Ст. 68 Воздушного кодекса. Подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, выполнение полета воздушного судна

Об утверждении федеральных авиационных правил «подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации российской федерации» от 31 июля 2009 —

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

(с изменениями от 22 апреля 2020 г.)

Информация для внесения изменений в документы

____________________________________________________________________

Документ с изменениями :

Приказом Минтранса России от 21 декабря 2009 года № 242 («Российская газета», № 46 от 05.03.2021);

Приказом от 22 ноября 2021 г. N 263 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 31 января 2022 г.) Минтранс России;

Приказ Минтранса России № 284 от 16 ноября 2021 года («Российская газета», № 296, 30.12.2021);

Приказ N 453, изданный Министерством транспорта РФ 27 декабря 2021 года («Российская газета», № 42 за 28 февраля 2022 года);

Приказом Минтранса России от 25 ноября 2021 года № 362 («Российская газета», № 48, 28.02.2021);

Приказ Минтранса России от 10 февраля 2021 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2021) (вступил в силу с 15 апреля 2021 года);

Приказ N 60 от 3 марта 2021 года утвержден Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказ Минтранса России от 26 февраля 2021 г. N 34 (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2021, № 0001202104030017);

Постановление, известное как N 187, было издано Министерством транспорта России 15 июня 2021 года (официальный сайт правовой информации www.pravogovru, 27 июля 2022 г.);

Минтранс России выпустил приказ N 263 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravogovru, 09.08.2021);

Приказ Минтранса России от 18 сентября 2021 г. N 333 (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.11.2021, N 00012021130033);

Приказом Минтранса России от 14 июня 2021 года N 183 (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2021, N 0001202107260115) (вступление в силу см. пункт 2 приказа Минтранса России от 14 июня 2021 г. N 183);

Приказ Минтранса России от 22 апреля 2020 года N 138 (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2020, N 0001202006260035).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтены:

Решение Верховного суда Российской Федерации от 9 февраля 2021 года, № АКПИ14-1451 (подтверждено решением Апелляционной палаты Верховного суда Российской Федерации от 28 апреля 2021 года, № АПЛ15-142).

____________________________________________________________________     

____________________________________________________________________

В данный документ внесены изменения приказом Минтранса России от 15 сентября 2009 года № 158.

Приказ Минтранса России от 15 сентября 2009 года N 158 отменен Приказом Минтранса России от 9 ноября 2009 года N 200 в связи с отказом в государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 12.10.2009 N 01/12763-ДК).

– Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Данный документ обновлен в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ N199 от 9 ноября 2009 года.

Приказ Минтранса России от 9 ноября 2009 г. № 199 отменен приказом Минтранса России от 21 декабря 2009 г. № 241 в связи с его возвращением без государственной регистрации Министерством юстиции РФ.

— Примечание от производителя основания.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ обновлен в соответствии с приказом Минтранса России от 24 июля 2021 г. N 248.

Приказ Минтранса России от 24 июля 2021 года № 248 отменен приказом Минтранса России от 26 октября 2021 года № 386 в связи с возвратом без государственной регистрации Минюстом России.

— Примечание от производителя базы данных.

____________________________________________________________________     

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, на которые не распространяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467.

— Примечание от производителя базы данных

____________________________________________________________________

В соответствии со статьями 67, 68 и 70 статей 114 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ), 1996 — 2000 годов «О безопасности движения воздушных судов наземного транспорта» в целях реализации стандартов или рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке к полетам.

Приказываю:

1. утвердить прилагаемые федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 года N 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил» (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2007 г., регистрационный No 12119), а также постановления Правительства РФ об установлении предельно допустимой высоты полета для воздушных судов гражданской авиации и вертолетов с человеческими головами на борту воздушного судна в пределах разрешенного предела по воздуху до 2 тысяч метров над уровнем моря при условии соблюдения установленных требований к обеспечению безопасности полетами пассажиров во время выполнения рейса или посадки самолета».

_______________

Зарегистрировано Министерством юстиции РФ 9 декабря 2008 года, регистрационный N 12810.

Зарегистрировано Министерством юстиции РФ 1 июля 2009 г., регистрационный N 14192.

3. Установить, что настоящий приказ вступает силу через 60 дней после официального опубликования.

4. что в правилах написано:

Пункты 4.10, 5.5 и 5.12 вступают в силу с 1 января 2021 года;

Разделы 2.18.14 и 4.6 вступают в силу 1 января 2021 года.

