За что отвечает сюрвейер? — ADV group — независимая сюрвейерская компания

За что отвечает сюрвейер? - ADV group - независимая сюрвейерская компания Должностные инструкции
Содержание
  1. Что в итоге?
  2. За что отвечает сюрвейер? — adv group — независимая сюрвейерская компания
  3. Инспекция качества товара на предприятии-производителе (грузовой сюрвей) включает:
  4. Ключевые обязанности специалиста:
  5. Контроль процесса погрузки (грузовой сюрвей):
  6. Кто такой страховой сюрвейер?
  7. Обязанности сюрвейера
  8. Особенности работы специалиста
  9. Предпогрузочная инспекция (грузовой сюрвей) – инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.):
  10. Присутствие сюрвейера при досмотре (осмотре) груза (ветеринарном, карантинном, таможенном):
  11. Сюрвей в россии
  12. Сюрвей морских судов (морской сюрвей) включает:
  13. Сюрвейер — это…
  14. Сюрвейерская инспекция на складе включает:
  15. Сюрвейерская инспекция при перевалке/выгрузке контейнера:
  16. Сюрвейерские компании
  17. Требования к сюрвейеру
  18. Услуги сюрвейера при морских и прочих перевозках
  19. Экспертиза повреждений и утраты груза включает:

Что в итоге?

Сюрвейер — специалист, который все чаще привлекается к процессу перевозки представителями ИП или ООО. Это объясняется желанием предпринимателей обеспечить целостность груза и исключить форс-мажорные обстоятельства в пути.

За что отвечает сюрвейер? — adv group — независимая сюрвейерская компания

Н. Мирошниченко, старший юрист,
В. Лебедев, эксперт-консультант,
Международная юридическая служба, Киев—Одесса—Николаев
www.interlegal.com.ua

Мы не раз писали об ответственности морского сюрвейера. Однако вопросы, связанные с услугами, которые выполняет сюрвейер, столь сложные и настолько актуальные, что поле для исследований, которые должны заинтересовать нашего читателя, поистине бесконечно.
В качестве сюрвейеров выступают обычно профессионалы высокой квалификации. Да и правовые нормы сформированы так, что в действительности привлечь к ответственности морского сюрвейера очень сложно, если вообще реально. Тем не менее, рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

tally copyВ Украине правовые механизмы регулирования сюрвейерской деятельности крайне мало разработаны. Каких-либо специальных нормативных актов в отношении работы сюрвейеров нет, даже Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД) не содержит вид деятельности, который включал бы формулировку «сюрвейерские услуги». Данная деятельность относится к следующему виду:
74.87.0. Предоставление иных коммерческих услуг:
— услуги по экспертизе в делах, не связанных с недвижимым имуществом, страхованием и инженерными услугами: судебно-экспертные услуги по проведению криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, иные виды экспертиз.

Основное требование по уставным документам сюрвейерских компаний — упоминание в уставе предприятия видов деятельности, связанных с сюрвейерскими услугами.

В Украине сюрвейерская деятельность не подлежит лицензированию, таким образом, к ней не применимы какие-либо лицензионные условия и требования.

Естественно, в штатном расписании предприятия должны быть соответствующие должности сюрвейеров, руководителей групп сюрвейеров, тальманов и пр., которые работают на основании должностных инструкций. За последнее время часть подобных должностей была введена в Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

С учетом слабого развития в Украине нормативной базы, регламентирующей оказание сюрвейерских услуг, основным документом становится договор о сюрвейерском обслуживании или об оказании сюрвейерских услуг. Именно его положения будут регулировать и ответственность сюрвейера, и объем его обязательств, полномочий и работ.

Роль и значение сюрвея в шиппинге

Работа сюрвейера сродни работе адвоката по морским делам. С одной стороны, он — представитель стороны принципала, так что должен отстаивать его интересы, то есть его позиция заранее предполагается субъективной, с другой — он должен представить объективно сложившуюся ситуацию для своего принципала, так что его позиция должна быть одновременно и объективной — такова реальность, с которой приходится повседневно сталкиваться морскому сюрвейеру.

