приказ министерства труда и социальной защиты рф от 18.10.2021 n 544н "об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями) | гарант
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2021 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
В соответствии с § 22 Основ разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293), приказываю следующее
1. утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, общего начального, общего основного, общего среднего образования) (воспитатель, педагог)».
Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 6 декабря 2021 г.
Регистрационный номер 30550
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2021 г. N 544н)
I II. Характеристики обобщенных трудовых функций
3.1 Обобщенная функция трудовых ресурсов
Дополнительные функции
3.1.1 Роль трудовых ресурсов
Профессиональные занятия | Разработка и внедрение учебных программ общего образования как основного предмета |
Обеспечение академического обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в области дошкольного образования, общего начального образования, общего основного образования и общего среднего образования | |
Участвовать в разработке и реализации программы развития преподавательской организации с целью создания безопасной и комфортной среды обучения. | |
Планирование и проведение тренингов | |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и методов преподавания | |
Организация и проведение мониторинга и оценки образовательных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы учащимися | |
Формирования универсальных учебных действий | |
Развитие навыков в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) | |
Стимулирование мотивации к обучению | |
Объективная оценка знаний учащихся с помощью тестов и других методов контроля в соответствии с реальными способностями детей к обучению | |
Нужные навыки | Осваивать способы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки классной комнаты: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевые работы и т.д. |
Объективно оценивать знания учеников на основе тестов и других методов контроля, в соответствии с реальными способностями детей к учебе | |
Разработать (освоить) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития и поведения личности в реальной и виртуальной среде. | |
Использовать и апробировать специальные педагогические подходы с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями: обучающихся с проявленными исключительными способностями, не являющихся носителями русского языка, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | |
Обладать навыками работы с ИКТ: Общей компетентности в области ИКТ; Общие навыки преподавания ИКТ; ИКТ-компетентность в образовании (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей области человеческой деятельности) | |
Организовывать разнообразные внеклассные мероприятия: рекреационные, учебно-исследовательские, художественно-творческие, культурно-досуговые, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурной специфики региона. | |
Необходимое знание | Предмет, изучаемый в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов и общеобразовательной программы, его история и место в мировой культуре и науке |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования систем образования, роль и место образования в жизни человека и общества | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии развития и кризисы, социализация личности, показатели жизненного пути личности и их возможные отклонения и основные принципы их психодиагностики | |
Основы психообразования, мультикультурное образование, модели поведения в социальных сетях | |
Способы достижения результатов обучения и способы оценки результатов обучения | |
Базовая методология обучения, основные принципы деятельностного подхода, типы и приемы современных педагогических технологий | |
Рабочая программа и дидактические методы для проведения курса | |
Приоритетные направления развития системы образования в Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам воспитания и обучения детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, законодательство о правах ребенка, законодательство о труде. | |
Нормативные документы по вопросам образования и воспитания детей и молодежи | |
Конвенция о правах ребенка | |
Трудовое законодательство | |
Прочие аспекты | Соблюдение правовых, моральных и этических норм и профессионального поведения |
3.1.2 Рабочая функция
Мероприятия, связанные с работой | Регулировать поведение учащихся, чтобы обеспечить безопасную учебную среду. |
Внедрение современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на уроках, так и во внеурочной деятельности | |
Постановка образовательных целей, способствующих развитию учащихся, независимо от их способностей и характера | |
Определить и принять четкие правила поведения для учащихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка организации. | |
Подготовка и осуществление программ обучения | |
Использование учебного потенциала различных видов деятельности ребенка (учеба, игра, труд, спорт, искусство и т.д.) | |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональную сферу ценностей ребенка (культура переживания и ценностные ориентации ребенка) | |
Помощь и поддержка в создании студенческих советов | |
Создавать и поддерживать этос, атмосферу и традиции образовательной организации | |
Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формирование гражданской позиции, навыков работы и жизни в современном мире, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. | |
