Должностная инструкция бортпроводника Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Должностная инструкция бортпроводника  Акты, образцы, формы, договоры   Консультант Плюс Должностные инструкции

Основы создания должностной инструкции

Из-за того что в законодательстве отсутствуют указания по написанию должностной инструкции, работодатели используют при её создании типовые образцы и профстандарты. Написанные на их основе инструкции имеют типовой или расширенный формат. Стандартный формат включает 4 части:

  • Общий раздел.
  • Должностные функции.
  • Полномочия специалиста.
  • Его ответственность.

Такой вариант вполне достаточен для большинства профессий, особенно не требующих значительной ответственности. Но если инструкцию создают для позиций уровня топ-менеджеров или особо уникальных специалистов, то часто применяется расширенный формат. В нем к базовым частям добавляют:

  • Правила изменения инструкции.
  • Нормативы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила должностных взаимодействий.
  • Условия и особенности труда.
  • Иные аспекты, которые хочет документировать работодатель.

https://www.youtube.com/watch?v=DtyfiPIHsIg

Внимание! При создании инструкции можно применять подходящие профстандарты и разделы квалификационных справочников. Так, основные характеристики профессии бортпроводника содержатся в Выпуске 53 Единого квалификационного справочника (ЕТКС).

Основные области работы

Стюарты работают только на пассажирских авиаперевозках. Выделяют 4 основных вида самолетов, обслуживающих пассажиров:

  1. Широкофюзеляжные. Самые крупные из всех видов самолетов. Их длина достигает 70 м, диметр – до 6 м. Это позволяет разметить в салоне до 10 рядов кресел. Такие самолеты используются только для перелетов на средние и дальние расстояния.
  2. Узкофюзеляжные. Используются для перелетов на среднее и малое расстояние, их диаметр не превышает 4 м.
  3. Региональные. Мелкогабаритные воздушные суда, способные вместить не более 100 пассажиров.
  4. Местные. Используются для перевозки 10-20 пассажиров.

В военной авиации наличие бортпроводника не предусмотрено. Все пассажиры, независимо от звания и должности, подчиняются приказам экипажа. За порядком в салоне следит бортмеханик или оператор, а обеспечивать себя питанием и необходимыми предметами гигиены пассажиры обязаны сами.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Основная цель стюардессы — обеспечить безопасность пассажиров на борту самолета, создать для них комфортные условия. Исходя из этого составлен универсальный список обязанностей бортпроводника.

В него входят следующие действия:

  • встреча пассажиров на борту, их приветствие, проверка билетов и распределение людей по местам;
  • озвучивание перед началом полета инструкции, в которой приводятся правила поведения на борту, приемы техники безопасности, услуги, рекомендации;
  • оценка наличия всего необходимого инвентаря, проверка исправности приспособлений, наполненности аптечек, соответствия списку объема продовольствия, одеял и посуды;
  • решение текущих проблем, в том числе, путем побуждения пассажиров к действию, осуществления над ними контроля;
  • разрешение конфликтных ситуаций, устранение недопониманий, предотвращение нарушений порядка;
  • консультирование пассажиров по любым вопросам, связанным с полетом;
  • оказание первой медицинской помощи в рамках своей компетентности;
  • создание комфортных условий для пассажиров — от подачи напитков или подушек до помощи в укладке ручной клади;
  • обслуживание пилотов, обеспечение связи между ними и людьми на борту.

Бортпроводник должен быть готов к любой ситуации на борту. Эффективность его работы зависит от способности угождать пассажирам, при этом держа их в строгих рамках. Стюардессам нельзя допускать ситуаций, в которых действия одних людей будут негативно сказываться на комфорте других.

Основные обязанности бортпроводника

Каждый, кто летал самолетом, примерно представляет обязанности бортпроводника. Во всяком случае, те, что касаются общения с пассажирами. Если сказать коротко, одним предложением, то они заключаются в том, чтобы обслуживать пассажиров и обеспечивать порядок и безопасность на борту самолета. Работник сервисной службы на борту начинает свою работу задолго до полета.

Он должен проверить порядок в салоне, наличие спасательного оборудования на каждом посадочном месте. Если имеются дефекты или нарушения, он должен сообщить технической службе или устранить их самостоятельно.

