приказ министерства труда и социальной защиты рф от 04.08.2021 n 528н "об утверждении профессионального стандарта "тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту" (с изменениями и дополнениями) | гарант
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2021 г. N 528н
«Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2021 г.
Регистрационный N 33933
Приложение
Профессиональный стандарт
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе | 5 | Формирование групп занятий в зависимости от функциональных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | А/01.5 | 5 |
Проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам с учетом специфики спортивно-оздоровительного этапа | А/02.5 | 5 | |||
Развитие у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп интереса к занятиям спортом, формирование представлений о теоретических основах физической культуры | А/03.5 | 5 | |||
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе | А/04.5 | 5 | |||
В | Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | 5 | Осуществление отбора и перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта) | В/01.5 | 5 |
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп основам техники двигательных действий (по виду спорта) | В/02.5 | 5 | |||
Формирование у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике | В/03.5 | 5 | |||
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | В/04.5 | 5 | |||
С | Осуществление тренировочного процесса и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | 5 | Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта | С/01.5 | 5 |
Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида адаптивного спорта | С/02.5 | 5 | |||
Формирование навыков соревновательной деятельности | С/03.5 | 5 | |||
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | С/04.5 | 5 | |||
D | Проведение тренировочных мероприятий и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства | 6 | Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства (по виду спорта) | D/01.6 | 6 |
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | D/02.6 | 6 | |||
Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта) | D/03.6 | 6 | |||
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта) | D/04.6 | 6 | |||
Е | Руководство работой тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре | 6 | Планирование работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре | Е/01.6 | 6 |
Контроль и анализ результатов работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре | Е/02.6 | 6 | |||
Внедрение новейших методик осуществления тренировочного и соревновательного процесса в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте | Е/03.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики:
3.1.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Изучение данных физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
Исследование содержания индивидуальных программ адаптации и исходных данных физической подготовленности занимающихся | |
Укомплектование групп для занятий адаптивной физической культурой на основе дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, а также степени функциональных возможностей, к которой относится занимающийся | |
Консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом | |
Необходимые умения | Выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
Выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | |
Выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Теория и методика адаптивной физической культуры |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.1.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий |
Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий | |
Обеспечение безопасности при проведении практических занятий и тренировок на спортивно-оздоровительном этапе | |
Необходимые умения | Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь |
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях | |
Доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.1.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с обучающимися лекций, рассказов и бесед о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи |
Организация совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов | |
Организация встреч обучающихся с известными спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности | |
Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе | |
Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) обучающегося | |
Необходимые умения | В доступной и увлекательной форме рассказать о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, доврачебной помощи |
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов | |
Доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований | |
Правила соревнований адаптивного спорта | |
Техника профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.1.4. Трудовая функция
Трудовые действия | Разработка годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся |
Подбор наиболее эффективных методик проведения занятий | |
Первичный учет, анализ и обобщение результатов работы | |
Выявление наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся | |
Предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса | |
Необходимые умения | Использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания |
Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь | |
Оценивать процесс и результаты деятельности | |
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся | |
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой | |
Требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики:
3.2.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Контроль отсутствия медицинских противопоказаний и наличия достаточных функциональных возможностей для занятий видом спорта у поступающих в группы начальной подготовки |
Организация тестирования функциональных возможностей организма, тестирования по общей и специальной физической подготовке обучающихся для их перевода в группы начального этапа | |
Организация промежуточной и итоговой аттестации в форме контрольно-переводных нормативов | |
Консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом | |
Необходимые умения | Выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
Выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | |
Выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться спортивным инвентарем | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Теория и методика адаптивной физической культуры |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на начальном этапе | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта) | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта) | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) | |
Методики диагностики физической подготовки, функциональных возможностей и усвоения полученных знаний | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с небольшими и средними отягощениями для развития общей физической подготовки в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий |
Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов), всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный с целью развития технической подготовки | |
Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий | |
Обеспечение безопасности при проведении практических занятий и тренировок на этапе начальной подготовки | |
Необходимые умения | Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь |
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила спортивных игр | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта) | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на начальном этапе | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта) | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с обучающимися лекций, рассказов и бесед о правилах, технике и тактике в виде спорта |