Формирование навыков толерантности и поведения в изменяющейся мультикультурной среде | |
Использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей), помогая семье заботиться об образовании своего ребенка. | |
Необходимые навыки | Строить образовательные мероприятия с учетом культурных различий детей, их возраста и пола, а также индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их | |
Создание многопоколенческого сообщества детей и взрослых, их родителей (или законных представителей) и учителей в учебных группах (классах, клубах, секциях и т.д.). | |
Ведение учебных групп для вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс и мотивации их учебной и познавательной деятельности | |
Анализировать текущую ситуацию в группе, поддерживать объективную и доброжелательную атмосферу в детской группе. | |
Защищать достоинство и интересы учеников и помогать детям в конфликтных или неблагополучных ситуациях. | |
Найти ценностное измерение в обучении знаниям и информации, чтобы студенты понимали и ощущали это измерение | |
Овладеть методами организации экскурсий, походов, экспедиций и т.д. | |
Сотрудничать с другими учителями и профессионалами для решения образовательных проблем. | |
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы об образовании и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни человека и общества. | |
Основы психообразования, мультикультурное образование, модели поведения в социальных сетях | |
Основные законы возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, показатели и индивидуальные характеристики жизненных траекторий и их возможных отклонений, диагностические методики. | |
Научное понимание результатов обучения, способов их достижения и оценки. | |
Основные принципы методологии образования, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий. | |
Нормативные, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсии, лагеря и экспедиции). | |
Другие функции | Соблюдение юридических, моральных и этических норм и профессиональной этики |
3.1.3 Должностные обязанности
Профессиональные мероприятия | Выявление — посредством наблюдения — поведенческих и личностных проблем учеников в контексте их развития |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ по профилактике различных форм насилия в школе | |
Применение инструментов и методов для диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка | |
Владеть и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для конкретной работы с различными группами учащихся: одаренные дети, социально незащищенные дети, дети в трудной жизненной ситуации, дети-иммигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с дефицитом внимания и гиперактивностью и др.), дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с зависимостью. | |
Адресная помощь студентам | |
Взаимодействие с другими специалистами в области психолого-медицинского образования | |
Разрабатывать (в сотрудничестве с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальные программы развития детей. | |
Владеть и правильно применять конкретные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающие работы. | |
Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности работать и жить в современном мире, развитие культуры здорового и безопасного образа жизни. | |
Подготовка и реализация программ по развитию универсальных учебных действий, ориентиров и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетей, толерантности и положительных примеров мультикультурной коммуникации. | |
Проектирование системы регулирования поведения и действий учащихся | |
Необходимые навыки | Профессионально подходить к оказанию помощи любому ребенку, независимо от его реальных способностей к обучению, особенностей поведения, психического и физического здоровья. |
Использовать в своей практике культурно-исторический, деятельностный и развивающий психологический подход. | |
Обеспечение (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической поддержки основных общеобразовательных программ. | |
Уметь читать документацию, составленную специалистами (психологами, логопедами и др.). | |
Подготовка (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического профиля учащегося | |
Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, индивидуальных программ развития и образовательных программ, адаптированных к индивидуальным потребностям, с учетом особенностей личности и возраста учеников | |
Освоить стандартизированные методики психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей школьников. | |
Оценить образовательные результаты: сформированные предметные и метапредметные компетенции по предмету и провести мониторинг (совместно с психологом) личностных качеств | |
Создание сообществ детей и взрослых | |
Основные знания | Педагогические модели в организации образовательного процесса |
Законы развития личности и проявления личностных качеств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
Теория и технология обучения с учетом возрастных особенностей | |
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические характеристики и закономерности развития детско-подростковых сообществ | |
Основные модели семейных отношений для эффективного воспитания | |
Основные психодиагностические принципы и основные симптомы нарушений развития у детей | |
Социально-психологические характеристики и модели развития детско-взрослых сообществ | |
Другие функции | Соблюдение правовых, моральных и этических норм и профессиональное поведение |
3.2 Обобщённая рабочая функция
Дополнительные особенности.
