Должностная инструкция электромеханика судового. Образец 2021. Бесплатная консультация юриста в Кемерово

Глава vii. судомеханическая служба

95. Судомеханическая служба обеспечивает эксплуатацию судовых технических средств, находящихся в ее ведении. В судомеханическую службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяйству, механики-наладчики и машинная команда.

В машинную команду входят мотористы, котельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, машинисты рефрижераторных установок и машинисты рыбомучной установки.

96. Главный механик подчиняется капитану и является начальником судомеханической службы.

Главный механик ведает энергетической установкой, вспомогательными механизмами, судовыми системами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палубными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведования), средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями судомеханической службы.

Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обязательны для всех членов экипажа.

97. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличивать установленный предел нагрузки энергетической установки, за исключением команд с мостика капитана, старшего помощника капитана, вахтенного помощника капитана о форсировании хода.

98. Главный механик выполняет распоряжения капитана в части использования технических средств судомеханической службы. Если выполнение распоряжения капитана может вызвать аварийную ситуацию, угрозу жизни или здоровью членов экипажа, повреждение технических средств, главный механик должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть сделана соответствующая запись в машинном журнале.

99. Вывод из действия или изменение режима работы технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо производственного процесса, производится только с разрешения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исправлением повреждений, главный механик обязан доложить об этом капитану и действовать по его указанию.

100. Если действия или бездействие кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

101. Главный механик обязан:

1) руководить работой специалистов судомеханической службы, обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств указанной службы и поддержание их в надлежащем техническом состоянии; за 2 часа до выхода в рейс доложить капитану о состоянии готовности судна и за 15 минут до отхода судна — о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц;

2) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна;

3) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде;

4) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания технических средств, контролировать своевременное предъявление технических средств к освидетельствованию надзорными органами;

5) обеспечивать организацию и подготовку всех членов судомеханической службы к борьбе за живучесть судна, во время судовых тревог непосредственно руководить действиями по борьбе за живучесть в помещениях указанной службы;

6) осуществлять контроль за своевременным составлением ремонтных ведомостей, снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями;

7) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды;

8) планировать проведение технической учебы;

9) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации судомеханической службы.

102. При приеме дел главный механик обязан:

1) потребовать от командного состава судомеханической службы письменные рапорты о состоянии их заведовании;

2) принять все технические средства и помещения, находящиеся в ведении судомеханической службы;

3) ознакомиться с составом и укомплектованностью судомеханической службы, состоянием технических средств, наличием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходом ремонта, имевшими место аварийными случаями и их последствиями;

4) совместно со сдающим дела лицом и в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие технические средства, произвести их осмотр; при необходимости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства;

5) при необходимости потребовать подтверждения технического состояния гребных винтов, кормового дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами;

6) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации;

7) прием-сдачу дел зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего дела. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-передаче дел капитаном судна.

103. В период эксплуатации судна главный механик обязан:

1) обеспечить подготовку судомеханической службы к выходу в море, включая состояние технических средств и комплектацию специалистами;

2) следить за всеми изменениями условий плавания и принимать по судомеханической службе меры предосторожности;

3) в сложных условиях плавания находиться на посту управления энергетической установкой и руководить машинной вахтой. Если такое плавание длится продолжительное время (длительное плавание свыше 12 часов), он может, с разрешения капитана, временно уйти из машинного отделения, оставив за себя старшего или второго механика;

4) по вызову вахтенного механика немедленно прибыть на место и находиться там до тех пор, пока этого требует обстановка;

5) при аварийных ситуациях находиться в машинном отделении на посту управления и руководить действиями судомеханической службы.

104. При постройке и ремонте судна главный механик обязан:

1) при приемке нового судна обеспечить прием специалистами судомеханической службы технических средств, документации, сменно-запасных частей, имущества, инструмента и инвентаря по заведованиям, руководствуясь условиями договора (контракта) на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами классификационных обществ и надзорных органов;

2) после постановки судна в док (подъем на слип) и перед выходом из дока (спуска со слипа) совместно с капитаном и старшим помощником произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий и арматуры, движителей, дейдвудных уплотнителей, рулевого устройства, устройств коррозийной защиты;

3) по своей службе принять все меры для обеспечения живучести судна, обеспечить контроль качества работ и соответствие их ремонтным ведомостям, проектам и чертежам, распределить специалистов судомеханической службы для наблюдения за ремонтом, обеспечить приемку работ от судоремонтного предприятия и специалистов;

4) лично присутствовать при пробных пусках главной энергетической установки после ремонта, а также обеспечить надлежащий контроль специалистов судомеханической службы в период обкатки установки.

105. Старший механик является заместителем главного механика.

В его ведении находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения морской среды, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.

Старший механик является непосредственным начальником механиков, за которыми закреплены в заведование вышеперечисленные технические средства.

106. Старший механик обязан:

1) обеспечивать надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна;

2) распределять подчиненных по вахтам и работам, вести учет рабочего времени; обеспечивать безопасную организацию работ;

3) контролировать наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд судомеханической службы;

4) планировать и проводить техническую учебу;

5) контролировать качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами;

6) обеспечивать ведение технической документации, контролировать ведение машинного журнала и представлять их на подпись главному механику.

Старший механик вахт не несет.

На судах, где нет главного механика, старший механик выполняет его обязанности.

107. Второй механик в необходимых случаях замещает старшего механика.

Второй механик является начальником машинной команды и обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние главных двигателей с обслуживающими их техническими средствами, воздушных компрессоров, систем сжатого воздуха и воздухоохладителей, главных валопроводов и редукторов с эластичными и разобщительными муфтами неэлектрического действия, движителей, механической части рулевого устройства, систем пожаротушения, находящихся в машинном отделении; аварийного оборудования (включая противохимическую вентиляцию, средства затемнения и герметизации), масляной системы и системы вдувной и вытяжной вентиляции, систем и устройств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия, грузоподъемных механизмов и устройств, клинкетных дверей и механической части их привода.

В его ведении находятся шланги и фильтры для приема смазочных масел, лаборатория анализа нефтепродуктов.

108. Второй механик обязан:

1) руководить подчиненными, распределять их по вахтам и работам, вести учет рабочего времени, обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

2) производить приемку (выдачу) смазочных масел, проводить водоподготовку и контроль качества охлаждающей воды главного или всех двигателей при объединенной системе охлаждения;

3) составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, при ремонтах в машинном отделении лично руководить подъемом тяжеловесов, присутствовать при закрытии цилиндров главных двигателей, корпусов турбин и редукторов, сборе механизма изменения шага винта регулируемого шага, установке гребного вала, подшипников и уплотнений, закрытии ступицы винта регулируемого шага и других главных механизмов, а также при их проворачивании и пробных пусках после ремонта, вести техническую и отчетную документацию по своему заведованию.