Организация совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов | |
Организация встреч обучающихся с известными спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности | |
Организация участия обучающихся в мероприятиях патриотического характера | |
Проведение лекций о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых или явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх | |
Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на этапе начальной подготовки | |
Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) обучающегося | |
Необходимые умения | Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении, истории, правилах, технике и тактике вида спорта |
Обучать упражнениям, способствующим развитию двигательных умений и навыков в виде спорта | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов | |
Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на начальном этапе | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта) | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теорию спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, систему соревнований | |
Правила соревнований адаптивного спорта | |
Техника профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2.4. Трудовая функция
Трудовые действия | Разработка годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки обучающихся |
Подбор наиболее эффективных методик проведения занятий | |
Первичный учет, анализ и обобщение результатов работы | |
Выявление наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся | |
Предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса | |
Необходимые умения | Использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания |
Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь | |
Оценивать процесс и результаты деятельности | |
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся | |
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
Необходимые знания | Паралимпийская хартия, требования Паралимпийского комитета |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой | |
Требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на начальном этапе | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта) | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики:
3.3.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Контроль отсутствия медицинских противопоказаний и наличия достаточных функциональных возможностей для дальнейших занятий видом спорта у поступающих в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта |
Организация тестирования функциональных возможностей организма, тестирования по общей и специальной физической подготовке обучающихся для их перевода в группы начального этапа | |
Организация контрольных мероприятий для зачисления обучающихся на тренировочный этап спортивной подготовки по результатам выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
Решение о переводе обучающихся с этапа начальной подготовки на тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |
Консультирование лиц, поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом | |
Необходимые умения | Выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп |
Проводить методически обоснованный отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться спортивным инвентарем | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Теория и методика адаптивной физической культуры |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) | |
Методики диагностики физической подготовки, функциональных возможностей и усвоения полученных знаний | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с использованием различных отягощений и тренажерных устройств в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий |
Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса специальных упражнений соответствующих специфике вида спорта с целью развития технической подготовки в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий | |
Подготовка обучающихся к выполнению нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта — не ниже первого спортивного разряда | |
Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок обучающихся, проходящих подготовку по программам тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Необходимые умения | Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь |
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Оказывать первую доврачебную помощь | |
Разъяснять доступно и наглядно правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила спортивных игр | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Отбор обучающихся — лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, в спортивную команду |
Выполнение с обучающимися анализа соревновательной деятельности в виде спорта путем изучения кино- и видеоматериалов специальной литературы | |
Организация индивидуального или в составе команды участия обучающегося — лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, в спортивных соревнованиях | |
Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе — организация подачи апелляции | |
Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
Обеспечение безопасности спортсменов, проходящих подготовку по программам тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
Обеспечение психолого-методической поддержки обучающихся в период соревнований | |
Необходимые умения | Провести методически обоснованный отбор обучающихся — лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, в спортивную команду |
Определить справедливость судейства | |
Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
Повысить спортивную мотивацию и волю к победе обучающегося — участника спортивных соревнований | |
Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Паралимпийская хартия, требования Паралимпийского комитета |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта | |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований | |
Правила соревнований адаптивного спорта | |
Техника профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности | |
Особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.4. Трудовая функция
Трудовые действия | Разработка годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки обучающихся |
Подбор наиболее эффективных методик проведения занятий | |
Первичный учет, анализ и обобщение результатов работы | |
Разработка комплексной программы подготовки спортсмена или спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
Выявление наиболее перспективных обучающихся для последующего спортивного совершенствования | |
Предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса | |
Необходимые умения | Использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания |
Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь | |
Оценивать процесс и результаты деятельности | |
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся | |
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
Выявить проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой | |
Требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теория спортивных соревнований, соревновательная деятельность и ее структура, система соревнований | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики:
3.4.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Контроль отсутствия медицинских противопоказаний и наличия достаточных функциональных возможностей для дальнейших занятий видом спорта у поступающих в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства |
Контроль выполнения спортсменом — лицом с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам адаптивного спорта — не ниже первого спортивного разряда | |
Консультирование обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
Решение о переводе обучающихся — лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства | |
Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор в группы этапа совершенствования спортивного мастерства |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться спортивным инвентарем | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Теория и методика адаптивной физической культуры |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах этапа совершенствования спортивного мастерства | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ на этапе совершенствования спортивного мастерства по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) | |
Методики диагностики физической подготовки, функциональных возможностей и усвоения полученных знаний | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, в том числе с использованием различных отягощений и тренажерных устройств, в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий |
Проведение с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировок на основе комплекса специальных упражнений соответствующих специфике соревновательной деятельности, и техники вида спорта с целью развития технической подготовки в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий | |
Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | |
Контроль прохождения спортсменами медицинских осмотров, обеспечение выполнения рекомендаций медицинских работников | |
Необходимые умения | Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь |
Показывать изучаемые упражнения и двигательные действия | |
Проводить педагогический контроль на занятиях | |
Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях | |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями) | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Правила спортивных игр | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Приемы, способы страховки и самостраховки | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Этические нормы в области спорта | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Отбор обучающихся — лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, в спортивную команду |
Выполнение со спортсменами анализа собственной соревновательной практики, изучения кино- и видеоматериалов, специальной литературы, в том числе иностранной | |
Организация индивидуального или в составе команды участия спортсмена — лица, имеющего ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов), в спортивных соревнованиях | |
Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе — организация подачи апелляции | |
Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
Обеспечение безопасности спортсменов, проходящих подготовку по программам совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
Обеспечение психолого-методической поддержки спортсменов в период соревнований | |
Необходимые умения | Провести методически обоснованный отбор обучающихся — лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, в спортивную команду |
Определять справедливость судейства | |
Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
Повысить спортивную мотивацию и волю к победе обучающегося — участника спортивных соревнований | |
Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
Оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Паралимпийская хартия, требования Паралимпийского комитета |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта | |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Способы оказания первой доврачебной помощи | |
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, систему соревнований | |
Правила соревнований адаптивного спорта | |
Техника профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности | |
Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.4. Трудовая функция
Трудовые действия | Разработка годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки спортсменов |
Подбор наиболее эффективных методик проведения занятий | |
Первичный учет, анализ и обобщение результатов работы | |
Разработка комплексной программы подготовки спортсмена или спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
Выявление наиболее перспективных для выступления на международных и российских спортивных соревнованиях спортсменов с ограниченными физическими возможностями | |
Предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса | |
Необходимые умения | Использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания |
Подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь | |
Оценивать процесс и результаты деятельности | |
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся | |
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ этапа совершенствования спортивного мастерства и этапа высшего спортивного мастерства по виду спорта | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой | |
Требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний | |
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Теория спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований | |
Особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.5. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики:
3.5.1. Трудовая функция
Трудовые действия | Организация совещаний, рабочих встреч по вопросам осуществления тренировочного и соревновательного процесса, реализации программ адаптивной физической культуры и спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, а также по иным вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей |
Определение на каждом этапе подготовки целей и задач работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре | |
Организация составления сводных перспективных, текущих и индивидуальных планов подготовки спортсменов — лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | |
Необходимые умения | Провести методически обоснованный отбор в группы этапа совершенствования спортивного мастерства |
Использовать групповые формы принятия решений | |
Ставить цели и определять задачи тренерской работы по направлениям адаптивной физической культуры и подготовки спортсменов — лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп | |
Использовать методы календарного планирования | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи, в том числе текстовыми редакторами, электронными таблицами, средствами подготовки презентаций | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную и физкультурно-оздоровительную подготовку в адаптивных группах | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | |
Гигиенические основы физического воспитания | |
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) | |
Методики диагностики физической подготовки, функциональных возможностей и усвоения полученных знаний | |
Методики календарного планирования | |
Основы экономики, организации труда и управления | |
Основы трудового и налогового законодательства | |
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма | |
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре | |
Порядок составления плана проведения групповых занятий | |
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.5.2. Трудовая функция
Трудовые действия | Организация систематического первичного учета результатов тренировочного и соревновательного процесса выполнения индивидуальных и групповых программ тренировок, в том числе и с использованием электронных форм |
Осуществление систематического сводного учета результатов тренировочного и соревновательного процесса, в том числе и с использованием электронных форм | |
Оценка эффективности подготовки спортсменов и обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц | |
Оценка уровня достижения спортивного результата на основе итогов выступления спортсменов с ограниченными физическими возможностями, а также спортивной команды на соревнованиях | |
Подготовка предложений о поощрении отличившихся работников, а также о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной дисциплины | |
