Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 — Редакция от 16.09.2003 — Контур.Норматив

Медицинский персонал:

1.1. Должности врачей-психотерапевтов консультативно-диагностического отделения устанавливаются из расчета одна должность на 250 тыс. населения на территории обслуживания.

1.2. Должности врачей-психотерапевтов лечебно-диагностического отделения устанавливаются из расчета:

1.2.1. одна должность на 100 тыс. населения в возрасте от 18 до 60 лет обслуживаемой территории, включая сельские районы;

1.2.2. одна должность на 90 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 12 лет;

1.2.3. одна должность на 50 тыс. детского населения в возрасте от 12 до 18 лет;

1.2.4. одна должность на 75 тыс. населения в возрасте 60 лет и старше.

1.3. Должности врачей-психотерапевтов для работы с лицами, находящимися в кризисных состояниях, из расчета одна должность на 200 тыс. обслуживаемого населения.

1.4. Должности врачей-методистов (врачей-статистиков) для организационно-методического обеспечения психотерапевтической помощи устанавливаются в штате организационно-методического отдела по психиатрии из расчета две должности на территорию субъекта Российской Федерации.

1.5. Должности врачей по гигиеническому воспитанию отделения профилактики устанавливаются из расчета одна должность на 500 тыс. населения на территории обслуживания.

1.6. Должности заведующих отделениями устанавливаются при наличии 5 должностей врачей-психотерапевтов и других специалистов — вместо 0,5 должности врача, при наличии более 5 должностей врачей-психотерапевтов и других специалистов — сверх должностей.

Общие положения

1.1. Врач-психотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», прошедший подготовку по специальности «психиатрия» в интернатуре, клинической ординатуре, а также прошедший профессиональную переподготовку либо клиническую ординатуру по психотерапии в медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного профессионального образования, либо в профильных научно-исследовательских медицинских институтах в соответствии с требованиями к образовательному стандарту, типовой программой и учебным планом профессиональной переподготовки, утвержденными в установленном порядке.

1.2. Владеет современными методами диагностики и лечения психических расстройств с использованием психотерапевтических методов, теоретическими и практическими знаниями в области психиатрии и психотерапии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

1.3. В своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья и настоящим Положением.

1.4. Подчиняется руководителю лечебно-профилактического учреждения или его заместителю; в методическом отношении — также главному психотерапевту органа управления здравоохранением.

1.5. Назначение и увольнение врача-психотерапевта осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Иной персонал:

В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

2.1. Должности медицинских психологов устанавливаются из расчета одна должность на 15 коек.

2.2. Должности социальных работников устанавливаются из расчета одна должность на 15 коек.

Приложение N 9

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Средний и младший медицинский персонал:

2.1. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей, предусмотренных п.п. 1.1; 1.2; 1.3; 1.5.

2.2. Должности медицинских сестер процедурного кабинета устанавливаются из расчета одна должность в смену.

2.3. Должность главной медицинской сестры устанавливается в учреждениях, отнесенных к группам по оплате труда руководителей, в учреждениях, не отнесенных к группам по оплате труда руководителей — устанавливается должность старшей медицинской сестры.

2.4. Должности медицинских регистраторов устанавливаются из расчета одна должность в смену.

Функции и задачи

2.1. Осуществляет непосредственно (является лечащим врачом) или участвует (является консультантом) в ведении пациента, определяет объем и план обследования с учетом возраста пациента, диагностических задач и рациональных методов обследования.

2.2. Осуществляет консультации при оценке неотложных состояний, при разборе сложных для диагностики и терапии клинических случаев.

2.3. Выполняет практическую работу по амбулаторному, дневному стационарному и стационарному ведению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих психотерапевтическую помощь, при необходимости привлекает консультантов.

2.4. Оформляет медицинскую документацию установленного образца.

2.5. Повышает свою квалификацию по психиатрии и психотерапии на циклах усовершенствования по каждой специальности в установленном порядке.

2.6. Внедряет в практику современные программы лечения, психопрофилактики и психогигиены с применением психотерапевтических методов.

2.7. В работе и взаимоотношениях с пациентами и их родственниками придерживается этических принципов, установленных законодательными и иными нормативными актами о деятельности врачей-психотерапевтов и этическими кодексами общероссийских профессиональных ассоциаций врачей-психотерапевтов, зарегистрированных в установленном порядке.

2.8. Организует работу в рамках лечебного (в том числе психотерапевтического) процесса других специалистов (по клинической психологии, социальной работе и др.), среднего и младшего медицинского персонала.