Морской сюрвей представляет собой интернациональную практику, мало изменяющуюся от страны к стране, от порта к порту.

Любая из сторон морского спора может привлечь к работе в своих интересах сюрвейера, и даже не одного. Таким образом, фигура морского сюрвейера обретает свои реальные очертания только тогда, когда его номинирует некоторый принципал, то есть нанимает сюрвейера для выполнения работ. Некоторым итогом работы сюрвейера выступает сюрвейерский отчет (marine survey report).

Практически при рассмотрении каждой морской претензии, морского требования стороной в деле выступают страховщики, которые задают сюрвейерам, видимо, больше всего работы. Если спор доходит до суда или арбитража, в рассмотрении иска участвуют и сюрвейеры. Именно они являются обыкновенно наибольшими экспертами в вопросах технических, и если назначаются судом или арбитражем, то должны представлять только объективную позицию, так что их работа несколько облегчается, поскольку не приходится совмещать несовместимые иногда вещи — интересы клиента и объективный аспект ситуации, которая имеет место реально. Однако нет таких противоречий, которые не могут разрешить квалифицированные сюрвейеры. Формально это осуществляется следующим образом. Сюрвейер представляет свою предварительную позицию принципалу в письменной форме. Если эта позиция не вызывает сомнений, то составляется отчет сюрвейера, в котором эта позиция получает закрепление в качестве окончательной. Если принципал выражает сомнения или формулирует другую позицию, то сюрвейер может повторно освидетельствовать представленный объект, если это возможно, и скорректировать свою позицию. Позиция сюрвейера должна быть с объективной стороны изложена в рапорте. А субъективная сторона позиции может быть изложена в письме, которое направляется принципалу. Обычно это письмо имеет конфиденциальный характер.

Когда стороны потенциального спора давно и хорошо знают друг друга, в простых ситуациях они могут номинировать одного и того же сюрвейера, поскольку в основе его деятельности все же лежит выявление объективных условий в конкретной ситуации, так что достаточно будет рассмотреть его выводы, чтобы прийти к взаимно приемлемому мнению, достичь компромисса. Если же сюрвейера номинирует только одна сторона, то именно она имеет право давать ему инструкции, после чего сюрвейер становится агентом этой стороны. Однако сюрвейер не является адвокатом, так что может быть допрошен в суде в качестве свидетеля, ведь в основе его позиции лежат объективные данные, часто лишь технического характера.

Общим объектом сюрвейерского освидетельствования является чрезвычайное морское происшествие в целом или отдельные его аспекты. Сюрвейеры могут специализироваться на таких главных сторонах морского происшествия, которые соответствуют основным сторонам морского предприятия — груз и судно. Особую категорию специализации сюрвейеров представляют сюрвейеры, специализирующиеся на рассмотрении и обследовании обстоятельств общей аварии. Такие сюрвейеры должны хорошо ориентироваться во всех аспектах совместного морского предприятия.

Всегда в отчете сюрвейера должны быть подведены финансовые итоги его работы, то есть выражены в денежных суммах убытки и другие обязательства, которые составили предмет его рассмотрения.

Другие инструкции:  Ст. 68 Воздушного кодекса. Подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, выполнение полета воздушного судна

От природы этих обязательств зависит характер работы морского сюрвейера, поскольку они могут быть не деликатного, а договорного характера, например, чартерные сюрвейеры, которые сопровождают исполнение чартера, представляя одновременно интересы как фрахтовщика, так и фрахтователя. Морские сюрвейеры бывают случайными (ad hoc) и постоянными, для которых инспекционно-сюрвейерская деятельность является регулярной.

Инструкции сюрвейеру даются обыкновенно по взаимному соглашению между ним и его принципалом, более того, поскольку сюрвейер чаще всего является более принципала сведущим в сфере морской техники и права, он сам может сформулировать такие инструкции, но ответственным за их правильность и точность остается принципал.