Второй и третий абзацы пункта 4.20 и пункты 5.75, 5.76 и 5.78 вступают в силу 1 июля 2021 года;

Язык пункта первого приказа Минтранса России от 16 ноября 2021 года N 284. — См. предыдущее предложение)

.

16 ноября 2021 года Министерство транспорта России выпустило приказ N 284.

Министр
И.Е.Левитин

Зарегистрированный

В Министерстве Внутренних Дел

Российская Федерация:

31 августа 2009,

Регистрационный номер № 14645

22 апреля 2020 года он был изменен (с внесенными в него поправками).

1.1 Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее — Правила) устанавливают нормы подготовки воздушного судна к взлету, обеспечению или летной эксплуатации.

1.2 Настоящие правила обязательны для эксплуатантов и владельцев воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов иностранной регистрации, внесенных в сертификат эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также для других физических и юридических лиц, участвующих в организации, обеспечении и выполнении полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве Российской Федерации.

1.3 Если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого выполняется полет, отличаются от требований настоящих Правил, применяются требования законов и правил этого государства.

1.4 Исключения из требований настоящих Правил могут быть разрешены, если это необходимо для предотвращения авиационных происшествий, преступлений, смерти и травм персонала.

1.5 К настоящим Правилам применяются определения и термины, перечисленные в приложении.

1.6 Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации гражданских воздушных судов иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, не открытые для международных полетов, и вне международных воздушных трасс Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о воздушном пространстве.

(Пункт дополнен с 7 августа 2021 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 187).

2.1 Физические и юридические лица, выполняющие полеты в целях авиации общего назначения на легких или сверхлегких воздушных судах, должны соблюдать требования, изложенные в настоящей главе и в главах I и III настоящей главы.

2.2 Командир (далее «командир») должен знать и соблюдать законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых он совершает полеты, а также законы, правила и процедуры государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта, относящиеся к выполнению его/ее обязанностей.

2.3 В случае воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза или почты за вознаграждение по договорам на перевозку пассажиров, груза или почты воздушным транспортом (далее именуемым «коммерческий воздушный транспорт») или воздушных перевозок эксплуатант воздушного судна должен обеспечить, чтобы все члены экипажа воздушного судна были ознакомлены и соблюдали законы, правила и процедуры, регулирующие выполнение их обязанностей.

_______________

Часть 1 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее — Воздушный кодекс РФ).

Часть 3 статьи 21 Воздушного Кодекса РФ.

2.4 Летный экипаж самолета соблюдает указания, изложенные в Руководстве по летной эксплуатации, или сокращенно FOM.

2.4.1. Каждый член экипажа воздушного судна должен соответствовать требованиям к обладателям сертификатов, выданных Российской Федерацией, изложенным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажей воздушных судов гражданской авиации, работникам авиационно-технического персонала и бортпроводникам (авиадиспетчерам)», утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147, и иметь действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками, выданное Министерством транспорта Российской Федерации.

_______________

Зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701. (Опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008 г., N 48).

2.4.2. Член летного экипажа на борту воздушного судна, имеющий медицинское свидетельство, выданное с условием ношения корректирующих линз, должен иметь запасной комплект корректирующих линз во время полета.

2.4.3 Подготовка полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гражданских воздушных судов иностранных государств в аэропорты Российской Федерации, недоступные для международных полетов и вне международных воздушных трасс Российской Федерации, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, в том числе с участием летного экипажа эксплуатантов Российской Федерации, осуществляющих международные коммерческие воздушные перевозки и имеющих действующее специализированное свидетельство летного экипажа (п.

(Дополнен с 7 августа 2021 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2021 года №187).

2.5 Запрещается выполнять или пытаться выполнять обязанности члена экипажа воздушного судна гражданской авиации или управления воздушным движением (далее УВД):

Другие инструкции:  Бульдозерист 6 разряда. Машинист бульдозера. описание профессии. требования. должностная инструкция. Должностная инструкция тракториста бульдозериста - Правсила

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 138. — См. предыдущую формулировку)

Под действием алкоголя;

Под воздействием любых психоактивных веществ.

2.6 Если службы авиационной безопасности не присутствуют, экипаж должен провести предполетный досмотр воздушного судна, его принадлежностей, членов экипажа, лиц и их имущества, груза и почты.

В случае совершения акта незаконного вмешательства в авиационную деятельность КВП информирует орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним — по возможности орган внутренних дел (пункт дополнен приказом Минтранса России от 22 ноября 2021 года N 263 — см. формулировку выше).

2.7 Перед полетом экипаж должен ознакомиться со всей доступной полетной информацией и спланировать альтернативные действия, если полет не может быть завершен в соответствии с планом из-за ухудшения погодных условий.

