Федеральные — Роспотребнадзор

Федеральные - Роспотребнадзор Должностные инструкции

А что же водитель и таксопарк

Получить денежную компенсацию с водителя мало кому удается в силу невысоких заработков таксистов, несмотря на то, что суды принимают решения о таких компенсациях.

Таксопарки в подобных случаях редко привлекаются к уголовной ответственности. Таких примеров из практики мы не нашли. Как правило, их ответственность ограничивается солидарной материальной. Если таксопарк работает на рынке давно и легально — пострадавший скорее всего получит возмещение вреда, если таксопарк фирма однодневка — то вряд ли.

Что на практике: ответственность агрегатора

Пример 1: агрегатор возместил ущерб здоровью.

В 2021 году пассажирка Яндекс.Такси Елена Гращенкова получила сложный перелом плеча и перенесла операцию. ДТП произошло по вине водителя такси. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией причиненного вреда здоровью и возмещением потерянного заработка.

На операцию и реабилитацию она потратила 250 и 800 тысяч рублей соответственно, а возместили ей лишь 75 тысяч рублей от страховой компании. Несмотря на лечение восстановить здоровье полностью не удалось. Лишившись возможности получать прежний доход, женщина подала повторный иск к Яндекс.Такси и выиграла суд. Она получила максимально возможную выплату по ОСАГО в 500 тысяч рублей и 300 тысяч рублей от Яндекса.

Это первое резонансное дело в России, в результате которого агрегатор возместил ущерб пассажиру такси. После этого компания Яндекс и некоторые другие крупные агрегаторы  стали страховать каждого пассажира на сумму до 2 миллионов рублей. Однако это добровольное страхование.

Пример 2: агрегатор получил штраф за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки.

Летом 2021 года в Санкт-Петербурге на заказ через Яндекс.Такси приехал автомобиль не имеющий разрешения на таксомоторную деятельность, а водитель — иностранный гражданин вовсе не имел прав. Все это выяснилось после ДТП. Поездка оказалась для пассажиров трагической — двое из них погибли, один попал в больницу.

Роспотребнадзор оштрафовал агрегатор на 101 тысячу рублей за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки. Яндекс попытался оспорить штраф, основываясь на том, что оказывает лишь информационные услуги передавая заказы от клиентов водителям, но суд признал штраф законным. Полный текст документа.

Пример 3: агрегатор заплатил штраф и компенсировал моральный вред.

Весной 2021 года пассажирка Яндекс Такси в поездке попала в ДТП и получила сложные переломы. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией морального ущерба. В результате суд взыскал с агрегатора компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей.

Закон о такси: что сейчас и какие перспективы

Сейчас пострадавший пассажир такси может рассчитывать на возмещение ущерба в размере: 

  •  до 500 тысяч рублей — компенсация по ОСАГО, положенная всем пассажирам любого общественного транспорта  (автобусов, троллейбусов, трамваев);

Однако, в Госдуме обсуждались поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие повышение страховых выплат с 500 тысяч до 1 млн рублей. Документ пока не принят.

  • до 2,5 млн рублей — страховая выплата по договору добровольного страхования, если служба такси добровольно страхует пассажиров. 

По статистике Центробанка за 2021 год агрегаторами было застраховано 377 млн человек, что составило 65% от всех страховок от несчастного случая по России.

Взыскать ущерб и моральный вред с виновника ДТП потерпевший может также через суд. Этот путь долгий, но как показывает практика — эффективный.

В законодательстве правовой статус интернет-агрегаторов пока никак не определен. Сфера перевозок такси регулируется положениями из разных нормативно-правовых актов:

Требования закона к перевозчикам, изложенные в этих документах мы подробно рассматривали в статье: Штрафы такси: сколько может потерять таксопарк за 1 день работы машины.

Также в Госдуме рассматривается очередной проект нового единого закона о такси. Попытки издать такой закон начались с 2021 года, но каждый раз его отклоняли для доработки.

