«Здесь много случайных людей»: как я пять лет работал в сервисе по ремонту автомобилей

«Здесь много случайных людей»: как я пять лет работал в сервисе по ремонту автомобилей Должностные инструкции

Основные функциональные и должностные обязанности автомеханика

Должностная инструкция автомеханика автотранспортного предприятия указывает, что его основная обязанность — это обеспечение безопасности дорожного движения на транспорте, находящемся в ведении данного специалиста путем своевременного, полного ремонта и обслуживания транспортного средства. В перечень его обязанностей входит:

Вообще механик считается специалистом широкого профиля, но если речь идет, например, о работе на СТО, то должностная инструкция автомеханика в автосервисе делает упор на следующие обязанности:

  • Выправление метала корпуса автомобиля и подготовка машины к покрасочным работам — должность автожестянщик.
  • Шлифовка и покраска транспортного средства — маляр.
  • Ремонт электрооборудования — автоэлектрик.
  • Диагностика причин возникновения неполадок.
  • Ремонт коробки передач, карбюратора.
  • Шиномонтаж.
  • Регулировка развала схождения.
  • Прочие обязанности.

Что требуется от сотрудника сервиса по ремонту автомобилей

Я пришел строить карьеру автослесаря с багажом в виде вынужденного ремонта нескольких собственных машин и прочитанной книжки. Но главное — я обожал машины, работа с ними приводила меня в восторг. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы меня приняли.

Когда я пришел на собеседование, меня первым делом попросили поднять правую руку, так как авторемонтники не всегда различают право и лево, а в автосервисе это один из ключевых навыков. У каждой машины есть передняя, задняя, правая и левая стороны, и если с передом и задом особых вопросов не возникает, то с правой и левой сторонами бывает всякое.

Третьим пунктом идут вопросы о трудовой дисциплине. Желательно, чтобы сотрудник автосервиса приезжал на работу раньше первых клиентов и уходил позже последних.

Как я уже писал, образование не является главным критерием при трудоустройстве. В автосервисе я встречал работников самых разных специальностей: повара, помощника машиниста, менеджера по туризму, учителя русского языка и литературы, геодезиста и многих других. По моим наблюдениям, в сфере автомобильного ремонта очень много случайных людей.

Главное, что интересует нанимателя, — опыт работы.

Поэтому, если у вас есть определенные навыки, найти работу в автосервисе очень просто. Нужно составить резюме и написать, грубо говоря, что вы не пьете, не употребляете ничего запрещенного, не опаздываете и не имеете прочих пагубных привычек. А еще отличаете стойку стабилизатора от стойки амортизатора. После публикации резюме вас завалят предложениями.

Я не ищу работу уже несколько лет, но все равно иногда кто-нибудь находит мое резюме столетней давности и звонит с предложением. В отрасли кадровый голод. У нас в городе даже висят билборды с обещанием зарплаты в 90 000 Р. Привирают, конечно, но для Новосибирска 90 000 Р — это очень хорошее обещание.

Должностная инструкция инженера-автомеханика

С инженером-автомехаником, в плане должностной инструкции, дела обстоят несколько иначе, нежели с обычным автослесарем. Здесь работнику потребуется больше знаний и навыков, кроме того, в обязанности этого специалиста входит еще и руководство, его стаж работы в руководящих должностях должен превышать 3 года.

  • Контроль и обеспечение безаварийной работы ремонтного оборудования.
  • Подготовка ежемесячных планов по проверке оборудования.
  • Осуществление приемки нового оборудования.
  • Разработка и внедрение новых способов и методов выполнения ремонтных работ.
  • Разработка рекомендаций по эксплуатации оборудования.
  • Обеспечение соблюдения правил в сфере охраны труда.

Должностные обязанности

Должностная инструкция автомеханика дает ему следующие права:

  • Возможность обращения к руководящим органам предприятия с требованиями в содействии в осуществлении своих профессиональных обязанностей или предложениями по улучшению деятельности организации.
  • На получение спецодежды для выполнения работ.
  • На оплату медицинских расходов.
  • Запрашивать документы и иные сведения, влияющие на его деятельность.
  • На повышение квалификационных навыков.