2.7.1 Следующая информация должна быть включена в сведения о состоянии объекта (перечень), имеющиеся у КСВ:

(a) для правил полетов по приборам (далее «IFR») и правил визуальных полетов (далее «VFR») за пределами зоны аэродрома вылета

Прогнозы и сводки погоды ;

Данные с альтернативных аэродромов в случаях, указанных в этих положениях;

(b) с помощью любого рейса:

Данные о взлетно-посадочной полосе на запланированных площадках для взлета и посадки ;

Необходимый запас топлива;

Данные о дистанции взлета и посадки, указанные в руководстве по летной эксплуатации;

Все текущие дорожные затруднения были доведены до сведения CW.

При подготовке к полету КВС или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплутант обеспечивает предоставление экипажю воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.

2.7.2. КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на самолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация.

Пилот авиакомпании должен пройти соответствующую подготовку перед посадкой самолета на объект с воздуха.

К ВС разрешается выбирать для взлета и посадки на вертолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация.

В случае коммерческих воздушных перевозок пассажиров на вертолетах с посадками на выбранных аэродромах, процедуры таких посадок должны быть определены в Руководстве по летной эксплуатации (далее «РЛЭ»), включая оценку потенциальных рисков и средств их снижения. Коммерческие воздушные перевозки пассажиров на вертолетах с воздушным подходом запрещены.

2.8. КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться, что:

Воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 настоящих Правил;

На борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. КВС проверяет исправность приборов и оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ;

Ст. 59 воздушного кодекса. действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия

Если пилотируемое воздушное судно находится в небезопасной или угрожающей ситуации, командир и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна должны принять все практически возможные меры для защиты жизни и здоровья лиц, находящихся на борту, а также пилотируемого воздушного судна и имущества на борту.

В соответствии с Федеральными правилами поиска и спасания в государственной авиации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003г. N 65 <*>) воздушное судно, терпящее бедствие, — это воздушное судно, которое серьезно повреждено или разрушено во время руления, взлета, полета, посадки или крушения, а также воздушное судно, которое вынуждено совершить посадку вне аэропорта.

———————————

<*> NW RF. 2003. N 6. St. 527.

Воздушное судно, терпящее бедствие, — это воздушное судно в ситуации, когда оно и/или находящиеся на его борту люди попали в беду, которую не может разрешить экипаж, или когда оно потеряло связь и его местоположение неизвестно. Сигналы бедствия должны передаваться только по приказу командира воздушного судна с использованием всех бортовых средств связи и отчетности. Командир воздушного судна, получивший сигнал бедствия от другого судна внутреннего плавания или обнаруживший судно, терпящее бедствие, или людей, терпящих бедствие, должен, насколько он может это сделать, не подвергая опасности судно, пассажиров или экипаж, находящихся под его ответственностью, отметить место бедствия на карте и уведомить орган УВД о бедственной ситуации.

Для воздушных судов, участвующих в поисково-спасательных операциях, время вылета с момента получения сигнала бедствия не должно превышать: летом — 30 минут, зимой — 45 минут. Поисково-спасательные самолеты и группы, назначенные на дежурство, могут использоваться для тренировочных или производственных полетов в зоне ответственности данного аэропорта при условии соблюдения временных ограничений на поисковый вылет.

На территории Российской Федерации для приема сигналов бедствия будут работать специалисты по радиосвязи:

24 часа в день;

В соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелета воздушных судов;

После получения сообщения об угрозе воздушному судну.

Международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ работает круглосуточно на частотах 121,5 и 406,025 МГц.

Особые события в полете включают:

— самолет попал в опасное погодное явление;

— неисправность двигателя;

— Отказ систем воздушного судна, приводящий к изменению плана или профиля полета, включая аварийную посадку;

— пожар на воздушном судне;

— Потеря стабильности, потеря управляемости, потеря прочности;

— Потеря радиосвязи (отказ систем радиосвязи на борту или на земле) ;

— потеря ориентации

– нападение на экипаж (пассажиров);

— травма или внезапное ухудшение здоровья членов экипажа (пассажиров)

— экстренная посадка вне аэропорта;

— Неисправность УВД и радара УВД в аэропорту;

— Использование парашютов в случае чрезвычайных ситуаций.

Если связь по основному каналу затруднена, то используется аварийная частота 121,5 МГц.

При возникновении кризиса включается сигнал бедствия.

– отказ двигателя (двигателей);

Пожар на воздушном судне произошел после пожара

– потери устойчивости, управляемости;.