Общий раздел

  1. Бортпроводник нанимается и увольняется приказом руководителя авиакомпании.
  2. На земле бортпроводник подчиняется руководителю отделения кабинных экипажей.
  3. На воздушном судне бортпроводник подчиняется старшему бортпроводнику и членам КВС.
  4. Бортпроводник обязан регулярно проходить врачебно-летную комиссию.
  5. Лицо, претендующее на эту позицию, должно подходить под следующие критерии:
    • среднее законченное образование;
    • знание английского языка в объеме не ниже Intermediate;
    • опыт работы не требуется.
  6. При временном отсутствии бортпроводника (болезнь, переквалификация и пр.) его обязанности на определенный срок переходят к другому бортпроводнику, назначенному руководителем отделения кабинных экипажей.
  7. Бортпроводник обязан разбираться в:
    • законах и нормативах, регулирующих его трудовую деятельность;
    • отраслевых стандартах и внутренних правилах, определяющих поведение на борту воздушного судна;
    • принципах взаимодействия с пассажирами, в том числе по разрешению спорных ситуаций;
    • особенностях конструкций основных воздушных судов компании и размещения в них специализированных помещений;
    • предлагаемых компанией дополнительных услугах для пассажиров;
    • документах, регулирующих деятельность членов КВС;
    • нормативах, определяющих порядок перевозки пассажиров и багажа, в том числе и опасных грузов;
    • основах предполетной подготовки;
    • правилах досмотра пассажиров в границах своей ответственности;
    • документах, используемых при приеме и передаче перевозимых материальных ценностей;
    • схемах размещения пассажиров в салоне;
    • правилах действий экипажа при возникновении ЧС;
    • принципах организации питания пассажиров;
    • приемах оказания неотложной медпомощи;
    • правилах обслуживания пассажиров, летящих разными классами;
    • правилах безопасности, поддержания стандартов чистоты и порядка, соблюдения норм внешнего вида и других, обязательных для служащих компании.
  8. Бортпроводник руководствуется:
    • отраслевыми правилами;
    • действующим актуальным законодательством;
    • положениями компании;
    • сведениями из инструкции.
Другие инструкции:  Прием на работу водителя погрузчика Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Функции

Бортпроводник отвечает за:

  1. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров в соответствии с правилами компании.
  2. Проведение общего досмотра помещения судна до и после рейса.
  3. Обеспечение сервисного обслуживания членов КВС и пассажиров в соответствии с правилами компании.
  4. Общий контроль состояния спасательного и бытового оборудования, а также информирование руководителя КВС о замеченных проблемах.
  5. Проверку санитарной обстановки до посадки пассажиров.
  6. Помощь пассажирам в их размещении.
  7. Прием и размещение коммерческой загрузки, а также почты, оборудования и прочего груза.
  8. Информирование пассажиров о стандартах, обязательных к соблюдению на борту судна.
  9. Отслеживание соблюдения пассажирами норм поведения на борту судна.
  10. Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами компании.
  11. Взаимодействие с другими членами экипажа по решению рабочих вопросов.
  12. Консультирование пассажиров в границах своей компетенции.
  13. Организацию эвакуации пассажиров при возникновении ЧС.
  14. Соблюдение в своих действиях норм дисциплины, безопасности, внешнего вида и других правил, закрепленных в соответствующих корпоративных документах.

Ответственность

Бортпроводник отвечает за:

  1. Неисполнение своих должностных функций, указанных в инструкции и трудовом договоре, — в пределах, которые описаны в разделах трудового законодательства.
  2. Нарушение норм, законов, стандартов компании — в соответствии с правилами компании-работодателя и актуальным законодательством.
  3. Разглашение конфиденциальных сведений — в границах, данных в правилах компании и действующем законодательстве.
  4. Ущерб, который был получен работодателем из-за его действий, — в размерах, обозначенных в соответствующих положениях законодательства.

Выбор места

К сожалению, так случается, что на регистрации пассажирам может не достаться мест рядом. Единственный выход в этом случае — попросить о помощи стюардессу. Сделать это лучше всего в первые минуты на борту, так как после рассадки стюардессы будут заняты более насущными делами, такими как подготовка к взлету и объяснение техники безопасности.

Как правило, стюардесса сперва ждет, когда все пассажиры поднимутся на борт, и только после этого попробует договориться о смене мест. Это, конечно, не гарантирует, что все получится, однако значительно увеличивает шансы по сравнению с тем, если договариваться самостоятельно.

Гарант:

См. Справку по теме: «Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления» и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Старший бортовой проводник водного судна (далее — старший бортпроводник) входит в состав экипажа водного судна и непосредственно подчиняется первому помощнику капитана по пассажирской части (администратору), а при отсутствии такой должности в штатном расписании — старшему помощнику капитана.

1.2. На должность старшего бортпроводника принимается лицо, имеющее [ вписать нужное ] образование, специальную подготовку [ вписать нужное ], стаж работы [ вписать нужное ].

1.3. Старший бортпроводник принимается и увольняется с работы приказом [ должность руководителя организации ].

1.4. Старший бортпроводник должен знать:

— законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности членов экипажа судов внутреннего водного транспорта;

— устав службы на судах внутреннего водного транспорта;

— устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта;

— положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта;

— правила технической эксплуатации внутреннего водного транспорта;

— правила водных перевозок пассажиров, багажа, грузов;

— правила и технологию обслуживания пассажиров на борту водных судов;

— правила пользования бортовым оборудованием, предназначенным для обслуживания пассажиров и спасания их в аварийной ситуации;

— технические данные бортового оборудования;

— места расположения спасательных средств, пути эвакуации пассажиров, предусмотренные расписанием по тревогам;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. Профессионально важные качества: [ перечислить качества ].

2. Должностные обязанности

Старший бортпроводник обязан:

2.1. Осуществлять руководство работой бортпроводников водного судна.

2.2. Обеспечивать содержание пассажирских помещений и помещений общего пользования в надлежащем состоянии.

2.3. Организовать четкий порядок размещения пассажиров.

2.4. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров. Старший бортпроводник при посадке и высадке пассажиров находится на месте, указанном помощником капитана по пассажирской части.

