Как поменять руководителя СНТ в 2021 году? | пошаговая инструкция

Как поменять руководителя СНТ в 2021 году? | пошаговая инструкция Должностные инструкции

Разъяснение положений федерального закона № 217-фз от 29.07.2021 «о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты рф»

29.07.2021 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН (Товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ, ОНТ.

Далее речь пойдет  товариществах, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и до 2021 года регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Что нового предусмотрено Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2021 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»? Рассмотрим основные изменения, которые являются наиболее существенными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ?

Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2021 года. С 2021 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;

Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ);

Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях;

Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны утверждаться на общем собрании собственников;

Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ);

Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН, решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

 ЧТО НОВОГО ?

В законе даются определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);

Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если границы не утверждены – можно, как и раньше, создавать сколько угодно СНТ.

Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации.

Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества;

Председатель правления не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ);

Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях;

Улучшилось положение индивидуальных садоводов (собственников, не являющихся членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:

принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;

определять порядок пользования общим имуществом;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);

Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.

Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.

Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);

В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители Товарищества собственников недвижимости (ТСН) по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания.

Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;

Устранили еще один пробел в законодательстве. Ранее в законе отсутствовало указание о том, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);

Расширен круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:

изменение устава товарищества;

избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;

принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;

принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;

утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

определение размера и срока внесения различных взносов;

принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.

Закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):

заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;

цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ).

на сайте ТСН (при его наличии);

на информационном щите;

в СМИ.

Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В правление могут входить лица, не являющиеся членами товарищества. Теоретически, все члены правления могут оказаться людьми со стороны, на что участникам товарищества необходимо обращать внимание в ходе выборов правления.

Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2021 года бабушка, которая продает на улице фрукты-овощи со своего участка, должна зарегистрироваться как ИП, и реализовывать  продукцию торговым сетям, сдавать отчетность, платить налоги и т.д.

Разница между СНТ и ОНТ

Также важно подчеркнуть существенную разницу между СНТ (садовые некоммерческие товарищества) и ОНТ (огородные некоммерческие товарищества).

 На садовых участках в СНТ можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных участках в ОНТ могут быть размещены только некапитальные постройки. Эта разница существенная, и на это стоит обращать  внимание при покупке дачного участка, т.к. с вступлением в действие нового закона нельзя будет оформить жилой дом в ОНТ с целью регистрации и постоянного проживания.

Другие инструкции:  Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

В ОНТ граждане могут иметь только некапитальные постройки, к которым относятся сооружения, не имеющие фундамента. Соответственно, некапитальные постройки в ОНТ не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Конечно, можно построить на своем огородном участке в ОНТ капитальный дом с фундаментом, сославшись на то, что он используется для хранения инвентаря и корнеплодов. Однако, зарегистрировать право собственности на такой дом будет нельзя, пока не поменяется вид разрешенного использования участка на ИЖС, которое возможно только в СНТ и коттеджных поселках.

Однако, это будет достаточно трудно сделать, потому, что, во-первых, нужно будет сменить форму товарищества на СНТ т.к. к планировке и застройке территории садоводства предъявляются определенные требования (СНиП 30-02-97 от 2021 года), а к территории ОНТ таких требований нет. С учетом этого может оказаться, что ОНТ не может быть переведено в СНТ и тем более в коттеджный поселок из-за несоблюдения ряда требований.

Из всего этого следует, что в такой ситуации невозможно зарегистрировать свое капитальное строение как жилой дом и прописаться в нем. К тому же тем, кто не зарегистрировал свои дома, грозит двойной налог на землю.

На садовом же участке в составе СНТ законодательство разрешает строительство капитального жилого дома, и на него можно будет оформить право собственности, прописаться в нем и соответственно платить за него налоги.

Так же СНТ (садоводческое товарищество), при соблюдении определенных условий, может преобразоваться в коттеджный поселок, т.е. стать уже не садоводами и огородниками, а товариществом собственников недвижимости. Для такой реорганизации СНТ должно выполнить следующие условия:

—   СНТ должно находиться в пределах населенного пункта;

—  Все дома в СНТ должны быть признаны как капитальные и жилые;

—  Вид использования земли у все членов СНТ должен быть переведен в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

 В ОНТ вид использования земли может быть только «для сельскохозяйственных нужд», а в СНТ и коттеджных поселках вид использования земли может быть оформлен как ИЖС.