Проведение контрольных мероприятий для подтверждения выполнения спортсменами и обучающимися норм и нормативов | |
Контроль соблюдения тренерским составом, спортсменами и обучающимися антидопинговых правил | |
Контроль соблюдения тренерами-преподавателями по адаптивной физической культуре условий, предупреждающих случаи травматизма во время занятий | |
Контроль выполнения рекомендаций медицинских работников | |
Внесение корректив в дальнейшую подготовку спортсменов (при необходимости) | |
Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности спортсменов |
Вести первичную и сводную учетно-отчетную документацию по реализации тренировочного и соревновательного процесса (по виду спорта, по дисциплине) | |
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Оценивать уровень достижения спортивного результата по итогам выступления спортсменов спортивной команды на соревнованиях | |
Поощрять тренеров и спортсменов спортивной команды по итогам выступлений на соревнованиях в соответствии с вкладом в достигнутый результат | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную и физкультурно-оздоровительную подготовку в адаптивных группах | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ | |
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций | |
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила по охране труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.5.3. Трудовая функция
Трудовые действия | Изучение передового опыта организации тренерской деятельности в области адаптивной физической культуры |
Посещение конференций, семинаров по обмену опытом в адаптивной физической культуре | |
Обоснование и внесение предложений о внедрении передового опыта организации тренерской деятельности в области адаптивной физической культуры | |
Разработка и руководство мероприятиями по внедрению передового опыта организации тренерской деятельности в области адаптивной физической культуры | |
Необходимые умения | Оценивать степень новизны различных методик и приемов организации тренерской деятельности в области адаптивной физической культуры |
Оценивать возможности внедрения передового опыта в практику организации тренерской деятельности в области адаптивной физической культуры в конкретном учреждении | |
Разрабатывать план мероприятий по внедрению передового опыта в практику занятий адаптивной физической культурой | |
Обосновывать предлагаемые предложения | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта |
Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них | |
Теория и методика адаптивной физической культуры | |
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную и физкультурно-оздоровительную подготовку в адаптивных группах | |
Санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ | |
Основы педагогики и психологии | |
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
Этические нормы в области спорта | |
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. | ГАУ Саратовской области «Центр спортивной подготовки сборных команд «Школа высшего спортивного мастерства», город Саратов |
2. | ГБОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу», город Тверь |
3. | ГБУ Воронежской области «Центр спортивной подготовки сборных команд «Школа высшего спортивного мастерства», город Воронеж |
4. | ГБУ физической культуры и спорта «Центр спортивной подготовки сборных команд области», Вологодская область |
5. | ГОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по летним видам спорта Московской области», город Фрязино, Московская область |
6. | Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России», город Москва |
7. | ФГБОУ ВПО КГУФКСТ Училище (техникум) олимпийского резерва, город Краснодар |
8. | ФГБОУ СПО «Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Брянск |
9. | ФГБОУ СПО «Государственное среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва», город Щелково, Московская область |
10. | ФГБОУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Бронницы, Московская область |
11. | ФГБОУ СПО «Государственное училище олимпийского резерва по хоккею», город Ярославль |
12. | ФГБОУ СПО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Смоленск |
13. | ФГБУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Самара |
14. | ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, город Москва |
15. | ФГБУ ФЦПСР (Федерального центра подготовки спортивного резерва), город Москва |
16. | ФГОУ СПО «Омское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», город Омск |
______________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2021г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2021 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2021 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2021 г. № 28489);
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2021 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2021 г. № 28534);
-приказ Минтруда России от 29 апреля 2021г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2021 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.
Письмо Минобрнауки России от 02.11.2021 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».
Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации
- Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2021 № 544н).
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональные стандарты применяются:
Разработан проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».
Информационное сопровождение введения профстандартов
С 1 января 2021 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2021 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
Цель применения
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
- Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, пед.советы)
- Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МБОУ СОШ №16.
Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах
1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов
- Проведение информационного совещания администрации МБОУ СОШ №16 по применению профстандартов
- Формирование рабочей группы по внедрению профстандартов
- Утверждение состава рабочей группы
- Разработка плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов
Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.
Состав рабочей группы
Порядок формирования и деятельность рабочей группы
- Рабочая группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
- В плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за мероприятия
- Знакомство рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных совещаний, семинаров)
- Реализация мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов, предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной информации.
В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:
- формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных организаций;
- информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных правовых актах;
- своевременное информирование о сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих кадров.
2 ШАГ
Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах
- Составление списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
- Отслеживание корректировок профессиональных стандартов
3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций
- Сверка наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из профстандартов и квалификационных справочников
- Проверка должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.
4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта
Проверка данных по конкретными работникам:
Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:
В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.
Специалист должен:
Воспитательный процесс
В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.
Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.
Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.