Ответственность сюрвейера: общие положения

В принципе, за сколько-нибудь существенное нарушение своих обязанностей морской сюрвейер может подвергнуться ответственности.

Вот обычный перечень услуг, которые оказывают сюрвейеры:

      • определение пригодности и соответствия судов и их грузовых помещений для перевозки различных грузов;
      • расследования, в связи со страховыми случаями, причин несохранной перевозки грузов всеми видами транспорта и оценка ущерба;
      • осмотр грузов перед погрузкой и рекомендации капитану по внесению оговорок о состоянии груза в штурманские расписки и коносаменты;
      • контроль грузовых операций, услуги суперкарго, составление грузовых планов погрузки судов, рекомендации по укладке и креплению грузов и надзор в процессе грузовых операций;
      • тальманский счет груза при погрузке/выгрузке судов, загрузке/выгрузке контейнеров и пр.;
      • определение количества груза по осадке судна (Draft survey);
      • определение количества бункера на борту (Bunker survey);
      • отбор проб груза или бункера, производство анализов сертифицированными лабораториями;
      • определение состояния закрытий грузовых трюмов на предмет их водонепроницаемости;
      • оценка технического состояния судна, корпуса и механизмов, их соответствия конвенционным, классификационным требованиям перед страхованием или продажей;
      • расследование аварийных случаев с судами, оценка ущерба, контроль работ в ходе ремонта;
      • оценка технического состояния судна и/или определение количества остатков топлива на борту при передаче судна фрахтователям или судовладельцам (On/Off-hire condition/Bunker survey);
      • расследования и урегулирование претензий в связи с травматизмом, болезнью, смертью членов экипажей судов и т.п. функции.

Выполнение деятельности по оказанию любой из этих услуг предполагает некоторые договорные отношения. А любой договор потому и заключается, что предполагается возможность его нарушения. Вот в этом случае и возникает вопрос об ответственности исполнителя услуг — сюрвейера.

Услуги, оказываемые сюрвейерами, довольно специфичны для того, чтобы можно было выделить их в особую категорию услуг. Однако эти услуги столь разнообразны, что определить в общем плане характер инспекции (аудита), который проводится морским сюрвейером, очень сложно. Тем более, что сюрвей — услуги, потребляемые не только в отрасли морского транспорта. Они востребованы также в других отраслях транспорта, в сфере отношений по поводу поставки, снабжения и т.п., поэтому рассмотрение нескольких видов сюрвейерских услуг не даст ясного представления о возможной ответственности сюрвейера при предоставлении других видов таких услуг.

Так, услуги сюрвейеров считаются хорошей морской практикой необходимыми при нанесении стивидорами повреждений судну при осуществлении грузовых операций; сюрвейер может принять на себя обязанности, связанные с обеспечением тальманского счета груза, обычно непосредственно исполняемого стивидорами. Понятно, что в каждом из этих случаев характер возможной ответственности сюрвейера будет различным.

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на деликатную (внедоговорную) и договорную.
Конечно, ответственность сюрвейера целесообразно рассматривать как договорную, то есть ответственность за нарушение договора. Таким образом, эта ответственность может иметь весьма специфический, даже особенный характер в каждом конкретном случае, но имеются некоторые общие принципы договорной ответственности. Вот они:
— противоправное поведение;
— вредные результаты такого поведения;
— причинная связь между противоправным поведением и вредными результатами;
— вина — субъективное основание ответственности.

Давайте же рассмотрим отдельные аспекты договорной ответственности.

Отдельные аспекты договорной ответственности

Начнем с конца. Гражданско-правовая вина как основание для ответственности в Украине регулируется ст. 614 Гражданского кодекса (ГК), а в России — ст. 401 ГК Российской Федерации.

Вина в гражданских отношениях — отнюдь не обязательный элемент состава ответственности. Как законом, так и договором могут предусматриваться многочисленные исключения, так что должник, в данном случае сюрвейер, может отвечать при отсутствии вины. А обратное, то есть исключение или ограничение договором ответственности при наличии умысла, нельзя допускать, поскольку такой договор будет ничтожным.

