I. общие положения
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов по программе «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» (срок обучения 280 академических часов) (далее — Программа) заключается в приобретении специалистами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).
Трудоемкость освоения — 280 академических часов (2 месяца).
Основными компонентами Программы являются:
— общие положения, включающие цель программы;
— планируемые результаты обучения;
— учебный план;
— календарный учебный график;
— рабочая программа: «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»;
— организационно-педагогические условия;
— формы аттестации;
— оценочные материалы*(2).
1.2 Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра*(3).
1.3. В содержании Программы предусмотрены необходимые знания и практические навыки по программе «Специалист в области слухопротезирования (Сурдоакустик)».
1.4. Рабочая Программа «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» состоит из модулей. Структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема — на элементы, каждый элемент — на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется.
На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором — код темы (например, 1.1), далее — код элемента (например, 1.1.1), затем — код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.
1.5. В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков специалистов, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.
1.6. Для формирования профессиональных навыков, необходимых слушателям, в программе отводятся часы на практические занятия (ПЗ).
ПЗ состоят из двух компонентов:
1) ПЗ, направленные на закрепление имеющихся общепрофессиональных умений и навыков;
2) ПЗ, направленные на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.7. Планируемые результаты обучения по Программе направлены на получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в сурдологических кабинетах и (или) центрах.
1.8. Учебный план Программы определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
В случае необходимости, учитывая уровень базовых знаний, актуальность задач подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, изменения могут быть внесены в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами Программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
1.9. Рабочая Программа «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)» формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров*(4), с современными специфическими условиями предстоящей профессиональной деятельности*(5).
1.10. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию по всем разделам;
б) материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
— учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
— комплект аудиологического оборудования для отработки практических навыков обучающихся;
— учебный кабинет, оборудованный макетами и симмуляционными тренажёрами, оснащенный реально работающим портативным медицинским оборудованием;
в) профессорско-преподавательский состав, состоящий из специалистов со стажем работы в качестве врачей в составе сурдологического центра и (или) кабинета и стажем работы на соответствующих должностях профессорско-преподавательского состава*(6).
1.11. Программа может реализовываться частично в форме стажировки*(7). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологичсеких кабинетов и (или) центров.
1.12. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(8).
1.13. Формы аттестации. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в соответствии с целями Программы и планируемыми результатами ее освоения.
Viii. формы реализации программы
8.1. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее разделов должно быть направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.
8.2. Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» (далее — ФГБУ НКЦО ФМБА России); выездных учебных циклов ФГБУ НКЦО ФМБА на базе филиалов и организаций и учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ очно-заочного обучения с использованием самоподготовки (дистанционные технологии) с последующей стажировкой.
Примерная тематика дистанционного обучения
1. Обучающий овладевает основами деонтологии в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик), основами коммуникаций с гражданами и их окружением.
2. Обучающий овладевает основами функционирования слуховой системы человека, видами тугоухости и причинами ее возникновения.
3. Обучающий изучает методы исследования слухового анализатора, знакомится с принципами работы приборов, использующихся в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик).
4. Обучающий изучает основные технические средства реабилитации лиц с нарушением слуха, имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы.
5. Обучающий изучает типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования.
6. Обучающий изучает показания и противопоказания к слухопротезированию.
7. Обучающий знакомится с концепцией обработки сигнала, функциональные возможности слуховых аппаратов и знакомится с программами настройки слуховых аппаратов.
8. Обучающийся знакомится с современным законодательством об охране здоровья граждан, социальной защите инвалидов, о защите прав потребителей и проведением диагностики нарушений слуха, подбора технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки.
9.1. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков и умений при диагностике нарушений слуховой функции, подборе технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
— самостоятельную работу с учебными изданиями;
— приобретение профессиональных навыков;
— изучение организации и методики работ;
— участие в совещаниях, деловых встречах.
9.2. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания Программы.
9.3. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок должно быть направлено на достижение целей Программы, планируемых результатов ее освоения.
9.4. Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок проведения которой определяется образовательной организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования самостоятельно.
——————————————-
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)
*(2) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2021 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2021 г., регистрационный N 31014)
*(3) Часть 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)
*(4) Номенклатура медицинских организаций, утвержденная приказом Минздрава России от 06 августа 2021 г. N 529н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2021 г., регистрационный N 29950)
*(5) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология, утвержденный приказом Минздрава России от 09 апреля 2021 г. N 178н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2021 N 36881)
*(6) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2021 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2021 г., регистрационный N 20237)
*(7) Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).
*(8) Часть 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 53, ст. 7598).
*(9) Семинарское занятие.
*(10) Практическое занятие.
*(11) Промежуточный контроль.
*(12) Текущий контроль.
*(13) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 53, ст. 7598)
Утвержден профессиональный стандарт «специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»
Утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»
Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2021 г. N 42332
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2021 г. N 226н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293; 2021, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2021 г.
