Внедрение системы контроля за безопасностью пищевых продуктов хассп
Источник: RosCo — Consulting & audit
С 15 февраля 2021 года разработка, внедрение и поддержание процедуры, основанной на принципах ХАССП обязательны для всех организаций занимающихся изготовлением продукции питания. Внедрение системы ХАССП позволяет контролировать не только результат производства, но и каждый этап, который проходит продукт вплоть до пункта продажи.
«CAC/RCP 1-1969. Кодекс Алиментариус. Общие принципы гигиены пищевых продуктов» устанавливает общие принципы, которые применяются на протяжении всей пищевой цепи.
Основные принципы разработки системы ХАССП определены ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
Cистема ХАССП должна разрабатываться с учетом семи основных принципов:
1. Идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля;
2. Выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию;
3. В документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем;
4. Разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений;
5. Разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;
6. Разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП;
7. Документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП (Письмо Роспотребнадзора от 20.03.2021 N 01/3077-14-32 «О надзоре за применением принципов ХАССП»).
Рассмотрим практическую ситуацию: обязан ли перевозчик (экспедитор) при перевозке пищевой продукции, руководствоваться принципами ХАССП? Этот вопрос является насущным, поскольку продукт питания мало изготовить, до конечного покупателя его необходимо еще и довезти.
Объектами технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2021) являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Частью 2 статьи 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» установлена обязанность изготовителя пищевой продукции по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП:
2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
В свою очередь, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Таким образом, вышеназванным техническим регламентом предусмотрена обязанность исключительно изготовителя пищевой продукции обеспечить у себя наличие и функционирование процедур, основанных на принципах ХАССП. Для всех остальных лиц, поименованных в части 1 ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», сертификация системы ХАССП является добровольной.
Обращаем Ваше внимание, что техническим регламентом не предусмотрена обязательная сертификация систем менеджмента качества и безопасности, в том числе основанных на принципах ХАССП.
В соответствии со статьей 4 Технического регламента изготовителем пищевой продукции является организация, независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Статья 17 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», определяет требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции, при этом обязанность применения ХАССП ею не установлена.
Следовательно, обязанность внедрять и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, для перевозчиков (экспедиторов) не установлена.
Ответственность за нарушение требований технических регламентов установлена статьей 14.43 КоАП РФ. Статья 14.43 КоАП РФ имеет несколько составов административных правонарушений, в том числе:
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов. Влечет ответственность в виде штрафа для юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. Влечет ответственность для юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Таким образом, только в отношении изготовителя пищевой продукции за нарушение ч.2 ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» установленное в ходе контрольно-надзорных мероприятий могут быть применены меры административного воздействия.
Вывод: Обязательное внедрение и поддержание процедуры, основанное на принципах ХАССП, введено только для изготовителей пищевой продукции.
Для перевозчиков (экспедиторов) подобной обязанности не установлено, применение принципов ХАССП ими осуществляется на добровольной основе. Следовательно, не применение системы ХАССП не является нарушением требований действующих технических регламентов Таможенного союза и как следствие, не влечет за собой административной ответственности в рамках КоАП РФ.
Ответственность для продавцов пищевой продукции, заключающих договоры на перевозку товара с транспортными компания (перевозчиками), не применяющими в своей работе систему ХАССП действующим законодательством также не установлена.
§
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37,14.43.1,14.44,14.46,14.46.1,20.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2021 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
§
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1 — 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и приложениями 2 — 7 к нему.
3. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Для предпринимателей — официальный сайт роспотребнадзора
Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее — Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия) осуществляется прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг.
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг (приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).
С 12 февраля 2021 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2021 №42 «О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых представляется уведомление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, дополнен следующим пунктом:
— деятельность туристических агентств.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности можно направить:
· почтой в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Балакаева, 8;
· непосредственно представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия:
в понедельник-четверг: 09.00-13.00, 14.00-17.45; в пятницу: 09.00-13.00, 14.00-16.45. Телефон для справок: 8 (84722) 25694;
· в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя на электронный адрес Управления: rpnrk1@yandex.ru
С информацией о получении электронной цифровой подписи можно ознакомиться в информационно-справочном разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru и на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по адресу: www.minsvyaz.ru.
