Составитель поездов: должностная инструкция, обязанности, права

Распоряжение оао ржд от 30.09.2021 n 2291р

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2021 г. N 2291р

В целях организации работы составителей поездов и помощников составителя поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 10 октября 2021 года прилагаемую «Инструкцию составителю поездов и помощнику составителя поездов» (далее -Инструкция).
2. Начальникам дирекций управления движением организовать изучение и проверку знания причастными работниками Инструкции.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»
А.А. Краснощек

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 30.09.2021 N 2291р

ИНСТРУКЦИЯ
СОСТАВИТЕЛЮ ПОЕЗДОВ И ПОМОЩНИКУ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров на железнодорожной станции (далее — станция).
1.2. Составитель поездов является руководителем маневров, ответственным за правильное и безопасное их выполнение. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняют следующие виды работ:
формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;
формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;
маневровая работа с транзитными поездами;
перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;
маневровая работа с местными вагонами;
маневровая работа со сборными, вывозными, передаточными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;
маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.
1.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;
обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, участвующих в маневрах, сохранности подвижного состава и грузов;
производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 «ВМ», в соответствии с техническо-распорядительным актом станции (далее — ТРА станции);
переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;
проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее — устройства СЦБ);
устанавливать сбрасывающие устройства в положение «на сброс» в соответствии с ТРА станции;
закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;
устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;
выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.
При необходимости на малоинтенсивных линиях (участках) составитель поездов выполняет следующую работу:
выполняет приемосдаточные операции;
проверяет состояние, размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе (за исключением негабаритных грузов, а также грузов, погруженных в соответствии с местными (МТУ) и непредусмотренными (НТУ) технических условиями), наличие и целостность запорно-пломбировочных устройств, выполняет другие приемосдаточные операции (при наличии сдачи испытаний на знание нормативных документов, соответствующих квалификационным требованиям должности приемосдатчитка груза и багажа);
проверяет правильность формирования поезда;
принимает участие в сокращенном опробовании автоматических тормозов поезда;
обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах (только на участках следования со сборными, вывозными и передаточными поездами);
выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне.
Работа составителя поездов без помощника «в одно лицо» допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.
1.4. Помощник составителя поездов производит маневры под руководством составителя поездов и в соответствии с его указаниями выполняет обязанности, изложенные в пункте 1.3 настоящей Инструкции;
1.5. Составитель поездов и помощник составителя поездов при назначении на должность и периодически проходят испытания в знании нормативных актов по безопасности движения, пожарной безопасности и охране труда, касающихся работы составителя поездов или помощника составителя поездов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и владельцем инфраструктуры, в том числе:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ);
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
должностных инструкций составителю поездов и помощнику составителя поездов;
ТРА станции и приложений к нему в части, касающейся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ в части, касающейся работы составителя поездов или помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 «ВМ» и другими опасными грузами;
технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; выписок из должностной инструкции приемосдатчику (при возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3.
местной инструкции о порядке пользования носимыми радиостанциями;
правил и инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях.
Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. К самостоятельной работе составителем поездов и помощником составителя поездов допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие: обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, начальное профессиональное обучение (с получением соответствующего свидетельства), стажировку по охране труда, первичную проверку знаний требований охраны труда.
Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов, указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств и сдачи практических и теоретических испытаний.
Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется распоряжением начальника станции.
При перерыве в работе в должности более 1 года составитель поездов и помощник составителя поездов должны пройти стажировку по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Составителя поездов и помощника составителя поездов, совмещающих профессии, требуется обучать, инструктировать, проводить проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).
1.7. При перемещении на работу из одного маневрового района станции в другой, составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть проинструктированы начальником станции (его заместителем, главным инженером) об особенностях маневровой работы в данном маневровом районе станции.
1.8. В помещении составителя поездов и помощника составителя поездов (на тех станциях, где оно имеется) должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
ПТЭ;
настоящая Инструкция;
выписки из ТРА станций и технологических процессов работы станций, обслуживаемых составителем поездов и помощником составителя поездов;