Потери радиосвязи;

– потери ориентировки;

– нападения на экипаж (пассажиров);

— вынужденной посадки вне аэродрома;

— использование парашютов в случае чрезвычайной ситуации.

Пилотирование и управление в полете должно соответствовать требованиям РЛЭ. Члены экипажа при выполнении операций в соответствии с РЛЭ обязаны докладывать командиру воздушного судна о своих действиях. Командир воздушного судна может принять решение об окончании полета вне аэродрома или покидании воздушного суда, если экипаж и пассажиры обеспеченны парашютами. К опасным для полетов метеоявлениям относятся:

— в аэропорту вылета и посадки — гроза, град, сильная турбулентность, сильный сдвиг ветра, обледенение, сильный лед, торнадо, ураган, сильная пыльная буря, сильный дождь;

– по маршруту полета — дождь, сильный обледенение и сильная болтанка.

При встрече с опасными метеоявлениями командир воздушного судна обязан принять меры для обхода их. В случае невозможности обхода этих препятствий экипаж (пилот) должен возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку в ближайшем запасном аэропорту. Командиру вертолета разрешается произвести посадку на площадку, выбранную с воздуха. Командир воздушного судна обязан немедленно произвести вынужденную посадку перед собой, избегая столкновения с препятствиями. Если отказ двигателя произошел на высоте более 100 м, командир воздушного судна может выбрать площадку для вынужденной посадки.

В случае отказа двигателя (двигателей) на многомоторном воздушном судне командир воздушного судна имеет право

— производить посадку за пределами аэропорта вылета;

— слить немного топлива или снизить нагрузку для улучшения условий полета;

— использовать любые виды моторизованных движений;

– в маршрутном полете продолжить путь до ближайшего аэродрома (независимо от его ведомственной принадлежности) и произвести посадку на нем.

На самолетах с тремя и более двигателями командир воздушного судна имеет право продолжить полет до аэродрома назначения, если экипаж выключает один двигатель в полете из-за признаков отказа (кроме пожара). Если продолжение полета с работающими двигателями (моторами) невозможно и существует реальный риск для безопасности полета, командир обязан:

— выполнить необходимые действия в соответствии с руководством по летной эксплуатации ;

— активирует аварийную сигнализацию;

— садиться на любом аэродроме, в том числе находящемся за пределами аэродрома (кроме аэропорта вылета или самого самолета), если это представляет меньший риск для безопасности полетов, чем посадка на ближайшем аэродроме.

Отказ систем воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана или профиля полета, включая аварийные посадки:

Если в полете самолет лишается мощности, экипаж должен действовать в соответствии с требованиями AFM. В случае, если аварийные источники энергии недоступны или не могут быть использованы, командир должен

— Приземлитесь на ближайшем аэродроме, если вы выполняете полет по ПВР или ПВРК;

— во время полета по ППП принять меры по переходу на визуальный полет;

— во время полета над облачностью, когда переход на визуальный полет небезопасен, но технически возможно продолжить полет, продолжить полет в район, где возможен переход на визуальный полет, или лететь по прямоугольному маршруту влево (вправо) на доступной высоте полета

После установления связи воздушного судна со службой движения и определения его положения в пространстве с помощью радиолокационной техники диспетчер службы движения должен:

Т С должен быть установлен таким образом, чтобы полностью исключить возможность сближения воздушного судна с любым другим воздушным судном;

— использовать возможность организации обработки воздушного судна, потерявшего радиосвязь, для оказания помощи при заходе на посадку.

В случае разгерметизации салона, требующей аварийного спуска, экипаж должен

— применять кислородные маски;

— выполнять аварийный спуск до высоты 4200 м или менее, но в любом случае не ниже наименьшей безопасной высоты района полетов, действуя в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации;

Другие инструкции:  Пропускной режим

— включение сигнала бедствия ;

— проверять состояние здоровья пассажиров и оказывать им помощь в случае необходимости;

— принимают решение следовать в аэропорт прибытия или ближайший аэропорт, пригодный для посадки.

В случае возникновения пожара на борту воздушного судна экипаж обязан

— Продолжайте аварийный спуск и одновременно применяйте все доступные средства для тушения пожара;

— активируйте сигнал бедствия ;

— в зависимости от условий, продолжить полет до ближайшего аэродрома или совершить посадку за пределами аэродрома.

Пилот самолета может: тушить пожар

— Используйте кратчайший маршрут захода на посадку на взлетном аэродроме, даже в условиях гололеда;

— выполнить аварийную посадку в месте, указанном в руководстве по летной эксплуатации аэродрома;

Выбрать площадку, выбранную с воздуха. Командир воздушного судна обязан включить сигнал бедствия.

