Должностная инструкция специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ — Учебный центр АУКЦИОН КОНСАЛТИНГ

Должностная инструкция специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ - Учебный центр АУКЦИОН КОНСАЛТИНГ Должностные инструкции

Основные формулировки

Здесь имеет смысл зафиксировать:

  • что специалист по закупкам относится к категории рядовых сотрудников фирмы — к специалистам;
  • порядок назначения на данную должность;
  • порядок замещения данного сотрудника в период его отсутствия на работе;
  • квалификационные требования к специалисту по закупкам фирмы;
  • какими источниками специалист должен руководствоваться в ходе работы.

В разделе о должностных обязанностях специалиста можно определить:

  • задачи специалиста по взаимодействию с поставщиками, клиентами, партнерами;
  • задачи специалиста, связанные с взаимодействием с коллегами;
  • задачи специалиста, находящиеся только в его компетенции и выполняемые им лично;
  • порядок отчетности специалиста о своей работе перед руководством;
  • обязательства специалиста по выполнению указаний руководства фирмы.

В разделе о правах инструкции отражается право специалиста по закупкам:

  • на получение необходимых полномочий для выполнения установленных должностных обязанностей;
  • получение информации, требующейся для выполнения установленных должностных обязанностей;
  • получение нужных ресурсов для выполнения установленных должностных обязанностей;
  • представление руководству предложений по оптимизации собственных условий труда, а также тех, в которых работают другие сотрудники фирмы, по оптимизации инфраструктуры фирмы.

В разделе, регламентирующем ответственность менеджера по закупкам, можно прописать:

  • его ответственность за нарушение должностных обязанностей, несоблюдение распоряжений руководства, разглашение коммерческой тайны и иных конфиденциальных сведений фирмы, положений законодательства РФ;
  • перечень НПА или отраслей законодательства, в соответствии с которыми специалист несет ответственность за свои действия.

Если кадровая служба решает включить в инструкцию отдельный раздел о квалификационных требованиях, в нем можно зафиксировать критерии в дополнение к тем, которые содержатся в общих положениях. Например, перечень конкретных прикладных навыков или личностных качеств специалиста, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Как организовать работу специалиста по закупкам? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите алгоритм по организации работы контрактной службы.

Какие дополнительные образовательные программы могут пригодиться специалистам в работе

После подведения итогов торгов нередко возникают споры. В отдельных случаях их удается урегулировать на месте. Однако в сложных ситуациях окончательный вердикт выносит суд. Специалист по закупкам непосредственно участвует в разрешении спорных вопросов.

Важно также хорошо ориентироваться в той экономической сфере деятельности, с которой организация специалиста работает в рамках госзакупок. Для каждого направления государственные контролирующие ведомства устанавливают свои особенности регулирования.

Контрактному управляющему следует проявлять особое внимание при составлении документов. В данной сфере нередко возникают споры, касающиеся попыток заказчика манипулировать количеством участников тендера. Любые непродуманные фразы в контракте могут стать причиной обвинения в коррупции и последующих судебных разбирательств.

Устанавливая жесткие требования к качеству товаров и услуг, заказчик рискует получить обвинение в умышленном ограничении количества участников торгов, нарушении основных принципов госзакупок.

Например, в Оренбургской области слушалось дело о тендере. Заказчик установил, что к конкурсу допускаются только компании, имеющие опыт оказания услуг в дочерних предприятиях ОАО «Х». После рассмотрения дела комиссия постановила устранить этот пункт из контракта.

Верховным судом рассматривалось дело о проведении тендера в Краснодарском крае. Заказчик установил критерий о наличии у участников торгов опыта в проведении строительных и ремонтных работ автомобильных дорог. Верховный суд счел, что такая позиция нарушает основной принцип конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, и обязал удалить данный пункт из контракта.

Если у вас остались вопросы по теме статьи или об образовании, закажите бесплатный звонок и специалисты Академии вам помогут!

О профессии

Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»

О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день.

Специалист по госзакупкам

Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому,  чтобы обосновать итоговые рекомендации.

Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).

Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.

Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.

В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий.

Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.

Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).

Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.

Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.

Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс.

Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».

Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.

Образец должностной инструкции менеджера по закупкам

Общие положения

  1. Менеджер по закупкам отвечает за своевременное поступление необходимых для фирмы товаров.
  2. Менеджер по закупкам принимается на свою должность и освобождается от неё приказом руководителя фирмы.
  3. Менеджер по закупкам находится в подчинении начальника соответствующего отдела.
  4. На время отсутствия специалиста его замещает другой сотрудник отдела закупок, направленный начальником данного отдела.