На судах, где нет механика по ремонту оборудования и рефрижераторного механика, второй механик выполняет их обязанности.

109. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или в центральном посту управления (далее — ЦПУ) второй механик несет ходовую вахту с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

110. Вахтенный механик (третий механик) в необходимых случаях замещает второго механика.

Третий механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных установок, цистерн котельной воды (при паровой главной энергетической установке), топливной системы и сепараторов, технических средств по очистке нефтесодержащих вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

В его ведении на судах с паровыми главными энергетическими установками находятся шланги для приема котельной воды, инструмент и приспособления котельной установки, лаборатории водоконтроля, топливные шланги (при любом типе главной энергетической установки).

111. Третий механик обязан руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасность работ, составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, на судах с паровыми главными энергетическими установками производить прием котельной воды, учет ее расхода, контроль качества воды и ее подготовку, вести учет сменно-запасных частей, инструмента и приспособлений, производить прием (передачу) топлива, вести документацию по своему заведованию.

На судах, где нет должностей электромеханика и четвертого механика, третий механик выполняет их обязанности.

112. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ третий механик несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) третий механик несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

113. Вахтенный механик (четвертый механик) в необходимых случаях замещает третьего механика.

Четвертый механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надежное техническое состояние вспомогательных котельных установок с обслуживающими их техническими средствами, опреснительных установок (при дизельных главных энергетических установках), механической части палубных и промысловых механизмов, лебедки контроля приборов хода орудий добычи (вылова), механического машинного телеграфа, систем пожаротушения, балластно-осушительной, орошения и обмыва, спецобработки с эжекторами, насосами и арматурой, механического оборудования камбуза, прачечной, пекарни и медицинского пункта, двигателей спасательных шлюпок, установок уничтожения твердых отходов и обеззараживания сточных вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

На судах с дизельными главными энергетическими установками в его ведении находятся лаборатории водоконтроля, шланги приема котельной воды, специальный инструмент, приспособления и сменно-запасные части котельной установки.

114. Четвертый механик обязан руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонта, осуществлять совместно с четвертым электромехаником руководство по подготовке, контролю и работе фильтровентиляционных установок и системы вентиляции помещений, работающей в режиме герметизации по замкнутому циклу.

На судах, где нет механика по судовым системам, механика-наладчика по технологическому оборудованию, механика по крановому хозяйству, четвертый механик выполняет их обязанности.

115. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ четвертый механик несет ходовую вахту с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

116. Механик по ремонту оборудования является начальником судовой ремонтной бригады и других выделенных ему специалистов.

В его ведении находятся судовые ремонтные мастерские, кузнечное и электрогазосварочное оборудование, материалы, запасные детали и документация.

117. Механик по ремонту оборудования обязан обеспечивать безопасную организацию и выполнение ремонтных работ на судне и обслуживаемых в море судах, вести техническую и отчетную документацию по своему заведованию.

118. Механик по судовым системам обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние систем приема, перекачки и выдачи топлива и пресной воды, систем питьевой и мытьевой воды, систем судового отопления, паропроводов, производственных помещений, балластной, фановой и сточной систем с обслуживающими их насосами, фильтрами, теплообменными аппаратами, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, соответствующее их эксплуатационным характеристикам.

В его ведении находятся шланги для приема воды и топлива.

119. Механик по судовым системам обязан: руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости на ремонтные работы, выполняемые собственными силами или силами судоремонтных предприятий, и контролировать сроки и качество ремонта, следить за наличием запасных частей и инструмента по заведованию и составлять заявки на их пополнение, вести документацию по своему заведованию.

В необходимых случаях механик по судовым системам замещает четвертого механика.

120. Механик по крановому хозяйству подчиняется главному механику, а если на судне нет главного механика, — старшему механику. В части производства он выполняет указания второго помощника капитана и помощника капитана по производству.

Механик по крановому хозяйству обеспечивает, правильную техническую эксплуатацию и поддержание технического состояния судовых кранов, самоходных и переносных средств внутритрюмной механизации и технических средств, обслуживающих их (исключая электрооборудование), средств автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, соответствующего их эксплуатационным характеристикам.

121. Механик по крановому хозяйству обязан руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые собственными силами либо силами судоремонтных предприятий, и контролировать сроки и качество ремонта, следить за наличием запасных частей и инструментов по заведованию и составлять заявки на их пополнение и вести документацию, относящуюся к его заведованию.

122. Старший электромеханик подчиняется главному механику, а если на судне нет главного механика, — старшему механику, и является начальником электротехнического персонала.

В его ведении находятся источники электроэнергии — основные (главные и вспомогательные генераторы на судах с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения), аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства, электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем дистанционного автоматического управления (далее — ДАУ) и дистанционного управления (далее — ДУ), всех видов сигнализации и защиты, сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения, электрическая часть рулевой установки (включая авторулевой), машинные телеграфы и аксиометры, внутрисудовая телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы, освещение, электрооборудование бытового назначения, материально-техническое снабжение и отчетность по вопросам установленного заведования.

Другие инструкции:  Должностная инструкция - Администрация города Камбарка

123. Старший электромеханик обязан:

1) обеспечивать безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации, следить за режимом работы электромеханизмов, обеспечивать проведение технической учебы, контролировать ведение электротехнического журнала, вести учет рабочего времени;

2) в сложных условиях плавания находиться в ЦПУ или у главного распределительного щита (далее — ГРЩ) и руководить электромеханической вахтой. На судах, объем автоматизации которых позволяет эксплуатацию механической установки без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в ЦПУ (далее — суда со знаком автоматизации AUT1), а также на судах, объем автоматизации которых позволяет эксплуатацию механической установки судна с помощью главных механизмов не более 2250 киловатт без постоянного присутствия в обслуживающего персонала в машинных помещениях и ЦПУ (далее — суда со знаком автоматизации AUT3), находиться в ЦПУ или у пульта на мостике.

3) перед отходом судна в рейс, не позднее чем за 2 часа до отхода, докладывать начальнику службы о готовности заведования;

4) при подходе к промыслу обеспечить готовность к работе электротехнической части производственного оборудования;

5) по вызову вахтенных (помощника, механика, электромеханика, электрика) немедленно прибыть на место и находиться там, пока этого требует обстановка;

6) при назначении на судно принять от сдающего электрооборудование и средства автоматизации, сменно-запасные части, инструмент, инвентарь и документацию своего заведования. О приеме-сдаче составляется акт, и передача дел фиксируется в электротехническом журнале;

7) при нахождении судна в ремонте обеспечить электробезопасность при снабжении береговой электроэнергией, при постановке в док или к причалу убедиться в заземлении заводом корпуса судна, контролировать параметры берегового напряжения и судовой сети.