Законом предусмотрено право должника доказать отсутствие своей вины, если это, разумеется, имеет значение. Таким образом, сюрвейер может доказывать, что предпринял все меры, зависящие от него, для надлежащего исполнения своих обязанностей.

При заключении договора он вправе настаивать на исключении своей ответственности при наличии неосторожности в его действиях, и включение этого условия в договор будет означать, что предоставление подобных доказательств не имеет смысла и не может требоваться судом. Включение в договор такого условия будет иметь чрезвычайно положительное значение для сюрвейера, поскольку, очевидно, его вина имеет преимущественно характер неосторожности, таким образом, он будет нести бремя доказывания только отсутствия своего умысла, что не представляется затруднительным.

Огромное значение имеют доказательства кредитором причинно-следственной связи между нарушением обязательств сюрвейером и вредом (ущербом, убытками) кредитора (ч. 1 ст. 623 ГК Украины, ч. 1 ст. 393 ГК России). Необходимо выявить все существенные факторы (условия), которые вызвали вредный результат. Среди этих условий необходимо выделить те, которые имели наиболее существенное действие, породившее вредные последствия.

Вот эти активно действующие и наиболее существенные обстоятельства правонарушения и будут признаны причиной, повлекшей вредный результат, независимо от того, действовали ли эти обстоятельства закономерно, либо случайно, прямо, либо опосредованно.

Допустим, тальман сюрвейера уснул, что повлекло неправильный подсчет количества грузовых мест и вызвало убытки у поставщика. Здесь имеет место бездействие в юридическом смысле со стороны сюрвейера, то есть пассивное поведение, но этот фактор в приведенном выше смысле будет признан активно действующим обстоятельством, повлекшим неправильный подсчет количества груза, независимо от того, был ли тальман уставшим из-за плохого отдыха, что неизбежно вызвало такую его реакцию, либо просто устал от однообразной работы, подобно тому, как автомобилисты устают от однообразия дороги и засыпают за рулем. Такое поведение должно быть признано звеном в причинно-следственной цепи и повлечь ответственность сюрвейера, даже если одновременно вел подсчет груза сюрвейер судовладельца, который по каким-то мотивам покинул свое рабочее место, например.

Другие инструкции:  Профессия Инспектор рыбоохраны в Москве: описание, где получить, перспективы

Другой пример: судовладелец должен обеспечить мореходность судна, поданного под перевозку груза, то есть мореходность в техническом отношении. Он нанял сюрвейера, который должен был засвидетельствовать это. В результате повреждений в ходе погрузки груза стивидоры допустили повреждение судна, по причине чего оно стало немореходным.

Сюрвейер не заметил этих повреждений. Судовладелец (перевозчик), понадеявшись на разумную заботливость сюрвейера, отправил судно в рейс в немореходном в техническом отношении состоянии.

В результате разумная заботливость проявлена не была, и груз был поврежден или утрачен. За это будет нести ответственность перевозчик, но он сможет привлечь к ответственности в порядке регресса независимого сюрвейера, поскольку его деятельность была одним из звеньев причинно-следственной связи, которая повлекла отправку судна в рейс в немореходном состоянии, в результате чего образовались убытки.

Порядок возмещения убытков предусматривается в ст. 623 ГК Украины (ст.ст. 15, 393 ГК РФ). Определение и доказывание наличия и величины убытков — дело обычно очень сложное, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре с сюрвейером правило о том, что он отвечает не только за убытки, но и за формальное нарушение своих обязанностей, например, уплату пени за несвоевременное предоставление отчета.

Наконец, рассмотрим противоправное поведение как основание для наступления ответственности в гражданско-правовых отношениях. И здесь все не так уж просто. С одной стороны, могут быть случаи, когда имеются обстоятельства, при которых должник освобождается от ответственности за противоправное поведение, и случаи, когда должник несет ответственность при отсутствии своего противоправного поведения.