3.2.1 Трудовая функция
Трудовая деятельность | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в образовательной организации путем обеспечения безопасности жизни детей, поддержания эмоционального благополучия ребенка во время его пребывания в образовательном учреждении | |
Планирование и осуществление образовательной работы в группе детей раннего возраста и/или дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, основными образовательными программами | |
Организовывать и проводить педагогический мониторинг освоения детьми педагогической программы и анализировать педагогическую работу в раннем детстве и/или дошкольном возрасте | |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуального развития каждого ребенка в раннем и/или дошкольном возрасте. | |
Выполнение педагогических рекомендаций специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и др.) в работе с детьми, имеющими трудности в освоении программы, и с детьми с особыми образовательными потребностями | |
Развитие профессионально значимых навыков для решения образовательных задач раннего развития детей и дошкольного образования с учетом возрастных особенностей и индивидуального развития ребенка | |
Создание психологической подготовки к школе | |
Создание положительного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе детьми из разных этнических, культурных, религиозных и социальных групп, с разным состоянием здоровья (в том числе с ограниченными возможностями) | |
Организация деятельности в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательная/исследовательская, игровая (ролевая игра, драма, с правилом), продуктивная, конструктивная, создающая детям много возможностей для развития свободной игры, включая обеспечение игрового времени и пространства. | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в ходе различных видов деятельности, создание условий для свободного выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности, материалов | |
Активное использование недирективной помощи и поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности | |
Организовывать образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | |
Основные навыки | Организация деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная/исследовательская, игровая (ролевая, направленная, основанная на правилах), продуктивная, конструктивная, создающая много возможностей для развития свободной игры детей, включая предоставление игрового времени и пространства. |
Применять методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой учреждения | |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга для оценки результатов освоения детьми образовательных программ и степени развития качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих ступенях обучения | |
Владение всеми видами развивающей деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной и исследовательской) | |
Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения педагогических задач, применения психолого-педагогических методов и инструментов | |
Обладать ИКТ-компетентностью, необходимой и достаточной для планирования, осуществления и оценки образовательной работы с детьми младшего и дошкольного возраста | |
Необходимые познания | Специфические вопросы дошкольного воспитания и организации работы с детьми младшего и дошкольного возраста |
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольного воспитания, включая классические системы дошкольного воспитания. | |
Общие модели развития ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте | |
Особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте. | |
Основы теории физического, когнитивного и личностного развития малышей и дошкольников. | |
Современные тенденции в развитии дошкольного образования | |
Другие функции | Соблюдение правовых, моральных и этических норм, а также профессиональной этики |
3.2.2 Должностная функция
Профессиональная деятельность | Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального образования с учетом социальной ситуации развития первоклассника при переходе от игры к обучению. |
Формирование детских социальных установок учащихся в течение всего периода обучения в начальной школе | |
Формирование метапредметных компетенций, учебных умений и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения основной образовательной программы общего образования. | |
Объективная оценка успеваемости и потенциала учащихся, учитывающая неравномерность индивидуального психического развития детей школьного возраста, а также различную динамику учебной деятельности для мальчиков и для девочек. | |
Организация учебного процесса в контексте социальной ситуации ученика первого класса | |
Корректировка учебной деятельности на основе мониторинга школьной успеваемости с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (включая возрастные различия и условия дошкольного обучения), а также различной динамики у мальчиков и девочек. | |
Мероприятия в четвертом классе начальной школы (в сотрудничестве с психологом) для предотвращения возможных трудностей в адаптации детей к школьной среде | |
Необходимые компетенции | Реагирование на непосредственную форму обратной связи детей с учителем и признание серьезных личных проблем, лежащих в основе таких ответов |