должностные инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов;
инструкционно-технологическая карта;
выписка из местной инструкции по работе сортировочной горки станции, касающаяся работы составителя поездов;
местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами и другими опасными грузами;
местная инструкция о порядке действия работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и при пожаре;
местная инструкция по эксплуатации маневровой радиосвязи и связи громкоговорящего оповещения;
инструкция по охране труда для составителя поездов станции;
руководство по эксплуатации тормозного упора;
журнал учета тормозных башмаков;
журнал приема дежурств;
опись инвентаря;
выписки из правил по охране труда, касающиеся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
плакаты по охране труда и безопасным приемам выполнения работ;
график сменных дежурств;
схема маршрута служебных (технологических) проходов к рабочим местам;
схемы путей станции и путей необщего пользования с указанием негабаритных мест;
перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой работе (на постах, в районе которых производятся маневры).
При возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3. в помещении составителя поездов должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
выписки из должностной инструкции приемосдатчику.
На постах, где имеются устройства СЦБ, вывешивается опись приборов на аппарате управления этими устройствами, подлежащих пломбированию, с указанием количества пломб.
1.9. Во время дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны иметь при себе:
желтый флаг (днем);
ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым огнем (ночью);
сигнальный свисток;
носимую радиостанцию;
служебное удостоверение, предупредительный талон по охране труда.
Радиостанцию и сигнальные принадлежности (желтый флаг, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток) составитель поездов и помощник составителя поездов должны содержать в чистоте и исправности.
1.10. Составителю поездов и помощнику составителя поездов бесплатно выдаются по установленным нормам спецодежда, спецобувь (средства индивидуальной защиты — СИЗ) и сигнальные принадлежности. При переводе на другую работу или увольнении составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать все выданные им спецодежду, спецобувь и сигнальные принадлежности.
Составитель поездов и помощник составителя поездов не допускаются к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных им СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ.
Во время выполнения работ на железнодорожных путях составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны носить сигнальный жилет со светоотражающими вставками и с маркировкой со стороны спины «ДС», указывающей принадлежность к подразделению, с левой стороны груди «Д» — к дирекции.
1.11. Во время дежурства составитель поездов непосредственно подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции в соответствии с ТРА станции: дежурному по железнодорожной станции, диспетчеру маневровому железнодорожной станции, дежурному по сортировочной горке, дежурному по парку железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией — диспетчеру поездному.
Помощник составителя поездов подчиняется непосредственно составителю поездов.
1.12. В пределах установленного района маневровой работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны знать расположение, нумерацию и назначение путей станции, их профиль, вместимость каждого пути в условных вагонах, расположение стрелочных переводов, тормозных упоров, постоянных сигналов, постов централизации, стрелочных постов, районы действия устройств СЦБ и порядок их обслуживания, а также порядок закрепления подвижного состава от ухода, изъятия тормозных башмаков, установки и снятия тормозных упоров, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожного пути, находящегося в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
1.13. В процессе работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
применять передовые приемы и методы труда, в том числе совмещение расформирования поездов с формированием, под формирование групп вагонов в процессе их накопления на поезд;
добиваться сокращения интервалов между роспусками вагонов с сортировочной горки;
маневры на вытяжных путях станции производить, как правило, толчками. При производстве маневров толчками в ТРА станции для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, должны быть указаны порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, башмакосбрасывателей) и другие условия обеспечения безопасности маневров;
соблюдать установленные требования по охране труда, безопасности при нахождении на железнодорожных путях и выполнении работы, следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода.
1.14. При неисправности стрелочного перевода или тормозного упора составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны немедленно поставить об этом в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае, если неисправность стрелочного перевода или тормозного упора угрожает безопасности движения, составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны прекратить движение подвижного состава по стрелочному переводу.
1.15. При сильном ветре составитель поездов обязан, не ожидая указания лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, самостоятельно проверить в районе поста надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять совместно с помощником составителя поездов меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
1.16. Составителю поездов и помощнику составителя поездов запрещается:
оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой видимости днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям ТРА станции должны освещаться;
выводить стрелки и тормозные упоры из нормального положения без приказа дежурного по железнодорожной станции;
держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА станции должны быть заперты;
отлучаться из района маневровой работы без разрешения лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции;
допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы.