2.5. При нахождении пассажиров на борту судна проводить регулярные обходы кают и других пассажирских помещений, выявляя недостатки и претензии, принимая меры по их устранению.

2.6. Вести учет свободных пассажирских мест, проверять возвращение пассажиров, сходивших на берег, и докладывать об этом старшему помощнику капитана (администратору).

2.7. В установленном порядке получать и обменивать постельные принадлежности для пассажиров и спецодежду для бортпроводников.

2.8. Следить за состоянием и сохранностью подотчетного имущества, вести соответствующий учет, оформлять заявки на пополнение, замену или ремонт этого имущества.

2.9. Следить за выполнением пассажирами и бортпроводниками правил пожарной безопасности, техники безопасности, охраны водной среды, санитарных и судовых правил.

Другие инструкции:  Должностные инструкции менеджера по продажам | Должностные обязанности и образец должностной инструкции менеджера по продажам —

2.10. Информировать пассажиров об общих правилах поведения пассажиров на борту водного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания водного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения на судне спасательных плотов и шлюпок.

2.11. В случае возникновения аварийной ситуации организовать выдачу пассажирам и членам экипажа судна спасательных жилетов.

2.12. Организовывать уход за больными пассажирами и питание их в каютах.

2.13. При объявлении судовых тревог контролировать действия бортпроводников, обеспечивать порядок среди пассажиров и их безопасность.

2.14. Вести рабочую документацию.

2.15. [ Другие обязанности ].

Старший бортпроводник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Отдавать распоряжения подчиненным бортпроводникам и контролировать их исполнение.

3.4. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных нарушениях в процессе работы и вносить предложения по их устранению.

3.5. Вносить предложения по приему, увольнению и перемещению подчиненных бортпроводников.

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. На бесплатную выдачу специальной одежды и специальной обуви.

3.8. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

Старший бортпроводник несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Источник

Где учиться профессии бортпроводника

По данному профилю пока нельзя получить высшее или среднее специальное образование. При этом наличие диплома ВУЗа приветствуется, особенно, если специализация претендента связана с лингвистикой, психологией, управлением, авиацией. Можно самостоятельно найти, где учиться навыкам, обязательным для бортпроводника, сдать аттестацию, а потом искать работу.

Но лучше пойти по другому пути. Надо найти компанию, набирающую в свой штат бортпроводников, тщательно подготовиться к собеседованию и проявить себя на нем с лучшей стороны. Если все пройдет удачно, отдел кадров одобрит кандидатуру, соискателя примут в штат, после чего отправят на учебу за счет работодателя.

Еда и напитки

Авиакомпании всегда заказывают бортовое питание с запасом: в среднем около 10 дополнительных порций. Это нужно, прежде всего, чтобы уменьшить количество пассажиров, которым не досталось желаемое блюдо. Плюс на каждом рейсе найдутся пассажиры, которые спят, поели перед полетом или вообще не в настроении кушать — их порции стюардессы тоже рады отдать желающим. Так что если вы чувствуете, что с легкостью съели бы еще одну порцию, можно смело попросить добавки у стюардессы.

Тот же принцип действует и с напитками, в частности с газировкой. Чая, кофе, а также напитков, которые разливают из больших бутылок, — можно сразу просить два стаканчика; если газировку наливают из железных банок, стюардесса по просьбе может отдать всю баночку.

Однако если вы хотите попросить воду в промежутке между приемами пищи, то лучше прогуляться до хвоста самолета — как правило, стюардессы выставляют воду и газировку на полочку в открытом доступе. Кроме того, если у вас с собой уже была бутылочка с водой, можно попросить стюардессу добавить воды в нее, так как в самолете всегда есть питьевая вода для чая и кофе.

К сожалению, правило добавки редко распространяется на алкогольные напитки в экономическом классе (которые в большинстве случаев подают на длинных рейсах по Европе и Америке). Однако спросить никогда не запрещается. Вполне возможно, что сговорчивая стюардесса с радостью добавит вам немножко горячительного. В бизнес-классе и первом классе количество алкоголя, как правило, ограничивается только желанием пассажира.

Зарплата стюардессы

Доходы стюардесс и стюардов отечественных авиакомпаний в 3-4 раза ниже, чем за границей, но все равно они довольно высоки. Начинающие сотрудники, которые обслуживают внутренние рейсы получают 30-40 тыс. рублей, зарплата профессионалов составляет уже 60-80 тыс. рублей.

На международных рейсах работают обычно люди со стажем и опытом. Их заработок в среднем находится в пределах 90-130 тыс. рублей. Ведущие компании платят своим сотрудникам еще больше, предлагают им премии и бонусы. Девушки бортпроводницы больше востребованы в качестве работников у лидеров отрасли, чем молодые люди.

[salary]

Из истории


Обслуживание пассажиров на борту самолета — задача непростая. Однако с развитием авиации требования к стюардессам и список их обязанностей только уменьшается.

Только представьте, в 1930-40-е годы хрупкие девушки, которые еще час назад улыбались и разносили по салону напитки, вынуждены были таскать ведра с водой для влажной уборки в самолете и канистры с топливом для заправки самолета, помогать с погрузкой и выгрузкой багажа, взвешивать пассажиров, заносить на борт тележки с питанием и напитками, наводить порядок в самолете… Да и рабочий день в те времена вполне мог растянуться на 12-14 часов.