Создавать и организовывать различные типы учебных заданий (дидактические и познавательные, практические и игровые) в соответствии с когнитивным и личностным развитием детей младшего возраста, поддерживая баланс между дисциплинарными компонентами и метапредметностью их содержания. | |
В сотрудничестве с родителями (законными представителями), другими педагогами и психологами проектирует и адаптирует индивидуальную образовательную траекторию ученика в соответствии с целями достижения всех видов результатов обучения (предметных, метапредметных и индивидуальных) за пределами общего учебного плана начальной школы | |
Требования к уровню знаний | Основные теории, актуальные для современной системы образования, по обучению, воспитанию и развитию детей младшего школьного возраста. |
Государственные образовательные стандарты и содержание типовых основных учебных программ | |
Дидактическая основа, используемая в процессе обучения образовательной технологии | |
Сущность обобщенных способов действий и системы знаний о природе, обществе, человеке и технике в содержании учебных заданий, применяемых в начальной школе. | |
Характеристика регионального контекста, в котором реализуется общая учебная программа в начальной школе | |
Остальные функции | Соблюдение правовых, морально-этических норм и профессиональной этики |
3.2.3 Функция труда
Трудовая деятельность | Развитие общекультурной компетентности и понимание места предмета в общей картине мира. |
На основе анализа учебной деятельности учащихся определить, как лучше всего (в данном образовательном контексте) обеспечить обучение и развитие учащихся. | |
Совместно с учащимися, их родителями (законными представителями) и другими участниками образовательного процесса (школьным психологом, педагогом-дидактом, методистом и др.) определять зону ближайшего развития учащегося, разрабатывать и реализовывать (при необходимости) индивидуальную образовательную программу и индивидуальную программу развития учащегося | |
Планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных групп учащихся с исключительными способностями и/или особыми образовательными потребностями, опираясь на существующие типовые программы и собственные разработки, учитывая специфику учащихся, уточняя и модифицируя планирование. | |
Использование специальных языковых программ (включая русский язык как иностранный), программ повышения языковой культуры и развития навыков мультикультурализма | |
Работа со студентами по использованию источников информации на иностранном языке, средств перевода, произношения | |
Организация олимпиад, конференций, турниров по математическим и языковым играм в школах и т.д. | |
Необходимые навыки | Использовать современные технологии обучения, включая информационные и цифровые учебные ресурсы |
Образование на основе достижений педагогической и психологической науки, возрастной физиологии и школьного здравоохранения, а также современных информационных технологий и методов обучения. | |
Планировать и осуществлять образовательный процесс в соответствии с основной программой общего образования. | |
Разработать рабочую программу по предмету или курсу на основе модели основной образовательной программы основного общего образования и обеспечить ее реализацию | |
Организация самостоятельной деятельности студентов, включая исследовательскую работу | |
Разработать и внедрить проблемно-ориентированное обучение, связав изучение предмета (курса, программы) с практикой, обсуждая современные проблемы со студентами. | |
Осуществлять деятельность по контролю и оценке образовательного процесса. | |
Использовать современные методы оценки в среде ИКТ (электронные формы документации, включая электронные журналы и ученические газеты). | |
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая индивидуальные программы и ускоренные курсы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования. | |
Базовые знания обработки текстов, электронных таблиц, электронной почты и браузеров, мультимедийное оборудование. | |
Владеть методами убеждения, аргументации своих позиций | |
Поддерживать связь с учениками разных возрастов и их родителями (законными опекунами), другими учителями и сотрудниками. | |
Знать технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и разрешения | |
Важнейшие знания | Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предметов) |
Программы и учебники по преподаваемому предмету | |
Теория и методы управления образовательными системами, методы обучения и воспитательной работы, требования к оборудованию и планировке учебных классов и их вспомогательных помещений, средства обучения, их дидактические возможности. | |
Современные педагогические технологии для реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. | |
Методы и приемы мультикультурного, дифференцированного и прогрессивного образования | |
Основы экологии, экономики и социологии | |
Процедурные правила | |
Правила и требования по охране здоровья и безопасности в учебной среде | |
Прочие свойства | Соблюдение правовых, моральных и этических норм, а также профессионального поведения |
3.2.4 Трудовая функция
Профессиональная деятельность | Развитие навыков логического мышления и коммуникации, отношение к применению этого навыка и его ценность |