124. На судах, где есть четвертый электромеханик, старший электромеханик вахт не несет, а где нет четвертого электромеханика, старший электромеханик несет ходовые вахты с 8 до 12 и с 20 до 24 часов.

125. Старший электромеханик по согласованию с начальником службы составляет расписание по заведованиям и имеет право на перераспределение обязанностей между своими подчиненными. На судах со знаком автоматизации AUT1, а также на судах со знаком автоматизации AUT3 при отсутствии электротехнической вахты в машинном отделении или ЦПУ старший электромеханик по согласованию с администрацией судна устанавливает режим работы электротехнического персонала.

126. Второй электромеханик по судовой автоматике в необходимых случаях замещает старшего электромеханика.

127. Второй электромеханик по судовой автоматике обязан:

1) обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машинно-котельного отделения, производственных цехов и рефрижераторных установок, средств автоматизации систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, систем централизованного контроля, всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, обнаружения неисправностей и диагностирования, аппаратуры и приборов, регистрирующих ход технологических процессов, рулевой установки (включая авторулевой), машинных телеграфов и аксиометров, внутрисудовой телефонии. В его ведении находятся помещения, запчасти, аппаратура, инструменты и имущество, относящиеся к электрооборудованию судна;

2) руководить подчиненными, обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

3) планировать проведение ремонтов электрооборудования и средств автоматизации с составлением необходимой документации, составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести документацию по вопросам своего заведывания.

128. Второй электромеханик по судовой автоматике ходовых вахт не несет, работает по графику, установленному старшим электромехаником; несет стояночные вахты (кроме судов со знаком автоматизации AUT1 и судов со знаком автоматизации AUT3).

129. На судах, где электромеханика по судовой автоматике нет, его обязанности распределяются следующим образом:

1) второй электромеханик на судне со знаком автоматизации обеспечивает надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машинно-котельного отделения, системы централизованного контроля, всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, относящихся к энергетической установке, систем обнаружения неисправностей и диагностирования, регистрирующих приборов; рулевой установки, включая авторулевой, машинных телеграфов и аксиометров;

2) третий электромеханик обеспечивает работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами рефрижераторных установок, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, палубными и промысловыми механизмами, устройств сигнализации, дистанционного управления и измерения, относящихся к механизмам общесудового назначения, палубным и промысловым механизмам;

3) четвертый электромеханик обеспечивает работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами производственных цехов, всей судовой телефонии.

130. Второй электромеханик на судне со знаком автоматизации в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике.

131. Второй электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние основных источников электроэнергии (главных генераторов на судах с электродвижением, генераторов с автономным приводом систем, пультов управления, электромеханизмов и устройств гребной установки, электромагнитных муфт, электрооборудования подруливающих устройств, главного распределительного щита с сетями канализации тока, электрооборудования и электромеханизмов машинно-котельного отделения (без систем и средств автоматизации), руководить судовыми специалистами, обеспечивая безопасную организацию работ.

132. Второй электромеханик несет ходовые вахты с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.

133. Электромеханник (третий электромеханик) в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике и второго электромеханика.

134. Третий электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных (на судах с электродвижением) и аварийных генераторов с распределительными устройствами и сетями канализации тока, станций электропитания с берега (включая кабели), электроприводов аварийных средств борьбы за живучесть, электрооборудования палубных и промысловых механизмов (включая лебедки), внутритрюмной механизации, рефрижераторных установок (без систем и средств автоматизации), электрооборудования станков, устройств и механизмов мастерских (со сварочным оборудованием); осуществлять прием электроэнергии с берега или с другого судна; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ.

135. Третий электромеханик несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником. На судах, где нет электромеханика четвертого разряда, электромеханик третьего разряда выполняет его обязанности.

136. Электромеханик (четвертый электромеханик) в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике и третьего электромеханика.

137. Четвертый электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрооборудования производственных цехов (без систем и средств автоматизации, сетей основного и аварийного освещения, сигнально-отличительных огней и их коммутаторов, дверных выключателей, прожекторов, электрооборудования кондиционеров и вентиляторов (включая работающих в режиме герметизации), централизованного выключения систем вентиляции и кондиционирования, аккумуляторов с зарядными устройствами (своего заведования), переносного и бытового электрооборудования; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ.

138. Четвертый электромеханик несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов и стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.

139. Рефрижераторный механик первой категории подчиняется главному механику, а на судах где нет главного механика-старшему механику и является начальником персонала рефрижераторных установок (далее — РУ).

В его ведении находятся холодильные установки производственного и бытового назначения, льдогенераторы (без оборудования транспортировки), холодильные части морозильных аппаратов и другого технологического оборудования, системы кондиционирования воздуха с их механизмами, аппаратами, приборами, трубопроводами, арматурой, системами и устройствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, производственные средства защиты (системы основной и аварийной вентиляции, орошения, аварийного выпуска хладагента, индивидуальной защиты), материально-техническое снабжение и отчетность.

140. Рефрижераторный механик первой категории обязан:

1) осуществлять руководство и распределять обязанности по заведованиям между специалистами РУ;

2) обеспечивать, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования; контролировать режим работы холодильных установок, обеспечивать заданный температурный режим в охлаждаемых помещениях, морозильных аппаратах и других охлаждающих устройствах, обеспечивать герметичность систем холодильных установок, контролировать ведение журнала холодильной установки, вести документацию по своему заведыванию;

3) при невозможности поддержания режима холодильных установок доложить об этом начальнику судомеханической службы и действовать по его указанию.

141. На судах, где есть механик РУ четвертой категории, старший механик РУ вахт не несет, в остальных случаях он несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим рабочего времени старшего механика РУ определяется должностной инструкцией.

Если в штате только один механик РУ, он выполняет обязанности старшего механика РУ.

142. Рефрижераторный механик второй категории в необходимых случаях замещает рефрижераторного механика первой категории.

В его ведении находятся запасные части, приспособления, инструмент и имущество холодильного оборудования. Он обеспечивает надежную работу, правильную технологическую эксплуатацию находящегося в его заведовании оборудования, получение и хранение материально-технического снабжения и запасных частей; ведет документацию по своему заведованию.

143. Рефрижераторный механик второй категории несет ходовые вахты с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижератном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

144. Рефрижераторный механик третьей категории в необходимых случаях замещает рефрижераторного механика второй категории.

Рефрижераторный механик третьей категории обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

145. Рефрижераторный механик третьей категории несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

146. Судовой рефрижераторный механик в необходимых случаях замещает судового рефрижераторного механика третьей категории.

Он обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

147. Судовой рефрижераторный механик несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 0 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

148. Старший механик-наладчик подчиняется главному механику, а на судах, где нет главного механика, — старшему механику и является начальником персонала по обслуживанию технологического оборудования. В части производства продукции он выполняет указания помощника капитана по производству водных биоресурсов.