Другие инструкции:  Что делает страховой агент - должностные права и обязанности страхового агента, чем занимается и что должен знать

Сейчас же за соблюдением норм труда и отдыха следят гораздо больше, а все процедуры, напрямую не связанные с обслуживанием пассажиров и обеспечением их безопасности, автоматизированы.

История появления профессии

Путешествие на самолете поначалу пугало людей, но его основная выгода – экономия времени – быстро сделала этот вид транспорта популярным. Владельцам авиакомпаний почти сразу же стало понятно, что в экипаж нужно включить дополнительных работников, занятых обслуживанием пассажира.

До появления бортпроводников разносить обеды и оказывать пассажирам первую помощью приходилось второму пилоту. В течение всего полета он постоянно курсировал из кабины в салон и обратно. Это было неудобно и небезопасно. Поэтому уже в 1928 в Германии в состав экипажа включили стюардов.

Первые бортпроводники были молодыми мужчинами спортивного телосложения. Но вскоре пассажирские авиаперевозки стали сопровождать девушки. Молодые привлекательные сотрудницы привлекали дополнительные поток пассажиров, и к тому же не создавали перегруза: стюардесса должна была весить не более 52 кг.

При жестких требованиях к внешности бортпроводницы должны были отвечать стандартам физической подготовки. Помимо работы в салоне, им приходилось выполнять много дополнительных задач: помогать грузить багаж, заправлять самолет, убирать салон и помогать заводить его в ангар.

На эту должность принимали только девушек с дипломом медсестры, умеющих оказывать первую помощь и владеющих приемами самообороны. Бортпроводница должна была уметь справиться с любой нестандартной ситуацией, возникшей на борту.

Кому подходит

Профессия бортпроводника подойдет молодым, активным, открытым и легким на подъем. Ее представители должны испытывать удовольствие от общения с людьми, оказания им помощи. Стюардесса — это человек с которым у клиентов в первую очередь ассоциируется компания-перевозчик.

Важно соответствовать универсальным требованиям относительно показателей веса, роста, возраста, состояния здоровья. Стюардам приходится значительную часть времени проводить на ногах, много передвигаться по салону, доставать и укладывать багаж, испытывать перепады давления и смены климатических поясов.

Медицинская помощь

На международных рейсах и на рейсах по Европе и Америке у стюардесс в запасе всегда найдутся обезболивающие таблетки — достаточно просто попросить. Совсем другое дело снотворные, успокаивающие, противоаллергенные и прочие специфические препараты — и в Европе, и в Америке их можно купить только по рецепту врача, поэтому и на борту таких лекарств быть не может.

Стюардессы также обучены оказывать первую медицинскую помощь. То есть они, теоретически, будут откачивать человека с сердечным приступом до самого приземления и смогут даже принять роды в самолете (это скорее исключение — беременных с пятого месяца стараются не пускать на борт).

Если пассажиру становится плохо, стюардессы, не занятые в оказании первой медицинской помощи, по громкой связи спросят, есть ли в салоне доктор. Если доктор найдется, его пригласят пройти в отсек к стюардессам для помощи пострадавшему. За оказанные докторские услуги авиакомпании часто дарят бесплатные билеты или скидки, а немецкая авиакомпания «Люфганза» даже запустила специальную программу: всем докторам при регистрации на рейс положены дополнительные мили и скидочная карта постоянно летающего пассажира.

Необходимые качества личности

Работа стюарда в основном состоит в общении с пассажирами. Поэтому для него важно обладать качествами организатора и переговорщика:

  • эмоциональной устойчивостью;
  • коммуникабельностью;
  • внимательностью;
  • умением находить компромисс;
  • бесконфликтностью;
  • стрессоустойчивостью;
  • доброжелательностью;
  • дипломатичностью;
  • ответственностью;
  • быстрой реакцией.

Стюардессы должны находить подход к людям разного возраста, включая детей. Часто пассажиры боятся летать, страдают от перепадов атмосферного давления и тошноты. Бортпроводники должны уметь создать психологический и физиологический комфорт на протяжении всего полета.

Необходимые навыки стюардессы

К претендентам на должность бортпроводника выдвигаются следующие требования:

  • владение английским языком на уровне не ниже Intermediate;
  • стрессоустойчивость и крепкая психика, которые проверяются специальными тестами;
  • наличие навыков оказания экстренной медицинской помощи, умение обращаться с аптечкой;
  • наличие навыков обращения с оборудованием, которое используется в салоне самолета;
  • поставленная русская речь без акцента, умение быстро и качественно доносить информацию до пассажиров;
  • умение тушить пожары специальными и подручными средствами;
  • наличие базовых знаний о конструкции самолета и особенностях прохождения полета, позволяющих при необходимости отвечать на вопросы пассажиров.

Работа стюарда в салоне самолета не ограничивается общением с пассажирами и раздачей им напитков. Бортпроводник обязан постоянно контролировать ситуацию на борту, быть готовым к внештатным ситуациям, уметь реагировать на них в соответствии с инструкцией.