Развивать понимание основ математических моделей реальных объектов или процессов, быть готовым использовать моделирование для построения объектов и процессов и определения или предсказания их свойств | |
Развить конкретные знания, навыки и умения в области математики и информатики. | |
Сформировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ). | |
Развивать умение учащихся проверять математическое доказательство, приводя пример опровержения. | |
Развивать способность учащихся определять подзадачи в задаче, рассматривать возможные варианты выбора объектов и действий. | |
Развивать способность учащихся использовать заданную математическую модель, в частности формулу, геометрическую конфигурацию, алгоритм, для оценки возможного результата моделирования (например, расчета). | |
Формирование физической и информационной образовательной среды, которая способствует развитию математических способностей каждого ребенка и применяет принципы современной педагогики. | |
Формирование способности студентов применять средства информационных и коммуникационных технологий в решении проблемы, где это эффективно | |
Развивать способность принимать интеллектуальные вызовы, решать принципиально новые проблемы и проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам. | |
Сотрудничество с другими преподавателями математики и информатики, физики, экономики, иностранных языков и т.д. | |
Развитие инициативы учащихся в применении математики | |
Профессиональное использование элементов информационно-образовательной среды с учетом возможности применения новых элементов информационно-образовательной среды, отсутствующих в конкретном образовательном учреждении. | |
Использовать информационные ресурсы, включая ресурсы дистанционного обучения, в своей работе с детьми, помогая им самостоятельно изучать и использовать эти ресурсы. | |
Помощь в подготовке студентов к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и студенческих конференциях | |
Укреплять и поддерживать мотивацию и способность учащихся к занятиям математикой, давать соответствующие домашние задания, организовывать кружки, факультативы и стажировки для желающих и эффективных учеников. | |
Предоставление информации о дальнейшем образовании и возможностях углубленного изучения математики в других учебных и иных заведениях, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. | |
Консультирование студентов по выбору карьеры и профессий, где математика особенно востребована. | |
Способствовать формированию у учащихся положительного отношения к математической деятельности, в том числе рассматривать ошибки в своих построениях как источник улучшения и нового понимания | |
Выявление недостоверных и неправдоподобных данных вместе со студентами | |
Способствовать формированию у всех учеников позитивного отношения к интеллектуальным достижениям своих одноклассников, независимо от их абсолютного уровня достижений. | |
Развить у студентов представление о пользе математики, независимо от выбранной ими специальности. | |
Диалог с учеником или группой учеников в ходе решения задачи, выявление проблемных зон, подтверждение правильности решения | |
Требуются навыки | Работать с учащимися над построением логических рассуждений (например, решение задач) в математическом и других контекстах, понимая рассуждения учащихся. |
Проанализировать предложенные обучающимся рассуждения с целью: подтвердить их правильность или выявить ошибку и проанализировать ее причины; помочь обучающемуся самостоятельно выявить ошибку и исправить ее; помочь обучающемуся улучшить (обобщить, сократить, уточнить) рассуждения. | |
Формирование веры в абсолютность математической истины и математического доказательства, недопущение формирования шаблона поверхностного подражания действиям, приводящим к успеху, без ясного понимания смысла; поощрение выбора различных путей в решении поставленной задачи. | |
Решение задач по математике на соответствующем уровне образования, в том числе задач, возникающих в работе с учащимися, задач в предметных олимпиадах (включая новые задачи в районном этапе олимпиады по русскому языку) | |
Работа с учащимися по применению методов и приемов для понимания, анализа, структурирования, реорганизации и преобразования математических текстов. | |
Проанализировать вместе с учениками учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить приборы и математические инструменты (например, динамические таблицы); то же самое относится и к идеальным ситуациям (задачам), описанным в тексте. | |
Работа с учащимися по созданию 3D-моделей математических объектов и процессов с использованием ручных эскизов на бумаге и доске, компьютерных инструментов (с помощью 3D-принтера) и компьютерного моделирования (с использованием компьютера). | |
Организация исследований: экспериментирование, поиск моделей, тестирование в частных и общих случаях. | |
Различать точное и/или приближенное математическое доказательство, включая компьютерную оценку, приближенное измерение, вычисление и т.д. | |
Поддержание баланса между самопознанием, обучением и техническим образованием с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ученика, а также характера материала, подлежащего усвоению | |