Перечислим самые важные аспекты последнего законопроекта:

  1. В регионах будут создаваться два новых реестра. В первый занесут диспетчерские службы такси, которые обрабатывают заказы клиентов — агрегаторы (Яндекс. Такси, Везет, Gett и другие). Второй — для перевозчиков. Условием внесения в этот реестр станет наличие разрешения на деятельность такси. Это нужно для того, чтобы агрегаторы могли передавать заказы только лицензированным перевозчикам. За нарушение этого требования предусматривается штраф 500 тысяч рублей. 
  2. Агрегаторы будут нести солидарную ответственность вместе с перевозчиком в случае ущерба жизни или здоровью пассажира при ДТП. 
  3. Агрегаторы не смогут оказывать влияние на тарифы и комиссии для водителей,  поскольку сами не занимаются перевозкой пассажиров, а лишь оказывают электронные услуги.
  4. Получить разрешение на таксомоторную перевозку смогут самозанятые граждане (в настоящее время реализовано).
  5. Штраф водителю за работу в такси без специального разрешения возрастет до 30 тысяч рублей с лишением прав до 6 месяцев.
  6. Количество выдаваемых разрешений будет ограничиваться из расчета 30 разрешений на 1000 человек, зарегистрированных в регионе. Если заявок будет больше, то разрешения будут распределяться через аукционы.
  7. Пройти предрейсовый техосмотр и медосмотр, а также оформить путевой лист можно будет дистанционно.
  8. Таксовать с иностранными или международными правами станет невозможно.
  9. Водителем такси смогут быть только граждане России.
  10. Запретят работать водителями гражданам, имеющим судимость за особо тяжкие преступления и лишившихся права управления.
  11. У водителя будет персональная карта, фиксирующая историю его работы в такси.
  12. Предлагается ввести для кандидатов в таксисты аттестацию на знание улично-дорожной сети региона.
  13. Автомобиль должен быть не старше 7 лет и оборудован системой ГЛОНАСС

Часть из перечисленных правил работает уже сейчас. Какие нововведения будут реализованы на практике покажет время.

Итак, по закону в настоящее время обязанность по обеспечению безопасности перевозок в легковом такси лежит непосредственно на перевозчике. Ответственность агрегаторов пока в законе  не закреплена. Но добиться компенсации вреда от агрегаторов можно через суд, опираясь на пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ №26. Когда же примут новый закон о такси на всех участников организации перевозки ляжет солидарная ответственность по закону.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Агрегаторы против перемен

В то время как одни, в основном таксисты и курьеры, восприняли новый закон на «ура», агрегаторы этого энтузиазма не оценили. И почти сразу подали иск в Верховный суд Калифорнии. В нём «Uber» и платформа для доставки еды «Postmates» требовали признать новый закон неконституционным.

Другие инструкции:  Должностные обязанности продавца-консультанта в магазине в 2021 году

Они утверждали, что AB-5 нарушает право на равную защиту, поскольку предусматривает более жёсткие требования для агрегаторов такси и курьерских служб доставки еды, по сравнению с компаниями из ещё около двадцати других сфер деятельности.

Истцы пытались использовать и более «тонкие» методы защиты, апеллируя к защите прав самих подрядчиков. Так, они заявили, что закон дискриминирует таксистов и разносчиков еды, не позволяя им стать «хозяевами самим себе», нарушая тем самым их право на предпринимательскую деятельность.

Кто отвечает за безопасность перевозки такси

Так как услугу перевозки оказывает таксопарк, то он же обязан организовывать предрейсовый медицинский осмотр водителей, контролировать техническое состояние автомобилей, рассчитывать время рабочих смен. 

Агрегатор просто ищет заказы. Данное условие прописывается в договоре между Яндексом и таксопарком. Однако пассажиры настаивают, что услугу им оказывает именно Яндекс. 

Это происходит потому, что клиент заказывает такси через приложение Яндекса, ведет с ним переписку и садится в машину с наклейками “Яндекс Такси” и не подозревает, что фактически его везет неизвестное ему ООО “Ромашка”, доверять которому возможно не стоит.

Агрегаторы активно рекламируются именно как такси, вызывают доверие у потребителей, контролируют рынок, устанавливают тарифы. В законодательстве нет закрепленной за ними обязанности следить кому они передают заказ: какое состояние автомобиля и самочувствия водителя, сколько времени уже длится его смена.