О профессии стюардесса

Чтобы получить профессию, мало иметь необходимое образование, нужно соответствовать ряду базовых параметров:

  • отличное состояние здоровья, которое должно быть подтверждено заключением медкомиссии;
  • приятная внешность без явных физических недостатков и особенностей;
  • приятный голос, отсутствие расстройств речи;
  • возраст — от 19 до 29 лет;
  • размер одежды — для женщин 42-46, для мужчин — 46-52;
  • рост — для женщин 160-175 см, для мужчин — 170-190 см;
  • хорошее зрение (допустимое отклонение — до 30%);
  • законченное среднее образование.

В некоторых компаниях к стюардессам и стюардам выдвигают дополнительные требования. Пенсионный возраст для представителей профессии наступает в 45 лет для женщин, в 50 лет для мужчин.

Должностная инструкция бортпроводника  Акты, образцы, формы, договоры   Консультант Плюс
Стюардесса, равно как и стюард – это специалист рядового состава, который может входить в состав экипажа воздушных и водных транспортных средств.

Общий раздел

В начальном разделе документируют должностные параметры общего характера: правила замены, принципы кадровых перемещений и другие. Основную роль играют требования к квалификации кандидата на должность: уровень его опыта, образования и владения конкретными навыками.

Внимание! Навыки обязаны соответствовать задачам, выполняемым специалистом. Так, при работе бортпроводника на зарубежных рейсах от него в обязательном порядке требуется знание английского или других иностранных языков.

Обязанности бортпроводника

Заступая на рейс, стюардессы осматривают самолет, проверяя наличие аптечек, огнетушителей, исправность кислородных масок. Пересчитывают обеды, комплекты одеял, готовят салон к приему пассажиров.

Перед вылетом бортпроводники обязаны:

  • проинструктировать пассажиров, разъяснив правила поведения во время полета, технику использования средств первой помощи, правила поведения во время чрезвычайной ситуации;
  • убедиться, что багаж убран, а пассажиры сидят на своих местах;
  • проверить двери, убедиться, что самолет готов к взлету.

Во время полета бортпроводники поддерживают чистоту в салоне, подают пассажирам напитки и еду. В случае необходимости успокаивают, оказывают первую помощь. Также в задачи стюардесс участвуют в развлекательных мероприятиях для пассажиров, организовываемых транспортной компанией-перевозчиком.

Особенности работы

Бортпроводник – специфическая профессия, вокруг которой скопилось много домыслов и романтических фантазий. Но она сопряжена со многими сложностями. Работать стюардом или стюардессой может только человек с устойчивой психикой, крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение 8-10 часового перелета.

На бортпроводников влияют постоянные перепады атмосферного давления, температуры, смена и климатических поясов. Стюарты должны постоянно передвигаться по салону, проверяя, все ли в порядке у пассажиров. Далеко не всегда пассажиры ведут себя адекватно: на борту могут оказаться хамы, агрессивные или напуганные перспективой перелета люди. Бортпроводники обязаны найти подход ко всем, вовремя обеспечить едой, напитками, одеялами.

Плюсы и минусы профессии

Выбирая профессию стюардессы, нужно четко осознавать положительные и отрицательные рабочие моменты. К преимуществам относятся:

  • посменный рабочий график, предполагающий большое количество свободного времени;
  • социальный пакет, включающий специальные льготы;
  • обязательный отпуск – 45 суток;
  • возможность путешествовать бесплатно;
  • шопинг за рубежом;
  • ранний выход на пенсию.

К недостаткам профессии относятся:

  • повышенный риск для жизни и здоровья;
  • необходимость запоминать большой объем информации;
  • высокая физическая и эмоциональная нагрузка;
  • незначительные карьерные перспективы;
  • необходимость взаимодействовать с большим количеством разных пассажиров.

Стюарды и стюардессы часто страдают от профессиональных заболеваний: варикозного расширения вен и повышенного внутричерепного давления. Чтобы успешно выполнять свою работу, бортпроводникам нужно регулярно проходить медосмотры и профилактическую физиотерапию.

Права

Перечень должностных прав специалиста зависит от ряда факторов: кадровой политики нанимателя, значимости должности, отраслевой специфики. Также в этой части упоминаются и льготы, которые предоставляются работодателем. К ним, например, относят право на дополнительное обучение или на компенсацию работодателем некоторых расходов сотрудника.

После написания инструкции её показывают:

  • Юристу — он проверяет документ на соответствие положениям Трудового кодекса и иных законодательных актов.
  • Кадровику — он должен гарантировать соответствие документа внутренним правилам компании-работодателя и отраслевым нормативам.
  • Делопроизводителю — он исследует документ на соблюдение правил оформления деловой документации.

Источник

Рабочая инструкция бортпроводника

1.1. Должность бортпроводник согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов относится к категории рабочих.

1.2. Бортпроводник принимается на должность и увольняется с должности приказом генерального директора по представлению директора департамента обслуживания на борту (в дальнейшем – Департамент) или другого уполномоченного лица.