Освоить основные математические средства вычислений: Визуализация данных, зависимостей, связей, процессов, геометрических объектов Численные и символьные вычисления ; Обработка данных (статистические данные) ; Экспериментальные лаборатории (вероятность, компьютерные науки) | |
Способность грамотно составлять математические тексты | |
Использовать источники информации, быть в курсе последних открытий в области математики и делиться ими с учащимися | |
Оказание помощи ученикам, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), путем предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе на расстоянии); контроль шаг за шагом выполнения соответствующих заданий, при необходимости с помощью других учителей, особенно тьюторов | |
Обеспечение коммуникативной и учебной «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание постановки задачи, основной терминологии, общего смысла обсуждения в классе). | |
Работа с родителями (законными опекунами), местной общиной по вопросам математической грамотности | |
Знания необходимы | Основы математической теории и перспективные разработки в современной математике |
Понимание широкого спектра применения математики и знание математических элементов, доступных студентам в этих областях. | |
Теория и методы обучения математике | |
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, чей родной язык не является русским и чье использование языка ограничено в их семье и в их окружении. | |
Остальные функции | Соблюдение правовых, моральных и этических норм, а также профессиональной этики |
3.2.5 Рабочие функции
Профессиональные занятия | Дидактические методы понимания сообщения: анализ, структурирование, реорганизация, преобразование, сравнение с другими сообщениями, определение информации, необходимой анализирующим. |
Работа с учащимися по выявлению и обсуждению изменений в языковой действительности и реакции общества на эти изменения, чтобы развить у учащихся «чувство языковых изменений» | |
Использование лингвистических источников информации для решения практических или познавательных задач с учениками, в частности этимологической информации, подчеркивая различия между научным методом исследования языка и так называемым повседневным методом («бытовая лингвистика») | |
Способствовать развитию культуры диалога посредством устных и письменных обсуждений вопросов, требующих принятия решений и урегулирования конфликтов. | |
Организация публичных выступлений для учеников и поощрение их к участию в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая онлайн-форумы и веб-конференции | |
Формирование у учащихся отношения к коммуникации в самом широком контексте, в том числе в форме гипермедийных средств | |
Побудите учащихся рассказать о каком-либо событии или теме (прогулка, семейное событие, спектакль и т.д.) и дать собственный рассказ о нем. | |
Обсудите со студентами примеры лучших произведений фэнтези и научной фантастики, журналистики, рекламы и т.д. | |
Поощрение индивидуальной и коллективной литературной работы учащихся. | |
Поощрять студентов к участию в театральных представлениях, поощрять их к созданию анимации и других видеопродукций | |
Моделировать профессиональную деятельность, в которой коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая соответствующих учеников (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио или телевидения, постановка театрального или видеосценария и т.п.). | |
Развитие способности студентов применять стандарты современной русской литературы в устной и письменной речи. | |
Развивайте культуру ссылок, цитат, сравнений, диалога с автором, избегайте нарушений авторских прав. | |
Требуются навыки | Освоить методы и приемы преподавания русского языка, в том числе и как неродного |
Использование специальных методик компенсирующего обучения для детей с ограниченными возможностями. | |
Постоянно работать с семьями учащихся и местным сообществом для развития культуры речи, документируя различия между местными и национальными языковыми нормами. | |
Демонстрировать позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-историческое развитие региона | |
Демонстрировать позитивное отношение к родным языкам учащихся. | |
Этическая и эстетическая оценка языка в повседневной жизни: язык Интернета, язык субкультур, язык СМИ, ненормативная лексика, язык Интернета. | |
Способствовать формированию у студентов эмоциональной и рациональной потребности в общении как процессе, жизненно важном для человека | |
Важнейшие знания | Основы лингвистической теории и будущие направления современного языкознания |
Понимание широкого спектра областей применения языка и знание элементов языка, доступных учащимся в этих областях. | |
Теория и методика обучения русскому языку | |
Контекстуальное регулирование языка | |
Общепринятое русское произношение и лексика и их различия в зависимости от местной языковой среды | |
Прочие функции | Соблюдение правовых, моральных и этических норм и профессиональное поведение |
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор профессий.
* (2) Общероссийская классификация видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2021 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2021 г., № 18638).
*(4) Российская классификация профессий образования.