В права инженера-автомеханика, как руководителя, входит также:

  • Давать распоряжения работникам, находящимся в подчинении.
  • Представлять заместителю директора или непосредственному руководителю сведения для поощрения или наказания работников, недобросовестно выполняющих свои обязанности.
  • Самостоятельно решать текущие вопросы, путем распоряжений.
  • Вести переписку со сторонними предприятиями.

Должностные обязанности автослесаря

Автослесарь выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проводит диагностику и профилактический осмотр автотранспортных средств.

2.2. Выбраковывает детали после разборки и мойки, производит при необходимости слесарную обработку деталей, статическую балансировку деталей и узлов.

2.3. Выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

2.4. Выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования согласно оформленного заказ-наряда. 

2.5. Устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

2.6. Выполняет работы с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений, соблюдает правила техники безопасности и противопожарной безопасности.

2.7. Докладывает мастеру смены (участка) и руководителю технического центра о выявленных неисправностях оборудования и приборов.

2.8. Оформляет приемо-сдаточную документацию.   

Как оплачивают работу

Во всех автосервисах, где я работал, официальное трудоустройство не приветствовалось. Немногочисленным официально устроенным сотрудникам платят черно-белую зарплату. Белая часть — это МРОТ на карточку, а черная формируется из выработки за вычетом МРОТ и налоговой нагрузки работодателя.

Официально трудоустроенный автослесарь при одинаковой выработке получает меньше своего коллеги, который работает неофициально. В конце месяца на станции подсчитывают все наработанное, а еще через пару недель выдают зарплату. Две недели между этими событиями выжидают с расчетом на удержание людей.

Другие инструкции:  Дирижер | ЕКСД | Квалификационные характеристики должностей работников работников культуры, искусства и кинематографии | Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках) | Должности специалистов

В сфере авторемонта, особенно в сетевых мастерских, большая текучка и некому работать. За год коллектив может смениться два раза, и управляющие предпочитают не переводить бумагу почем зря. Поэтому, если человек вдруг захочет уволиться, он сообщит об этом только после того, как получит зарплату.

К тому времени он отработает уже половину следующего месяца. С зарплатой, кстати, часто кидают, придумывая какие-то формальные поводы, и увольняющийся прекрасно понимает, что денег за две отработанные недели ему не видать. И тогда он решает остаться еще на месяц, а потом все повторяется.

Заработная плата, как правило, сдельная. Выработку измеряют в нормо-часах, у каждого сотрудника есть своя ставка за эту единицу. Например, поменять масло — это 0,4 нормо-часа при ставке 300 Р. То есть 0,4 умножаем на 300 Р — вот заработанные кровные.

Автослесарь средней руки делает в месяц 120—150 нормо-часов. Обычно работники стараются не рвать пуп в погоне за выработкой, так как это часто приводит к понижению ставки. По моему опыту, в автосервисах не любят платить большие зарплаты.

У меня нет актуальных данных, но до пандемии начинающий слесарь мог рассчитывать на 30 000—35 000 Р в месяц при 240—260 часах работы.

Как правильно заполнить

Форма должностной инструкции автомеханика представляет собой обычный документ, распечатанный на листах формата А4. На первой странице, в правом верхнем углу, располагаются сведения о работодателе, в конце документа – о работнике. Перед тем, как поставить свою подпись, сотрудник должен внимательно ознакомиться с положениями, указанными в документе.

После, в самом конце, работник указывает полностью свои Ф.И.О, актуальную дату и затем расписывается. Существует также и другой пример должностной инструкции автомеханика. После ознакомления со всеми пунктами, специалист указывает свои данные не в самом документе, а на отдельном бланке.

Как правильно составить

Шаблон должностной инструкции автомеханика имеет общую форму, одинаковую для всех документов такой направленности. Составляется он, как правило, сотрудниками отдела кадров, руководителями подразделений или директором компании.

