Образец профстандарта слесаря-сантехника в 2021 году

Образец профстандарта слесаря-сантехника в 2021 году Должностные инструкции

Права

Слесарь-сантехник имеет право:
4.1. Не приступать к выполнению должностных обязанностей при появлении опасности для жизни и здоровья.

4.2. Консультироваться у экспертов по вопросам, выходящим за пределы компетенции слесаря-сантехника.

4.3. Требовать обеспечения производственного процесса необходимыми материалами, оборудованием и спецодеждой.

4.4. На рабочее место, которое соответствует требованиям и нормам охраны труда и пожарной безопасности.

4.5. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями, по созданию условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей слесаря-сантехника образовательного учреждения.

4.6. Знакомиться с проектами решений директора школы, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими права и обязанности слесаря-сантехника, критериями оценки качества исполнения своих должностных обязанностей и трудовых функций.

4.7. На ознакомление с имеющимися отзывами о своей работе, жалобами и иными документами, отражающими оценку труда слесаря-сантехника в школе, предоставлять по ним пояснения.

4.8. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников общеобразовательного учреждения.

4.9. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников общеобразовательного учреждения, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых слесарем-сантехником должностных обязанностей.

4.10. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи предусмотренные законом. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики.

4.11. Слесарь-сантехник имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами общеобразовательного учреждения.

4.12. Работник имеет право повышать свою профессиональную квалификацию, а также право на социальные гарантии.

Ответственность

5.1.

Слесарь-сантехник несет персональную ответственность:

  • за достоверность информации о функционировании коммуникаций, оборудования общеобразовательного учреждения.
  • за результаты принятых решений, собственных действий;
  • за сохранность вверенных ему инструментов, материалов, оборудования и спецодежды;
  • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, составленной на основе профстандарта, в том числе за не использование предоставленных ею прав, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, слесарь-сантехник несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.5.3.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка слесарь-сантехник может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.5.4. За нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, слесарь-сантехник несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.5.5.

За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей слесарь-сантехник несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.5.6.

I. общие положения

1.1. Слесарь-сантехник относится к категории рабочих.

1.2. На должность слесаря-сантехника назначается лицо, имеющее среднее специальное образование и стаж работы [значение] лет.

1.3. Назначение на должность слесаря-сантехника и освобождение от нее производится приказом руководителя по представлению [вписать нужное].

1.4. Слесарь-сантехник должен знать:

— приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу слесаря-сантехника;

— виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования;

— сортамент и способы измерения диаметров труб, фитингов и арматуры;

— назначение и правила применения ручных и механизированных инструментов;

— принцип действия, назначение и особенности ремонта санитарно-технических трубопроводных систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;

— виды деталей санитарно-технических систем, соединений труб и креплений трубопроводов;

— способы сверления и пробивки отверстий;

— устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб;

— способы разметки мест установки приборов и креплений;

— правила установки санитарных и нагревательных приборов;

— устройство и способы ремонта различных санитарно-технических трубопроводных систем;

— способы установления дефектных мест при испытании трубопроводов;

— правила испытания санитарно-технических систем и арматуры;

-способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов;

— нормы расхода материалов и запасных частей;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы трудового законодательства Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— [вписать нужное].

1.5. Слесарь-сантехник подчиняется [вписать нужное].

Должностная инструкция слесаря-сантехника в школе | охрана и безопасность труда в школе и доу


1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция слесаря-сантехника в школе разработана на основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел «Слесарные и слесарно-сборочные работы», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 15.11.99г №45 в редакции от 13.11.2008г; согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, Уставу образовательного учреждения и иным нормативными актами, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Слесарь-сантехник общеобразовательного учреждения относится к категории рабочих.
1.3. На должность слесаря-сантехника школы принимаются лица:
  • имеющие среднее специальное образование, прошли медицинский осмотр и инструктаж по охране труда, не имеют ограничений на занятие трудовой деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.
Другие инструкции:  Об утверждении должностных инструкций первого заместителя Главы Администрации города, заместителей Главы Администрации города, управляющего делами Администрации города от 21 ноября 2019 -

1.4. Назначение на должность слесаря-сантехника общеобразовательного учреждения и освобождение от нее производится приказом директора школы в порядке, установленном трудовым договором с работником, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.5. Слесарь-сантехник находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза).
1.6.