В ведении старшего механика-наладчика находятся технологическое оборудование для обработки водных биоресурсов, вспомогательное оборудование и механизмы, средства внутрисудовой транспортировки, а также относящиеся к ним системы трубопроводов, системы и устройства автоматики неэлектрического (неэлектронного) действия (на судах, где нет механика по автоматике), механическая часть оборудования морозильных установок, ремонтная мастерская и материально-техническое снабжение.

149. Старший механик-наладчик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние технологического оборудования, устанавливать и контролировать режим его работы; до прихода в район промысла обеспечивать подготовку оборудования цехов к работе; руководить персоналом по обслуживанию технологического оборудования и распределять его по заведованиям; обеспечивать безопасность работ.

150. Старший механик-наладчик имеет право выводить из действия оборудование при угрозе аварии или травматизма. В этих случаях он обязан доложить об этом главному механику, а на судах, где нет главного механика, — старшему механику и помощнику капитана по производству.

На судах, где нет старшего механика-наладчика, его обязанности выполняет механик-наладчик.

151. Механик-наладчик в необходимых случаях замещает старшего механика-наладчика и обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

152. Вахтенный моторист в течение вахты самостоятельно управляет главными двигателями и другими техническими средствами. В его ведении, кроме главного двигателя, находятся технические средства осушения и системы, обеспечивающие работу главного двигателя. Вахтенный моторист несет вахту, посменно чередуясь со своим помощником.

153. Квалифицированный моторист подчиняется вахтенному мотористу и выполняет его обязанности на своей вахте.

154. Вахтенный моторист (старший моторист) подчиняется второму механику.

Старший моторист обязан обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу, механическую часть палубных и промысловых механизмов, рулевого устройства, судовые системы и обслуживающие их механизмы и устройства, управлять всеми механизмами энергетической установки и системы, участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств, выполнять слесарно-монтажные работы, руководить работой мотористов (машинистов), нести вахту по расписанию.

На судах с многодвигательной главной установкой старший моторист несет вахту под руководством вахтенного механика.

На судах, где нет четвертого механика, он допускается к самостоятельной вахте в машинном отделении или ЦПУ под контролем и под ответственность старшего механика.

155. Моторист подчиняется второму механику. Моторист обязан обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, и уметь управлять ими; знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими, участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств, нести вахту по расписанию.

156. Моторист (старший котельный машинист) подчиняется четвертому механику.

Он обязан управлять котельной установкой и обслуживающими ее техническими средствами, обслуживать системы, механизмы, контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, обслуживающие котельную установку, участвовать в обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, ее обслуживающих, руководить работами котельных машинистов, нести вахту по расписанию.

157. Котельный машинист подчиняется четвертому механику.

Он обязан знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомогательные котельные установки и технические средства, их обслуживающие, принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки, нести вахту по расписанию.

158. Помповый машинист (донкерман) подчиняется механику по судовым системам, а на судах, где его нет, — главному (старшему) механику. В части грузовых операций подчиняется второму помощнику капитана. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние грузовых и зачистных насосов, трубопроводов с соответствующей арматурой, системы запора уровня жидкого груза в танках, систем обогрева груза.

В его ведении находятся грузовые и топливные шланги, шланговые лебедки, запасные части и специальный инструмент. Он обязан знать устройство и управление техническими средствами своего заведования; принимать участие в обслуживании и ремонте технических средств.

159. Слесарь-наладчик технологического оборудования подчиняется старшему механику-наладчику, а на судах, где его, нет — четвертому механику. Он обязан знать устройство технологического оборудования, его регулировку и ремонт; докладывать о неисправностях и принимать меры по их устранению; нести вахту по расписанию.

160. Слесарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, — второму механику. Он обязан содержать в надлежащем техническом состоянии инструменты и другое слесарное оборудование, выполнять слесарные и монтажные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

161. Токарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, — второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние станков, оборудования механической мастерской и инструментов, выполнять станочные и слесарные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

162. Электрогазосварщик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, — второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние сварочного оборудования (без электрооборудования) и инструментов, выполнять электрогазосварочные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

Другие инструкции:  Права воспитателя детского сада - что нужно знать работая в ДОУ

163. Судовой электрик (старший электрик) подчиняется одному из электромехаников. Судовой электрик (старший электрик) обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства сети и канализации тока, станции управления электроприводом, системы управления защиты и сигнализации, телефонию, аккумуляторное хозяйство с зарядными устройствами, уметь управлять гребными электродвигателями, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, нести вахту по расписанию.

На судах, где нет четвертого электромеханика, старший электрик под ответственность возглавляющего электротехнический персонал может допускаться к несению вахты электромеханика. На судах, где должности электромеханика нет, старший электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

164. Судовой электрик (электрик 1-го класса) подчиняется одному из электромехаников.

Он обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, при необходимости нести вахту.

На судах, где должности электромеханика нет, электрик 1 класса выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

165. Судовой электрик (электрик) подчиняется одному из электромехаников.

Судовой электрик (электрик) обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования, знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, при необходимости нести вахту. В сложных условиях плавания он несет вахту в месте, определенным старшим электромехаником.

На судах, где должность электромеханика не предусмотрена, электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

166. Судовой рефрижераторный машинист подчиняется одному из судовых рефрижераторных механиков, а на судах, где их нет, — второму механику. Он обязан знать устройство и обслуживать холодильные установки и входящее в их состав оборудование, выполнять ремонтные работы и обязанности по своему заведованию, нести вахты в соответствии с расписанием. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

167. Машинист рыбомучной установки подчиняется старшему механику-наладчику, а на судах, где его нет, — четвертому механику. В части обеспечения технологических процессов и качества продукции он подчиняется помощнику капитана по производству. Он обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние рыбомучной установки, знать ее устройство, процесс выработки муки и жира; производить ремонт и наладку установки; контролировать качество сырья и готовой продукции; вести учет продукции и складирование согласно правилами хранения24, участвовать в ее сдаче.

Глава xiii. судовая вахтенная служба

200. Судовая вахтенная служба является особым видом выполнения экипажем судна служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или на обусловленном рабочем месте.

201. Судовая вахтенная служба осуществляется круглосуточно. Расписание несения вахты должно быть вывешено в легкодоступном месте. Расписание должно составляться на рабочем языке и на английском языке.

202. Судовая вахтенная служба обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается — на лиц, несущих вахту.

203. Судовая вахтенная служба должна быть организована таким образом, чтобы усталость лиц, обеспечивающих вахту, не повлияла на эффективность ее несения, чтобы состав первой при отходе судна в рейс и последующих вахт имели достаточный отдых и были способны должным образом выполнять свои обязанности.

204. В течение вахты вахтенный помощник капитана, механик (электромеханик), радист обязаны вести записи в соответствующих судовых журналах согласно правилам их ведения.