· через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает единую точку доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через интернет, а также предоставляет возможность направить уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в электронном виде и получить информацию о регистрации уведомления в реестре. Для получения данной услуги указанным способом необходимо пройти регистрацию на Портале и создать учетную запись пользователя. После чего в ближайшем отделении ОАО «Ростелеком» при наличии документа, удостоверяющего личность, получить код авторизации.
Уведомление направляется в двух экземплярах, по форме установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (приложение № 2).
С реестром зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия уведомлений можно ознакомиться здесь.
Сиюля 2021 года действует алгоритм, позволяющий осуществить проверку правильности заполнения уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде.
Алгоритм действий для заполнения шаблона можно получить по адресу: http://egov.rospotrebnadzor.ru.
Заполненный заявителем электронный шаблон уведомления поступает в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия и проверяется в течение 1 рабочего дня.
В случае отсутствия ошибок, заявитель получает по электронной почте сообщение о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в порядке, установленном законодательством.
В случае неправильного заполнения шаблона уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, зарегистрировавшее уведомление, сведения о следующих изменениях:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица.
Внимание!
В соответствии со ст. 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.
— за представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия информирует о возможности получения в электронном виде результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Роспотребнадзором разработан единый ресурс: http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru на котором можно получить электронный вид документа и проверить полученный электронный вид документа.
Заявитель может получить ЭВ СЭЗ, указав реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки.
Должностная инструкция контролера энергосбыта 1-го разряда
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Контролера энергосбыта 1-го разряда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность контролера энергосбыта 1-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Контролер энергосбыта 1-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Контролер энергосбыта 1-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность контролера энергосбыта 1-го разряда назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.
1.5. В практической деятельности контролер энергосбыта 1-го разряда должен руководствоваться:
- законами РФ в области гражданского и трудового права;
- правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
- Уставом организации;
- приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.
1.6. Контролер энергосбыта 1-го разряда должен знать:
- принцип работы и правила эксплуатации электросчетчиков и измерительных трансформаторов;
- схемы включения электросчетчиков;
- допустимые погрешности работы электросчетчиков;
- расчетные коэффициенты;
- основные сведения об обслуживаемых электроустановках;
- способы присоединения электроприемников, минуя приборы учета.
1.7. В период временного отсутствия контролера энергосбыта 1-го разряда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Контролер энергосбыта 1-го разряда осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Обслуживание потребителей электроэнергии.
2.2. Контроль за состоянием и работой приборов учета.
2.3. Выявление случаев безучетного пользования электроэнергией.
2.4. Проведение расчетов при нарушении учета электроэнергии, снятие показаний электросчетчиков.
2.5. Обеспечение своевременной выплаты счетов потребителями, вручение потребителям предупреждений об оплате.
В случае служебной необходимости контролер энергосбыта 1-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Контролер энергосбыта 1-го разряда имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Контролер энергосбыта 1-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы контролера энергосбыта 1-го разряда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы контролера энергосбыта 1-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы контролера энергосбыта 1-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью контролер энергосбыта 1-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен __________/____________/ “____” _______ 20__ г.
(подпись)
При посещении абонентов контролер обязан:
При выполнении служебных обязанностей контролер 1-й кв. гр. обязан лично соблюдать следующие меры безопасности: При входе в квартиру абонентов имеющих собак соблюдать осторожность. В случае, когда собака не заперта в отдельной комнате или не находится на привязи контролер не должен входить в помещение абонента и потребовать от него или членов его семьи убрать собаку в безопасное место (одеть намордник);
При пользовании подсобными приспособлениями для снятия показаний электросчётчика (лестниц, стульев, табуретов) соблюдать осторожность. Исключать использование случайных предметов (ящиков, досок, кирпичей и прочего). Выдать предписание о переносе электросчетчика на высоту не более 1, 7 м (Приложение 9);
При отсутствии освещения в квартире абонента или на лестничной клетке следует пользоваться электрофонариком. До посещения абонента, по книге лицевых счетов, выяснить место установки счётчика абонента, дату его последнего посещения и оплаты и т.д.
В случае установки счётчика на лестничной клетке контролер обязан:
- Аккуратно переписать в книгу лицевых счетов: показания счётчиков, их тип и номер;
- Проверить работу счётчиков, а именно проверить наличие дефектов в электросчетчике или повреждения его (срыв пломбы, разбитое стекло, проколы и трещины и т.д.), изменение схемы его включения, приспособлений для искусственного торможения диска и других приспособлений, снижающих показания электросчетчика.