2.9. Проводит экспертизу качества психотерапевтической помощи.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Функции и задачи:

2.1. По направлению врача-специалиста организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, организует социально-правовую защиту пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь.

2.2. Совместно с врачом-специалистом и медицинским психологом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов.

2.3. Совместно с врачом-специалистом и медицинским психологом создает терапевтическую среду, терапевтические сообщества пациентов, группы по интересам, осуществляет клубную работу.

2.4. По направлению врача-специалиста занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разрабатывает и организует мероприятия по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству.

Другие инструкции:  Подборка забавных инструкций по применению

2.5. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников.

2.6. Вступает в различные общественные и профессиональные организации.

2.7. Участвует в экспертизе качества социальной работы.

Приложение N 4

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Иной персонал:

3.1. Должности медицинских психологов устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.

3.2. Должности специалистов по социальной работе устанавливаются из расчета одна должность на 500 тыс. населения на территории обслуживания

3.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета одна должность на 100 тыс. населения на территории обслуживания.

Приложение N 12

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Должностная инструкция врача-психиатра / министерство труда и социального развития ростовской области

О психотерапевтической помощи

В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913) и повышения качества лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение об организации деятельности врача-психотерапевта (приложение N 1).

1.2. Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи (приложение N 2).

1.3. Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи (приложение N 3).

1.4. Положение об организации деятельности психотерапевтического кабинета (приложение N 4).

1.5. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического кабинета (приложение N 5).

1.6. Перечень оборудования психотерапевтического кабинета (примерный) (приложение N 6).

1.7. Положение об организации деятельности психотерапевтического отделения (приложение N 7).

1.8. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического отделения (приложение N 8).

1.9. Перечень оборудования психотерапевтического отделения (примерный) (приложение N 9).

1.10. Положение об организации деятельности психотерапевтического центра (приложение N 10).

1.11. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического центра (приложение N 11).

1.12. Перечень оборудования психотерапевтического центра (примерный) (приложение N 12).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя Министра Р.А. Хальфина.

Министр Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 г. N 438

Перечень оборудования психотерапевтического кабинета (примерный)

Наименование оборудованияКоличество предметов
123
1.Помещения и дизайн 
1.1.Помещения для организации приема пациентов площадью 14-20 кв.м1
1.2.Помещения для индивидуальной и групповой психотерапии площадью 30-40 кв.м1
1.3.Помещения для медицинского психолога, социального работника общей площадью 22-35 кв.м1
1.4.Элементы терапии средой (картины, эстампы, графические работы и др.)В соответствии с возможностями
1.5.Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, фрески, ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др.В соответствии с возможностями
2.Аппараты и приборы 
2.1.Прибор тонометрический (мембранный или электронный)1
2.2.Секундомер1
2.3.Осветительные системы (боковые источники света)6-9
2.4.Аудиокомплекс:1 набор:
магнитофон двухкассетный стационарный с аудиосистемами мощностью 50-100 вт.1
наушники стереофонические2
диктофон2
магнитофонные кассеты для высококачественной1
аудиозаписи20
2.5.Экспериментально — психологические методики лицензионные15
2.6.Персональный компьютер (IBM — совместимый) с необходимым программным обеспечением и принтером1
3.Медицинский инструментарий 
3.1.Набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи1
3.2.Ножницы прямые3
3.3.Пинцет анатомический1
3.4.Молоток неврологический1
4.Предметы ухода за пациентами 
4.1.Набор предметов для ухода за пациентами1
5.Медицинская мебель 
5.1.Кушетка смотровая1
5.2.Кушетка психоаналитическая (кресло функциональное)2
5.3.Стол для врача и других сотрудников3
5.4.Стол для медицинской сестры2
5.5.Шкаф для медицинских инструментов1
5.6.Ящик для картотеки1
6.Бытовая мебель 
6.1.Кресло мягкое с высокой спинкой15
6.2.Стул полумягкий15
6.3.Шкаф для одежды3
6.4.Шкаф книжный2
6.5.Столик журнальный4
6.6.Полка книжная3
6.7.Стол компьютерный1
6.8.Тумба для аудиоаппаратуры1

Приложение N 7

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Перечень оборудования психотерапевтического отделения (примерный)

(дополнительно к оборудованию психиатрических и психоневрологических больниц, необходимому для проведения реабилитационных мероприятий)