205. При возникновении каких-либо сомнений или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно поставить об этом в известность своего начальника по вахте.

206. Никто из несущих вахту без разрешения своего начальника по вахте не имеет права оставлять пост (рабочее место) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

207. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту заблаговременно и должна явиться к месту несения вахты не позднее чем за 10 минут до ее начала. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется только для временного усиления вахты по решению капитана или для подсмены отдельных вахтенных.

При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне.

208. Судовая вахтенная служба разделяется на вахтенную службу в порту (стояночная вахта) и вахтенную службу в море (ходовая вахта). Капитан судна, исходя из обстоятельств, назначает вид вахты.

Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменной вахте не должна превышать 4 часов, а при двухсменной — 6 часов.

Продолжительность стояночной вахты не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для судовой команды.

209. Состав стояночной вахты на судне, вместимостью 200 регистровых тонн и более, составляет не менее 3 человек — вахтенный помощник капитана, вахтенный механик и вахтенный матрос у трапа.

210. Состав стояночной вахты на судне вместимостью менее 200 регистровых тонн составляет не менее 2 человек — вахтенный помощник капитана или вахтенный механик и вахтенный матрос у трапа.

211. Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена Уставом раздельно) выполняют свои основные вахтенные обязанности по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

212. Вахтенный помощник капитана является представителем капитана на ходовом мостике, обеспечивает и несет ответственность за безопасность судна, людей, груза и другого имущества, производственную деятельность судна, предотвращение загрязнения морской среды.

213. Вахтенный помощник капитана возглавляет всю вахтенную службу на судне и подчиняется непосредственно капитану, а в его отсутствие — старшему помощнику капитана. Распоряжения вахтенного помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для всех находящихся на судне лиц.

214. При заступлении на вахту вахтенный помощник капитана обязан:

1) убедиться, что состав вахты достаточен и готов в соответствующих условиях и обстановке бороться за живучесть и безопасность судна, провести инструктаж, сделать запись в судовом журнале о приеме вахты;

2) обеспечивать безопасное ведение промысла и работ на судне, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений;

3) принимать все возможные меры для предотвращения как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды;

4) не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту помощник капитана не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, и уведомить об этом капитана; не принимать на себя обязанности, отвлекающие его от выполнения своих основных функций;

5) в ситуациях, предусмотренных международными правилами предупреждения столкновения судов в море (далее — МППСС-72)25, незамедлительно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства и устройства; использовать УКВ-радиостанцию для целей безопасности, уметь вести переговоры на английском языке с судами, береговыми постами;

6) в случае падения человека за борт объявить тревогу, принять все возможные меры для спасания и доложить об этом капитану;

7) своевременно извещать капитана в случаях: резкого изменения гидрометеорологических условий, опасного перемещения других судов, затруднения сохранения заданного курса, а также, если его сохранение становится небезопасным, если ожидаемые объекты или глубины в рассчитанное время не обнаруживаются, если объекты открываются неожиданно или происходит резкое изменение глубин, выхода из строя энергетической установки, рулевого устройства или технических средств навигации, ухудшения управляемости, других факторов в штормовую погоду, появления льда, препятствий на пути судна, угрозы потери орудий добычи (вылова) водных биоресурсов или промыслового вооружения, обнаружения сигналов бедствия или получения информации об этом, аварийной обстановки, а также случаях любых нарушений или сомнений по ходу вахты.

Несмотря на извещение капитана, вахтенный помощник капитана должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, людей, груза и имущества.

215. Заступая на ходовую вахту, вахтенный помощник капитана обязан:

1) прибыть на мостик заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы полностью адаптироваться к обстановке;

2) ознакомиться с распоряжениями капитана по вахте, районом плавания, навигационной, гидрометеорологической и промысловой обстановкой, действиями течений, погодой, видимостью и влиянием этих факторов на курс и скорость судна, с обстоятельствами и опасностями, возможными в течение вахты, другими сведениями, существенными для плавания;

3) проверить местоположение судна, курс, скорость, осадку, поправки гиро, магнитных компасов, лага, радиолокационной станции (далее — РЛС), эхолота, наличие отметки времени на курсографе, убедиться в исправной работе технических средств навигации, поисковой аппаратуры, звукосигнальных средств и ходовых огней;

4) принять режим работы и способ управления энергетической установкой;

5) принять заданный режим промысловых работ (глубину, скорость, время траления, курсы поиска, промысловые ориентиры).

216. При несении ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:

1) неотлучно находиться на мостике и вести визуальное и техническое наблюдение за окружающей обстановкой. Пребывание в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок при условии безопасности и обеспечения надлежащего наблюдения на период отсутствия;

2) вести счисление и его контроль, использовать все возможности для определения места судна, поправок компаса, лага, эхолота с занесением данных в соответствующие журналы. Не реже одного раза в час и после каждого изменения курса делать сличения компасов, следить за курсограммой;

3) без разрешения капитана не изменять назначенный курс и скорость судна, режим работы энергетической установки, кроме случаев, связанных с предотвращением опасности для судов и людей (в этих случаях о своих действиях немедленно ставить в известность капитана), а также при самостоятельном промысловом судовождении;

4) при управлении судном с безвахтенным режимом в машинном отделении и при дистанционном управлении машиной контролировать режим работы систем и механизмов, фиксировать в судовом журнале переход на обычное и дистанционное управление, а также случаи сигнализации о неисправности энергетической установки;

5) с момента обнаружения другого судна установить наблюдение за его пеленгом и дистанцией, выполнять расчеты для выбора маневра расхождения; при угрозе опасного сближения перейти на ручное управление рулем, принять меры согласно МППСС-72, доложить капитану;

6) знать и учитывать маневренные характеристики своего судна, возможности, ограничения, погрешности и недостатки технических средств навигации и поисковой аппаратуры;

7) при подходе к району со стесненными условиями плавания заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, при необходимости обеспечить готовность к отдаче якорей;

8) при плавании вблизи территориальных вод иностранного государства, запретных районов, экономических зон контролировать местонахождение судна во избежание нарушений границ и заноса орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в эти районы;

9) следить за надежностью крепления палубного груза и судового оборудования;

10) при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью немедленно известить капитана, одновременно перейти на ручное управление рулем, установить безопасную скорость, начать подачу туманных сигналов, выставить впередсмотрящего, включить РЛС, УКВ-радиостанцию и сигнально-отличительные огни, предупредить вахтенного механика, сверить часы ЦПУ или машинно-котельного отделения и мостика, сделать отметку на курсографе и обсервацию;

11) при плавании с лоцманом на борту контролировать место судна и его движение; при сомнениях в действиях лоцмана известить капитана и до его появления принять необходимые меры;

12) не реже одного раза за вахту проверять переход с автоматического управления рулем на ручное управление.