Если таксопарк нарушает требования закона и не контролирует водителей и машины, заказ от Яндекса может получить уставший водитель, не проходивший медицинский и технический осмотры или вообще не имеющий разрешения и водительского удостоверения. А при судебных разбирательствах из-за ДТП электронные сервисы ссылаются на то, что они лишь оказывают информационную услугу и нести ответственность перед пострадавшими пассажирами не должны.

Однако, в судебной практике есть прецеденты, когда суд обязывал агрегаторов компенсировать клиентам ущерб здоровью, полученный в поездке под их брендом. 

А летом 2021 года пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 26 от 26 июня 2021 года (пункт 18) дал пояснения к решению судебных споров:

Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

От «зависимых подрядчиков» не убежать

В Канаде этим летом по похожим вопросам судились курьеры службы доставки еды «Foodora» — немецкого предприятия с филиалом в Торонто. Верховный Суд страны признал курьеров компании так называемыми «зависимыми подрядчиками» и разрешил им объединяться в профсоюзы.

Совет по трудовым вопросом, который рассматривал вопрос о статусе курьеров, изучил способы, с помощью которых приложение «Foodora» позволяло агрегатору контролировать своих сотрудников. Совет отметил, что технологии продвинулась вперед, позволяя компании контролировать работу с минимальным участием человека.

Но это не означает, что Foodora не контролирует своих сотрудников. «Напротив, сложные технологические достижения позволяют Foodora ещё пристальнее следить за каждым движением курьера, чтобы гарантировать соблюдение стандартов обслуживания», — отметили в ведомстве.

Через некоторое время компания прекратила работу. Она подала заявление на банкротство в апреле, а уже в мае ушла с канадского рынка. Формальный повод — пандемия коронавируса и потеря доходов. После ухода предприятия из страны многие разносчики еды оказались на улице и пошли в суд.

Там они заявили, что у компании де-факто не было никаких оснований покидать канадский рынок — доход канадского филиала «Foodora» в первом квартале этого 2020 года удвоился, а спрос на курьерские услуги на фоне пандемии только вырос. Следовательно, предприятие просто бежало от ответственности перед работниками. В самой же компании уход аргументировали «перенасыщенностью рынка» и «обострением конкуренции».

При этом никакой компенсации за прекращение работы курьеры не получили: весь предыдущий период агрегатор не делал никаких отчислений в страховые фонды, и курьеры остались без работы, и без пособия по безработице.

К иску против «Foodora» присоединились более 2000 курьеров, которых представляла юридическая фирма Koskie Minsky LLP.

В итоге стороны договорились заключить мировое соглашение. По нему зависимые подрядчики получили в общей сложности $3,46 млн компенсации.

Пассажир, которого не устроило качество оказания услуги такси, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 закона рф от 07.02.1992 г. № 2300-1 «о защите прав потребителей» и по своему выбору потребовать:

            Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.  Требования потребителя излагаются в виде письменной претензии.

Водитель имеет право отказать в перевозке пассажиров, в тех случаях, если:

При пользовании услугами такси помните, что в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении такси. 

Перевозка людей, багажа или груза – это очень ответственная процедура. От неё зависит человеческая жизнь, целостность клади и транспортного средства. Поэтому водитель должен с особой ответственностью относиться к своей работе и не допускать нарушений. 

Рынок такси в россии: его структура

Сегодня рынок такси представлен тремя основными участниками: 

  1. Агрегаторы — это компании, создавшие специальные приложения для заказа такси онлайн. Они активно продвигают свои бренды для привлечения водителей и клиентов.
  2. Таксопарки — владельцы автомобилей, они нанимают водителей и подключают их к агрегатору, фактически оказывают услугу перевозки.
  3. Водители — непосредственные исполнители заказов.

С появлением агрегаторов количество поездок на такси выросло с 27 тысяч в 2021 году до 760 тысяч в 2021 году. Такой рост произошел благодаря достижениям, к которым стремились информационные системы:

  • сократилось время подачи авто; 
  • выросла зона покрытия;
  • поездки стали дешевле.
Другие инструкции:  Права воспитателя детского сада - что нужно знать работая в ДОУ

Благодаря интернет-приложениям поездка на такси стала доступнее. 