Регистрационный N 42332
Профессиональный стандарт
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2021 г. N 226н)
I. Общие сведения
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий:
Отнесение к видам экономической деятельности:
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Ведение документации гражданина |
Сбор сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом | |
Беседа с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях | |
Выявление возможных проблем, требующих оказания медицинской помощи | |
Выявление проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат | |
Определение отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий | |
Принятие решения о слухопротезировании или об обращении за оказанием медицинской помощи | |
Необходимые умения | С помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов выявлять другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование |
Проводить осмотр наружного слухового прохода | |
Заполнять документацию | |
Необходимые знания | Основы анатомии наружного и среднего уха |
Основы физиологии и патологии слухового анализатора | |
Основы сурдологии и слухопротезирования | |
Основы психоакустики | |
Нормальная отоскопическая картина наружного слухового прохода и барабанной перепонки | |
Признаки заболеваний уха, требующие обращения за оказанием медицинской помощи | |
Другие характеристики | Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке: Требования к помещению: Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м |
3.1.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение осмотра наружного слухового прохода с помощью отоскопа |
Выявление противопоказаний к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи | |
Проведение аудиометрических измерений слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки | |
Проведение надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах | |
Проведение импедансометрии для выявления объективных показателей состояния среднего уха | |
Определение порога восприятия речи и порога разборчивости речи | |
Выявление противопоказаний к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи | |
Определение степени потери слуха, ее типа и формы | |
Необходимые умения | Пользоваться отоскопом |
Проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки | |
Проводить импедансометрию | |
Проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению | |
Проводить речевую аудиометрию | |
Оценивать разборчивость речи в шуме | |
Определять степень потери слуха (I-IV, глухота), тип и форму потери слуха | |
Необходимые знания | Основы анатомии наружного и среднего уха |
Основы физиологии и патологии слухового анализатора | |
Основы сурдологии и слухопротезирования | |
Основы психоакустики | |
Признаки нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки | |
Признаки заболеваний уха, требующих направления гражданина для оказания медицинской помощи | |
Принцип работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований | |
Методики аудиометрических исследований | |
Методики надпороговой аудиометрии | |
Методики речевой аудиометрии | |
Основы аудиологии, сурдологии | |
Другие характеристики | Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке: Требования к помещению: Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м |
Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии) |
3.1.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Определение требуемой схемы коррекции слуха; определение ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна; направление для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов |
Определение потенциальных ограничений действий по коррекции слуха и круга моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина | |
Выбор конструктивного типа слухового аппарата | |
Выбор функциональных возможностей (ценовой категории) слухового аппарата | |
Сравнительный анализ слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха | |
Выбор конкретной модели слухового аппарата | |
Необходимые умения | Соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина |
Соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата | |
Необходимые знания | Основы анатомии среднего и наружного уха |
Основы аудиологии и сурдологии | |
Основы психоакустики | |
Конструктивные особенности слуховых аппаратов и их функциональные характеристики | |
Технические характеристики, приведенные в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты | |
Ценовые категории слуховых аппаратов, различия этих категорий по функциям | |
Другие характеристики | Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке: Требования к помещению: Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м |
Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии) |
3.1.4. Трудовая функция
Трудовые действия | Осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков |
Снятие слепков, предварительный выбор места установки отоблока (при необходимости) | |
Выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления | |
Осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов | |
Примерка слухового аппарата и вкладыша гражданину | |
Настройка слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина | |
Дополнительная настройка слухового аппарата на основании пожеланий гражданина | |
Выбор оптимального способа вентиляции ушного канала | |
Определение правильности подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи | |
Необходимые умения | Проводить осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа |
Проводить процедуру снятия слепков | |
Проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата | |
Правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов | |
Оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов | |
Оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина | |
Выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков) | |
Необходимые знания | Основы анатомии и физиологии органа слуха |
Основы патологии органа слуха | |
Основы психоакустики | |
Методы оценки нарушений слуха | |
Признаки заболеваний, являющихся показаниями и противопоказаниями к слухопротезированию | |
Структура и конструкция слуховых аппаратов | |
Методы обработки сигналов в слуховых аппаратах | |
Формулы настройки слуховых аппаратов | |
Программы настройки слуховых аппаратов различных производителей | |
Особенности работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов | |
Возможности использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха | |
Другие характеристики | Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке: Требования к помещению: Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м |
Минимально необходимый комплект оборудования: набор ушных воронок, отоскоп или видеоотоскоп, аудиометр с головными телефонами, компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности), импедансометр (с функцией тимпанометрии и акустической рефлексометрии) |
3.1.5. Трудовая функция
Трудовые действия | Ознакомление гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях |
Обучение гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата | |
Информирование гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним | |
Ознакомление гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации | |
Обучение гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата | |
Информирование гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов) | |
Согласование графика повторных визитов | |
Ознакомление гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями | |
Информирование гражданина о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом | |
Подготовка комплекта из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации | |
Необходимые умения | Демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях |
Научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат | |
Демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек | |
Демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона | |
Демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату | |
Необходимые знания | Основы аудиологии и психоакустики |
Практические вопросы слухопротезирования | |
Основы функционирования слуховых аппаратов | |
Функциональные возможности используемых слуховых аппаратов | |
Методические рекомендации производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации | |
Законодательство в сфере охраны здоровья | |
Региональные нормы и правила обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации | |
Другие характеристики | Все действия должны проводиться при выполнении следующих требований к окружающей обстановке: Требования к помещению: Тип помещения — офисный, площадь не менее 15 кв. м. Помещение должно включать следующие зоны: зона ожидания, зона аудиометрии, зона настройки, зона снятия слепков Специальные требования: акустические параметры зоны настройки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 8253-1-2021, ГОСТ Р ИСО 8253-2-2021 и иметь площадь не менее 10 кв. м, минимальный объем помещения 25 куб. м |
Минимально необходимый комплект оборудования: компьютер со звуковой картой, усилитель и минимум две аудиоколонки, шумомер (третьего класса точности) |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация — разработчик
4.2. Наименования организаций — разработчиков
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.