Наименование оборудованияКоличество предметов
123
1.Помещения и дизайн 
1.1.Помещения для индивидуальной работы площадью 14 — 20 кв.м3
1.2.Помещения для индивидуальной работы площадью 14 — 20 кв.м., оборудованное зеркалом Гезелла1
1.3.Помещения для групповых форм работы площадью 30 — 40 кв.м3
1.4.Помещения для групповых форм работы площадью 30 — 40 кв.м., оборудованные зеркалом Гезелла1
1.5.Помещения для терапии занятостью и клубной работы площадью 22 — 35 кв.м.4
1.6.Конференц-зал площадью 70 — 100 кв.м.1
1.7.Элементы терапии средой (картины, эстампы, графические работы и др.)В соответствии с возможностями
1.8.Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, фрески, ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др.)В соответствии с возможностями
2.Аппараты и приборы 
2.1.Аудиокомплекс:2 набора:
магнитофон двухкассетный стационарный с аудиосистемами мощностью 50 — 100 вт.2
наушники стереофонические4
диктофон2
магнитофонные кассеты для высококачественной аудиозаписи40
2.2.Экспериментально-психологические методики лицензионные25
2.3.Персональный компьютер (IBM — совместимый) с необходимым программным обеспечением и принтером3
2.4.Видеокомплекс1 набор
видеокамера формата WHS или S-WHS1
видеомагнитофон WHS, четырехголовочный2
видеомонитор (переоборудованный телевизор)2
персональный компьютер, оборудованный для монтажа видеопрограмм со стриммером и лазерными накопителями1
видеокассеты30
3.Медицинская мебель 
3.1.Кушетка психоаналитическая (кресло функциональное)2
3.2.Стол для врача и других сотрудниковПо числу врачей и других сотрудников
4.Бытовая мебель 
4.1.Кресло мягкое с высокой спинкой50
4.2.Стул полумягкий100
4.3.Стол компьютерный3
4.4.Тумба для радиоаппаратуры5

Приложение N 10

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Перечень оборудования психотерапевтического центра (примерный)

Наименование оборудованияКоличество предметов
123
1.Помещения и дизайн 
1.1.Помещения для индивидуальной работы площадью 14 — 20 кв.м.12
1.2.Помещения для индивидуальной работы площадью 14 — 20 кв.м., оборудованное зеркалом Гезелла2
1.3.Помещения для групповых форм работы площадью 30 — 40 кв.м.6
1.4.Помещения для групповых форм работы площадью 30 — 40 кв.м., оборудованное зеркалом Гезелла1
1.5.Помещения для терапии занятостью и клубной работы площадью 22 — 35 кв.м.3
1.6.Конференц-зал 70 — 100 кв.м.1
1.7.Элементы терапии средой (картины, эстампы, графические работы и др.)В соответствии с возможностями
1.8.Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, фрески, ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др.В соответствии с возможностями
1.9.Процедурный кабинет1
2.Аппараты и приборы 
2.1.Аудиокомплекс:5 наборов:
магнитофон двухкассетный стационарный с аудиосистемами мощностью 50 — 100 вт.,5
наушники стереофонические,10
диктофон,5
магнитофонные кассеты для высококачественной аудиозаписи100
2.2.Экспериментально-психологические методики лицензионные25
2.3.Персональный компьютер (IBM — совместимый) с необходимым программным обеспечением и принтером10
2.4.Видеокомплекс:2 набора
видеокамера формата WHS или S-WHS2
видеомагнитофон WHS, четырехголовочный4
видеомонитор (переоборудованный телевизор)4
персональный компьютер, оборудованный для монтажа видеопрограмм со стриммером и лазерными накопителями2
видеокассеты60
3.Медицинская мебель 
3.1.Кушетка психоаналитическая (кресло функциональное)6
3.2.Стол для врача и других сотрудниковПо числу врачей и других сотрудников
4.Бытовая мебель и оборудование 
4.1.Кресло мягкое с высокой спинкой50
4.2.Стул полумягкий100
4.3.Стол компьютерный10
4.4.Тумба для радиоаппаратуры7
Другие инструкции:  Федеральные - Роспотребнадзор

Положение об организации деятельности психотерапевтического кабинета

1. Психотерапевтический кабинет организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в составе лечебно-профилактического учреждения, в том числе:

психотерапевтического центра; городской поликлиники или поликлинического отделения городской, центральной городской, районной больницы;

поликлинического отделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы, психоневрологического диспансера (диспансерного отделения).

2. Основными задачами психотерапевтического кабинета являются:

— консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов для лечения в кабинете;

— лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах;

— психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;

— повышение знаний врачей, среднего медицинского и иного персонала о психосоциальных факторах в происхождении, течении и лечении психических расстройств (лекции, специальные тренинги, балинтовские группы и др.).