Слесарь-сантехник школы должен знать:

  • приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы школы, регламентирующие работу слесаря-сантехника;
  • виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования;
  • сортамент и способы измерения диаметров труб, фитингов и арматуры;
  • назначение и правила применения ручных и механизированных инструментов;
  • принцип действия, назначение и особенности ремонта санитарно-технических трубопроводных систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;
  • виды деталей санитарно-технических систем, соединений труб и креплений трубопроводов;
  • способы сверления и пробивки отверстий;
  • устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб;
  • способы разметки мест установки приборов и креплений;
  • правила установки санитарных и нагревательных приборов;
  • устройство и способы ремонта различных санитарно-технических трубопроводных систем;
  • способы установления дефектных мест при испытании трубопроводов;
  • правила испытания санитарно-технических систем и арматуры;
  • способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов;
  • нормы расхода материалов и запасных частей;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • положения должностной инструкции слесаря-сантехника в образовательном учреждении;
  • правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. На время отсутствия слесаря-сантехника, его права и обязанности могут перейти к другому работнику с соответствующей квалификацией, о чем указывается в приказе по организации труда.
1.8. Слесарь-сантехник должен быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать места расположения первичных средств пожаротушения и аптечки первой помощи, а также порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации, эвакуации.

2. Функции
На слесаря-сантехника в школе возлагаются функции:
2.1. Обеспечение безаварийной и надежной работы сантехнического оборудования, своевременный и качественный ремонт оборудования и инвентаря.
2.2. Поддержание в рабочем состоянии систем центрального отопления, водоснабжения, канализации.
2.3. Выполнение планово-предупредительного и текущего ремонтов оборудования отопления, водоснабжения, канализации.

3. Должностные обязанности

Слесарь-сантехник школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт.
3.2. Изучает условия работы указанных систем, выявляет причины преждевременного износа, принимает меры по их предупреждению и устранению.
3.3. Принимает участие в устранении неисправностей в работе систем, их ремонте, монтаже, регулировке и испытаниях, а именно осуществляет:

  • разборку, ремонт и сборку сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;
  • сортировку труб, фитингов, фасонных частей, арматуры и средств крепления;
  • подготовку пряди, растворов и других вспомогательных материалов;
  • транспортировку деталей трубопроводов, санитарно-технических приборов и других грузов;
  • комплектование сгонов муфтами и контргайками, болтов — гайками;
  • сверление или пробивку отверстий в конструкциях;
  • установку и заделку креплений под трубопроводы и приборы;
  • комплектование труб и фасонных частей стояков;
  • группировку и догруппировку чугунных радиаторов отопления на месте ремонта;
  • соединение трубопроводов, отопительных панелей, санитарно-технических кабин и блоков;
  • крепление деталей и приборов;
  • разметку мест установки контрольно-измерительных приборов;
  • смену участков трубопроводов из чугунных труб;
  • установку дефектных мест при испытании трубопроводов.

3.4. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
3.5. Участвует в составлении заявок на материалы, запасные части, инструмент и обеспечивает их экономное и рациональное расходование.
3.6. Осуществляет комплексные испытания санитарно-технических систем, ревизию и испытание аппаратуры после ремонта.
3.7. Способствует эффективному использованию трубопроводных коммуникаций общеобразовательного учреждения.
3.8. Разрабатывает и представляет на утверждение администрации школы графики проведения ремонта и профилактических осмотров.
3.9. Во время каникул принимает участие в текущем ремонте общеобразовательного учреждения.
3.10. В процессе работы слесарь-сантехник выполняет работу, по которой проинструктирован и имеет допуск, соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.
3.11. В рамках выполнения своих должностных обязанностей исполняет поручения заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза).
3.12. Соблюдает должностную инструкцию слесаря-сантехника школы, а также инструкции по охране труда при выполнении работы и использовании слесарных инструментов, электроинструментов и приспособлений.
3.13. Повышает профессиональную квалификацию, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
3.14. Обеспечивает сохранность оборудования, инструментов, материалов и приспособлений, эффективное и рациональное их использование.

Другие инструкции:  Должностная инструкция бухгалтера материального стола (по состоянию на 2012 г.)