Радиосвязь считается потерянной, если экипаж (диспетчер) не отвечает на повторные вызовы на каждом радиоканале в течение 5 минут, используя доступные радиоканалы.

Если радиосвязь потеряна, командир воздушного судна обязан

– включить сигнал бедствия;

— установить контакт с диспетчером через другие воздушные суда или другие пункты обслуживания трафика;

— использовать аварийную частоту 121,5 МГц ;

— передавать информацию о выборе, местоположении и высоте полета по аварийному сигналу без подтверждения диспетчером;

— слушать инструкции и информацию от диспетчера по каналам связи.

В случае потери радиосвязи после взлета, командир воздушного судна должен завершить аэродромный круг и приземлиться на аэродроме вылета. В этом случае он имеет право совершить посадку при погодных условиях ниже минимальных. Если из-за погодных условий или по другим причинам посадка на аэродроме вылета невозможна, командир воздушного судна может после завершения второго круга совершить посадку на аэродроме вылета:

— следовать к аэродрому назначения на высоте (эшелоне), заданной диспетчером, в соответствии со схемой вылета;

Лететь на запасной аэродром (выбранный при принятии решения о вылете) с минимальной скоростью (4200, 4500 или 7000 м).

В случае потери радиосвязи во время полета по ППП командир воздушного судна обязан

— Определите, возможен ли переход от воздушного к летающему;

— принять решение о следовании на аэродром назначения, запасной (выбранный при принятии решения) или об возвращении в аэропорт вылета.

Полет на запасной аэродром выполняется на установленной высоте вылета или на высоте, установленной для нефиксированного полета (4200, 4500 или 7200, 7500 м). Если принято решение вернуться на аэродром вылета или на запасной аэродром в направлении, противоположном маршруту вылета, полет выполняется на ближайшей установленной меньшей высоте хвоста, которая не должна быть ниже безопасной высоты полета, или на высоте для некоммерческого полета (4200, 4500 или 7200, 7500 м). Если по погодным или другим причинам посадка на аэродроме назначения невозможна, командир после второго захода на посадку должен перейти на запасной аэродром и выбрать меньшую безопасную высоту для вылета или специально назначенную высоту (4200, 4500 или 7200, 7500 м). После незапланированного захода на посадку можно начать замедление для посадки на запасной аэродром. Если в момент прибытия воздушного судна, потерявшего радиосвязь, погода на аэродроме посадки опустилась ниже минимальной температуры, командир имеет право произвести посадку в этих условиях. В случае потери радиосвязи во время полета по ВСР и ОЧР командир воздушного судна должен

— перейти к аэродрому назначения на заданной высоте (шаг);

Если нет возможности продолжать полет по ПВП или ОПВП, то следовать на запасной аэродром.

В случае потери радиосвязи с экипажем воздушного судна диспетчер должен

— задействовать все имеющиеся РТС;

— уведомлять смежные диспетчерские пункты, органы ПВО и подразделения УВД на аэродромах назначения и запасных аэродромах о потере радиосвязи с воздушным судном

— контролировать движение других воздушных судов таким образом, чтобы предотвратить их приближение к воздушному судну, с которым была потеряна связь;

— используя все имеющиеся каналы связи, в том числе специальные частоты передавать информацию о погоде на аэродроме назначения и запасных аэродромах;

— определить характер потери связи, выдав команды на изменение курса или включив (отключив) аварийный сигнал;

— до расчетного времени прибытия воздушного судна на аэродром назначения очистить воздушное пространство в районе аэродрома от высоты возврата до указанного тангажа.

Если через 30 минут после расчетного времени прибытия воздушное судно не приземлилось, не установило связь и не наблюдается на дисплее радара, диспетчер возобновляет нормальное воздушное движение в районе аэродрома. При наличии вторичных радиолокационных средств безопасные интервалы между полетами могут быть обеспечены без освобождения всего воздушного пространства после точного определения фактической траектории полета не связанного воздушного судна. Ориентирование считается полностью потерянным, если экипаж тем самым совершил вынужденную посадку на аэродроме, отличном от аэродрома назначения, или временно потерянным, если экипаж самостоятельно или с помощью РТС на земле выводит самолет на заданный маршрут с последующей посадкой на аэродроме назначения. В случае потери ориентации экипаж должен

– включить сигнал бедствия;

— сообщить УВД о потере ориентации, остатке топлива и условиях полета;

— с разрешения органа УВД выбрать наиболее благоприятную траекторию полета или высоту для обнаружения воздушного судна с помощью радиотехнического оборудования;

— вернуть ориентацию, используя самые логичные методы;

— если переориентация невозможна, своевременно приземляйтесь, пока не закончилось топливо или до наступления темноты, на любом аэродроме или месте, выбранном с неба.