Требования, которые содержит бланк должностной инструкции автомеханика, регламентируются законами и положениями Трудового кодекса.

Существует две формы документа:

  1. Типовой образец должностной инструкции автомеханика – универсальный документ, который выдается всем соискателям, претендующим на одну и ту же должность. Ознакомившись с положениями, указанными в официальной бумаге, работники ставят свою подпись в отдельном бланке.
  2. Отдельный документ. В таком случае схема должностной инструкции автомеханика составляется индивидуально для каждого соискателя. В ней прописываются квалификационные требования, выдвигаемые к сотруднику, его обязанности, подчиненность и уровень ответственности.

Вне зависимости от того, какой из документов использует предприятие, работник должен иметь образец в непосредственной близости от рабочего места. Это позволит оперативно решить конфликтную ситуацию, связанную с обязанностями должностного лица.

Как я полюбил ремонт автомобилей

Работать я начал еще в 13 лет — подметал улицу. С тех пор сменил много разных занятий, но по большей части это была работа руками. Я штукатурил, выпекал хлеб, крутил подвесные потолки, прибивал провода гвоздями к потолку и все такое. После техникума я работал электромонтажником на разных стройках, а потом меня призвали служить на 2 года.

В армии я научился массе всего интересного и полюбил писать письма. Это превратилось в увлечение, и после демобилизации я поступил на отделение журналистики филологического факультета, где заочно проучился 5 лет. Однако журналиста из меня, к большому счастью, не вышло. Не мое. Хотя писать я не перестал.

В конце нулевых у меня появились водительские права и первая машина, которая через некоторое время сломалась. Я обратился на СТО, с меня взяли много денег, но ничего не отремонтировали. Я пошел в другое место, и ситуация повторилась, да еще и с неприятными последствиями: на зимней дороге у машины заклинило ступичный подшипник, а вместе с ним и правое переднее колесо.

Чудом избежав ДТП, я понял, что в обслуживании моего автомобиля надо что-то менять.

Так я купил первый набор инструментов и пару книжек по ремонту автомобилей. Одной из них была книга «Ремонт автомобиля для чайников» за авторством Дианы Скляр. Это очень классная и предельно понятная книга, в начале нулевых по этой теме не было написано ничего лучше — спасибо Диане Скляр.

Потом появилась другая машина, появились такие жедрузья-автомобилисты, вечера в гаражах, первая замена двигателя, первая «капиталка» другого двигателя и прочее. Получалось не все и не сразу, но неквалифицированный ремонт своими силами обходился куда дешевле, чем такой же или даже хуже на стороне.

За 4 года я набрался опыта и внезапно осознал, что мне нравится ремонтировать машины. В тот момент я работал монтажником, лазил по чердакам и крышам с бухтой кабеля в руках. Начальник угорел по саентологии, дела в фирме пошли плохо, и я уволился. В поисках новой работы решил попробовать себя в ремонте автомобилей за деньги. Я помнил, как чинили мою машину, и решил, что точно смогу делать это лучше.

Какие бывают автосервисы

Из 5 лет, которые я посвятил авторемонту, я отработал 3,5 года в сетевых автосервисах и 1,5 года — в специализированных. Здесь можно провести аналогию с общепитом, где в качестве сетевых автосервисов будет «Макдональдс», а в качестве спецов — ресторан чешской кухни.

В сетевые автосервисы берут работать всех подряд, а клиентам оказывают самые тривиальные услуги, такие как замена масел, антифриза, тормозных колодок, ремней, лампочек, свечей, фильтров и прочих расходников. Они готовы ремонтировать любые автомобили — от Жигулей до Мерседеса, — держат полторы-две смены народа и работают чаще посменно и без выходных.

Специализированные сервисы, как правило, фокусируются на одной услуге вроде капитального ремонта двигателей иили трансмиссий. Либо ремонтируют машины определенной марки. Такие сервисы могут позволить себе постоянный штат сотрудников и шестидневную рабочую неделю. А то и пятидневную.