Еще с начала 2021 года законодательство усложнило упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках (дачную амнистию) и теперь, чтобы получить регистрацию на объект, обязательно требуется технический план, стоимость которого составляет от 10.000 рублей и более.   

Однако, в законе разрешено не делать регистрацию постройки площадью не более 50 квадратных метров.

Назад

29.07.2021 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН (Товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ, ОНТ.

Далее речь пойдет  товариществах, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и до 2021 года регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Что нового предусмотрено Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2021 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»? Рассмотрим основные изменения, которые являются наиболее существенными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ?

Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2021 года. С 2021 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;

Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ);

Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях;

Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны утверждаться на общем собрании собственников;

Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ);

Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН, решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

 ЧТО НОВОГО ?

В законе даются определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);

Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если границы не утверждены – можно, как и раньше, создавать сколько угодно СНТ.

Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации.

Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества;

Председатель правления не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ);

Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях;

Улучшилось положение индивидуальных садоводов (собственников, не являющихся членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:

принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;

определять порядок пользования общим имуществом;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);

Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.

Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.

Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);

В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители Товарищества собственников недвижимости (ТСН) по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания.

Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;

Устранили еще один пробел в законодательстве. Ранее в законе отсутствовало указание о том, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);

Расширен круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:

изменение устава товарищества;

избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;

принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;

принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

Другие инструкции:  Должностная инструкция делопроизводителя

распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;

утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

определение размера и срока внесения различных взносов;

принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.

Закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):

заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;

цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ).

на сайте ТСН (при его наличии);

на информационном щите;

в СМИ.

Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В правление могут входить лица, не являющиеся членами товарищества. Теоретически, все члены правления могут оказаться людьми со стороны, на что участникам товарищества необходимо обращать внимание в ходе выборов правления.

Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2021 года бабушка, которая продает на улице фрукты-овощи со своего участка, должна зарегистрироваться как ИП, и реализовывать  продукцию торговым сетям, сдавать отчетность, платить налоги и т.д.

Разница между СНТ и ОНТ

Также важно подчеркнуть существенную разницу между СНТ (садовые некоммерческие товарищества) и ОНТ (огородные некоммерческие товарищества).

 На садовых участках в СНТ можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных участках в ОНТ могут быть размещены только некапитальные постройки. Эта разница существенная, и на это стоит обращать  внимание при покупке дачного участка, т.к. с вступлением в действие нового закона нельзя будет оформить жилой дом в ОНТ с целью регистрации и постоянного проживания.

В ОНТ граждане могут иметь только некапитальные постройки, к которым относятся сооружения, не имеющие фундамента. Соответственно, некапитальные постройки в ОНТ не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Конечно, можно построить на своем огородном участке в ОНТ капитальный дом с фундаментом, сославшись на то, что он используется для хранения инвентаря и корнеплодов. Однако, зарегистрировать право собственности на такой дом будет нельзя, пока не поменяется вид разрешенного использования участка на ИЖС, которое возможно только в СНТ и коттеджных поселках.

Однако, это будет достаточно трудно сделать, потому, что, во-первых, нужно будет сменить форму товарищества на СНТ т.к. к планировке и застройке территории садоводства предъявляются определенные требования (СНиП 30-02-97 от 2021 года), а к территории ОНТ таких требований нет. С учетом этого может оказаться, что ОНТ не может быть переведено в СНТ и тем более в коттеджный поселок из-за несоблюдения ряда требований.

Из всего этого следует, что в такой ситуации невозможно зарегистрировать свое капитальное строение как жилой дом и прописаться в нем. К тому же тем, кто не зарегистрировал свои дома, грозит двойной налог на землю.

На садовом же участке в составе СНТ законодательство разрешает строительство капитального жилого дома, и на него можно будет оформить право собственности, прописаться в нем и соответственно платить за него налоги.

Так же СНТ (садоводческое товарищество), при соблюдении определенных условий, может преобразоваться в коттеджный поселок, т.е. стать уже не садоводами и огородниками, а товариществом собственников недвижимости. Для такой реорганизации СНТ должно выполнить следующие условия:

—   СНТ должно находиться в пределах населенного пункта;

—  Все дома в СНТ должны быть признаны как капитальные и жилые;

—  Вид использования земли у все членов СНТ должен быть переведен в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

 В ОНТ вид использования земли может быть только «для сельскохозяйственных нужд», а в СНТ и коттеджных поселках вид использования земли может быть оформлен как ИЖС.