При потере ориентации экипаж должен немедленно повернуть вглубь страны. Восстановление ориентации во время маневра не допускается вблизи государственной границы. Командир воздушного судна и члены экипажа должны, если это практически возможно, подавать сигналы бедствия для сообщения о нападении в случае, если экипаж (пассажиры) является объектом нападения или угрозы нападения.

В случае травмы или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа или пассажира командир воздушного судна должен организовать любую медицинскую помощь, решить в зависимости от ситуации, следует ли продолжать или прекратить полет, и проинформировать непосредственно заинтересованный орган УВД по управлению воздушным движением. Обязанности выбывшего члена экипажа должен выполнять другой член экипажа по указанию командира.

В случае травмы или внезапного ухудшения здоровья капитана, когда он не может продолжать выполнять свои обязанности, эти обязанности выполняет второй пилот. Орган УВД, получив сообщение о травме или ухудшении здоровья члена экипажа (пассажира), обязан в зависимости от решения, принятого командиром, предоставить экипажу необходимую информацию и соответствующие рекомендации, обеспечить функционирование средств навигации, УВД и посадки и оказать экипажу максимальное содействие для безопасного выполнения полета. Если продолжение полета не обеспечивает безопасность пассажиров и экипажа, командир имеет право принять решение о совершении аварийной посадки вне аэродрома. В этом случае он должен (если это возможно) сообщить диспетчеру о месте и времени предполагаемой посадки и включить сигнал бедствия. Вынужденная посадка за пределами аэродрома должна выполняться в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации. Командир должен проинформировать всех членов экипажа и пассажиров о предстоящей аварийной посадке вне аэродрома. Штурман (первый офицер) сообщает всем членам экипажа местоположение самолета, направление ветра, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над водой — направление и расстояние до берега.

После посадки за пределами аэропорта командир и другие члены экипажа должны оказать необходимую помощь пассажирам и сообщить по связи в ближайший аэропорт или местный орган власти о времени и месте аварийной посадки, состоянии экипажа, пассажиров и воздушного судна и требуемой помощи. Отъезд с места аварийной посадки должен быть разрешен командиром воздушного судна после устранения неисправностей воздушного судна. При отсутствии связи с ближайшим аэропортом и в экстренных случаях командир имеет право самостоятельно принять решение о вылете. Перед взлетом с аварийной взлетно-посадочной полосы командир воздушного судна должен лично осмотреть территорию (акваторию) и определить, пригодна ли она для безопасного взлета. При необходимости следует принять меры для устранения препятствий, удаления груза или слива части топлива.

Командир воздушного судна при получении сообщения диспетчера об отказе радиолокационных средств в зоне УВД обязан:

– продолжить полет, соблюдая заданные эшелон и скорость;

— требуют от членов экипажа максимальной осторожности (радиоосторожность).

В этом случае отправитель обязан это сделать:

— в случае необходимости обеспечить радиомолчание;

— использовать разделительные расстояния, указанные в правилах воздушного движения при отсутствии радиолокационного контроля;

— информировать летные экипажи в зоне УВД о ситуации в воздушном движении;

— проинформировать все соседние диспетчерские пункты о выходе из строя радиолокационного оборудования

В случае отказа УВД на аэродроме посадки и невозможности визуальной посадки на этом аэродроме из-за погодных условий, командир воздушного судна должен пролететь второй круг и перейти на запасной аэродром. Если вылет на запасной аэродром невозможен (отсутствие топлива, неисправность оборудования самолета), командир воздушного судна имеет право произвести посадку при погодных условиях ниже минимальных.

При выполнении полетов с выброской парашюта необходимо обеспечить наличие страховочных ремней для сбрасываемого груза и других участников. Весь полет должен проводиться с подвешенными парашютами. Только при невозможности выполнения работ с пристегнутым парашютом разрешается раскрывать парашют в полете. Программа испытаний должна предоставить парашюты для использования во время испытательных исследовательских полетов.