Но этими категориями сервисы не ограничиваются. Еще есть сфера кузовного ремонта, которая стоит особняком. Кузовщина — это такое государство в государстве автомастерских. То же самое относится и к автоэлектрикам, которые сродни хирургам из мира платной медицины.

Другие инструкции:  Должностная инструкция методиста в школе | Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Карьера и оплата труда

Профессия автомеханика в настоящее время является очень востребованной и с течением времени она вряд ли потеряет свои позиции, так как количество владельцев машин только увеличивается. Специалист такого профиля имеет перспективы карьерного роста в зависимости от размеров предприятия до:

  • Старшего автомеханика.
  • Техника.
  • Бригадира.

Кроме того, с достаточными навыками этот специалист способен открыть собственную автомастерскую. Должностная инструкция автомеханика может изменяться в соответствии с потребностями конкретного предприятия.

Квалификационные требования

Должностная инструкция автомеханика требует образования не ниже, нежели среднее специальное. Необходимые знания:

  • Устройство автомобиля.
  • Свойства и характеристики материалов, которые используются для ремонта.
  • Иметь навыки владения специализированными инструментами и оборудованием.

Физические способности:

  • Физическая сила, выносливость.
  • Пространственное воображение.
  • Глазомер.
  • Некоторые конструкторские навыки.

Некоторые волевые способности и качества:

  • Ответственность.
  • Настойчивость.
  • Аккуратность.
  • Усердие.
  • Терпение.
  • Прочие.

Кто идет работать в автосервис

Работа в сфере авторемонта — это постоянный поиск компромисса между совестью и планом продаж запчастей и услуг. С точки зрения начальства, идеальный сервисмен должен уметь отключать совесть при работе с клиентом. А при работе с начальством — включать обратно.

Функционеры авторемонтных предприятий преследуют разные цели, которые могут не иметь ничего общего с ремонтом клиентского автомобиля. Лучше всего такую ситуацию иллюстрирует басня Крылова про лебедя, рака и щуку, где лебедь — это управляющий, щука — менеджер, а рак — автослесарь. И все они пытаются стронуть с места клиентский автомобиль, который отчего-то не едет.

Как я уже говорил, в этой сфере много случайных людей. Часто они видят мир через призму своего бэкграунда, который может не иметь ничего общего с авторемонтом и процессами его организации.

Очень странно, но такие люди обычно задерживаются надолго.

Например, бывшие военные или какие-нибудь полицейские на руководящих должностях. Им может быть безразлично качество ремонта клиентского автомобиля, но при этом такие начальники могут устроить скандал из-за того, что в тумбе с инструментом гаечные ключи лежат не так, как бы того хотелось проверяющему лицу.

Или, например, эффективные менеджеры со своими делегированиями и правилами трех гвоздей. Лопнет у слесаря головка на 21, без которой колесо не открутить, и он идет к эффективному менеджеру клянчить новую. Вместо того чтобы достать необходимый инструмент, менеджер мысленно вешает задачу на первый гвоздь.

Чуть позже слесарь приходит еще раз, мол, где головка-то, как работать? Менеджер вешает задачу на второй гвоздь: его же так научили. А слесарь понимает, что на обеспечение условий его работы всем плевать, и больше ничего не просит. Вместо этого он начинает ровно так же наплевательски относиться к своей работе.

Общие положения

1.1. Автослесарь относится к категории рабочих.

1.2. Автослесарь назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора по представлению руководителя технического центра.

1.3. Автослесарь непосредственно подчиняется руководителю технического центра.

1.4. На время отсутствия автослесаря его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.5. На должность автослесаря назначается лицо, имеющее начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, а также стаж работы не менее года. 

1.6. Автослесарь должен знать:

— правила разборки, дефектовки и ремонта деталей, узлов, агрегатов и приборов;

— устройство и принципы работы ремонтируемого оборудования, способы восстановления изношенных деталей;

— технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта;

— порядок оформления приемо-сдаточной документации;

— допуски, посадки и классы точности;

— устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов.

— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

1.7. Автослесарь руководствуется в своей деятельности:

— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

— приказами и распоряжениями руководства;

— настоящей должностной инструкцией.

Общие сведения

Сама по себе должность автомеханика подразумевает наличие у соискателя широкого круга знаний и умений. Специалист должен осуществлять контроль технического состояния транспорта, выявлять поломки машин и уметь их устранять. Акт должностной инструкции автомеханика предусматривает все эти положения.

Разрабатывается форма должностной инструкции автомеханика с учетом нескольких документов: Трудового кодекса, положений о структурных подразделениях, классификатора функций, классификационного справочника должностей руководителей, служащих и специалистов.

Договор должностной инструкции автомеханика выдается на производстве непосредственно в момент приема на работу. Документ важен как для сотрудника, так и для руководителя предприятия. Он помогает четко очертить круг обязанностей, квалификационных требований и определить меру ответственности работника, в случае невыполнения обязанностей.

Обязанности и задачи

В данном пункте документа определяется участок работы специалиста, круг его обязанностей, основная и второстепенные задачи. Инструкция закрепляет за автомехаником обязательство по выполнению видов работ и порядок их исполнения.

Обязанности и задачи автомеханика:

Важно: в должностной инструкции необходимо прописать все полномочия автомеханика, в противном случае он может отказаться от выполнения какой-либо процедуры, сославшись на то, что это не указано в документе. Устал попадать на сомнительные сайты, где русское порно платно?

Ответственность и права

Согласно документу автомеханик имеет право:

Как и любой другой специалист, автомеханик несет ответственность за свою работу при следующих ситуациях:

  •  отказ от выполнения рабочих обязательств или их неполное выполнение;
  • нарушение установленных правил и инструкций на рабочем месте;
  • не следование задачам руководителя;
  • причинение материального ущерба имуществу клиентов или предприятия;
  • несоблюдение пожарной безопасности, трудовой дисциплины;
  • осуществление правонарушений на рабочем месте;
  • предоставление ложной информации;
  • непринятие мер, если было зафиксировано нарушение;
  • превышение своих полномочий.
Другие инструкции:  Приказ Минтруда РФ от 31.07.2020 N 475Н — Редакция от 31.07.2020 — Контур.Норматив

[docs]

По какому графику работают в автомастерских

Обычно клиенты автомастерских работают стандартную пятидневку, а машинами решают заняться к выходным. Поэтому в автосервисах больше всего работы по пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник до обеда мастера доделывают воскресные машины, а потом убираются, ищут потерянный инструмент и играют в карты. Со вторника по четверг клиентов обычно немного. В эти дни работается лучше всего, так как никто не торопит и не отвлекает.

Поставят, например, машину на замену амортизаторов, чтобы разбирать и снимать старые, пока со склада везут новые. В итоге привозят, а они не подходят. Тогда начинаются поиски амортизаторов «по образцу». Таким образом, на подъемнике весь день висит машина, которая тормозит очередь из других автомобилей.

И все нужно успеть отремонтировать к завтрашнему утру, так как клиент собирается куда-то ехать и у него нет времени ждать, пока мы тут наиграемся в подбор запчастей. Бывает и так, что снабженец уезжает за запчастями и привозит их только к вечеру, а машину надо отдать владельцу уже утром.

В ситуации посменной работы по графику каждый старается закончить дела так, чтобы не доделывать их в свой выходной. Но иногда за день до отдыха могут подбросить работы нормо-часов на 30, которую за один вечер просто не сделать. Вот и приходится ночевать.

Преимущества и недостатки профессии

Профессия очень востребована, спрос со временем только растет, ценятся узкоспециализированные специалисты. Почти в каждой среднестатистической семье есть автомобиль, а то и не один, который требует ежегодной диагностики или ремонта после аварий.

Заработок автомехаников варьируется в зависимости от города. Устроившись работать в специализированный автосервис в большом мегаполисе, сотрудник может быть уверен, что будет много работы и достойная оплата труда.