217. При осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов вахтенный помощник капитана обязан:

1) обеспечивать заданный режим работы и осуществлять по указанию капитана промысловое судовождение и маневрирование;

2) следить за промысловой обстановкой, работой орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

3) не допускать усложнения навигационной обстановки при маневрировании с орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, учитывать воздействие побочных сил, возникающих при рыбопромысловых операциях;

4) обеспечивать безопасность работ, вести промысловую документацию (планшет, журнал).

218. При заступлении на стояночную вахту, вахтенный помощник капитана обязан получить сведения, касающиеся состояния судна, окружающей обстановки, глубины, осадки, состояния швартовов, положения якорей и количества вытравленной якорь-цепи, особенностей стоянки, связанных с безопасностью и деятельностью судна, балластировки судна, распределения судовых запасов, воды, топлива по танкам и цистернам, последних замеров в льялах и сточных колодцах, назначенного времени изменения деятельности судна, готовности энергетической установки, наличия снабжения и промыслового вооружения, принятых мер по предупреждению загрязнения морской среды, состояния противопожарных средств, проводимых судовых и ремонтных работ и обеспечения их безопасности, разгерметизации судна, сигналов и огней, выставленных на судне, характера, количества и размещения погруженного или оставшегося на борту груза; выполнения правил плавания в порту, способов связи с берегом и портом на случай аварии или оказания помощи, наличия плавательных средств у борта и отсутствия своих плавательных средств, наличия на борту экипажа и посторонних лиц, распоряжений капитана по вахте.

219. При несении стояночной вахты вахтенный помощник капитана обязан:

1) обеспечить постоянное наблюдение за состоянием и креплением швартовов, трапов, кранцев, якорь-цепи, осадкой, креном, дифферентом, уровнем воды в льялах и колодцах, состоянием погоды и моря, оборудованием трапа и сходен, ходом грузовых операций, открытием и закрытием трюмов, горловин, иллюминаторов, палубных и бортовых отверстий, своевременным выставлением сигналов и огней, выполнением правил пожарной безопасности, безопасностью работ;

2) совершать регулярные обходы жилых и служебных помещений; контролировать несение судовой вахты;

3) обеспечивать швартовку плавательных средств к борту, безопасность судна и людей при проворачивании винтов, наблюдение за исправностью шлангов, кабелей и трубопроводов при приеме пара и электроэнергии с берега;

4) знать порядок вызова аварийно-спасательных команд порта, состояние остойчивости судна и методы ее поддержания в аварийных случаях;

5) в случае аварийной обстановки объявить тревогу, известить капитана и возглавить борьбу за живучесть, при необходимости обратиться за помощью к портовым властям и другим судам, оказывать помощь судам и людям, терпящим бедствие.

220. При стоянке судна на якоре вахтенный помощник капитана обязан:

1) систематически контролировать место судна, пеленги и дистанции до береговых ориентиров. При обнаружении дрейфа принимать меры и известить капитана, контролировать готовность энергетической установки;

2) следить за метеорологическими условиями, приливами и отливами, состоянием моря, ледовой обстановкой. При ухудшении видимости, погоды известить капитана, усилить наблюдение за окружающей обстановкой, включить РЛС и подавать сигналы согласно МППСС-72;

3) делать обходы по верхней палубе, проверять якорное устройство, положение якорей и натяжение якорь-цепей;

4) обеспечить постоянное прослушивание УКВ-радиостанции.

221. Вахтенный матрос-рулевой подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан принять от сдающего курс по компасу и громко повторить его, удерживать судно на заданном курсе, команды перед исполнением дублировать голосом, переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно, а также на аварийное управление, знать назначение огней и знаков на судах; докладывать о неисправностях компаса и рулевого устройства.

222. Вахтенный матрос-впередсмотрящий подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан: неотлучно находиться на месте, указанном вахтенным помощником капитана, и вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом, следить за световыми и звуковыми сигналами и немедленно докладывать о них с указанием направления, знать назначение огней и знаков на судах.

223. Вахтенный матрос подчиняется вахтенному помощнику капитана. При стоянке судна на якоре или швартовых обязан заступая на вахту ознакомиться с распоряжениями по вахте, находиться в месте, указанном вахтенным помощником капитана, следить за положением и натяжением якорь-цепи, швартовов, кранцев, трапов, производить подъем знаков и включение якорных огней, швартовать (отшвартовывать) плавательные средства к борту, следить за наличием противокрысиных щитов, при пожаре, других аварийных случаях принять возможные меры, доложить вахтенному помощнику и действовать по его указанию, докладывать о загрязнении морской среды, других изменениях окружающей обстановки, следить за чистотой и порядком на верхней палубе.

Другие инструкции:  Должностная инструкция санитара-водителя (Книга Татарников М.А. Сборник должностных инструкций работников медицинских организаций - ЦИПЗО, 2016 г.) | ГАРАНТ

224. Вахтенный матрос у трапа подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан неотлучно находиться на посту, задерживать посторонних до вызова вахтенного помощника, следить за оборудованием и освещением трапа, докладывать об изменении окружающей обстановки, аварийных случаях, загрязнении морской среды, обрыве швартовых, изменении погодных условий, крена и дифферента, других случаях, связанных с безопасностью стоянки, обеспечивать безопасный переход людей по трапу.

225. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно капитану, а в части специальных вопросов — начальнику радиотехнической службы.

226. Вахтенный радиооператор обязан:

1) заступая на вахту, ознакомиться с распоряжениями по вахте и записями в журнале судовой радиостанции, проверить состояние аппаратуры, записать время открытия вахты на частоте 500 кГц;

2) нести радиовахту согласно требованиям Регламента радиосвязи, международных конвенций и Правил радиосвязи;

3) обеспечивать надежную радиосвязь в аварийной обстановке и при бедствии в соответствии с процедурами Регламента радиосвязи и требованиями ГМССБ, осуществлять передачу оповещения о бедствии и координат судна, радиосвязь поисковых и координационно-спасательных работ, немедленно извещать капитана и начальника службы о сигналах и сообщениях о бедствии, срочности и безопасности;

4) обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь с отечественными и иностранными станциями, радиосвязь при работе в составе экспедиций, флотов и отрядов, в группах судов на переходе, прием метео- и навигационной информации; прослушивать циркулярные передачи и повестки обслуживающего берегового радиоцентра и флагманской радиостанции; извещать радиоцентр и УКВ-радиостанцию о прибытии в порт и прекращении работы радиостанции;

5) при отсутствии аппаратуры ГМССБ вести наблюдение на международной частоте вызова и бедствия; при наличии аппаратуры ГМССБ обеспечивать наблюдение на частотах бедствия;

6) следить за работой аппаратуры; о неисправностях извещать начальника службы и принимать меры к их устранению;

7) принимать служебную корреспонденцию с визой капитана; вести документацию по своему заведованию; контролировать исходящую корреспонденцию в части сведений, не подлежащих открытой передаче.

