Обучение по программе: Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)

Обучение по программе: Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) Должностные инструкции

I. общие положения

1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов по программе «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» (срок обучения 280 академических часов) (далее — Программа) заключается в приобретении специалистами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).

Трудоемкость освоения — 280 академических часов (2 месяца).

Основными компонентами Программы являются:

— общие положения, включающие цель программы;

— планируемые результаты обучения;

— учебный план;

— календарный учебный график;

— рабочая программа: «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»;

— организационно-педагогические условия;

— формы аттестации;

— оценочные материалы*(2).

1.2 Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра*(3).

1.3. В содержании Программы предусмотрены необходимые знания и практические навыки по программе «Специалист в области слухопротезирования (Сурдоакустик)».

1.4. Рабочая Программа «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» состоит из модулей. Структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема — на элементы, каждый элемент — на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется.

На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором — код темы (например, 1.1), далее — код элемента (например, 1.1.1), затем — код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.

1.5. В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков специалистов, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.

1.6. Для формирования профессиональных навыков, необходимых слушателям, в программе отводятся часы на практические занятия (ПЗ).

ПЗ состоят из двух компонентов:

1) ПЗ, направленные на закрепление имеющихся общепрофессиональных умений и навыков;

2) ПЗ, направленные на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.7. Планируемые результаты обучения по Программе направлены на получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в сурдологических кабинетах и (или) центрах.

1.8. Учебный план Программы определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

В случае необходимости, учитывая уровень базовых знаний, актуальность задач подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, изменения могут быть внесены в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами Программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

1.9. Рабочая Программа «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров*(4), с современными специфическими условиями предстоящей профессиональной деятельности*(5).

1.10. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию по всем разделам;

б) материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

— учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

— комплект аудиологического оборудования для отработки практических навыков обучающихся;

— учебный кабинет, оборудованный макетами и симмуляционными тренажёрами, оснащенный реально работающим портативным медицинским оборудованием;

в) профессорско-преподавательский состав, состоящий из специалистов со стажем работы в качестве врачей в составе сурдологического центра и (или) кабинета и стажем работы на соответствующих должностях профессорско-преподавательского состава*(6).

1.11. Программа может реализовываться частично в форме стажировки*(7). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологичсеких кабинетов и (или) центров.

1.12. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(8).

1.13. Формы аттестации. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в соответствии с целями Программы и планируемыми результатами ее освоения.

Viii. формы реализации программы

8.1. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее разделов должно быть направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.

8.2. Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» (далее — ФГБУ НКЦО ФМБА России); выездных учебных циклов ФГБУ НКЦО ФМБА на базе филиалов и организаций и учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ очно-заочного обучения с использованием самоподготовки (дистанционные технологии) с последующей стажировкой.

Примерная тематика дистанционного обучения

1. Обучающий овладевает основами деонтологии в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик), основами коммуникаций с гражданами и их окружением.

Другие инструкции:  Должностная инструкция кабельщика-спайщика 5-го разряда - образец 2021

2. Обучающий овладевает основами функционирования слуховой системы человека, видами тугоухости и причинами ее возникновения.

3. Обучающий изучает методы исследования слухового анализатора, знакомится с принципами работы приборов, использующихся в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик).

4. Обучающий изучает основные технические средства реабилитации лиц с нарушением слуха, имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы.

5. Обучающий изучает типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования.

6. Обучающий изучает показания и противопоказания к слухопротезированию.

7. Обучающий знакомится с концепцией обработки сигнала, функциональные возможности слуховых аппаратов и знакомится с программами настройки слуховых аппаратов.

8. Обучающийся знакомится с современным законодательством об охране здоровья граждан, социальной защите инвалидов, о защите прав потребителей и проведением диагностики нарушений слуха, подбора технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение.

9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки.

9.1. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков и умений при диагностике нарушений слуховой функции, подборе технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

— самостоятельную работу с учебными изданиями;

— приобретение профессиональных навыков;

— изучение организации и методики работ;

— участие в совещаниях, деловых встречах.

9.2. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания Программы.

9.3. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок должно быть направлено на достижение целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

9.4. Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок проведения которой определяется образовательной организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования самостоятельно.

——————————————-

*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)

*(2) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2021 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2021 г., регистрационный N 31014)

*(3) Часть 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)

*(4) Номенклатура медицинских организаций, утвержденная приказом Минздрава России от 06 августа 2021 г. N 529н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2021 г., регистрационный N 29950)

*(5) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология, утвержденный приказом Минздрава России от 09 апреля 2021 г. N 178н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2021 N 36881)

*(6) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2021 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2021 г., регистрационный N 20237)

*(7) Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).

*(8) Часть 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 53, ст. 7598).

*(9) Семинарское занятие.

*(10) Практическое занятие.

*(11) Промежуточный контроль.

*(12) Текущий контроль.

