Что нужно знать при написании должностной инструкции
В законах, регулирующих трудовые отношения, нет стандартов, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на типовые инструкции, многие из которых написаны на основе профстандартов. Эти инструкции построены по определенным правилам, регулирующим их структуру и наполнение.
Типовая структура инструкции:
- Общий раздел.
- Должностные функции.
- Ответственность за нарушения.
- Права сотрудника.
Некоторые наниматели, особенно крупные или работающие в отраслях со своей спецификой, добавляют сюда и разделы, в которых детально описаны отдельные аспекты их отношений с сотрудниками.
Популярные дополнительные разделы:
- Требования к квалификации кандидата.
- Должностные взаимосвязи.
- Параметры оценки результатов работы.
Внимание! Содержание должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором или пересекать его границы. Она рассматривается как документ дополняющий трудовой договор, а не замещающий его.
Общий раздел
- Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
- средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
- документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
- соответствующий опыт работы от 1 года.
- Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
- Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
- Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
- Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
- законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
- приемы оказания немедленной медицинской помощи;
- основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
- стандарты общения с детьми;
- возрастные особенности учащихся;
- приемы мониторинга деятельности учащихся;
- теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
- методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
- основные современные техники обучения детей;
- методы общения с детьми и их родителями;
- этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
- нормы ведения соответствующей документации;
- структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
- правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
- нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
- Воспитатель детского сада руководствуется:
- действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
- соответствующей документацией учреждения;
- положениями этой инструкции.
Обязанности
- Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
- Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
- Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
- Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
- Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
- Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
- Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
- Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
- Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
- Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
- Помощь детям в пределах своей компетенции.
- Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
- Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
- Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
- Прохождение плановых медицинских осмотров.
- Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.
Ответственность
Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:
- Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
- Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
- Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
- Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.
Права
Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:
- Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
- Участие в собраниях коллектива учреждения.
- Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
- Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
- Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
- Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.
Десять рекомендаций воспитателям общежития
ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯМ ОБЩЕЖИТИЯ
по работе с учащимися в период адаптации
- Общайтесь с подростками в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне без повышения голоса. Это способствует установлению благоприятной атмосферы в общении между взрослыми и учащимися.
- Следуйте принципу единства требований. Это делает жизнь учащихся в общежитии более понятной и предсказуемой, создает ощущение безопасности.
- Сохраняйте чувство собственного достоинства учащихся – не заостряйте внимание на неудачах, промахах, а также исключите угрозы наказания, накопление компроментирующих сведений, публичных обвинений в чем-либо.
- Благодарите или иным способом давайте позитивное внимание к тому поведению, которое вы ожидаете от учащихся. Это поможет закрепить желаемую модель поведения.
- Давайте учащимся конкретные и посильные поручения.
- Помните: строгость и наказание эффективны тогда, когда применяются из любви и желания добра, а не из обиды или желания отомстить.
- Используйте внушение, когда необходимо поддержать подростка (учащийся способен справиться с проблемами; неудачи – обычное явление, они преодолимы; необходимо уметь отделять главное от второстепенного и пр.). Давайте учащимся позитивные и жизнеутверждающие установки.
- Используйте убеждение, опираясь на свой опыт и опыт других.
- Не бойтесь лишний раз оказать участие и внимание подростку, сказать ему слова благодарности или обратить его внимание на его сильные стороны.
Помните: трудный ребенок – объект для помощи, а не для критики.
Должностная инструкция воспитателя филиала :: гбпоу запк
возрастную физиологию; — методы и формы мониторинга деятельности студентов;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени студентов;
- методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка филиала
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.7. Воспитатель филиала руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности воспитателя филиала
- Осуществляет деятельность по воспитанию студентов в филиале и общежитии;
- Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности студентов, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;
- Осуществляет изучение личности студентов, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей;
- Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося; способствует развитию общения студентов;
- Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, преподавателями, мастерами п/о, родителями (лицами, их заменяющими);
- Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности;
- Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в филиале; планирует и организует работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами студентов;
- Совершенствует в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами студентов, жизнедеятельность коллектива студентов;
- Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием студентов; ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
- Разрабатывает план воспитательной работы с группой студентов;
- Работает в тесном контакте с преподавателями, мастерами п/о, социальными педагогами, педагогом-психологом, родителями (лицами, их заменяющими) студентов; совместно с соцпедагогом контролирует наличие и расходование денежных средств несовершеннолетних студентов, приобретает совместно с обучающимся личные вещи, о расходовании денежных средств отчитывается перед социальным педагогом, предоставляя кассовые или товарные чеки в 3-х дневный срок.