В 2021 году 60% поездок на такси в России были совершены через агрегаторы — такую статистику приводит аналитический центр правительства РФ в своем исследовании рынка такси. 

Яндекс Такси среди них занимает самую большую долю рынка — 27%. Как работают таксопарки через Яндекс.Такси:

  • Яндекс сотрудничает с лицензированными таксопарками — юридическими лицами и ИП;  
  • таксопарки нанимают водителей или сдают им в аренду  автомобили оборудованные по всем правилам; 
  • водитель устанавливает на смартфон специальное приложение и принимает через него заказы от пассажиров; 
  • пассажир заказывает поездку через свое мобильное приложение. 
  • заработок распределяется между всеми участниками: Яндекс берет 15% от поездки, таксопарк — до 5%, водителю остается 80%. В Москве процент водителя может быть еще меньше — 75%.

Формально услугу перевозки пассажиров оказывает таксопарк. Яндекс всегда придерживался того, что компания оказывает информационные услуги. Однако суды при рассмотрении дел с участием агрегатора соглашались с такой формулировкой не всегда.

Федеральные — роспотребнадзор

В настоящее время ситуация на рынке предоставления услуг такси складывается следующим образом: служба заказа такси оказывает заказчику (физическому лицу, подавшему заявку на перевозку пассажиров и багажа) информационные услуги, направленные на внесение его заявки в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заявки профессиональными перевозчиками и водителями такси.

Сервисы по заказу услуг такси – агрегаторы (от лат. aggregatio — «накопление») представляют собой особую группу посредников. Они сводят исполнителей, оказывающих услуги такси (перевозчиков), с потенциальными клиентами на основе своей интернет-платформы.

Функция интернет-платформы сводится к предоставлению принадлежащих ей номеров, на которые поступает информация о заказах, а также к размещению информации, полученной и обработанной операторами службы, на электронной площадке и обеспечению доступа перевозчиков к данной площадке. Информационный ресурс, предоставляемый в распоряжение перевозчиков, представляет собой систематизированную базу актуальных заявок на оказание услуг по перевозке, которой пользуются непосредственно профессиональные перевозчики и водители такси.

Правовое регулирование агрегаторов действует с 1 января 2021 года, когда вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Они дали понятие владелеца агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) это «организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Указанные изменения закрепили обязанность агрегатора информировать потребителя о продавце либо исполнителе услуг, который и должен нести ответственность за качество товаров и услуг, а также установили основы ответственности для самого оператора онлайн-платформы.

Законом № 2300-1 установлена обязанность владельца агрегатора предоставлять потребителю следующую информацию о себе и исполнителе услуги:

  • фирменное наименование;
  • место нахождения (адрес);
  • режим работы;
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • фамилию, имя, отчество (если имеется);
  • государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации (ст. 9 Закона № 2300-1).

Указанную информацию владелец агрегатора доводит до сведения потребителей посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию об услуге или исполнителе, на основании которой потребителем был заключен договор возмездного оказания услуг с исполнителем, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты услуги. Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты услуги в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:

  • услуга, в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора не оказана в срок;
  • потребитель направил исполнителю уведомление об отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг в связи с нарушением исполнителем обязательства оказать услугу в установленный срок.

Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления исполнителю уведомления об отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг.

Владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты услуги при получении от исполнителя подтверждения принятия потребителем оказания услуги при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты услуги.

В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем оказания услуги потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты в судебном порядке.

На рынке автомобильных перевозок работает ряд агрегаторов, которые оказывают информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом. Например, «Яндекс такси» консультирует водителей, подключаемых к своей системе по вопросам исполнения заказов, но не касается их организационно-административной работы, которая находится исключительно в их зоне ответственности. Водитель самостоятельно регистрируется в налоговом органе, получает разрешение на осуществление автомобильных перевозок. За нарушение данных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Правила пользования услугами таксистами

Заказ фрахтователя (потребителя) принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Фрахтовщик (перевозчик) обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя (потребителя) в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

  • номер заказа;
  • дата принятия заказа;
  • дата выполнения заказа;
  • место подачи легкового такси;
  • марка легкового такси (если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси);
  • планируемое время подачи легкового такси.