Еще с начала 2021 года законодательство усложнило упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках (дачную амнистию) и теперь, чтобы получить регистрацию на объект, обязательно требуется технический план, стоимость которого составляет от 10.000 рублей и более.   

Однако, в законе разрешено не делать регистрацию постройки площадью не более 50 квадратных метров.

Назад

§

Ростехнадзор разъясняет: административно-технический персонал, назначение ответственного за электрохозяйство (до 2021г.)

Вопрос от 30.06.2020:

Нам в ближайший месяц требуется назначить ответственного за электрохозяйство, ему, соответственно, нужно пройти аттестацию на 4 группу (сейчас имеет 3 группу действующую). Ростехнадзор в п. 12 дополнительных разъяснений по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 году» написал, что до октября не проводит аттестацию по электробезопасности и что отсутствие проверки знаний в этот период не будет являться нарушением обязательных требований. Верно ли, что мы можем назначить ответственного за электробезопасность без проведения аттестации уже сейчас, а провести аттестацию в октябре, когда Ростехнадзор начнет это делать? Будет ли назначение ответственного за электрохозяйство без нужной группы по электробезопасности нарушать требования других законодательных актов в части обучения персонала и может ли быть вменено как нарушение при последующих проверках со стороны ГИТ?

Ответ от Онлайнинспекция.РФ: 1. Смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Приложение N 8 Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральными законами «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении»:

2. Первичная аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее 3 месяцев с даты: назначения на соответствующую должность; перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

3. Имеющаяся аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики продлевается до 1 октября 2020 г. и считается действующей.

4. Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверка знаний требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения до 1 октября 2020 г. не проводятся.


Вопрос от 05.02.2021:

Есть офисное здание. Мощность 470кВА. Какое количество сотрудников ответственных за электрохозяйство необходимо назначить?

Ответ: Согласно пункту 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1000В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.

У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.


Вопрос от 02.08.2021:

Допускается ли совмещать обязанности ответственного за электрохозяйство и персонала, обслуживающего электроустановки? Если да, то при проведении всех мероприятий с административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала в соответствии с п.1.4.5.1. ПТЭЭП, необходима выдача двух удостоверений проверки знаний правил работы в электроустановках (1. допущен в качестве административно-технического персонала, 2. допущен в качестве оперативно-ремонтного персонала) или достаточно одного с указанием «Допущен в качестве административно-технического персонала с правами оперативно-ремонтного»?

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя и относятся к административно-техническому персоналу.

Административно-технический персонал — это персонал, организующий оперативные переключения, ремонтные, монтажные и наладочные работы в электроустановках и принимающий в этих работах непосредственное участие, этот персонал имеет права оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного. Если при проведении проверки знаний правил работы в электроустановках административно-техническому персоналу не предоставляются такие права, то в протоколе (журнале) и в удостоверении делается соответствующая запись: «административно-технический персонал без права оперативно-ремонтного и выдачи нарядов и распоряжений».

Другие инструкции:  Методические материалы «Должностная инструкция электромонтёра»

При подготовке к работам в электроустановках с административно-техническим персоналом проводятся все мероприятия, предусмотренные п. 1.4.5.1 ПТЭЭП.

Выдача дополнительного удостоверения для административно-технического персонала »«Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2021 № 328н, не предусмотрена.


Вопрос от 06.02.2021:

Прошу дать разъяснения по пунктам 1.2.4. и 1.2.3. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя» у организаций не занимающихся производственной деятельностью.

Имеет ли права директор организации возложить на себя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок?

Обязательно ли должен быть назначен ответственный за электрохозяйство из числа административно-технического персонала?

Необходимо ли назначать заместителя ответственного за электрохозяйство?

Допускается ли назначать ответственного за электрохозяйство и заместителя ответственного за электрохозяйство из числа работников работающих по совместительству?

Ответ: В соответствии с пунктом 1.2.4. ПТЭЭП «У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласию с местным органом госэнергонадзора путём оформления соответствующего заявления-обязательства».

В соответствии с пунктом 1.2.3 ПТЭЭП «Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее — ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. У Потребителей, установленная мощность электроустановок которая не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя».