Другие инструкции:  Должностная инструкция продавца оптики : Кадровое агентство по подбору персонала в Москве и РФ. Рекрутинг.

II. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

2.1. Порядок приема дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов устанавливает начальник железнодорожной станции в соответствии с конкретными условиями их работы.
2.2. При приеме дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции своего района маневровой работы и путях необщего пользования;
убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на путях станции, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;
осмотреть стрелочные переводы и тормозные упоры своего района маневровой работы и убедиться в их исправности (при осмотре стрелочных переводов следует обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-коленчатых замыкателей, на очистку стрелочных переводов и тормозных упоров от снега, льда или мусора);
проверить согласно описи в присутствии сдающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на постах, где имеются устройства СЦБ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах управления этими устройствами;
получить от составителя поездов и помощника составителя поездов информацию о распоряжениях дежурного по железнодорожной станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы.
2.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов после приема дежурства обо всех выявленных неисправностях обязаны доложить лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
2.4. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.

Другие инструкции:  Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Работник в области частной охранной деятельности"" (подготовлен Минтрудом России 08.06.2019)

III. Обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров

3.1. При производстве маневров составитель поездов должен выполнять требования ПТЭ и ТРА станции, устанавливающие порядок выполнения маневров, и контролировать точное их соблюдение помощником составителя поездов, машинистом маневрового локомотива, дежурными стрелочных постов и операторами постов централизации, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
3.2 Задание на маневровую работу составитель поездов должен получать только от одного лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции. Полученное задание составитель поездов обязан довести до помощника составителя поездов и других работников станции, участвующих в маневрах.
3.3. Перед началом маневров составитель поездов обязан:
убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, а также машинист маневрового локомотива, в полном составе находятся на своих местах;
ознакомить машиниста маневрового локомотива и работников, участвующих в маневрах, с планом выполнения маневров. Если в процессе выполнения маневров намеченный план по каким-либо причинам изменяется, то с этими изменениями составитель поездов должен заблаговременно ознакомить всех работников, участвующих в маневрах, и машиниста маневрового локомотива;
убедиться в отсутствии препятствий (тормозных башмаков и упоров, посторонних предметов, негабаритных предметов и других препятствий) для передвижения вагонов, в том, что рычаги автосцепок установлены в нормальное положение;
проверить надежность радиосвязи с машинистом маневрового локомотива, а также с лицом, распоряжающимся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае возникновения неисправности носимой радиостанции во время работы составитель поездов должен прекратить маневры, поставить в известность машиниста маневрового локомотива, а также лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, и принять меры по ее замене.
При нахождении в установленной ТРА станции зоне неустойчивого действия радиосвязи составитель поездов и помощник составителя поездов должны поддерживать связь с машинистом маневрового локомотива с помощью ручных и звуковых сигналов. В необходимых случаях для передачи сигналов по распоряжению дежурного по железнодорожной станции должны привлекаться другие работники станции.
Лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, мастер или монтер пути, электромеханик СЦБ должны поставить в известность составителя поездов о ремонтных работах, проводимых в районе его работы.
3.4. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
четко и своевременно в соответствии с приложением N 7 к ПТЭ «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации» передавать указания и сигналы, касающиеся маневровых передвижений, машинисту локомотива, дежурному стрелочного поста, оператору поста централизации;
не допускать без разрешения дежурного по железнодорожной станции занятия подвижным составом приемоотправочных путей станции, выезда маневрового локомотива или маневрового состава на главные и приемоотправочные пути станции или их пересечения при переезде маневрового состава из одного маневрового района в другой;
следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей указаний или сигналов операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом маневрового локомотива;
после перевода стрелки запереть ее на закладку (кроме стрелок, расположенных на сортировочных путях станции, на путях станции, где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, а также оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями) и убедиться в плотности прилегания остряка к рамному рельсу;
не пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке до ее осмотра и ремонта мастером или монтером пути и получения от дежурного по железнодорожной станции сообщения об открытии движения по этой стрелке; при выполнении маневров выбирать место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава;
при движении маневрового состава вагонами вперед находиться, как правило, на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии — идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за сигналами светофоров; положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути станции; в случае необходимости — принимать меры для остановки маневрового состава;
при движении одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км составителю поездов или помощнику составителя поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива (кроме случаев перемещения локомотива или составов в пределах одного маневрового района). В случае обслуживания локомотива одним машинистом составитель поездов или помощник составителя поездов должны находиться в кабине на стороне помощника машиниста и следить за правильностью положения стрелок в маршруте и отсутствием препятствий для движения;
при производстве маневров с большими составами на кривых участках пути станции или в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель) принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности движения -чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи или двусторонней парковой связи, использовать для передачи сигналов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов;
не допускать оставления вагонов без закрепления тормозными башмаками и тормозными упорами, а также с закреплением вагонов менее установленной в ТРА станции нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов;
не допускать передвижений маневровых составов (локомотивом вперед или вагонами вперед), не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;
при маневрах толчками своевременно принимать меры, исключающие возможность движения отцепов в обратном направлении или выхода вагонов за предельный столбик в противоположном конце пути станции;
при выполнении маневров толчками или при надвиге составов на горку, когда расцепные рычаги по условиям работы устанавливаются в положение «на буфер», после отделения отцепа от состава немедленно приводить рычаги в нормальное положение;
при заезде маневрового локомотива или маневрового состава на путь станции, занятый вагонами, для отцепки или прицепки Других вагонов, а также при сжатии стоящих вагонов для расцепки не допускать выполнения этих операций, не убедившись в надежном закреплении вагонов с противоположной от маневрового локомотива стороны;
при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов к стоящей на пути станции группе вагонов, в том числе и закрепленных по установленной норме, проверять, не нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов;
убедиться в отсутствии препятствий для движения перед передвижением маневрового состава в местах погрузки и выгрузки грузов; производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, только после согласования с работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями.
3.5. При производстве маневров в местах выполнения работ по ремонту устройств пути, СЦБ, электроснабжения, на переездах, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении состава к находящимся около пути станции или на платформах людям, а также своевременно предупреждать о движении маневрового состава людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути станции и вагонов.
При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота организаций по путям необщего пользования, переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ составитель поездов должен остановить маневровый состав, сойти со специальной подножки вагона, определить безопасность своего передвижения, пройти переезд, ворота или опасное место по обочине пути, и из безопасного места дать команду машинисту маневрового локомотива на дальнейшее движение.
Порядок проследования переездов при выполнении маневровых передвижений определяется в местных инструкциях по охране труда для составителей поездов и помощников составителей поездов.
При движении маневрового состава у высоких платформ нахождение составителя поездов или помощника составителя поездов на специальной подножке вагона со стороны платформы запрещается.
3.6. При производстве маневров составитель поездов должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики путей станции (изолирующие стыки или сигналы) и обязан размещать подвижной состав в пределах их полезной длины. О производимых маневрах он должен поставить в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, а также дежурного стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции, который также обязан принимать необходимые меры, исключающие возможность выхода подвижного состава за предельный столбик пути (следить за стоящими на путях вагонами, уложить при необходимости тормозные башмаки на пути).
3.7. При движении вагонами вперед составитель поездов должен подавать сигнал о начале движения с предстоящим выездом на стрелки только при наличии разрешающего показания маневрового светофора или получения сигнала (сообщения) от дежурного стрелочного поста о готовности стрелок для маневрового передвижения.