- На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога, социального педагога планирует и проводит с обучающимися, с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
- Обязан принимать участие в деятельности педагогического и иных советов филиала и колледжа, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
- Анализирует проблемы воспитательного и коррекционного процессов, результаты воспитательной и коррекционной работы, ход и развитие воспитательного и коррекционного процессов;
- Ведет просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;
- Координирует деятельность студентов во внеурочное, выходные и каникулярные дни:
- ежедневно контролирует и ведет учет наличия подростков в общежитии;
- в случае отсутствия студентов в течение 2-х дней принимает экстренные меры по его розыску и возвращению в общежитие через знакомых, мастеров п/о, ОВД города и области, заявления в ГОВД;
- Контролирует безопасность используемых в воспитательном и коррекционном процессах оборудования, приборов, технических и наглядных средств; соблюдение обучающимися режима общежития; изучение и соблюдение обучающимися Правил проживания в общежитии, Устав учреждения.
- Обеспечивает:
- своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление заместителю директора по УВР;
- своевременное и аккуратное заполнение журналов «учета студентов», «передачи смен», «нарушений», «кружковой работы», тетради взаимосвязи, личных календарных планов, дневников наблюдений студентов, планирование и ведение кружковой работы;
- обновление содержания жизнедеятельности общежития в соответствии с возрастными интересами студентов; информированность студентов о проводимых мероприятиях в общежитии (оформление и наполняемость информационных стендов);
- сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения и территории;
- постоянное наблюдение за обучающимися во время работы на смене в общежитии;
- ежемесячное представление отчета о проделанной работе;
- предоставление информации о результатах своей работы по результатам полугодия
по плану работы учреждения;
— формирование и наполняемость личной папки «Портфолио».
2.22. Воспитатель филиала , работающий в ночную смену, обязан:
- принимать студентов с отметкой в спецжурналах:
- подростков пофамильно и по комнатам
- санитарное состояние всех помещений (комнат, коридора, кухни, лестниц и др.)
- больных пофамильно и по комнатам, с отметкой, что сделано и что надо дать больному;
- объяснительные, докладные;
- обеспечить порядок в общежитии и контролировать выполнение ЕПТ, Правил проживания в общежитии проживающими: не допускать выход студентов из общежития после отбоя, хождение подростков по комнатам и коридору; просмотр телепередач; прослушивание музыки; пользования кухней, душем и постирочной.
- следить, чтобы двери жилых комнат не были закрыты на замок.
- обеспечить во время дежурства санитарное состояние на территории общежития (коридор, лестница с 5 этажа, под окнами здания общежития); при необходимости организовывать уборку.
- делать записи в журналах по итогам дежурства:
- нарушений
- приема-сдачи смены
- заявок по ремонту
- указывать пофамильно больных и принятые меры
— подавать рапорт заместителю директора по УВР по итогам ночной смены и смены воспитателей предыдущего дня.
— осуществлять подъем проживающих; организовывать и контролировать проведение утренней зарядки, уборки комнат, сдачу ключей, дежурство по столовой, завтрак, в общежитии оставлять только больных, при необходимости приносить им завтрак, доводить сведения о наличии студентов в общежитии мастерам п/о;
— сдавать комнаты и территорию общежития, фамилии больных дежурному по общежитию под роспись.
3. Права
Воспитатель филиала имеет право в пределах своей компетенции:
3.1. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности, утвержденные колледжом;
3 .2. Давать обязательные распоряжения обучающимся во внеурочное время и нахождения в общежитии;.
3 .3. Привлекать:
- к дисциплинарной ответственности студентов за проступки, дезорганизующие воспитательный и коррекционный процессы, в порядке, установленном Правилами.
- 3 .4. Принимать участие:
- в разработке воспитательной программы учреждения;
- работе Педагогического Совета.
- 3.5. Вносить предложения:
- на рассмотрение руководства учреждения по вопросам, находящимся в его компетенции, по улучшению деятельности колледжа и совершенствованию методов работы;
4. Ответственность
Общая часть
Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.
Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.
Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.
Ответственность
Обязательный раздел, в котором дается список возможных причин для привлечения сотрудника к ответственности его работодателем. Эти причины приведены в общей форме, как и соответствующие им меры наказания, поскольку конкретика может быть определена лишь путем соответствующих разбирательств, в том числе в суде.
Права
Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.
Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения.
Функции
Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.