Руководствуясь требованиями пункта 1.2.3. ПТЭЭП, пункта 1.2.4. ПТЭЭП и изложенной в Вашем обращении информацией, директор, как руководитель, не имеет право возложить на себя по письменному согласованию с органом государственного энергетического надзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок путём оформления соответствующего заявления-обязательства, а обязан назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов. Назначение заместителя ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов в Вашей организации так же обязательно.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается назначение ответственного за электрохозяйство из числа специалистов принятых на работу по совместительству, с учетом требований пункта 1.4.29.


Вопрос:

Что нужно сделать для оформления заявления-обязательства, согласованного с местным органом Госэнергонадзора, об ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок потребителя в жилом многоквартирном доме?

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:

Сообщаю, что в соответствии с п. 1.2.4. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее ПТЭЭП), зарегистрированных Минюстом РФ от 22.01.2003 № 4145, у Потребителя, не занимающегося производственной деятельностью, электрохозяйство которого включает в себя только вводное (водно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться.

В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение №1 к настоящим Правилам) без проверки знаний

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации

«Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя, производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг».

Если деятельность Потребителя не попадает под данное определение и соответствует условиям п. 1.2.4 ПТЭЭП, для согласования возложения на руководителя Потребителя ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок, необходимо представить в управление Ростехнадзора следующие документы:

  • письмо (заявление) на имя руководителя Управления о согласовании возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок на руководителя Потребителя;
  • заявление-обязательство руководителя Потребителя о возложении на себя, ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок по установленной форме, заполненное заявителем и подписанное лицом, проводившим инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановки (смотреть примечание 1);
  • копию правоустанавливающих документов;
  • копию принципиальной однолинейной электрической схемы с конкретным указанием электроприемников, назначением помещений и расчетом электрических нагрузок;
  • копию акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
  • копию технических условий на технологическое присоединение;
  • копию протоколов приемо-сдаточных или профилактических испытаний электроустановки.

В соответствии с п. 1.4.7 ПТЭЭП инструктаж по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок проводится в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).


Письмо Минэнерго РФ от 24.02.2004 N 32-01-05 «О разъяснении п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»


МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

ПИСЬМО от 24 февраля 2004 г. N 32-01-05

О РАЗЪЯСНЕНИИ П. 1.2.4 ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с поступающими запросами о практике применения ст. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), касающейся возложения ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок организаций (Потребителей), не занимающихся производственной деятельностью, на их руководителей, Госэнергонадзор разъясняет.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) определяет производственную деятельность, как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (статья 209). При этом к услугам, подпадающим под определение «производственная деятельность», относятся услуги производственного характера, выполняемые с применением средств труда, в процессе выполнения которых не создается новая продукция, но изменяется качество уже имеющейся, созданной продукции (классификация видов услуг приведена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст и Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изменениями N 7/2003, утв. Госстандартом России 01.07.2003).

Потребители, оказывающие отдельные виды услуг непроизводственного характера, такие как: услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры; услуги правового характера; услуги торговли и др. — могут подпадать под действие статьи 1.2.4 ПТЭЭП. В этом случае по согласованию с местным органом госэнергонадзора ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может быть возложена на руководителей Потребителей путем оформления соответствующего заявления-обязательства.

Право согласования заявления-обязательства о возложении ответственности за безопасную эксплуатацию электроустановок (Приложение 1 к ПТЭЭП) решением начальника ФГУ Госэнергонадзора может представляться начальникам подчиненных Филиалов ФГУ.

Руководитель Департамента С.А.МИХАЙЛОВ


Вопрос:

В управление поступило обращение о форме письма для согласования ответственного за электрохозяйство по совместительству?

Ответ: В соответствии с пунктом 1.4.29. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6 (далее — Правила), допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

  • если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;
  • энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше чем по месту основной работы;
  • в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Таким образом, для согласования работы по совместительству в целях возложения на Вас обязанностей ответственного за электрохозяйство, необходимо направить в Уральское управление Ростехнадзора обращение от руководителя организации, в которой Вы будете работать по совместительству и заявление на работу по совместительству. Образцы обращения и заявления Вы можете посмотреть на официальном сайте Уральского управления Ростехнадзора.

Обращаем Ваше внимание, что указанное требование Правил распространяется на работников организаций, исполняющих обязанности ответственных за электрохозяйство, на работников рабочих профессий оно не распространяется.


См.также


Оцените статью
Добавить комментарий