Например: неисполнение обязательств — это противоправное поведение (ст. 611 ГК Украины; ст.ст. 393—406 ГК РФ). Однако, если имеются особые обстоятельства, при которых ответственность не может наступать, то неисполнение обязательства не будет противоправным поведением (ст. 617 ГК Украины; ч. 3 ст. 401 ГК России). Таким обстоятельством является, например, непреодолимая сила. В то же время, по существу, правомерное поведение, например, действия в условиях крайней необходимости, влечет гражданско-правовую ответственность по правилам ст. 1171 ГК Украины (ст. 1067 ГК РФ).

Таким образом, можно прийти к заключению, что привлечь сюрвейера к специфической «сюрвейерской» ответственности довольно трудно, хотя и можно выделить весьма специальную ответственность сюрвейера. Если такая ответственность прямо или опосредованно не предусмотрена законом, то необходимо внести ее в договор на сюрвейерские услуги. В таком случае, при наличии соответствующих оснований, привлечение сюрвейера к гражданско-правовой ответственности вполне возможно.

Инспекция качества товара на предприятии-производителе (грузовой сюрвей) включает:

  • определение качества и количества материала, идущего в производство;
  • согласование с клиентом контрольных образцов товара;
  • контроль за соблюдением надлежащих условий хранения товара до его отгрузки;
  • контроль качества упаковки и правильности маркировки товара;

Ключевые обязанности специалиста:

  • осмотр (инспектирование) имущества, в отношении которого планируется заключение договора;
  • подготовка заключения об оценке рисков;
  • проверка пригодности использования объекта по назначению, его готовности к тем или иным действиям.

Деятельность не подлежит лицензированию, однако профессионалы несут ответственность за достоверность оценок. В качестве объекта осмотра может выступать недвижимость, имущественный комплекс и прочее имущество.

Контроль процесса погрузки (грузовой сюрвей):

  • фотографирование процесса погрузки;
  • контроль правильности укладки, размещения, крепления грузов.

Кто такой страховой сюрвейер?

Компания разрабатывает тарифы и определяет премии, но для классификации объекта нужно знать его характеристики. Страховой сюрвейер – это агент (инспектор), который осуществляет осмотр предмета, принимаемого под защиту. Как правило, специалист работает со стационарными объектами, проводя оценку на выезде.

В отличие от комиссара, сюрвейер осматривает предметы до того, как им причинён вред. Высокая точность оценки и адекватная постановка вопросов позволяет минимизировать риски страховщика. Принимая во внимание предварительность процедуры, её обжалование не предусмотрено. То есть, если сюрвейер примет решение о бесперспективности сделки, спорить с ним бесполезно.

Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

Главный принцип работы страхового сюрвейера — независимое и компетентное рассмотрение вопроса, основанное только на лично увиденном. Деятельность эксперта разделяется на два этапа:

  1. Заключение страхового договора. Сюрвейер занят оценкой риска (риск-менеджмент, риск-сюрвей) — он должен объективно определить его (риска) степень. Уже по заключению эксперта устанавливается величина страховой премии, цена полиса, а также выносится окончательное решение о целесообразности заключения договора.
  2. Происшествие страхового случая. Сюрвейер вызывается для определения суммы ущерба. За что отвечает сюрвейер? - ADV group - независимая сюрвейерская компания

Предпогрузочная инспекция (грузовой сюрвей) – инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.):

  • осмотр состояния груза;
  • фотографирование груза;
  • проверка маркировки и качества упаковки груза;
  • частичное вскрытие упаковки и взятие проб для проверки качества отгружаемого товара;
  • проверка транспортных и товарно-сопроводительных документов;
  • пересчет груза (тальманский счет) осмотр грузового контейнера, проверка технического состояния транспортного средства;
  • фотографирование контейнера.