Кандидат на данную позицию обязан отвечать следующим стандартам:

  • законченное высшее образование;
  • высокий уровень владения деловой лексикой английского языка, достаточном для общения с иностранными контрагентами и переписки с ними;
  • опыт работы по профилю от 1,5 лет.

Менеджер по закупкам должен разбираться в следующем:

  • профильное законодательство и нормативные акты;
  • особенности внешнеторговых операций;
  • деловые обычаи страны, с которой ведет бизнес его работодатель;
  • ведение документооборота по закупкам;
  • ведение процесса деловой переписки;
  • специфика формирования цен на закупаемые товары;
  • основные марки закупаемых товаров, их особенности и различия;
  • мониторинг основных рыночных трендов по закупаемым товарам;
  • заключение договоров с иностранными контрагентами;
  • контроль качества и других параметров закупаемой продукции;
  • отслеживание ситуации по поставщикам и их условиям;
  • поиск альтернатив по поставщикам и товарам;
  • использование соответствующего программного обеспечения и оргтехники;
  • взаимодействие с аналитиками, менеджерами по продажам и другими сотрудниками по всем
  • требуемым аспектам процессов закупок.
Другие инструкции:  Должностная инструкция для машиниста экскаваторщика

Менеджер по закупкам руководствуется:

  • действующим законодательством;
  • документами фирмы;
  • содержанием этой инструкции.

Обязанности

  1. Организация закупки соответствующих товаров.
  2. Организация долгосрочного сотрудничества с поставщиками.
  3. Отслеживание возможных альтернативных поставщиков.
  4. Мониторинг ситуации по скидкам и акциям от поставщиков.
  5. Отслеживание рыночных трендов по закупаемым товарам.
  6. Мониторинг неэкономических факторов, могущих повлиять на ситуацию с закупками.
  7. Выполнение заявок менеджеров по продажам по срокам, количеству и другим параметрам закупаемых товаров.
  8. Разработка, совместно с сотрудниками фирмы, долгосрочных планов по закупкам товаров.
  9. Разрешение спорных ситуаций с поставщиками, в том числе по возвращению им товаров несоответствующего качества.
  10. Отслеживание ситуации с оплатой за покупаемую продукцию.
  11. Ведение документооборота в своей зоне ответственности.
  12. Мониторинг ситуации по своевременному прибытию товаров, их нахождению в пути, прохождению таможни и другим рабочим моментам.
  13. Взаимодействие с надзорными органами по получению соответствующих документов на импортируемые товары.
  14. Контроль за корректностью проведения внешнеторговых операций.
  15. Перевод иностранной документации для сотрудников фирмы в случаях, оговоренных в соответствующих правилах фирмы.
  16. Взаимодействие с аналитиками по составлению отчетов и обзоров по закупаемым позициям.

Ответственность

Менеджер по закупкам может быть привлечён к ответственности в следующих случаях:

  1. Причинения ущерба фирме в силу своей некомпетентности и невыполнения обязанностей, — в соответствии с принципами, изложенными в трудовом законодательстве.
  2. Совершение правонарушений на рабочем месте — в соответствии с разделами соответствующего законодательства.
  3. Разглашение конфиденциальных данных третьим лицам, — в соответствии с правилами фирмы, и в границах, определенных соответствующим законодательством.

Права

Менеджер по закупкам имеет права:

  1. Получать от сотрудников фирмы данные, необходимые для выполнения своих рабочих обязанностей.
  2. Требовать от начальника своего отдела поддержания условий, нужных для выполнения служебных функций.
  3. Информировать руководителей по мерам, могущим улучшить ситуацию в зоне своей ответственности.
  4. Подписывать документы в зоне своей ответственности.
  5. Участвовать в совещаниях, посвященных закупочной деятельности.
  6. Получать новые документы фирмы, относящиеся к своей зоне ответственности.
  7. Представлять фирму в ходе взаимодействия с представителями поставщиков.
  8. Получать премии в соответствии с правилами, изложенными в документах фирмы.
  9. Отправляться в оплачиваемые фирмой поездки в другие города и за рубеж, возникающие вследствие рабочей необходимости.

Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.

У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.

Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.

Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.

В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.

Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.

Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.

Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.

Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.

В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.

Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.

К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.

В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам. 

Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.

Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.

На это есть 2 причины:

1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;

2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.

Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.

Профстандарт «специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Уровень квалификации

Наименование обобщённой трудовой функции

Трудовые функции

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

5-ый

Обеспечение закупок

— предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

— подготовка закупочной документации;

— обработка результатов закупки и заключение контракта

Среднее профессиональное образование.

ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не установлены

6-ый

Осуществление закупок

— составление планов и обоснование закупок;

— осуществление процедур закупок

ВО (высшее образование) – бакалавриат.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 3-х лет в сфере закупок

7-ый

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

— проверка соблюдений условий контракта;

— проверка качества представленных товаров, работ, услуг

ВО — специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 4-х лет в сфере закупок

8-ый

Контроль в сфере закупок

— мониторинг в сфере закупок;

— аудит и контроль в сфере закупок

ВО — специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Специалист по госзакупкам

Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию.

Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.

Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них — переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады.

И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда — более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения). 

Другие инструкции:  Образец должностной инструкции менеджера по персоналу (2021)

Специалист по госзакупкам

Третий аспект — образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках. Замонас Р.С. — директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им.

Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р.М. — и.о. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО «Т-Плюс», окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета.

В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.

Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок.

КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2021 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере.Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы. Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное — получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок.Когда главное — формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены — по 2 тыс. рублей за одного слушателя.В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2021 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК — 553/06) (далее — Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма).Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200.4-200.5. Обращаю внимание на статью 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170.2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб.  и 9 000 000 руб. соответственно.В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо. Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.Перечислю статьи: 7.29; 7.29.3; 7.30; 7.31; 7.31.1; 7.32; 7.32.3; 7.32.5; 9.16; 19.5; 19.7.2; 19.7.2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.

По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2021 г., задолго до последних правовых новаций.

После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности.

Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики.

А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы.

В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию.

Теперь о дистанционном обучении. Это современная форма, которой удобно пользоваться. Во всем мире ее применение расширяется.

Есть даже образное выражение, что эра краснокирпичных университетов проходит (здания престижных университетов Англии построены из красного кирпича). Но у дистанционного обучения есть и недостатки, ведь обучающийся не находится в аудитории, рискует потерять внимание, отвлечься на посторонние мысли и происшествия.

Кроме того, у слушателя нет прямого контакта с преподавателем, он не обсуждает жизненные ситуации с другими студентами, не задает сам и не слышит вопросов однокурсников с мест. Для дистанционных форм обучения, на мой взгляд, нужна серьезная и строгая система тестов по принципу: прошел, только тогда можно перейти к следующей теме.

Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование — страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов? 

Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений.

Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция — информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина «правовые технологии»), создание умных контрактов и иное.

О чем идет речь? Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10.09.2021 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.

Перечислим их полностью:

— обработка и анализ информации о ценах на товары, работы;

— подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

Другие инструкции:  Юридические услуги :: Должностная инструкция юриста ТСЖ (Управляющей компании)

— обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Все перечисленные трудовые действия могут быть в будущем переданы… роботам.

Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции — подготовка закупочной документации:

— подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

— осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

— осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;

— осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века.

Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2021, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий.

Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):

— оценка степени достижения целей закупок;

— оценка обоснованности закупок;

— формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

— проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

— осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги.

Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.

КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок — одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2021 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа — вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид.Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам:  Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ — опыт и практика, на мой взгляд. Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде.КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?
Требования к его квалификации
Законодатель разрешает предприятию установить, что делает специалист по тендерам, перечень требований по образованию, опыту работы и навыкам для сотрудника самостоятельно. В определении квалификационных требований помогает профстандарт специалиста по закупкам, утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.09.2021 № 625н (документ не является обязательным для использования — письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2021 № Д28и-1536). Исключение — закупающие специалисты со стороны заказчика. Для них ФЗ № 44-ФЗ (ст. 38) предусматривает требования по образованию — высшее или дополнительное профобразование по теме закупок.

Получить профессию в учебном заведении невозможно (обучение предусмотрено лишь для контрактного управляющего). Желающие получить знания в сфере тендеров обращаются в различные учебные центры, при которых организованы курсы по теме. Предприятие, которое ищет работника, определяет, что должен знать специалист по тендерам, определяет требования к работнику, например, следующие:

Уровень образованияОт среднего до высшего (как вариант, по направлениям юрист, экономист) или дополнительного профессионального.
Опыт практической трудовой деятельностиКак правило, свыше 3 лет.
ЗнанияВ сфере закупочной деятельности, по иным направлениям права.
УменияРабота в различных автоматизированных системах.

