Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” Должностные инструкции

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1.Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Права

Младший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Ответственность

Младший воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

I. общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

Iii. характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

3.5. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.5.3. Трудовая функция

3.6. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.6.1. Трудовая функция

3.6.2. Трудовая функция

3.6.3. Трудовая функция

Нормативные акты по профстандартам

Основы действия профстандартов регулируются следующими нормативными актами:

  1. Принятым в мае 2021 года Федеральным законом №122. Именно он внёс положения по профстандартам в трудовое и образовательное законодательство. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.3, которая установила порядок их использования организациями-работодателями.
  2. Постановлением Правительства №23, которое было принято в 2021 году. Оно описывает общие параметры создания и действия профстандартов.
  3. Утверждённым в июне 2021 года Постановлением Правительства №584. В нём описано их действие в государственном секторе: организациях государственной/муниципальной форм собственности и частных компаниях, управляемых государством.

Внимание! Аспекты использования положений этих документов на практике разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Профессиональный стандарт

Внедрение
профстандартов в ДОУ

Профессиональный стандарт
педагога-воспитателя дошкольного образования

 Новый стандарт дошкольного
образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам,
а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС
ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов
дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте
Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить
поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не
просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной
компетентности.

 Основная
функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация
личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и
отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех
сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен
образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень
воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Другие инструкции:  Статья 11. Права сотрудника органов внутренних дел | ГАРАНТ

Какая
ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если
должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в
профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять
квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона
от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам
применения профессиональных стандартов, направленной      
    письмом  Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2021 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом
случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не
привлекут.

Отсутствие плана
по организации применения профессиональных стандартов в государственной
или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением
трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана
предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового
законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная
ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что
такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный
стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для
осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения
трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под
применением профстандартов понимают использование их положений в организации
деятельности образовательной организации, в том числе:

– при
приеме на работу для определения квалификации работника;

–  при
аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

– при
направлении работников на дополнительное профессиональное образование для
определения вида обучения;

– при
разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и
требований к знаниям, умениям;

– при
разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых,
чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей
должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем
квалификационный справочник.

Совет: Для
руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных
подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и
ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст.
47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ). 

Во-вторых,
при разработке образовательных программ:

– профессионального
образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ);

– профессионального
обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ);

–  дополнительного
профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2021 г. №
273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на
переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали
действующие профстандарты.

Обязательно
ли применять профстандарты

Все
работники образовательной организации должны соответствовать требованиям
квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст.
46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует
профстандарту? 

Обязательность
применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не
установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот
вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .
   
                   
                     
                     
                       

Если
квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным
должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель
самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не
зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации
по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной
 письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .
       
                   
 

Несмотря
на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным
справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные
справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по
вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2021 г. №14-0/10/13-2253 .

Для
реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных
учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Связь между требованиями к воспитателю
ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование
всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно
поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время
введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации
педагога. Не являются исключением и ДОУ –  дошкольные образовательные учреждения. К этой
категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся
образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ,
гимназий и т. д.

Другие инструкции:  Должностная инструкция Педагога-психолога

К
педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2
вида стандартов:

– ФГОС,
утвержденный Минобрнауки РФ;

– профстандарт,
утвержденный Минтруда РФ.

 Оба
стандарта разработаны в 2021 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС
касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт
относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по
должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того,
ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу
лишь с 2021 года.

 Тем не
менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой
тесно связаны. Дело в том, что с 2021 года, когда вступят в силу
профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться
с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт
воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие
структурные части:

1.Общие сведения о стандарте

 В этом
разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности
относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и
ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно
отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К
педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях
общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям
относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

2.Функциональная карта

 Здесь
описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог.
Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными
по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.

3.Характеристика функций

 В этой
части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной
карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные
названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к
образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь
используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2021 году.

     
4.Сведения о том, какие организации
разработали профстандарт

 Упоминание
разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан
МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

 Профстандарт
для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2021 году, должен стать новым и
эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных
учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной
программы образовательной организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически
комфортной образовательной среды образовательной организации через
обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия
ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и основными образовательными
программами

Организация и проведение педагогического мониторинга
освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка
раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными
потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и
дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных
особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному
обучению

Создание позитивного психологического климата в
группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в
раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской,
игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания
широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в
разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых
образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в
раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование,
создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с
образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них
качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях
обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей
дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и
достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей
организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного
образования

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Другие инструкции:  Права и обязанности учителей

Утвержден

приказом Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

от 5 декабря 2021 года N 769н

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому»

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

________________

Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

________________

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

________________

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2021 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2021 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2021 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2021 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2021 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2021 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2021 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2021 г., регистрационный N 50237).Трудовой кодекс Российской Федерациистатья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 52, ст.7002; 2021, N 1, ст.42, N 29, ст.4363).

Дополнительные характеристики

________________

Частые вопросы по применению профстандартов

Можно ли уволить помощника воспитателя по причине его несоответствия требованиям, изложенным в профстандарте?

В настоящее время такая возможность отсутствует. У руководства организации-работодателя имеются три варианта действий:

  • переименовать должность с использованием статей 72, 74 ТК;
  • попросить помощника воспитателя перейти на другую работу по статье 72.1 ТК;
  • рекомендовать помощнику воспитателя пройти дополнительное обучение.

Внимание! Если специалист согласен на дополнительное обучение, а оно здесь носит добровольный характер, то вопрос о том, кто будет его оплачивать, решается на договорной основе.

Когда работодатель обязан применять профстандарты?

Они обязательны, когда:

  1. Нанимателем является организация из бюджетного сектора или частная компания, более чем на 50% принадлежащая государству.
  2. Для специалиста в нормативной форме установлены требования по квалификации.
  3. Для определённой профессии законодательством даны права на льготы/компенсации или для неё установлены ограничения (ст. 57 ТК).

В иных случаях профстандарты внедряются на добровольной основе.

Какие документы меняются под влиянием профстандартов?

В первую очередь перемены касаются должностных инструкций. В них меняются описания обязанностей и квалификационные требования. Также могут меняться и трудовые договора, когда в них вносят изменения по трудовым функциям, выполняемым сотрудниками. В обязательном порядке меняют внутренние документы, описывающие процессы приёма на работу: указывается, что трудоустройство происходит с использованием соответствующих профстандартов.

Работодатель может сразу использовать положения профстандартов для управления персоналом?

Предварительно следует официально утвердить переход кадрового делопроизводства на систему должностных стандартов. Для этого следует издать отдельное распоряжение, утвердить регламент, регулирующий процессы перехода и внести изменения в соответствующие положения документов по персоналу.

Оцените статью
Добавить комментарий