Для начала карьеры в данной сфере придется не мало времени проработать помощником, чтобы вникнуть во все нюансы работы. Имея опыт работы, трудоустроиться на желаемую должность становится намного проще.

Карьерный рост в должности автомеханика отсутствует, можно начать с помощника и дорасти до специалиста. Но при большом желании, наработав опыт и знания, всегда можно открыть свой салон, тем самым увеличив свой доход.

Каждая профессия интересна по-своему, чтобы полностью сформировать мнение о профессии автомеханик, посмотрите видео.

С какими поломками может справиться автомеханик

Автомеханик выполняет работу по ремонту и обслуживанию автотранспорта, умеет эксплуатировать специальное необходимое оборудование.

Интересно: профессия зародилась с появлением самоходных транспортных средств, а более востребована стала в связи с запуском первого конвейера. Сегодня специальность автомеханика остается актуальной из-за частых поломок и сбоев в работе автомобилей.

В настоящее время существует много узконаправленных специалистов, каждый из которых отвечает за определенный вид неисправности в автотранспорте. Автомеханики занимаются:

Автомеханик должен выполнять следующее:

  • проводить опрос клиентов о жалобах при эксплуатации автотранспорта;
  • диагностировать самостоятельно и с помощью оборудования работу всех механизмов;
  • в случае повреждения поверхностей проводить рихтовочные процессы;
  • осуществлять кузовной ремонт;
  • проводить сварочные работы;
  • проверять работу электрической сети авто;
  • диагностировать двигатель;
  • подбирать и заменять необходимые детали автомобиля, вышедшие из строя.

Требования к специалисту

Специальность автомеханика от соискателей требует не только наличия образования в этой сфере, но и физической силы, ведь данная работа связана с большой физической нагрузкой и частыми травмами. В течение рабочего дня приходиться поднимать тяжелое оборудование и запчасти, работать часами в лежачем положении. Специалист должен уметь определять на глаз размер необходимых инструментов и деталей.

Для работы можно получить как высшее, так и техническое образование. Очень ценен опыт самостоятельного изучения строения автомобиля и понимания системы поломок.

По личностным критериям в данную сферу берут людей со следующими качествами:

  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • умение объяснять – очень часто приходиться контактировать с людьми, которые не разбираются в поломках и не придают значения выявленным нарушениям в работе автотранспорта;
  • кропотливость;
  • высокий уровень ответственности;
  • нацеленность на результат;
  • аналитический склад ума;
  • оперативность.

Автомеханику нужно иметь хорошую память, чтобы наизусть помнить строение каждого механизма автомобиля, уметь быстро анализировать, чтобы находить место поломки и устранять его, иметь хорошую реакцию.

Итоги и планы

Автосервис — хорошая школа жизни, которую нужно оканчивать в молодом возрасте и не оставаться на второй год. Если у вас есть совесть и семья, то в этой сфере вы не заработаете больше средней зарплаты по региону. А если при виде открытого капота у вас чешутся руки, то лучше купите Ладу, снимите капитальный гараж и развлекайтесь в свое удовольствие.

Я ушел из сферы авторемонта еще в 2021 году. Сейчас работаю лаборантом в институте ядерной физики. Наша лаборатория проводит эксперименты по бор-нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей. Метод основан на реакции нейтрона с ядром атома бора, в ходе которой выделяется большое количество энергии в радиусе, сопоставимом с размером клетки млекопитающего.

Моя часть работы заключается в обслуживании и ремонте источника нейтронов, выполненном на базе протонного ускорителя тандемного типа с литиевой нейтроногенерирующей мишенью, а также в участии в физических экспериментах. Об этом можно написать отдельную статью. В общем, теперь я кручу гайки на научной установке.

Мои планы больше похожи на мечты: я хочу писать сценарии и пьесы. Будет круто, если получится сделать это источником дохода. Но, как вы понимаете, все это никак не связано с авторемонтом, и я надеюсь, что мне больше не придется работать в автосервисе.

Но от таких вещей не зарекаются, жизнь — непредсказуемая штука.

Оцените статью
Добавить комментарий