Обработка и хранение сведений.

Способность к анализу.

Возможность подсчитать выгоду для бизнеса от торгов.

Навыки по теме делопроизводства (нужны для правильного формирования пакетов бумаг для тендеров).

Владение иностранными языками позволяет выйти на международный уровень и принять участие в зарубежных конкурсах. Высокая степень ответственности, внимательность, умение принимать самостоятельные решения, тяга к получению новых знаний в сфере закупок тоже учитываются при поиске тендерного специалиста.

Участники закупочного процесса

Можно выделить четыре ключевых функции, реализуемых сотрудниками заказчика в рамках закупочного процесса:

  1. Инициатор закупки. Его цель – озвучить и обосновать потребность в закупке, а после ее проведения использовать приобретенную продукцию для исполнения коммерческих или административных функций заказчика.
  2. Отдел закупок (в том числе контрактная служба). Его цель – обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении конкурентной закупки, а главное – эффективность самой закупки.
  3. Закупочная комиссия (в том числе конкурсная комиссия, аукционная комиссия и т.п.). Ее цель – сравнить предложения участников закупки на основании прозрачного механизма сопоставления и выбрать победителя закупки.
  4. Руководить организации. Его цель – утверждать инициативы и решения каждого из перечисленных выше субъектов и быть при необходимости арбитром между ними.

Последняя из названных функций применительно к закупочному процессу реализуется, как правило, не одним лицом, а одним из топ-менеджеров при помощи группы уполномоченных им специалистов (например, юристов, экономистов, финансовых работников), которым поручено согласование отдельных документов на разных стадиях закупочной работы (например, плана закупок, закупочной документации, подписываемого контракта и т.п.).

Закупочная комиссия также может не иметь постоянного состава или, напротив, несколько разных составов для единой комиссии, для конкурсной комиссии, для аукционной комиссии, для котировочной комиссии и для комиссии по оценке заявок участников запроса предложений.

Главное, чтобы состав комиссии, выбирающий победителя конкретной закупки, был утвержден до начала этой закупки. При этом даже законодательство о контрактной системе не запрещает конкретному сотруднику заказчика совмещать обязанности члена закупочной комиссии и работника отдела закупок – правда, лишь при условии, что соблюдаются установленные тем же законом требования к уровню профильного закупочного образования.

Наконец, инициатором закупки может быть любое структурное подразделение заказчика или несколько таких подразделений совместно.

Главное, чтобы каждый из названных субъектов выполнял собственную, свойственную именно ему функцию с четко очерченными полномочиями и ответственностью. Большинство стадий закупочного цикла реализуется совместно двумя или даже тремя из перечисленных выше субъектов, но даже такая совместная реализация не должна приводить к смешению их полномочий и обязанностей.


Закупочный цикл

Совокупность этапов закупочной работы принято именовать закупочным циклом в связи с тем, что каждый такой этап в норме должен логически следовать из предыдущего, а финальный этап предыдущего закупочного года с анализом результатов закупочной деятельности должен приниматься во внимание при формировании плана закупок на будущий год. Укрупненно можно выделить следующие этапы закупочного цикла:

  1. Прогнозирование закупок.
  2. Планирование закупок.
  3. Подготовка закупочной документации.
  4. Объявление закупки.
  5. Сбор заявок участников закупки.
  6. Оценка и сопоставление заявок.
  7. Выбор победителя.
  8. Подписание договора.
  9. Исполнение договора и приемка его результатов.
  10. Отчетность по итогам закупки и договорной работы.
  11. Анализ эффективности закупки.

Каждый из этих этапов можно разбивать на подэтапы. Так, обособлены могут быть стадия оценки заявок и стадия сопоставления заявок. Подготовка документации включает формирование требований к продукции как основы будущего ТЗ, требований к участнику закупки, порядка сопоставления заявок и проекта контракта.

Договорная работа, в зависимости от сложности поставки, может подразделяться на несколько этапов. Но для профессиональной организации деятельности заказчика важно понять, по крайней мере, ключевые обязанности каждого из перечисленных выше четырех субъектов на каждом из укрупненных этапов.

Оцените статью
Добавить комментарий