Присутствие сюрвейера при досмотре (осмотре) груза (ветеринарном, карантинном, таможенном):

  • фотографирование контейнера, прибывшего на досмотр;
  • контроль целостности пломб и запорных устройств;
  • фотографирование укладки груза перед досмотром и по окончании досмотра;
  • наблюдение за процессом проведения досмотра;
  • фотографирование и контроль процесса взятия проб груза;
  • опломбировка и фотографирование закрытого контейнера;

Сюрвей в россии

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

  • Отдельные страховые компании создают собственные сюрвейерские фирмы, скрывая данный факт. Или же возлагают данную обязанность на своих сотрудников. Здесь теряется важный аспект работы сюрвейера — независимость и незаинтересованность.
  • В России отсутствуют акты законодательства, регулирующие подобную деятельность. Отсюда практически ненужные дорогостоящие услуги, стандарты неизвестных источников.

Сюрвейером первоначально считался специалист, дающий оценку морским грузам. Затем профессия стала пониматься более широко. Сегодня сюрвейер — это инспектор, эксперт, оценщик страховой (или отдельно сюрвейерской) компании, круг обязанностей которого весьма внушителен.

Другие инструкции:  Должностные инструкции по подразделениям предприятия и отраслям деятельности (подготовлено экспертами компании "Гарант") | ГАРАНТ

Сюрвей морских судов (морской сюрвей) включает:

  • Pre-Loading Survey – Пред погрузочная инспекция грузов и судов;
  • On-Hire – Off-Hire survey – Осмотр судна при вводе и выводе из чартера;
  • Full Condition Survey – Предпродажная инспекция судна, полный технический осмотр;
  • Loading – Discharging Supervision – Сюрвейерское сопровождение при перегрузках;
  • Draught Survey – Определение веса груза по осадке;
  • Hold Condition Inspection – Проверка состояния трюмов на готовность к погрузке;
  • Bunker Survey – Определение количества топлива на борту судна;
  • Bunker – Ballast – Cargo sampling – Отбор проб топлива – балласта/груза;
  • Hatch Cover Watertightness Test – Hose – Ultrasonictest – Определение водонепроницаемости люковых закрытий;

Сюрвейер — это…

Словари дают множество определений профессии, которые различаются лишь в некоторых частностях. Представим их — и общие, и более специфические. Сюрвей, сюрвейер — это:

  • Оценщик страховой компании. По результатам его работы она принимает решение о заключении договора с клиентом.
  • Агент-страховщик, инспектор, осуществляющий осмотр объекта, принимаемого на страхование.
  • Эксперт, который производит осмотр грузов и судов, после чего выдает заключение об их общем состоянии, наличии повреждений и проч. Специалист, обладающий должным уровнем знаний и опыта для оформления подобных актов, аварийных сертификатов. Приглашается судо-, грузовладельцем, страховым обществом, фрахтователем.
  • Компания, чья специализация — проверка имущества, которое передается или принимается в залог банком в качестве гаранта исполнения кредитуемым своих обязанностей по выплатам.
  • Инспектор зарубежных квалификационных обществ по технадзору за судами. За что отвечает сюрвейер? - ADV group - независимая сюрвейерская компания

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

  • эксперт;
  • сюрвейтор;
  • инспектор;
  • оценщик;
  • сюрвайер.

Популярны также и следующие определения профессии:

  • Драфт-сюрвейер. Специалист, который определяет вес погруженного или выгруженного объекта (объектов) по осадке судна.
  • Независимый сюрвейер. Фактически тот же эксперт, что и просто сюрвей. Незаинтересованный инспектор, который может составить объективный акт.

Сюрвейерская инспекция на складе включает:

  • экспертиза качества груза;
  • инвентаризация груза на складе;
  • освидетельствование загрязнений или повреждений груза, возникших во время хранения его на складе, грузовых работ или транспортировки;
  • определение степени повреждения груза, классификация груза по визуальному состоянию, повреждениям;
  • контроль процессов выгрузки товара на склад, погрузки в контейнер, а/м;
  • взвешивание груза;
  • проверка маркировки и упаковки груза;
  • проверка условий хранения груза;
  • Предоставление сюрвейерского отчета по проведенной сюрвейерской инспекции.