4. Права

Слесарь-сантехник школы имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.
4.2. Сообщать своему непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе выполнения своих должностных обязанностей недостатках в деятельности общеобразовательного учреждения и вносить свои предложения по их устранению.
4.3. Не приступать к выполнению должностных обязанностей при появлении опасности для жизни и здоровья.
4.4. Требовать обеспечения производственного процесса необходимыми материалами, оборудованием и спецодеждой.
4.5. На рабочее место, которое соответствует требованиям и нормам охраны труда и пожарной безопасности.
4.6. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями, по созданию условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей слесаря-сантехника образовательного учреждения.
4.7. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников общеобразовательного учреждения.
4.8. Слесарь-сантехник имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами общеобразовательного учреждения.
4.9. Работник имеет право повышать свою профессиональную квалификацию, а также право на социальные гарантии.

5. Ответственность

Слесарь-сантехник несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией, Устава, Правил внутреннего трудового распорядка, законных приказов и распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.4. За нарушение инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил работы привлекается к административной ответственности в порядке, предусмотренном административным законодательством;
5.5. За применение, в том числе однократное, действий, которые связаны с психическим и (или) физическим насилием над личностью ребенка, слесарь-сантехник может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня согласно утвержденному директором школы графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели.
6.2. Выполняет разовые поручения заместителя директора по хозяйственной работе и директора школы, информирует их о возникших сложностях при выполнении работы.
6.3. Получает от заместителя директора по административно-хозяйственной работе информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Проходит инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности, по безопасному выполнению работ, использованию инструмента, а также обязательные периодические медицинские обследования.
6.5. Сообщает заместителю директора по административно-хозяйственной работе (завхозу) о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, отопительной системы, о выявленных поломках в данных системах, неисправностях сантехнического оборудования в помещениях образовательного учреждения. Подробнее на странице:
6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.7. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции обслуживающего персонала школы

Нюансы разработки инструкции по охране труда для сантехника

Долгое время на российских предприятиях использовалась типовая инструкция по охране труда слесаря-сантехника — документ ТОИ Р-15-044-97 от 15.12.1997, принятый Департаментом лесного комплекса при Министерстве экономики РФ и согласованный с профсоюзными структурами.

Соответствующее постановление было принято в рамках механизма «регуляторной гильотины», в соответствии с которым как раз с 1 января не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в федеральных нормативных актах, которые вступили в силу до 1 января 2020 года (пп. 2, 3 ст. 15 закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ).

Отменены и методрекомендации, утвержденные постановлением Минтрудсоцразвития России от 17.12.2002 № 80, по которым составлялись инструкции по охране труда.

Таким образом, инструкцию слесаря-сантехника можно составить фактически в свободной форме, поскольку обязательная пока что не утверждена, а за неиспользование указанной выше традиционной санкций не предусматривается . Рассматриваемая инструкция не входит в перечень нормативных актов, не подпадающих под «регуляторную гильотину», утвержденный постановлением Правительства России от 31.12.2020 № 2467.

Другие инструкции:  Должностная инструкция делопроизводителя школы (профстандарт)

Вместе с тем документ ТОИ Р-15-044-97 знаком российским кадровикам, и на его положения можно ориентироваться при составлении внутрикорпоративной инструкции для слесаря.

Готовая инструкция должна быть согласована:

  • с инженером службы охраны труда компании;
  • профсоюзом или иной организацией, которая представляет интересы работников.

Положения инструкции слесаря-сантехника работодатель должен пересматривать не реже, чем один раз в пять лет. Возможен и плановый пересмотр структуры и формулировок документа, если:

  • положения типовой инструкции, утвержденной законодательно, были изменены или введена в действие новая типовая инструкция;
  • значительно изменились условия труда слесарей-сантехников;
  • существенно изменились технологические процессы на производстве, влияющие на работу слесарей-сантехников;
  • получены предписания от компетентных государственных органов;
  • по завершении расследовании инцидента на производстве было установлено, что текущие положения инструкции недостаточны для обеспечения необходимого уровня безопасности труда работников.

Инструкции по охране труда для слесарей-сантехников могут выдаваться им на руки после прохождения инструктажа либо размещаться в удобных для работников местах. Учет соответствующих документов работодатель должен вести в:

  • журнале учета инструкций по охране труда;
  • журнале выдачи соответствующих инструкций.

Получив на руки копию инструкции по охране труда, слесарь-сантехник должен удостоверить данный факт в журнале учета выдачи инструкций.