- После обследования средств учёта установленных на лестничной клетке и выполнения соответствующих записей контролер звонит в квартиру абонента, представляется и сообщает цель визита.
- Целью визита может быть: просьба к абоненту завизировать результаты контрольного съёма или акт о нарушении в средствах учёта, передача абоненту предписаний или уведомлений, заключение с абонентом договора на пользование электроэнергией или проверка соответствия договорной и фактически подключённой мощности электроустановки абонента.
- Любой визит контролера к абоненту должен заканчиваться соответствующей записью в абонентской книжке, где контролер ставит свою подпись и дату контрольного съёма.
- При посещении квартир контролер обязан сверить фамилию, имя, отчество основного квартиросъемщика (собственника дома) с записью в лицевом счете, при выявлении несоответствия произвести переоформление договора (переоформление договора производится только по паспорту и договору купли-продажи, ордеру, домовой книге, завещанию, договору дарения).
- При выполнении абонентом требований ППЭЭ и условий договора на пользование электроэнергией в абонентской книжке делается запись показаний счётчика и даты контрольного съёма.
- При выявлении любого из перечисленных в п. 3.4. нарушения в работе средств учёта установленных на лестничной площадке составляется акт о нарушении ППЭЭ для населения (Приложение 1) с подробным и четким изложением обнаруженных фактов и о чём делается соответствующая запись в книге лицевых счетов и докладывается на очередном наряде технику участка. При этом в акте указываются имеющиеся у потребителя токоприемники, присоединенные к сети и их мощность (электролампы, электроаппараты, электродвигатели, электронагреватели и другие электроприборы).
- Отсутствие средств учёта или их не соответствие требованиям ППЭЭ является грубым нарушением ППЭЭ для населения. В связи с этим абоненту выдается под роспись уведомление (Приложение 2) о необходимости восстановить учёт электроэнергии в течении 3-х месяцев и заключить договор на временное безучётное потребление электроэнергии (Приложение 3).
В случае установки счётчика в квартире или помещении, контролируемом абонентом, контролер обязан:
- Представиться абоненту и сообщить цель визита.
- Целью визита может быть: проведение контрольного съёма показаний, проверка выполнения абонентом требований ППЭЭ для населения и т.д.
- В случае отказа абонента впустить контролера последний устно предупреждает абонента о последствиях, и предлагает абоненту получить уведомление (Приложение 8). В случае отказа принять уведомление контролер расписывается в уведомлении, и оставляет его в почтовом ящике абонента. В отрывном талоне указывается: когда и где оставлено уведомление, причина не вручения абоненту и дата.
- При допущении контролера к месту установки средств учёта.
- Аккуратно переписать в книгу лицевых счетов: показание счётчика, его тип и номер;
- При установке счётчика на высоте более 1, 7 м попросить у абонента стул для более удобного снятия показаний счётчика. Выдать ему предписание на перенос счётчика на высоту не более 1, 7м. (приложение 9).
- Произвести наружный осмотр расчетного электросчетчика – проверку целостности всех пломб, стекла и корпуса, отсутствие щели между стеклом и кожухом и т.д.
- При обнаружении каких-либо дефектов в электросчетчике или повреждения его (срыв пломбы, разбитое стекло, проколы и трещины и т.д.), изменение схемы его включения, приспособлений для искусственного торможения диска и других приспособлений, снижающих показания электросчетчика, а также при обнаружении скрытой проводки, смонтированной с целью хищения электроэнергии путем получения ее помимо электросчетчика, заземления электропроводки (при несфазированном электросчетчике), контролер обязан на месте нарушения составить акт (Приложение 1) .
- При заполнении акта об обнаружении скрытой проводки, смонтированной для получения электроэнергии помимо электросчетчика контролер обязан составить и приложить к акту схему присоединения этой электропроводки к сети.
- Двухсторонний акт составляется на специальных бланках под копирку в двух экземплярах, без подчисток и исправлений.
- Акт составляется в присутствии основного квартиросъемщика или, в случае его отсутствия, другого совершеннолетнего лица, пользующегося электроэнергией через тот же счетчик, что и основной потребитель. Акт подписывается контролером и потребителем. В случае отказа потребителя от подписи, в акте делается отметка об отказе. Акт считается действительным, если его подписали три представителя электропоставщика. Второй экземпляр акта вручается потребителю под роспись о вручении на экземпляре контролера. Первый экземпляр акта остается на руках у контролера и сдается при отчете технику участка для дальнейшего принятия мер.
