 августа 2021 года работодатели также не обязаны вести журналы учета командированных работников, поскольку отменена норма, согласно которой на Минтруд России возлагалась обязанность по утверждению форм этих журналов и порядка и их заполнения (п. 3 Изменений, утв.

Постановлением Правительства РФ № 771 от 29 июля 2021 г.). Сами формы указанных журналов и порядок их оформления, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России № 739н от 11 сентября 2009 г., отменены с 19 октября 2021 года (Приказ Минтруда России № 646н от 17 сентября 2021 г.).

Вместе с тем работодатели могут продолжать вести журналы учета работников, прибывающих и выбывающих в командировку, если приняли соответствующее решение. Если работодатель принял решение вести такие журналы, можно сделать их в свободной (самостоятельно утвержденной) форме.

Следует учесть, что при направлении работника в командировку в Республику Крым в период, когда изменилась его административно-территориальная принадлежность, не нужно переоформлять командировочные документы, поскольку для командировок по России и странам СНГ (в т. ч. по Украине) оформляется одинаковый пакет документов.

Вывод: изменение административно-территориального статуса территории командирования в данном случае не является основанием для внесения в документы каких-либо изменений.

Период нахождения работника в командировке необходимо отметить в табеле учета рабочего времени.


Подтверждение: ч. 4 ст. 91, ст. 166 Трудового кодекса РФ, п. 3, 7, 26 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 749 от 13 октября 2008 г.

Работнику, который направлен в командировку, предоставляются предусмотренные трудовым законодательством гарантии, а именно:

  • сохранение места работы (должности);
  • сохранение среднего заработка на время нахождения в командировке;
  • возмещение расходов, связанных с командировкой (расходов по проезду, найму жилья, суточных и др.).

Кроме того, перед направлением в командировку работодатель выдает (перечисляет) командируемому работнику денежные средства на командировочные расходы (аванс).

Указанные гарантии распространяются и на совместителей (как внутренних, так и внешних). При этом совместителю средний заработок за время нахождения его в командировке нужно сохранять только у того работодателя, который направил его в командировку. Если же работник направлен в командировку одновременно как по основному месту работы, так и по совместительству, средний заработок нужно сохранять у обоих работодателей. Возмещение расходов по командировке в этом случае распределяется между работодателями по соглашению между ними.


Подтверждение: ч. 1 ст. 168, ч. 2 ст. 287 Трудового кодекса РФ, п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 749 от 13 октября 2008 г.

Продление срока командировки

Необходимость продления срока командировки может возникнуть, в частности, по следующим причинам:

  • невозможность выполнения служебного поручения в установленные сроки (в силу форс-мажорных обстоятельств, когда для выполнения задания требуется дополнительное время, и др.);
  • выполнение работником дополнительного служебного поручения;
  • временная нетрудоспособность работника в период командировки;
  • вынужденная остановка (задержка) в пути (например, по метеоусловиям, из-за поломки транспортного средства, сбоя в движении транспортных средств и т.п.);
  • невозможность выезда из места командирования в связи с отсутствием билетов.

Подтверждение: п. 9, 25 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 749 от 13 октября 2008 г.

Для продления срока командировки работника нужно издать соответствующий приказ. Поскольку унифицированная форма такого приказа не утверждена, он составляется в свободной форме. В приказе необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество командированного работника;
  • должность (профессию), структурное подразделение (при наличии), в котором работает командированный работник;
  • реквизиты приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку;
  • причину продления командировки;
  • новый срок командировки (количество дней, на которое она продлевается);
  • поручение бухгалтеру (иному уполномоченному работнику) о перерасчете расходов на командировку и среднего заработка, сохраняемого за работником за дни пребывания в командировке (ст. 167-168 Трудового кодекса РФ).

Основанием для издания приказа является служебная записка непосредственного руководителя командированного работника о необходимости продления срока командировки, согласованная с руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), а также листок нетрудоспособности, заявление работника и другие документы (в зависимости от причины продления).

По причине отсутствия работника на работе договоренность с ним о продлении срока командировки достигается устно (например, по телефону, электронной почте). В момент издания приказа о продлении срока командировки работник находится в командировке, поэтому он знакомится с приказом под подпись по возвращении на работу.

Следует учесть, что если работник относится к категориям, которые можно направлять в командировку только с их письменного согласия, при необходимости продления командировки до издания приказа нужно повторно запросить согласие работника на командировку. Если невозможно сразу оформить согласие письменно, оно оформляется по возвращении работника из командировки.

Поскольку об изменении (продлении, сокращении) срока командировки издается отдельный приказ, в котором учитываются все нюансы такого продления (сокращения), нет необходимости вносить изменения (исправления) в ранее составленные командировочные документы (приказ о направлении работника в командировку и т.д.).


Подтверждение: ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ.

Также при необходимости работодатель может:

  • отозвать работника из командировки (сократить ее срок, установленный первоначально);
  • отменить командировку работника (отказаться от направления работника в командировку) в ситуации, когда она документально оформлена, но работник еще не выехал к месту командирования.

Трудовое законодательство не регулирует указанные вопросы, однако и не содержит каких-либо запретов или ограничений на такие действия работодателя.


Фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, которые представляет работник после возвращения из командировки.

Если работник едет к месту командирования и (или) обратно к месту работы на служебном или личном транспорте (в т. ч. по доверенности), то фактический срок пребывания в командировке указывается в служебной записке. Служебная записка оформляется на основании и с приложением оправдательных документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевого листа, маршрутного листа, счетов, квитанций, кассовых чеков и т.п.).

Ее работник представляет работодателю после возвращения из командировки. Данные правила применяются и в ситуации, когда работник добирается к месту командирования транспортом лица, которое оказывает автотранспортные услуги на основании соответствующего договора, но не оформляет проездные документы (билеты).

В случае отсутствия проездных документов фактический срок своего пребывания в командировке работник подтверждает документами по найму жилого помещения в месте командирования. Например, при проживании в гостинице указанный срок пребывания подтверждается договором об оказании гостиничных услуг, оформленным в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ № 1085 от 9 октября 2021 г.

Если у работника нет ни проездных документов, ни документов по проживанию, то фактический срок пребывания в месте командирования он подтверждает иными документами, содержащими подтверждение принимающей стороной (организацией либо должностным лицом) срока прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командирования).

Например, это может быть служебная записка и (или) письмо принимающей стороны. В служебной записке о сроке пребывания в месте командирования должностное лицо организации, куда был направлен работник, должно поставить отметку и свою подпись, которые подтвердят даты прибытия работника в место командирования и убытия из него.

Подтверждение: п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 749 от 13 октября 2008 г., письма ФНС России № СД-4-3/20427 от 24 ноября 2021 г., Роструда № 2450-6-1 от 19 октября 2021 г.

Оцените статью
Добавить комментарий