Работодателям рекомендуется не ограничиваться выдачей инструкций по охране труда на руки, но также уделить внимание разъяснению ключевых их положений слесарям-сантехникам. Для этого к инструкциям могут прилагаться дополнительные документы — памятки, схемы.

Типовая инструкция ТОИ Р-15-044-97, утвержденная Департаментом лесного комплекса, включает разделы о:

  • общих требованиях по безопасности;
  • требованиях по безопасности перед началом работы, во время работы, по ее завершении, а также в аварийных ситуациях.

Рассмотрим специфику формулировок, которые следует фиксировать в указанных разделах.

Нюансы составления профстандарта слесаря-сантехника

В 2021-м году Минтруд утвердил профстандарт 16.086 слесаря домовых санитарно-технических систем и оборудования. Документ включает четыре части:

  • Общие сведения. В разделе описаны вид трудовой деятельности, её цель, группа занятий по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
  • Данные о трудовых функциях. Они разбиты на две части: обобщенные функции, лежащие в основе должности и их составляющие. К обобщенным функциям отнесены три: техобслуживание санитарно-технических систем, выполнение их ремонта и их подготовка к сезонной эксплуатации. Каждая из этих функций включает несколько составляющих. Так, функция выполнения ремонта санитарно-технических систем включает: ремонт систем горячего, холодного водоснабжения, канализации и санитарных приборов. Для функций и их составляющих даны уровни квалификации, которые обозначают сложность их выполнения.
  • Подробная характеристика функций и составляющих. Для каждой функции даны уровни обучения и опыта, требуемые от специалиста для её выполнения, а также дополнительные сведения и условия допуска к работе. Например, выполнение функции по техобслуживанию санитарных систем требует от специалиста наличия среднего профильного образования и успешно пройденного медобследования. Для составляющих приведены следующие параметры: трудовые действия, нужные умения, требуемые знания в теоретических областях. Так, осмотр санитарно-технического оборудования с целью профилактики неисправностей включает семь действий (планирование осмотра, оперативное устранение неисправностей и пр.), требующих от специалиста девять умений (подбор нужных материалов, чтение технических схем и т.д.) и знаний в шести областях (требования к охране труда, виды инструментов и пр.).
  • Завершает документ перечень организаций, участвовавших в его разработке.

Внимание! Поскольку ряд трудовых аспектов – права, принципы ответственности, параметры взаимодействия – не присутствуют в документе, то для их описания используются должностные инструкции и разделы трудового договора.

Раздел «безопасность во время работы»

В данном разделе инструкции следует фиксировать формулировки:

  • обязывающие сантехника удостовериться в готовности объекта либо его отдельных элементов к монтажу непосредственно перед началом работы;
  • устанавливающие перечень недопустимых действий слесаря-сантехника в процессе работы (в частности, связанных с перемещением грузов, применением оборудования и вспомогательных приспособлений, работой вблизи электрооборудования);
  • устанавливающие перечень необходимых действий слесаря-сантехника в процессе работы, а также требования к использованию различных вспомогательных приспособлений;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с различными типами станков — для сгибания, нарезки и накатки труб;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с котельными установками, насосами и иными типами тяжелого оборудования;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с калориферными, вентиляционными установками;
  • регламентирующие действия слесаря-сантехника в рамках испытания трубопроводов и ввода их в эксплуатацию;
  • устанавливающие перечень запретных действий слесаря-сантехника в процессе задействования электроинструмента;
  • устанавливающие порядок комплектования бригад для осмотра канализационных систем, а также правила оснащения каждого рабочего необходимыми приспособлениями;
  • устанавливающие ограничения на допуск к работам со сточными жидкостями для рабочих, имеющих повреждения на руках;
  • обязывающие рабочих пользоваться противогазом изолирующего типа со шлангом, бензиновыми лампами, ручным вентилятором, а также аккумуляторным фонарем с напряжением, не превышающим установленные нормы;
  • регламентирующие проведение работ слесарем-сантехником и другими работниками с колодцами, резервуарами;
  • регламентирующие удаление газа из колодцев с помощью проветривания или закачивания воды;
  • устанавливающие перечень запретных способов обнаружения газа в колодцах;
  • устанавливающие порядок работы с колодцами в случаях, когда полное удаление газа из них осуществить не представляется возможным;
  • устанавливающие порядок работы сантехника и других рабочих с колодцами с использованием выкидных шлангов.
Оцените статью
Добавить комментарий