227. Вахтенный механик является начальником всей вахты судомеханической службы и несет ответственность за безаварийную работу технических средств, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, охрану человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды.

228. При заступлении на вахту вахтенный механик обязан:

1) прибыть в машинное отделение заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы убедиться в нормальной работе технических средств, проверить вахту и провести необходимый инструктаж;

2) познакомиться с записями в машинном журнале; записями самописцев и других регистрирующих устройств; с замечаниями по работе технических средств, ходом ремонтных и профилактических работ, распоряжениями по вахте;

3) получить сведения, касающиеся способа управления главной энергетической установкой; распоряжений начальника судомеханической службы и вахтенного помощника об эксплуатации систем и механизмов и сбросе загрязненной воды; неисправности технических средств; остатков воды в балластных, сливных и сточных цистернах, указаний об использовании или удалении их содержимого; режимов использования технических средств из-за неисправности оборудования или неблагоприятных условий плавания;

4) проверить работающие технические средства, рулевую машину, состояние оборудования котлов, включая системы их автоматического регулирования и защиты, уровни топлива и масла в расходных, сливных, отстойных и резервных цистернах, рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов энергетической установки, готовность аварийных технических средств;

5) принять заданные режимы работы технических средств;

6) принять доклады о заступлении на вахту; сделать запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить на мостик. Вахта считается переданной (принятой) после подписи в машинном журнале сдающего и принимающего вахту механиков. Смена вахт во время маневров или аварийных ситуаций допускается только с разрешения начальника судомеханической службы и в его присутствии;

7) руководить вахтой; обеспечивать безопасность работ;

8) обеспечивать технический режим работы технических средств и постоянную готовность к действию средств по борьбе за живучесть судна, подачу электроэнергии, пара, воды потребителям; при получении их извне обеспечивать подключение;

9) по указанию с мостика производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял; следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника производить их откачку, не допуская загрязнения морской среды; обеспечивать правильное проведение бункеровки судна;

10) не допускать проведения огневых и сварочных работ без принятия необходимых мер противопожарной защиты;

11) при обнаружении пожара или поступлении воды внутрь корпуса, других аварийных случаях сообщить о них вахтенному помощнику и принять меры по их ликвидации;

12) своевременно извещать главного механика, а на судах, где его нет, — старшего механика в случаях возникновения угрозы для безопасной работы механической установки или для судна в целом; нарушений нормальной работы технических средств, могущих привести к аварийной ситуации; аварийной обстановки, а также любых сомнений по ходу вахты.

Несмотря на извещение главного механика, а на судах, где его нет, — старшего механика, вахтенный механик должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, его механизмов и экипажа.

13) делать записи в машинном журнале о работе, техническом обслуживании и ремонте технических средств; обеспечивать должный порядок в машинных помещениях;

14) не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту механик не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, и уведомить об этом начальника судомеханической службы.

229. При несении ходовой вахты вахтенный механик обязан:

2) при управлении энергетической установкой с мостика (без постоянной вахты в МО или ЦПУ) находиться в любом помещении, оборудованном аварийно-предупредительной сигнализацией и двусторонней связью с мостиком с извещением своего местонахождения вахтенного помощника;

3) при управлении энергетической установкой с мостика с постоянной вахтой в МО или ЦПУ при необходимости прибыть на пост и принять управление установкой;

4) дублировать и исполнять команды с мостика; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасности для людей, сообщить об этом на мостик и начальнику судомеханической службы; при повторной команде — выполнить ее, сделав соответствующую запись в машинном журнале; при угрозе аварии или опасности для людей вывести из действия энергетическую установку, любое техническое средство и немедленно доложить об этом на мостик и начальнику судомеханической службы;

5) получив с мостика предупреждение о сложных условиях плавания, доложить начальнику судомеханической службы, при необходимости вызывать (старшего) электромеханика, одновременно подготовить энергетическую установку с обеспечением резерва мощности, готовность необходимых технических средств;

6) при дистанционном управлении установкой фиксировать в машинном журнале каждый перевод с поста на пост.

230. При несении стояночной вахты вахтенный механик обязан:

1) обеспечить контроль и управление техническими средствами, надежную работу оборудования, связанных с производственной деятельностью и безопасностью судна, портовых средств и окружающей среды, а также готовность средств по обеспечению живучести судна;

2) быть готовым к срочному приведению энергетической установки к действию;

3) делать обходы судна; устранять неисправности технических средств; контролировать ход ремонтных работ.

231. При подготовке энергетической установки к действию вахтенный механик обязан:

1) получить указание вахтенного помощника капитана (начальника службы) о времени и порядке готовности;

2) проверить средства связи с мостиком и постами управления установкой, аварийным освещением, противопожарными и осушительными средствами; сверить часы в машине и на мостике;

3) проверить действие системы ДАУ;

4) подготовить установку к действию; производить проворачивание и пробные пуски установки с подключением к гребному винту только с разрешения вахтенного помощника;

5) фиксировать в машинном журнале все команды, время выполнения основных операций, результаты проверок и замеров;

6) о готовности установки к действию доложить начальнику судомеханической службы и с его разрешения — вахтенному помощнику капитана.

232. Вахтенный моторист подчиняется вахтенному механику.

Он обязан получить от сдающего вахту сведения о заданном режиме работы технических средств, неисправностях и распоряжениях по вахте; проверить исправность технических средств; доложить о приеме вахты; находиться на своем посту и обеспечивать бесперебойную работу механизмов; докладывать о неисправностях и неполадках; поддерживать порядок в машинном отделении.

233. Вахтенный котельный машинист подчиняется вахтенному механику.

Он обязан получить от сдающего сведения о заданном режиме работы котельной установки, неисправностях и распоряжениях по вахте; проверить исправность механизмов и средств автоматики; доложить о приеме вахты; находиться на посту управления котельной установкой и обеспечивать ее бесперебойную работу (включая средства автоматики); докладывать о неисправностях и неполадках; поддерживать порядок в котельном отделении; при угрозе аварии или безопасности людей остановить работу котельной установки и немедленно доложить вахтенному механику.

234. Вахтенный машинист рыбомучной установки (далее — РМУ) подчиняется вахтенному механику, по вопросам производства -помощнику капитана по производству.

Он обязан получить от сдающего вахту сведения о работе РМУ, неисправностях и распоряжениях по вахте; проверить работу РМУ; доложить о приеме вахты; обеспечивать бесперебойную работу установки; докладывать о неисправностях; контролировать качество сырья и готовой продукции, осуществлять учет и складирование продукции; поддерживать порядок в помещениях РМУ.

235. Вахтенный электромеханик подчиняется вахтенному механику и является начальником электротехнической вахты.