1.3. На должность бортпроводника принимается лицо, имеющее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Бортпроводник Департамента в своей работе должен знать и руководствоваться в части его касающейся:

· стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, международных организаций гражданской авиации;

· нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, являющимися специально уполномоченными в области воздушного транспорта;

· Воздушным Кодексом РФ;

· нормативными документами и другими локальными актами, принимаемыми руководством ;

· руководством для бортпроводников ОАО “Аэрофлот”;

· приказами и указаниями директора Департамента;

· руководством по сервису для бортпроводника, другими нормативными документами по вопросам обеспечения сервиса на борту, в том числе, обеспечения бортовым

· положением о языковой подготовке бортпроводников, старших бортпроводников и инструкторов-проводников бортовых ;

· правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности, инструкцией по охране труда для членов кабинных экипажей ВС ;

· требованиями иных действующих нормативных документов, регулирующих деятельность, связанную с осуществлением авиаперевозок;

· требованиями к должности бортпроводника;

· инструкцией о порядке действий экипажа в аварийной и чрезвычайной обстановке;

· схемой размещения и правила пользования АСС, предназначенных для спасения пассажиров в аварийной ситуации;

· конструктивными особенностями и расположением служебных, бытовых и общественных помещений на ВС различных компоновок;

· стандартами авиакомпании по предоставлению услуг пассажирам;

· стандартами, технологии и другие документы, регламентирующие работу членов кабинного экипажа при выполнении задания на полет;

· основами психологии и правилами общения;

· правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов, в том числе, правилами перевозки опасных грузов;

· руководством по досмотру пассажиров, членов экипажа и ВС в объеме, касающемся бортпроводника;

· рабочими процедурами предполетной подготовки;

· инструкцией о приеме-сдаче коммерческой загрузки;

· инструкцией по приему-передаче материальных ценностей и правилами заполнения соответствующей документации;

· порядком и правилами оформления полетной документации;

· санитарными правилами и организацией питания пассажиров в рейсе;

· правилами «Личной безопасности» («Руководство для бортпроводника» — часть 3, глава 09);

· правилами оказания первой (доврачебной) помощи;

· английский язык в объеме не ниже intermediatе level, другой(ие) иностранный(ые) языки в объёме, предусмотренном Положением о языковой подготовке бортпроводников, СБ и бортпроводников-инструкторов ;

· организацию обслуживания и питания пассажиров, индивидуального обслуживания пассажиров «высоких» классов;

· положением о департаменте обслуживания на борту ;

· положением об отделении кабинных экипажей Департамента;

· настоящей рабочей инструкцией.

1.5. Бортпроводник подчиняется начальнику отделения кабинных экипажей, оперативно начальнику смены Производственного отдела.

1.6. При выполнении производственных заданий, связанных с выполнением полетов, бортпроводник подчиняется КВС, старшему бортпроводнику, а также лицам командно-руководящего и инструкторского состава.

1.7. Обязанности бортпроводника в период его временного отсутствия по указанию руководства возлагаются на другого работника.

1.8. В тексте данной должностной инструкции используются следующие сокращения:

· ВС – воздушное судно;

· ГА – гражданская авиация;

· СБ – старший бортпроводник экипажа;

· АСС – аварийно-спасательные средства;

· РПП — руководство по производству полетов;

· ИКАО – международная организация гражданской авиации;

· КВС — командир воздушного судна.

2.Должностные обязанности.

2.1. Соблюдать производственную дисциплину, а также указания, распоряжения и приказы руководства , руководства Департамента и должностных лиц, перечисленных в п. п. 1.5, 1.6 настоящей инструкции.

2.2. Соблюдать инструкцию по охране труда для членов кабинных экипажей ВС .

2.3. Выполнять требования законодательства Российской Федерации и других нормативных документов, перечисленных в п.1.4 настоящей рабочей инструкции.

2.4. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров в полёте, действовать чётко в соответствии с утверждёнными процедурами при возникновении аварийной обстановки, в нештатной ситуации, требующей эвакуации пассажиров.

2.5. Выполнять мероприятия по обеспечению авиационной безопасности. Контролировать соблюдение пассажирами установленных правил поведения на борту.

2.6. Выполнять действующие стандарты и технологии авиакомпании по предоставлению сервисных услуг пассажирам и членам летных экипажей.

2.7. В работе применять знания одного или нескольких иностранных языков.

2.8. Быть доброжелательным, внимательным, проявлять заботу о пассажирах.

2.9. При обслуживании пассажиров в полёте особое внимание уделять пассажирам с детьми, инвалидам, пассажирам преклонного возраста.

2.10. Контролировать состояние аварийно-спасательного оборудования и электрооборудования, соблюдать правила его эксплуатации.

2.11. Проверять санитарное состояние воздушного судна до посадки пассажиров.

2.12. Качественно и своевременно выполнять проверку ВС по контрольному листу.

2.13. Своевременно информировать СБ о неисправностях вверенного на время выполнения полета оборудования ВС.

2.14. Контролировать санитарное состояние ВС, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах, в гигиенических помещениях, на рабочем месте во время выполнения задания на полет.

2.15. Контролировать количество и размещение пассажиров на борту воздушного судна.

2.16. Соблюдать иммиграционные, таможенные, карантинные правила Российской Федерации и стран пребывания.

2.17. Выполнять требования «Руководства по сервису» по вопросам приема-передачи материальных ценностей и правил заполнения соответствующей документации.