Другие инструкции:  Должностная инструкция секретаря учебной части школы | Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Перед покиданием самолета с парашютом экипаж должен, по возможности, проинформировать авиадиспетчера, сообщить свое местоположение и подать сигнал бедствия. При покидании самолета следует включить автопилот (если это возможно), взять курс на малонаселенный район с плавной траекторией снижения и уничтожить кодовое устройство опознавательного оборудования. Члены экипажа и другие лица, находящиеся на борту, должны покинуть самолет на парашюте по приказу командира воздушного судна. Командир должен покидать самолет последним. В случае оставления воздушного судна в полете экипаж должен оставить на борту оборудование для автоматической передачи сигналов бедствия и, по возможности, взять с собой спасательное оборудование и средства жизнеобеспечения, а также аварийное радиооборудование.

После вынужденной посадки на аэродроме экипаж готовит аварийно-спасательные радиотехнические средства. Воздушное судно, потерпевшее бедствие, имеет автоматический радиомаяк и работает с его помощью. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем переходит к приему. После приземления в начале каждого часа первых суток осуществляется 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема. В последующие сутки в начале каждого часа происходит 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты к приему, остальное время радиостанция выключается. После приземления экипажа передается сообщение о бедствии.

При установлении двусторонней радиосвязи командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна определяет дальнейший порядок работы с радиостанции. В аэропортах в соответствии с решением командира предприятия ГА определяются стоянки воздушных судов и места их пребывания. Воздушные суда и экипажи, участвующие в аварийно-спасательных (эвакуационных) работах имеют право внеочередного обслуживания во всех аэропортах гражданской авиации. В аэропортах, где взлет и заход на посадку воздушных судов производятся над морем (крупным водоемом), необходимо иметь водные спасательную станцию. В этих аэропортах должно быть предусмотрено необходимое количество надувных спасательных средств и обеспечена доставка их поисковыми воздушными судами.

При получении сигнала бедствия или другой информации о воздушном судне, терпящем бедствие, диспетчер УВД немедленно информирует командира (командира воздушного судна), оповещает поисково-спасательные подразделения в воздухе и на земле, определяет положение воздушного судна, терпящего бедствие, имеющимися в его распоряжении средствами и оказывает помощь экипажу воздушного судна в соответствии со сложившейся обстановкой. Для выполнения поисково-спасательных полетов экипажи воздушных судов должны пройти специальную наземную и летную подготовку и иметь разрешение на выполнение таких полетов. Во время поисково-спасательных полетов летные экипажи должны:

Поисковики должны выполняться в определенном районе.

— по возможности поддерживать постоянную связь с соответствующими органами УВД и другими поисковыми командами;

— соблюдать правила безопасности, установленные для данного рейса;

— использовать различные методы поиска и встроенные ПДУ в зависимости от конкретной ситуации.

При обнаружении бедствующего воздушного судна командир поискового воздушного судна должен определить и нанести на карту его положение, установить с ним связь, выяснить состояние экипажа и пассажиров, убедиться в необходимости помощи и возможности посадки в бедствующем районе и сообщить эти данные органу УВД. Экипаж поискового самолета направляет судно (плавсредство) в опасный район по радиосвязи, а при отсутствии радиосвязи — с помощью установленных сигналов или периодических полетов над судном (плавсредством) в направлении терпящих бедствие лиц. Если принятые меры по поиску воздушного судна не дали результата, решение о прекращении поиска принимает руководитель министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в случае, если судно принадлежит кооперативу или другому государственному органу, — руководитель этого органа. Воздушное судно, поиск которого был официально прекращен, если местонахождение судна или его обломков не установлено, считается пропавшим без вести.

Если воздушное судно в полете терпит бедствие или опасность, командир воздушного судна должен принять меры для защиты жизни и здоровья людей, а также воздушного судна и его имущества. Во всех аварийных ситуациях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна должен подавать сигнал бедствия. В то же время должен быть включен сигнал бедствия опознавательного оборудования. Сигнал бедствия должен быть единым для всей авиации России и передаваться по радиотелеграфу буквами «SOS», по радиотелефону открытым текстом «Я в опасности» (на международных рейсах — словами «Я в опасности»), авиадиспетчером в аэропорту (в случае международных рейсов «Mayday»). Все сигналы должны передаваться только в соответствии с указаниями командира воздушного судна.

Экипаж любого воздушного судна, услышав сигналы бедствия, должен сообщить об этом органу УВД и продолжать следить за передачами на этой частоте. Передача сообщений от других воздушных судов на той же частоте, которые не требуются в чрезвычайной ситуации, может быть временно запрещена до особого запроса диспетчера. В случае аварийной посадки экипаж должен поддерживать радиосвязь с наземными (судовыми) радиостанциями до момента посадки и держать передатчики включенными (с нажатой кнопкой) во время перерывов. Автоматические средства ориентации, если они имеются, должны быть постоянно включены.