3. Организационно-методическое руководство психотерапевтическим кабинетом осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.

4. Штаты медицинского и иного персонала кабинета определяются в установленном порядке.

5. В кабинете проводится лечение лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии.

При значительной выраженности указанных расстройств, наличии психотических нарушений пациенты в установленном порядке направляются в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь.

6. Кабинет оборудуется в соответствии с перечнем оборудования психотерапевтического кабинета.

7. В кабинете ведется учетная и отчетная медицинская документация.

Приложение N 5

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Положение об организации деятельности психотерапевтического отделения

1. Психотерапевтическое отделение организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в областных (краевых, республиканских, окружных) административных центрах, а также в городах с населением не менее 250 тыс. в лечебно-профилактических учреждениях (многопрофильных больницах, психоневрологических диспансерах, психиатрических больницах и др.).

2. Основными задачами психотерапевтического отделения являются:

— стационарная лечебно-диагностическая помощь лицам с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии, нуждающимся в стационарной психотерапевтической помощи;

— лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах;

— внедрение в клиническую практику новых достижений в области психотерапии;

— проведение дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях;

— создание в отделении терапевтической среды (специальным образом организованной группы с участием пациентов, их близких и родственников, а также бывших пациентов);

— психогигиеническая и психопрофилактическая помощь по преодолению стрессовых ситуаций.

3. Организационно-методическое руководство психотерапевтическим отделением осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.

4. Штаты медицинского и иного персонала отделения определяются в установленном порядке.

Приложение N 8

УТВЕРЖДЕНОПриказом Минздрава РФот 16 сентября 2003 года N 438

Профессиограмма | интерактивный портал агентства труда и занятости населения красноярского края

 
Презентация профессии

Клиническая психология — это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). К вопросам клинической психологии также относятся: вопросы разграничения нормы и патологии психики; работа с пограничными состояниями психики (например, с неврозами); влияние различных расстройств на психику человека; роль психики в возникновении различных заболеваний;  нарушения развития психики и др.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».

Тип и класс профессии

Профессия «клинический психолог» относится к типу «Человек — Человек», т.к. объектом внимания данной профессии является человек. Данный тип связан с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Главная особенность профессий типа «Человек — Человек» состоит в том, что основное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Также профессия «клинический психолог» относится к эвристическому классу, т.к. она связана с умением управлять собой и другими людьми, наличием организаторских качеств и независимого мышления.

Другие инструкции:  Должностная инструкция слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (6-8 разряд)

Содержание деятельности

Клинический психолог в учреждениях здравоохранения — это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных  мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Комплексная медицинская помощь оказывается командой специалистов. Центром этой команды является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном сотрудничестве с другими специалистами. В нашей стране такая модель взаимодействия специалистов еще не достаточно распространена, хотя её эффективность доказана.

Клинический психолог использует в своей работе различные методы психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования. Он может работать в режиме индивидуальных консультаций, а также проводить групповую работу как со взрослыми людьми и подростками, так и с детьми.

Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения деятельности клинического психолога нужны базовые знания по психологии, анатомии, нейрофизиологии.

Клинический психолог должен уметь:

  • проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
  • выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;
  • осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в решении личностных,  профессиональных и бытовых психологических проблем;
  • проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
  • совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие  и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей;
  • проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии;
  • оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий;
  • строго соблюдать принципы врачебной этики.

 
Клинический психолог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантий прав граждан;
  • декларацию прав и свобод человека;
  • медицинскую    психологию    (нейропсихологию,    патопсихологию),
  • психологию личности,  общую  и  дифференциальную  психологию,  возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
  • психологию труда;
  • законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.

 
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве клинического психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманность;
  • общая и профессиональная культура;
  • организованность в работе;
  • любовь к порядку, аккуратность;
  • стрессоустойчивость, высокий уровень саморегуляции;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • коммуникабельность;
  • способность длительное время заниматься решением одной проблемы;
  • высокая наблюдательность;

 
Условия труда

Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Медицинские противопоказания

Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Базовое образование

Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.

Пути получения профессии

 Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.

Область применения профессии
Клинические психологи востребованы в учреждениях здравоохранения (поликлиники, стационары, реабилитационные центры, санатории, профилактории), учреждениях исправительного типа, образовательных учреждениях коррекционного и лечебно-профилактического типов.
Перспективы карьерного роста
Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.
Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Оцените статью
Добавить комментарий