2.18. Своевременно информировать СБ обо всех случаях нарушений пассажирами правил поведения на борту.

2.19. Своевременно докладывать СБ обо всех замечаниях и претензиях пассажиров, поступающих при выполнении рейсов.

2.20. Проводить осмотр воздушного судна после выхода пассажиров с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов.

2.21. Корректно оформлять полетную документацию.

2.22. Бережно относиться к имуществу авиакомпании, немедленно докладывать руководству Департамента о фактах хищения или порчи имущества, принадлежащего .

2.23. Своевременно проходить врачебно-летную экспертную комиссию.

2.24. В своих действиях, суждениях и высказываниях проявлять уважение к авиакомпании и ее работникам.

2.25. Следить за сроками действия и сохранностью служебных документов, иметь документы при себе при выполнении задания на полет.

2.26. Соблюдать предполетный и послеполетный отдых.

2.27. В соответствии с установленным регламентом, своевременно узнавать информацию о плане – наряде в “Call-center” и центральной диспетчерской производственного отдела Департамента.

2.28. Соблюдать правила ношения форменной одежды в соответствии с сезоном, иметь опрятный внешний вид.

2.29. Докладывать непосредственному руководителю обо всех несоответствиях, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей.

2.30. Соблюдать требования охраны труда, содержащиеся в государственных нормативных правовых актах по охране труда, и локальных актах по охране труда.

2.31. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

2.32. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

2.33. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого инфекционного заболевания (отравления).

2.34. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

3.Права.

Бортпроводник имеет право:

3.1. В пределах своей компетенции получать от работников смежных подразделений ОАО “Аэрофлот” и структурных единиц Департамента информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, требовать от них выполнения всех необходимых процедур для качественного выполнения полетов.

3.2. Требовать от руководства Департамента создания необходимых условий и оказания содействия для исполнения трудовых обязанностей, возложенных настоящей рабочей инструкцией.

3.3. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по совершенствованию своей деятельности и улучшению условий труда.

3.4. Требовать от пассажиров неукоснительного выполнения правил поведения на борту.

4.Ответственность.

Бортпроводник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей рабочей инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Невыполнение плана-наряда, включая отказ от полетов без документального подтверждения причин невыполнения.

4.3. Совершение действий, наносящих ущерб , включая:

· распространение негативной информации о деятельности ;

· провоз на борту воздушного судна собственного багажа, превышающего установленные в нормы;

· торговлю на борту товарами, не предназначенными для продажи, включая собственное имущество;

· необоснованное перемещение пассажиров в салон более высокого класса;

· недостойное гражданина РФ и работника авиакомпании поведение во время пребывания в командировках.

4.4. Нарушение правил ношения форменной одежды.

4.5. Обоснованные жалобы и замечания пассажиров, представителей смежных подразделений ОАО “Аэрофлот” и структурных единиц Департамента по исполнению своих трудовых обязанностей.

4.6. Причинение материального ущерба, в том числе путем совершения хищения имущества предприятия.

4.7. Неполное или несвоевременное выполнение указаний, распоряжений и приказов руководства , руководства Департамента и должностных лиц, перечисленных в п. 1.5, 1.6. настоящей инструкции.

4.8. Неполное или несвоевременное информирование отдел персонала об изменениях в личных контактных данных.

4.9. Несоблюдение процедур безопасности, приводящих к несанкционированному выпуску трапов.

4.10. Неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

4.11. Неразглашение персональных данных работника и пассажиров .

4.12. Несоблюдение требований безопасности труда, правил, норм и инструкций по охране труда, требований трудового законодательства.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Положением об отделении кабинных экипажей и штатным расписанием Департамента обслуживания на борту.

Источник

Ручная кладь

При отборе в стюардессы основным параметром является рост. Относительно высокий рост необходим в том числе для того, чтобы стюардесса могла убедиться, что все багажные полки как следует закрыты, а также помочь пассажирам с упаковкой багажа.

В первую очередь стюардессы помогают убрать ручную кладь на верхние полки пассажирам с маленькими детьми и людям пожилого возраста, но всегда готовы помочь любому. Однако нередко встречаются ситуации, когда пассажир пытается убрать на полку слишком большой чемодан — тогда он становится для стюардессы головной болью. Лучше внимательно отнестись к требованиям, и особенно, если вы рассчитываете на помощь при посадке в самолет.

Стюардесса: плюсы и минусы профессии

К преимуществам получения специализации относят следующие моменты:

Должностная инструкция бортпроводника  Акты, образцы, формы, договоры   Консультант Плюс
Для того чтобы работать стюардессой, совсем не обязательно получать высшее образование. Можно ограничиться двух-четырехмесячным обучением на курсах за свой счет или бесплатно при какой-нибудь авиакомпании.

У профессии есть существенные минусы:

стюардессы «аэрофлота»: полёт нормальный?

Стюардессы «Аэтофлота»: полет нормальный?

— Как Вы пришли в авиацию? Мечтали об этой работе с детства?

— Я задумалась об этой работе в 14 лет. Посмотрела фильм про стюардессу, если честно. Мне показалось очень интересным, что бортпроводник соединяет в себе всё: доброту, отзывчивость, заботу. И тут же работаешь психологом, врачом, в какой-то степени поваром, предоставляешь высокий сервис.