*(13) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598)

Утвержден профессиональный стандарт «специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»

        Утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»

         Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2021 г. N 42332

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2021 г. N 226н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293; 2021, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2021 г.
Регистрационный N 42332

Профессиональный стандарт
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2021 г. N 226н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Ведение документации гражданина

Сбор сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом

Беседа с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях

Выявление возможных проблем, требующих оказания медицинской помощи

Выявление проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат

Определение отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий

Принятие решения о слухопротезировании или об обращении за оказанием медицинской помощи

Необходимые умения

С помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов выявлять другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование

Проводить осмотр наружного слухового прохода

Заполнять документацию

Необходимые знания

Основы анатомии наружного и среднего уха

Основы физиологии и патологии слухового анализатора

Основы сурдологии и слухопротезирования

Основы психоакустики

Нормальная отоскопическая картина наружного слухового прохода и барабанной перепонки

Признаки заболеваний уха, требующие обращения за оказанием медицинской помощи

Другие характеристики

Все действия должны проводиться при выполнении следующих

требований к окружающей обстановке:

Требования к помещению:

Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков

Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м

Другие инструкции:  Приложение. Профессиональный стандарт "Сварщик" | ГАРАНТ

3.1.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Проведение осмотра наружного слухового прохода с помощью отоскопа

Выявление противопоказаний к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи

Проведение аудиометрических измерений слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки

Проведение надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах

Проведение импедансометрии для выявления объективных показателей состояния среднего уха

Определение порога восприятия речи и порога разборчивости речи

Выявление противопоказаний к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи

Определение степени потери слуха, ее типа и формы

Необходимые умения

Пользоваться отоскопом

Проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки

Проводить импедансометрию

Проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению

Проводить речевую аудиометрию

Оценивать разборчивость речи в шуме

Определять степень потери слуха (I-IV, глухота), тип и форму потери слуха

Необходимые знания

Основы анатомии наружного и среднего уха

Основы физиологии и патологии слухового анализатора

Основы сурдологии и слухопротезирования

Основы психоакустики

Признаки нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки

Признаки заболеваний уха, требующих направления гражданина для оказания медицинской помощи

Принцип работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований

Методики аудиометрических исследований

Методики надпороговой аудиометрии

Методики речевой аудиометрии

Основы аудиологии, сурдологии

Другие характеристики

Все действия должны проводиться при выполнении следующих

требований к окружающей обстановке:

Требования к помещению:

Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков

Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м

Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии)

3.1.3. Трудовая функция

Трудовые действия

Определение требуемой схемы коррекции слуха; определение ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна; направление для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов

Определение потенциальных ограничений действий по коррекции слуха и круга моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина

Выбор конструктивного типа слухового аппарата

Выбор функциональных возможностей (ценовой категории) слухового аппарата

Сравнительный анализ слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха

Выбор конкретной модели слухового аппарата

Необходимые умения

Соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина

Соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата

Необходимые знания

Основы анатомии среднего и наружного уха

Основы аудиологии и сурдологии

Основы психоакустики

Конструктивные особенности слуховых аппаратов и их функциональные характеристики

Технические характеристики, приведенные в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты

Ценовые категории слуховых аппаратов, различия этих категорий по функциям

Другие характеристики

Все действия должны проводиться при выполнении следующих

требований к окружающей обстановке:

Требования к помещению:

Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков

Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м

Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии)

Другие инструкции:  Должностная инструкция учителя географии » Каменно-Бродская Средняя Общеобразовательная Школа Официальный сайт

3.1.4. Трудовая функция

Трудовые действия

Осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков

Снятие слепков, предварительный выбор места установки отоблока (при необходимости)

Выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления

Осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов

Примерка слухового аппарата и вкладыша гражданину

Настройка слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина

Дополнительная настройка слухового аппарата на основании пожеланий гражданина

Выбор оптимального способа вентиляции ушного канала

Определение правильности подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи

Необходимые умения

Проводить осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа

Проводить процедуру снятия слепков

Проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата

Правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов

Оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов

Оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина

Выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков)

Необходимые знания

Основы анатомии и физиологии органа слуха

Основы патологии органа слуха

Основы психоакустики

Методы оценки нарушений слуха

Признаки заболеваний, являющихся показаниями и противопоказаниями к слухопротезированию

Структура и конструкция слуховых аппаратов

Методы обработки сигналов в слуховых аппаратах

Формулы настройки слуховых аппаратов

Программы настройки слуховых аппаратов различных производителей

Особенности работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов

Возможности использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха

Другие характеристики

Все действия должны проводиться при выполнении следующих

требований к окружающей обстановке:

Требования к помещению:

Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков

Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м

Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии)

3.1.5. Трудовая функция

Трудовые действия

Ознакомление гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях

Обучение гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата

Информирование гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним

Ознакомление гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации

Обучение гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата

Информирование гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов)

Согласование графика повторных визитов

Ознакомление гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями

Информирование гражданина о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом

Подготовка комплекта из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации

Необходимые умения

Демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях

Научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат

Демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек

Демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона

Демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату

Необходимые знания

Основы аудиологии и психоакустики

Практические вопросы слухопротезирования

Основы функционирования слуховых аппаратов

Функциональные возможности используемых слуховых аппаратов

Методические рекомендации производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации

Законодательство в сфере охраны здоровья

Региональные нормы и правила обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации

Другие характеристики

Все действия должны проводиться при выполнении следующих

требований к окружающей обстановке:

Требования к помещению:

Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков

Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м

Минимально необходимый комплект оборудования: компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности)

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация — разработчик

4.2. Наименования организаций — разработчиков

_____________________________

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Оцените статью
Добавить комментарий