В случае чрезвычайной ситуации командир воздушного судна должен покидать самолет последним. Экипаж воздушного судна, совершившего аварийную посадку за пределами аэропорта, обязан

— немедленно эвакуировать пассажиров из самолета в безопасное место ; ;

— Организуйте медицинскую помощь пострадавшему;

— установление или уточнение местонахождения;

— принять меры для установления связи с ближайшим аэродромом, наземной или авиационной радиостанцией.

Если после аварийной посадки в самолете начался пожар, экипаж должен

— немедленно эвакуировать пассажиров из самолета и сопроводить их на безопасное расстояние не менее 100 метров

— если возможно, возьмите аварийные радиостанции, лекарства и продукты питания и примите меры по тушению пожара.

Экипаж должен знать, что для его спасения принимаются все необходимые меры, и своими действиями должен способствовать поиску и обнаружению. Решение о том, оставаться или покинуть зону аварийной посадки, принимает командир воздушного судна. Рекомендуется оставаться на месте аварийной посадки в следующих случаях:

— экипаж посылает сигнал тревоги или отчет о происшествии с воздуха или после посадки (независимо от того, получено ли подтверждение сигнала или отчета или нет);

— Местонахождение неопределенно, местность неизвестна и трудно ориентируема (горы, лес, глубокий снег, болота и т.д.), направление до ближайшего населенного пункта и расстояние до него неизвестны;

— Некоторые пассажиры и члены экипажа не могут передвигаться из-за полученных травм, а здоровых людей для их перевозки недостаточно;

— Благодаря открытой местности, жертв катастрофы легко обнаружить с воздуха.

Приняв решение остаться на месте, командир воздушного судна должен

— Подготовьте все имеющиеся средства связи и сигнализации для немедленного использования;

— Установить круглосуточный мониторинг воздушного пространства и окружающей местности для обеспечения своевременного поступления сигналов поисковым и наземным группам;

— Изучите окружающую местность, чтобы найти подходящее место для посадки исследовательского самолета;

— план лечения раненых и больных;

— Проведите инвентаризацию имеющегося оборудования, запасов, продуктов питания и воды и определите объем потребления;

— создать убежище для людей;

— организация производства пищи и воды с использованием местных возможностей (охота, рыбалка, сбор растений, ягод, грибов и т.д.)

Провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.

В каких случаях лучше уйти с места вынужденной посадки?

— Местоположение известно, и можно свободно дойти до ближайшего поселения;

— люди способны ходить и носить раненых;

— Самолет и его пассажиры не могут быть обнаружены из-за густой растительности и отсутствия сигнальных средств;

— Стихийное бедствие (пожар, наводнение) представляет прямую угрозу здоровью экипажа и пассажиров

После того, как командир принял решение покинуть место аварийной посадки, командующий

— Определите маршрут, наметьте его и определите время прохождения этапов;

– отобрано и подготовленно имущество, необходимое для автономного существования в условиях безлюдной местности;

— подготовить пострадавшего к транспортировке или самостоятельному перемещению;

— распределить продукты и воду из расчета на максимальное количество дней перехода;

— Оставьте информацию о маршруте и состоянии здоровья людей на месте происшествия. Отметьте направление движения на месте происшествия (обозначьте стрелкой).

В случае аварийной посадки на воду самолет не должен покидать ее до тех пор, пока он не остановится по команде командира воздушного судна. При оставлении воздушного судна на воде воздушное судно должно.

— Члены экипажа и пассажиры должны надеть спасательные жилеты и активировать систему газовой заправки при покидании самолета;

— поднять спасательные шлюпки для группы на воду;

– перевезти всех из воздушного судна на плоты, раненые и дети — в первую очередь.

— загрузить на судно имеющиеся запасы продовольствия, воды и оборудования;

— отплывите на безопасное расстояние (не менее 100 м) от самолета, прежде чем он начнет тонуть;

— Члены экипажа других плотов должны подплыть ближе друг к другу и связать их двумя или тремя фалами длиной от 8 до 10 метров.

После перехода в парящее воздушное судно капитан должен

— посмотрите, нет ли там экипажа или пассажиров;

— определить их местоположение и отметить на карте место погружения самолета;

— подготовить к работе аварийное радиооборудование и сигнальные устройства ;

— организовать медицинское обслуживание пострадавших;

— Следите за запасами еды и воды и установите дневную норму их потребления;

— Установите круглосуточный мониторинг пруда для контроля водного и воздушного пространства и состояния пруда(ов).

Оцените статью
Добавить комментарий