— Работа стюардессы ещё с советского времени считалась престижной. А как сейчас?

— Если говорить об отношении пассажиров, то всё поменялось. Для многих это просто обычные официантки, которые не могут ничего сказать в ответ на хамство, так как они в форме и ограничены в своих действиях и словах. Защиты нет никакой, зарплата низкая для такой работы, условия плохие, отношение начальства – потребительское. Престижем тут мало что назовёшь…

— Каков график работы у бортпроводников?

— Вообще мы не должны летать более 80 часов в месяц. Но как только бортпроводник устраивается на работу, его заставляют подписывать договор о переналёте до 90 часов. Это все делают. Если не будешь подписывать, то будешь летать 80 часов, но это будут самые ужасные, ночные и короткие рейсы. И так до тех пор, пока сам не уволишься от измождения и усталости.

— А сколько обычно получает стюардесса в «Аэрофлоте»?

— Зарплата в среднем 80 тысяч рублей. Это – при полном выработанном месяце. И это ещё очень хорошо, если столько насчитают. Но по факту никто не понимает, как они начисляют зарплату. Я могу отлетать 89 часов в месяц, а в следующем месяце – 79, и зарплата будет одинаковая.

Что касается старших бортпроводников, то у них большая ответственность за весь самолёт, за всю бригаду, а зарплата либо такая же, либо больше на 3-5 тысяч. Поэтому в бригадиры часто заставляют идти принудительно. В моей авиакомпании вообще особо не любят спрашивать о желаниях работников…

— Пробовали разобраться в системе оплаты?

— Зарплата обычно разделяется на оклад и премию. Каков оклад у стюардесс?

Оплата у нас почасовая. Для начинающих – от 160 рублей в час. Столько я поначалу и зарабатывала. Затем зарплата может составлять 180-190 рублей. У бортпроводников с большим стажем – около 200-220 рублей.

В конце месяца в расчетном листе по зарплате есть графы типа: «доплата за язык», «доплата за ночные», «доплата за работу в бизнес классе. Но по какому принципу начисляют – неизвестно.

— На Ваш взгляд, с чем может быть связана такая неопределённость?

— Думаю, там очень много воруют, поэтому всё так запутанно. Я как-то летала ночными рейсами почти месяц, а в итоге получила за это доплату 400 рублей. И это, мне кажется, максимальное, что ты можешь получить за работу ночью.

— Есть ли разница в зарплате на внутренних и международных рейсах?

— Да, за международные доплачивают около 500 рублей. Плюс, если это командировка, то платят какие-то суточные. Но тоже никто не знает, как их начисляют. Знаю также, что Савельев давно уже хочет убрать эту и иные доплаты бортпроводникам. Но пока ещё они у нас есть.

— Какой рейс считается командировкой?

— Примерно от 5 часов полёта и выше. Например, Испания, Америка, Эмираты, Япония, Таиланд. Там мы обычно остаёмся на сутки. А то, что до 5 часов, – это «разворотные» рейсы. Как пассажиры выходят, делаем уборку, сажаем новых пассажиров – и обратно. В аэропорт мы даже не выходим.

— Если бортпроводник работает на внутренних рейсах, велик ли шанс попасть на международное направление?

— Вопрос не в этом. Все мы летаем и внутренними, и международными рейсами. У меня, например, английский «на пять», и я, как и другие, летаю по России. Главное – разница в процентном соотношении. У меня было, что с моим английским я летала постоянно по России. Почему? Чтобы все получали одинаково.

— То есть, уравниловка.

— Да. Это какой-то парадокс. Когда я ушла работать в бизнес-класс, то думала, что буду получать больше. Ведь за это есть доплата. А в итоге получаю столько же, потому что мне стали ставить больше России. Минус доплата за заграничные рейсы.

— Практикует ли работодатель депремирование? Если да, то за что?

—За всё. Как захотят, так и накажут. Помните недавнюю ситуацию с котами, которые умерли в багажном отсеке самолёта? Так вот, уже обвинили в этом грузчиков. Но ведь животные получили обморожение! Как это связано с грузчиками?

Или, например, наказывают за то, что не хочешь быть старшим бортпроводником. Или если вдруг перепутаешь спецпитание. Типов спецпитания, которое пассажир может заказать бесплатно, много: кошерное, бессолевое, низкой жирности, и так далее. За ошибку сразу депремируют, плюс выговор от начальства.

Тур в кабину пилотов

Учитывая все авиационные стандарты безопасности, тур в кабину пилотов — очень уж неправдоподобная вещь, но это вполне реально, особенно при полетах с детьми по Европе. Чтобы показать своему чаду кабину, лучше всего дождаться посадки и пропустить основную массу пассажиров вперед.

У выхода кроме стюардесс с пассажирами прощаются также командир корабля или второй пилот — именно к одному из них лучше всего обратиться. Малыш сам может обратиться к командиру корабля, однако если тот будет вынужден отказать по тем или иным причинам, все могут оказаться в неловкой ситуации, так что просьбу все же лучше озвучить взрослому.

Оцените статью
Добавить комментарий