- В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя.
- Права
- Ответственность
- I. общие сведения
- Iii. характеристика обобщенных трудовых функций
- Нормативные акты по профстандартам
- Профессиональный стандарт
- Утвержден
- Частые вопросы по применению профстандартов
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1.Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Права
Младший воспитатель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
Ответственность
Младший воспитатель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
I. общие сведения
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий:
Отнесение к видам экономической деятельности:
Iii. характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
3.1.3. Трудовая функция
3.2. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.2.1. Трудовая функция
3.2.2. Трудовая функция
3.2.3. Трудовая функция
3.3. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.3.1. Трудовая функция
3.3.2. Трудовая функция
3.3.3. Трудовая функция
3.4. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.4.1. Трудовая функция
3.4.2. Трудовая функция
3.4.3. Трудовая функция
3.5. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.5.1. Трудовая функция
3.5.2. Трудовая функция
3.5.3. Трудовая функция
3.6. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
3.6.1. Трудовая функция
3.6.2. Трудовая функция
3.6.3. Трудовая функция
Нормативные акты по профстандартам
Основы действия профстандартов регулируются следующими нормативными актами:
- Принятым в мае 2021 года Федеральным законом №122. Именно он внёс положения по профстандартам в трудовое и образовательное законодательство. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.3, которая установила порядок их использования организациями-работодателями.
- Постановлением Правительства №23, которое было принято в 2021 году. Оно описывает общие параметры создания и действия профстандартов.
- Утверждённым в июне 2021 года Постановлением Правительства №584. В нём описано их действие в государственном секторе: организациях государственной/муниципальной форм собственности и частных компаниях, управляемых государством.
Внимание! Аспекты использования положений этих документов на практике разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.
Профессиональный стандарт
Внедрение
профстандартов в ДОУ
Профессиональный стандарт
педагога-воспитателя дошкольного образования
Новый стандарт дошкольного
образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам,
а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС
ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов
дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте
Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить
поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не
просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной
компетентности.
Основная
функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация
личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и
отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех
сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен
образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень
воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Какая
ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов
Если
должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в
профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять
квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона
от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам
применения профессиональных стандартов, направленной
письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2021 г. № 14-0/10/13-2253 ).
В этом
случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не
привлекут.
Отсутствие плана
по организации применения профессиональных стандартов в государственной
или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением
трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана
предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового
законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная
ответственность.
Как применять профессиональные стандарты
Что
такое профессиональный стандарт и для чего он нужен
Профессиональный
стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для
осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения
трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под
применением профстандартов понимают использование их положений в организации
деятельности образовательной организации, в том числе:
– при
приеме на работу для определения квалификации работника;
– при
аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
– при
направлении работников на дополнительное профессиональное образование для
определения вида обучения;
– при
разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и
требований к знаниям, умениям;
– при
разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Профстандарты нужны:
Во-первых,
чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей
должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем
квалификационный справочник.
Совет: Для
руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных
подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и
ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст.
47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ).
Во-вторых,
при разработке образовательных программ:
– профессионального
образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ);
– профессионального
обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ);
– дополнительного
профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2021 г. №
273-ФЗ).
Совет: Если направляете работника на
переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали
действующие профстандарты.
Обязательно
ли применять профстандарты
Все
работники образовательной организации должны соответствовать требованиям
квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст.
46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ).
Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует
профстандарту?
Обязательность
применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не
установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.
Этот
вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .
Если
квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным
должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель
самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.
Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не
зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации
по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной
письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .
Несмотря
на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным
справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные
справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по
вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .
Для
реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных
учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.
Связь между требованиями к воспитателю
ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование
всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно
поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время
введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации
педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой
категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся
образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ,
гимназий и т. д.
К
педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2
вида стандартов:
– ФГОС,
утвержденный Минобрнауки РФ;
– профстандарт,
утвержденный Минтруда РФ.
Оба
стандарта разработаны в 2021 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС
касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт
относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по
должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того,
ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу
лишь с 2021 года.
Тем не
менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой
тесно связаны. Дело в том, что с 2021 года, когда вступят в силу
профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться
с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада
Профстандарт
воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие
структурные части:
1.Общие сведения о стандарте
В этом
разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности
относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и
ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно
отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К
педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях
общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям
относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
2.Функциональная карта
Здесь
описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог.
Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными
по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.
3.Характеристика функций
В этой
части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной
карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные
названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к
образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь
используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2021 году.
4.Сведения о том, какие организации
разработали профстандарт
Упоминание
разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан
МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт
для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2021 году, должен стать новым и
эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных
учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
3.2.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Участие в разработке основной общеобразовательной |
Участие в создании безопасной и психологически | |
Планирование и реализация образовательной работы в | |
Организация и проведение педагогического мониторинга | |
Участие в планировании и корректировке | |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов | |
Развитие профессионально значимых компетенций, | |
Формирование психологической готовности к школьному | |
Создание позитивного психологического климата в | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в | |
Активное использование недирективной помощи и | |
Организация образовательного процесса на основе | |
Необходимые умения | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в |
Применять методы физического, познавательного и | |
Использовать методы и средства анализа | |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей | |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями | |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и | |
Необходимые знания | Специфика дошкольного образования и особенностей |
Основные психологические подходы: | |
Общие закономерности развития ребенка в раннем и | |
Особенности становления и развития детских | |
Основы теории физического, познавательного и | |
Современные тенденции развития дошкольного | |
Другие | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 декабря 2021 года N 769н
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому»
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий:
________________
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
________________
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2021 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2021 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2021 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2021 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2021 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2021 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2021 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2021 г., регистрационный N 50237).Трудовой кодекс Российской Федерациистатья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 52, ст.7002; 2021, N 1, ст.42, N 29, ст.4363).
Дополнительные характеристики
________________
Частые вопросы по применению профстандартов
Можно ли уволить помощника воспитателя по причине его несоответствия требованиям, изложенным в профстандарте?
В настоящее время такая возможность отсутствует. У руководства организации-работодателя имеются три варианта действий:
- переименовать должность с использованием статей 72, 74 ТК;
- попросить помощника воспитателя перейти на другую работу по статье 72.1 ТК;
- рекомендовать помощнику воспитателя пройти дополнительное обучение.
Внимание! Если специалист согласен на дополнительное обучение, а оно здесь носит добровольный характер, то вопрос о том, кто будет его оплачивать, решается на договорной основе.
Когда работодатель обязан применять профстандарты?
Они обязательны, когда:
- Нанимателем является организация из бюджетного сектора или частная компания, более чем на 50% принадлежащая государству.
- Для специалиста в нормативной форме установлены требования по квалификации.
- Для определённой профессии законодательством даны права на льготы/компенсации или для неё установлены ограничения (ст. 57 ТК).
В иных случаях профстандарты внедряются на добровольной основе.
Какие документы меняются под влиянием профстандартов?
В первую очередь перемены касаются должностных инструкций. В них меняются описания обязанностей и квалификационные требования. Также могут меняться и трудовые договора, когда в них вносят изменения по трудовым функциям, выполняемым сотрудниками. В обязательном порядке меняют внутренние документы, описывающие процессы приёма на работу: указывается, что трудоустройство происходит с использованием соответствующих профстандартов.
Работодатель может сразу использовать положения профстандартов для управления персоналом?
Предварительно следует официально утвердить переход кадрового делопроизводства на систему должностных стандартов. Для этого следует издать отдельное распоряжение, утвердить регламент, регулирующий процессы перехода и внести изменения в соответствующие положения документов по персоналу.