Он несет ответственность за надежную работу всего электрооборудования, обеспечивающего безопасность судна и его нормальную эксплуатацию.

236. Вахтенный электромеханик обязан:

1) обеспечивать надлежащее несение вахтенной службы и бесперебойную работу в заданном режиме всего электрооборудования, включая постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

2) контролировать ведение работ по техническому обслуживанию и ремонту, докладывать о неисправностях старшему электромеханику и принимать меры к их устранению; контролировать состояние сопротивления изоляции;

3) с ведома вахтенного механика включать (выключать) генераторы, фидерные выключатели; не допускать обесточивания ГРЩ;

4) при угрозе аварии или опасности для людей остановить любой электромеханизм, отключить источник энергии, устройство или систему и немедленно доложить вахтенному механику, старшему электромеханику; при необходимости вызывать старшего электромеханика.

5) вести вахтенный электротехнический журнал.

237. Заступая на вахту, вахтенный электромеханик обязан:

1) явиться на вахту заблаговременно (за 10 минут до ее начала), провести инструктаж;

2) ознакомиться с записями в электротехническом журнале, распоряжениями по вахте, ходом ремонтных работ; получить сведения о работе электрооборудования;

3) проверить показания регистрирующей аппаратуры и приборов; состояние и режим работы гребных электродвигателей, генераторов, другого электрооборудования, величину сопротивления изоляции;

4) принять заданные режимы работы электротехнических средств;

5) сделать запись о приеме вахты в вахтенном журнале и доложить вахтенному механику.

238. При несении ходовой вахты вахтенный электромеханик обязан:

1) находиться на посту управления гребной электроустановкой и обеспечивать заданный режим ее работы; при необходимости с ведома вахтенного механика производить осмотр технических средств;

2) дублировать и исполнять команды с мостика; немедленно докладывать, если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасности для людей; при повторной команде — выполнить ее, сделав соответствующую запись в вахтенном журнале;

3) фиксировать в вахтенном журнале каждый переход с местного на дистанционное управление гребной электроустановкой и обратно;

4) получив информацию о сложных условиях плавания, доложить об этом старшему электромеханику и действовать по инструкции;

5) прием (сдачу) вахты во время маневра или ликвидации последствий аварийного случая осуществлять только с разрешения старшего электромеханика и в его присутствии;

6) при управлении гребной электроустановкой с мостика с разрешения вахтенного механика находиться в любом месте машинного отделения, но быть готовым немедленно прибыть на пост управления.

239. На судах без электродвижения вахтенный электромеханик может с ведома вахтенного механика для производства работ покидать вахтенный пост, но по вызову последнего обязан немедленно прибыть в ЦПУ.

240. При несении стояночной вахты вахтенный электромеханик обязан:

1) неотлучно находиться на судне и обеспечивать заданный режим работы электрооборудования, подачу электроэнергии приемникам;

2) контролировать ход и качество ремонта электрооборудования, следить за заземлением корпуса судна;

3) при грузовых операциях палубными механизмами контролировать работу соответствующих электроприводов;

4) при питании судна электроэнергией извне или при ее подаче на другие суда лично производить подключения, следить за соответствием подаваемого напряжения параметрам судовой сети.

241. Вахтенный электрик подчиняется вахтенному электромеханику.

Он обязан получить у сдающего вахту сведения о заданном режиме работы электромеханизмов, неисправностях, распоряжениях по вахте; убедиться в нормальной работе электрооборудования и средств автоматизации; доложить о приеме вахты; находиться на своем посту, обеспечивать бесперебойную работу порученных ему электротехнических средств; докладывать о неисправностях и неполадках; выполнять ремонтные работы; не производить самостоятельных включений (выключений) технических средств; поддерживать порядок в электротехнических помещениях; при угрозе аварии или опасности для людей обесточить любой механизм, устройство, систему, немедленно доложив об этом вахтенному начальнику.

242. Вахтенный механик рефрижераторных установок (далее — вахтенный механик РУ) подчиняется вахтенному механику и является начальником вахты по обслуживанию холодильных установок.

243. Вахтенный механик РУ обязан:

1) при заступлении на вахту явиться на вахту заблаговременно (за 10 минут до ее начала) и провести инструктаж; ознакомиться с записями в журнале холодильной установки, записями регистрирующих автоматических приборов и распоряжениями по вахте; получить от сдающего вахту сведения о заданном режиме работы холодильных установок, температурном режиме, неисправностях; проверить техническое состояние установок; доложить о приеме вахты и сделать запись в журнале;

2) руководить вахтой, обеспечивать бесперебойную работу холодильного оборудования и заданные температурные режимы;

3) обеспечивать постоянную готовность к действию системы аварийного выпуска аммиака, системы орошения и водяных завес, аварийной вентиляции, индивидуальных средств защиты; контролировать герметичность систем холодильных установок;

4) о неисправностях докладывать вахтенному механику или старшему механику РУ и принимать меры к их устранению;

5) при угрозе аварии или опасности для людей выпустить аммиак за борт, немедленно доложив об этом вахтенным помощнику и механику, а также старшему механику РУ;

6) вести вахтенный журнал холодильной установки.

244. Вахтенный машинист рефрижераторных установок подчиняется вахтенному механику РУ.

Он обязан получить у сдающего вахту сведения о заданном режиме работы холодильных установок и температурном режиме, неисправностях и распоряжениях по вахте; проверить техническое состояние холодильных установок; доложить о приеме вахты (при самостоятельной вахте сделать запись в вахтенном журнале); находиться на своем посту и обеспечивать бесперебойную работу технических средств, температурный режим и герметичность систем установки; докладывать о неисправностях; поддерживать порядок в помещениях РУ; при угрозе аварии или опасности для людей принимать меры и немедленно докладывать начальнику по вахте.

245. Вахтенные мастера служб добычи (вылова) и обработки водных биоресурсов подчиняются вахтенному помощнику капитана, а в части производства — начальникам соответствующих служб. Они обеспечивают добычу (вылов) и обработку водных биоресурсов, правильное использование и эксплуатацию производственного оборудования.

Заступая на вахту, вахтенные мастера служб добычи (вылова) и обработки водных биоресурсов обязаны явиться заблаговременно и ознакомиться с ходом добычи (вылова) и производства водных биоресурсов, замечаниями и распоряжениями по вахте; доложить о приеме вахты; руководить подчиненными, обеспечивать заданный режим работ и их безопасность; обеспечивать свои участки сырьем и материалами, соблюдать правила хранения и обработки водных биоресурсов; о неисправностях производственного оборудования докладывать вахтенному помощнику капитана и начальникам соответствующих служб.

246. Вахтенные матросы служб добычи (вылова) и обработки водных биоресурсов подчиняются вахтенным мастерам и выполняют свои обязанности согласно производственным расписаниям и указаниям мастеров.

Оцените статью
Добавить комментарий