3.8. Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов или при оставлении вагонов на путях станции после толчка составитель поездов должен обеспечить остановку их в границах пути, обозначенных предельными столбиками, и закрепить от ухода в порядке, установленном в ТРА станции.
3.9. При производстве маневров на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях, в соответствии с требованиями ТРА станции, составитель поездов должен соблюдать меры предосторожности (ставить стрелки в изолирующее положение, укладывать башмаки под отдельные группы вагонов), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы.
3.10. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки, а также перед началом маневров толчками составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
проверить степень свободности путей сортировочного парка со стороны сортировочной горки (вытяжного пути) и наличие проходов на них;
ознакомиться с планом предстоящего роспуска вагонов, последовательностью расположения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов и другими необходимыми данными;
в установленном на данной станции порядке обеспечить ознакомление с характером предстоящего роспуска вагонов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов или других лиц, на которых возложена обязанность перевода стрелок или торможение отцепов;
проверить исправность тормозных башмаков и специальной вилки для расцепления автосцепок.
3.11. В процессе роспуска вагонов с сортировочной горки составитель поездов и помощник составителя поездов должны: регулировать скорость надвига в зависимости от заполнения сортировочных путей, условий прохода отцепов по стрелочной зоне и на подгорочных путях, величины отцепов, чередования назначения отцепов по путям сортировочного парка;
с помощью двусторонней парковой или других видов связи постоянно информировать дежурного по сортировочной горке, операторов постов централизации, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности (вагоны с опасными грузами, проводниками (командами), людьми, живностью).
3.12. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки или перед началом маневров толчками проводники (команды), сопровождающие груз или живность, должны быть предупреждены составителем поездов о предстоящих маневрах.
3.13. Составитель поездов и помощник составителя поездов не должны производить осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны путей сортировочного парка) без предварительного согласования с дежурным по сортировочной горке и оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции.
Перед осаживанием составительская бригада обязана убедиться в отсутствии тормозных башмаком под вагонами и в нормальном положении расцепных рычагов автосцепки.
3.14. На путях станции, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются. В условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель), а также на неосвещаемых путях станции маневровая работа должна производиться с особой осторожностью, а в необходимых случаях — и с пониженной скоростью.
3.15. Маневры на главных путях станции или с их пересечением, а также с выходом за входные стрелки могут допускаться в каждом случае только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации — диспетчера поездного) при закрытых соответствующих входных сигналах, ограждающих вход на пути станции и стрелки, на которых производятся маневры.
3.16. В приемоотправочных парках станции маневры могут производиться только на тех путях (стрелках) станции, которые будут указаны дежурным по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации — диспетчера поездного) при передаче задания составителю поездов на маневровую работу.
Выезд маневрового состава на приемоотправочные пути при производстве маневров может допускаться в каждом отдельном случае только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации -диспетчера поездного).
3.17. При необходимости заезда маневрового локомотива на пути грузовых районов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо или составитель поездов должен предварительно согласовать возможность подачи или вывода вагонов с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе. Порядок указанного согласования устанавливается в ТРА станции.

Другие инструкции:  Должностная инструкция табельщика

IV. Сдача дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

4.1. Перед сдачей дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
расставить подвижной состав на путях станции в соответствии с установленной их специализацией;
проверить соединение между собой вагонов на путях станции, где производились маневры;
проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины путей станции;
проверить закрепление подвижного состава от ухода согласно ТРА станции;
обеспечить выполнение заданий на маневровую работу, полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции.
4.2. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать в установленном на станции порядке инвентарь строгого учета: тормозные башмаки, носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности, а также проверить наличие пломб на аппаратах управления устройствами СЦБ.
4.3. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны информировать принимающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов о состоянии стрелочных переводов, о расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении, о полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, заданиях, касающихся маневровой работы.

Оцените статью
Добавить комментарий