Мбдоу детский сад комбинированного вида № 20 — должностная инструкция логопеда
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №20
_________________Н.В. Семенова
«_____»________________20___г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
___________________№_________________
Логопеда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2021 № 273 – ФЗ, квалификационной характеристики воспитателя (старшего воспитателя) образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудового кодекса РФ от 21.12.2001 г., Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее ДОО).
Учитель — логопед относится к категории специалистов. Учитель — логопед является
педагогическим работником.
1.2. На должность учителя — логопеда принимается лицо:
1.2.1. В возрасте не моложе 18 лет;
1.2.2. Имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области дефектологии, подтвержденное документом установленной формы
(диплом) без предъявления требований к стажу работы;
1.2.3. Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.4. Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся
уголовному преследованию
1.2.7. Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.8. Прошедшие вводный инструктаж по охране труда и медицинский осмотр.
1.3. Учитель — логопед назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом заведующего ДОУ.
1.4. Учитель — логопед подчиняется заведующему ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
1.5. Учитель — логопед работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.6. При организации воспитательно-образовательного процесса учитель — логопед обязан
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха, периодичность прохождения медицинских осмотров.
1.7. Учитель — логопед при исполнении трудовых обязанностей проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже 1 раза в 6 месяцев, а также при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой при выполнении разовых заданий, не связанных с основной работой.
1.8. В своей деятельности учитель — логопед руководствуется следующими документами:
1.8.1. Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ;
1.8.2. Указы президента РФ, решения Правительства РФ, нормативно-методические документы Министерства образования РФ, Министерства образовани Свердловской области;
1.8.3. Конвенция о правах ребенка;
1.8.4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений» и Программа проведения производственного контроля за соблюдением СанПиНов;
1.8.5. Устав, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ
1.8.6. Локальные акты, регламентирующие работу ДОУ (Образовательная программа,
внутренние приказы и распоряжения, договор с родителями, режим дня, учебный план, режим НОД, положения о Наблюдательном совете, Совете педагогов, инструкции по ОТ; другие локальные акты, не противоречащие Уставу ДОУ);
1.8.7. Трудовой договор и настоящая должностная инструкция, а так же другие нормативно-правовые документы.
1.9. Учитель — логопед должен знать:
1.9.1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
1.9.2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность;
1.9.3. Декларацию прав и свобод человека;
1.9.4. Конвенцию о правах ребенка;
1.9.5. возрастную и специальную педагогику и психологию;
1.9.6. анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
1.9.7. методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся,
воспитанников;
1.9.8. нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической
деятельности;
1.9.9. программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками,
имеющими отклонения в развитии;
1.9.10. новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
1.9.11. теорию и методы управления образовательными системами;
1.9.12. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
1.9.13. основы экологии, экономики, социологии;
1.9.14. трудовое законодательство;
1.9.15. педагогическую этику;
1.9.16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе;
1.9.17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
1.9.18. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
1.9.19. основы трудового законодательства;
1.9.20. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране
жизни и здоровья воспитанников, санитарно-гигиенические нормы;
основы доврачебной медицинской помощи;
1.9.21. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;3
порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
1.10. Рабочим местом учителя — логопеда является кабинет учителя-логопеда.
1.11. Продолжительность рабочего времени учителя — логопеда – 20 часов в неделю, работает по графику утвержденному заведующим ДОУ.
1.12. График работы учителя — логопеда составляет старший воспитатель и
утверждает заведующий ДОУ.
1.13. Продолжительность ежегодного очередного отпуска – 56 календарных дней, согласно графика отпусков, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующим ДОУ.
1.14. В период отсутствия учителя — логопеда (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Функции
2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей (законных представителей), для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи.
2.3. Взаимодействие с семьей и педагогами в области образования и логопедии.
2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателей и родителей или их законных представителей по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
3. Обязанности
Учитель — логопед исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи.
3.2. Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения речи.
3.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.
3.4. Проводит групповую и индивидуальную НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает НОД.
3.6. Консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по
применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации.
3.8. Реализует образовательные программы.
3.9. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.
3.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования
компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,
современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральным государственным требованиям.
3.11. Проводит НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных
технологий.
3.12. Обучает родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению
нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха.
3.13. Направляет детей на консультацию в психологические, медицинские и медико-
педагогические центры.
3.14. Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит до
сведения педагогов и родителей (законных представителей).
3.15. Разрабатывает и использует:
— коррекционные программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;
— рекомендации для родителей (законных представителей) по общему развитию речи;
— рекомендации по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению;
3.16. Использует соответствующие наглядные пособия и стимульные материалы для
обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.17. Своевременно и четко ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
3.18. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
воспитанников в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.
3.19. Самостоятельно планирует свою работу на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы ДОУ.
3.20. Представляет отчеты о своей работе заведующему ДОУ, а также руководителю
логопедической службы за полугодие и по окончании года.
3.21. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
3.22. Передает руководителю дошкольного учреждения и старшему воспитателю
информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
3.23. Сотрудничает с семьями воспитанников соответственно Договору с родителями.
3.24. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах.
3.25. С уважением и заботой относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и
педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.26. Выполняет требования заведующего, старшего воспитателя, старшей
медсестры, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
3.27. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
3.28. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей и всего
коллектива.
Служит образцом правильной, грамотной речи, способствует формированию общей культуры речи.
3.29. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, на огороде и др.
3.30. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
3.31. Проходит обязательный медицинский осмотр в нерабочее время согласно графику.
3.32. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
3.33. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3.34. Соблюдает права и свободы воспитанников.
3.35. Своевременно информирует руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
3.36. Своевременно информирует руководителя, дежурного администратора о всех чрезвычайных происшествиях в ДОУ, связанных с жизнью и здоровьем детей.
3.37. Неукоснительно выполняет требования нормативно-правовых документов
регламентирующих трудовую деятельность воспитателя (см. п.1.8 настоящей должностной инструкции).
3.38. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников»,
«Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенические требования, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника.
4. Права
Учитель — логопед в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать участие в:
4.1.1. Разработке образовательной политике и стратегии ДОУ, в создании соответствующих документов;
4.1.2. Подготовке и работе совета педагогов, методических объединений;
4.1.3. Всех смотрах-конкурсах ДОУ и района;
4.1.4. Инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
4.1.5. Семинарах, тренингах, организуемых на базе ДОУ и информационно-методического
центра.
4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.4. Вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы.
4.5. Повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя, старшего воспитателя и других узких специалистов ДОУ.
4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
4.8. Другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. Учитель — логопед несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья
каждого ребенка в процессе образовательной деятельности.
5.2. Учитель — логопед несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества учреждения, находящегося на рабочем месте.
5.3. Учитель — логопед экспериментальной группы несет ответственность за выполнение опытно-экспериментальных задач и их результативность (в виде личных отчетов).
5.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель — логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.5. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель — логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.6. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.7. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель — логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случае, предусмотренных административным законодательством.
5.8. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовымьили гражданским законодательством
С инструкцией ознакомлена:_________________________________
ФИО дата/подпись