Принятый к исполнению заказ исполнитель обязан зарегистрировать в журнале регистрации. Номер принятого к исполнению заказа сообщается пассажиру.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю (потребителю):

  • местонахождение,
  • государственный регистрационный знак,
  • марку и цвет кузова легкового такси,
  • фамилию, имя и отчество водителя,
  • фактическое время подачи легкового такси. 

Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем (потребителем). Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Другие инструкции:  Должностная инструкция разметчика деталей и материалов 1-го разряда

Плата за пользование легковым такси может определяться в виде фиксированной платы (независимо от фактического пробега такси и фактического времени пользования им) либо в соответствии с показаниями таксометра (на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования такси).

В подтверждение оплаты за пользование такси потребителю должны выдать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, содержащим:

  • наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования такси (серия и номер печатаются типографским способом);
  • наименование исполнителя (наименование, адрес, номер телефона, ИНН);
  • дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
  • стоимость пользования легковым такси (при использовании таксометра указывают его показания);
  • фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения. В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Чтобы быть уверенным в добросовестности перевозчика, к которому потребитель обратился, необходимо убедиться в наличии необходимой информации, которая должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя:

  • полное или краткое наименование исполнителя;
  • условия оплаты за пользование легковым такси;
  • визитная карточка водителя с фотографией;
  • наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются пассажиру по его требованию.

В салоне такси должно находиться разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данное разрешение должно быть представлено по требованию пассажира.

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

  • легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
  • легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
  • легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • легковое такси должно быть оборудовано таксометром;

2) водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет;

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

  • обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
  • проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
  • обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Стоянка легковых такси оборудуется информационной табличкой, содержащей следующую информацию:

  • надпись «Стоянка такси»;
  • режим работы стоянки такси;
  • наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Права потребителя при предоставлении услуг перевозки

Договор считается расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)).

В частности, в соответствии со ст. ст. 717, 782 ГК РФ, ст. 32 Закона № 2300-1 пассажир вправе в любой момент отказаться от исполнения договора перевозки при условии оплаты исполнителю суммы фактически понесенных им расходов.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору, ненадлежащую информацию об услуге исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Основания расторжения договора на оказание услуг по перевозке:

  • по соглашению сторон (ст. 450 ГК РФ);
  • в случае обнаружение существенных недостатков или существенных отклонений от условий договора (ст. 450 ГК РФ, ст. 29 Закона № 2300-1).

Пассажир при обнаружении недостатков оказанной услуги перевозки вправе также потребовать по своему выбору:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель имеет право на возмещение причиненных исполнителем убытков (ст. 13 Закона № 2300-1), вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира в результате предоставления некачественных услуг перевозки или предоставления ненадлежащей информации об услуге (ст. 14 Закона № 2300-1). Моральный вред, причиненный перевозчиком пассажиру в результате нарушения его прав подлежит компенсации в размере, определяемом судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пассажиром расходов (ст. 15 Закона № 2300-1).

В то же время перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил, которые он должен соблюдать (ст. 13 Закона, ст. 401 ГК РФ).

До подачи искового заявления в суд обязателен претензионный порядок урегулирования споров в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2021 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Пассажир имеет право на обращение в суд с целью защиты своего нарушенного права, в том числе имущественного характера, основываясь на ст. 11 ГК РФ, в соответствии с которой защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Выводы: кто возмещает ущерб потерпевшему

  1. к уголовной ответственности привлекают водителей такси, в редких случаях таксопарки;
  2. материальную ответственность водители выплачивают редко из-за отсутствия денег;
  3. агрегаторы и таксопарки несут материальную ответственность солидарно, но как правило по результатам долгих судебных тяжб.

В любом случае, шансов получить возмещение ущерба гораздо больше если и водитель, и таксопарк работают легально, со всеми разрешающими документами. Однако проверить это пассажиру до того, как он сел в салон такси очень сложно. 

Оцените статью
Добавить комментарий