Сюрвейерская инспекция при перевалке/выгрузке контейнера:

  • сверка пломбировочных устройств (проверка целостности пломб);
  • фотографирование креплений и запорных устройств контейнера;
  • фотографирование укладки груза;
  • контроль процесса перевалки/выгрузки (контроль на выгрузке);
  • фотографирование пустого контейнера;
  • пересчет груза;
  • инспекция качества груза, взвешивание груза;
  • проверка маркировки груза и сверка с документами;

Сюрвейерские компании

В странах с развитым рынком страхования деятельность инспекторов строится на основе профессиональных обществ. Такие компании привлекают для оказания услуг обе стороны сделки. Страховщик заинтересован в грамотной оценке объекта, анализе рисков. Клиент компании – в адекватном осмотре предмета, принимаемого под защиту.

Вместе с тем, важной частью работы сюрвейера в западных странах является задание заказчика. От правильности поставленных вопросов зависит адекватность осмотра и оценки. Ненадлежащее исполнение сюрвейером обязанностей может служить основанием для признания недействительности договора.

Коротко и интересно о страховании в нашей рубрике #BuzzStories! 

НЕО-волонтер Buzz

Требования к сюрвейеру

Законодательством РФ работа специалиста урегулирована частично: есть лишь несколько актов, определяющих особенности профессии. Однако единых норм в России не существует, и различные компании выдвигают свои требования к сюрвейеру. В Стратегии развития страховой деятельности в РФ отмечалось, что правовые основы данного института должны быть обеспечены к 2021 году, но пункт оказался нереализованным.

Можно выделить следующие требования к сюрвейеру:

  • профильное образование (юридическое, техническое), позволяющее справляться с поставленными задачами и вести документацию;
  • знание и понимание методик оценки объектов;
  • выявление потенциальных проблем с предметом, которые могут оказать влияние на сделку;
  • умение работать с техническими и правовыми документами, так как они тоже используются в процессе оценки;
  • независимость от сторон сделки.

Конкретные требования устанавливаются нанимателем: часть компаний делает упор на технической стороне вопроса, другие больше внимания уделяют правовой подготовке сотрудника. В независимые сюрвейеры часто уходят с государственной службы инспекторы пожарного надзора, специалисты по охране труда. Широкий спектр возможностей страхования убеждает в том, что универсального работника не найти.

Обязанности специалиста:

  • первичный осмотр объекта;
  • истребование и получение документации на предмет;
  • подготовка оценочного листа, на основе которого принимается решение о заключении сделки;
  • выявление факторов, несущих риски обеим сторонам сделки.

Услуги сюрвейера при морских и прочих перевозках

Последнее время работа сюрвейера все больше востребована при транспортировке грузов по морю. Как и в других типах перевозок, ключевое значение имеет правильность обращения с товаром, умение организовать процесс. Но на практике эти требования не выполняются по следующим причинам:

  • Низкая квалификация персонала.
  • Отсталость имеющихся технологий.
  • Безответственность людей, принимающих участие в перевозке.

При таком подходе итог может быть только один — убытки для хозяина груза. Задача сюрвейера заключается в организации процесса, правильном размещении товара на судне, снижении риска воздействия качки или вибраций. Специалист контролирует процесс перевозки на каждом из этапов и может с точностью определить время повреждения товара и даже предупредить его деформацию. Во избежание мошенничества сюрвейер сразу выявляет факт повреждения, его серьезность, а также причину.

В услуги сюрвейера входит и сертификация груза. После проверки судна или товара специалист оформляет сертификат и подписывает его. Этот документ является подтверждением, что перевозимая продукция надежно зафиксирована и соответствует действующим требованиям законодательства.

Экспертиза повреждений и утраты груза включает:

  • определение степени повреждения груза и количества поврежденного груза (при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и т.д.);
  • определение процента некондиционного товара из всей партии поставки;
  • освидетельствование ненадлежащих условий хранения или перевозки груза;
  • подтверждение неправильной укладки груза;
  • подсчет недостачи;
  • выявление и рекомендации по устранению причин возникновения порчи или утраты груза;
  • установление факта хищения груза;
  • помощь в расследовании страховых случаев и урегулирование убытков клиентов;
Оцените статью
Добавить комментарий