- При неисправности счетчика в случаях, не зависящих от потребителя (заедание счетного механизма, переброс цифр и т.д.), контролер обязан подать заявку технику участка о замене счетчика. На основании заявок выписывается наряд – задание на замену счетчиков.
- При проверке показаний счетчика у абонента контролер должен сопоставить потребление электроэнергии с наличием электроприборов. При сомнении в правильности работы электросчетчика контролер обязан поставить в известность об этом техника участка, который должен принять меры для проверки счетчиков и электропроводки.
- При выявлении неисправности в электропроводке абонента, особенно позволяющей хищение электроэнергии, контролер 1-й кв. гр. должен подать рапорт (Приложение 6) на имя техника участка с указанием замеченной неисправности для принятия мер.
- В случае неудовлетворительного состояния наружной электропроводки бытового потребителя или внутренней электропроводки до счетчика, угрожающей пожаром или опасностью для жизни людей, контролер 1-й кв. гр. обязан предупредить его об опасности поражения эл. током и немедленно поставить в известность техника участка для дальнейшего принятия мер.
- При нарушении абонентом сроков оплаты или не соответствии оплаты фактическому потреблению электроэнергии ему выдаётся, под роспись, предупреждение об отключении от источника электроснабжения за неоплату (Приложение 4).
- При этом абоненту необходимо объяснить, что повторное подключение будет возможно только после оплаты всего объёма задолженности и затрат облэнерго на отключение, подключение
- Абонент, при невозможности полной оплаты, должен представить график погашения долга, который является дополнением к договору.
- В случае установки у потребителя токоприёмников, суммарная мощность которых превышает разрешённую к использованию договором на пользование электроэнергией, контролер оставляет у абонента, под роспись, предписание (Приложение 7) и делает соответствующие записи в книге лицевых счетов.
- В случае отказа абонента подписать акт, принять уведомление или предписание об этом делаются соответствующие пометки в книге лицевых счетов и ставятся 2 подписи контролеров участвующих в контрольном съёме и одна подпись бригадира, при этом бригадир своей подписью подтверждает достоверность записей выполненных его подчиненными.
- При выявлении у бытовых абонентов счётчиков с просроченой датой госповерки делается соответствующие пометки в книге лицевых счетов. В случае отсутствия у абонента договора на пользование электроэнергией контролер обязан предложить абоненту заключить договор. Инструкция по заключению договора приведена ниже.
- Перед следующим получением задания контролер подаёт бригадиру докладную записку (Приложение 6) с указанием замечаний, выявленных в процессе выполнения задания, делает записи в журнал выданных абонентам уведомлений, предупреждений, предписаний.
В случае обследования счётчика установленного у абонента проживающего в частом доме контролер обязан:
- Выполнять все действия предусмотренные разделом описывающим случай установки счётчика в квартире или помещении, контролируемом абонентом.
- Дополнительному обследованию подлежат все токоприемники расположенные на территории усадьбы.
- При посещении усадеб бытовых абонентов контролер обязан обращать внимание на расстояния между воздушными линиями электропередач и ветками деревьев, которые растут на территории потребителя. В случае, когда это расстояние меньше 1 метра потребителю выдаётся предписание о приведении охранной территории под ВЛ в соответствие с требованиями ПУЭ (Приложение 10). В книге лицевых счетов делается соответствующая запись.
- В случае, если через 6 месяцев охранная зона ВЛ не будет приведена в соответствие с требованиями ПУЭ потребителю выдаётся повторное уведомление и предупреждение об отключении.
- Одним из наиболее распространённых способов хищений в частном секторе являются набросы. Необходимо обращать внимание на наличие подгаров на проводах, искать удочки с проводами.
- При обследовании частных домов контролер должен обращать внимание на случаи использования электроэнергии на не бытовые нужды: электроснабжение авторемонтных мастерских, торговых точек, складов и т.д. При выявлении таких случаев делается соответствующая запись в книге лицевых счетов и о данном случае сообщается бригадиру для дальнейшего принятия мер.
Порядок заключения договоров на пользование электроэнергией бытовыми потребителями.
Источник