Должностная инструкция водолаза 7-го разряда — образец 2021

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ

3.1.
Подготовка к действию и ввод в действие систем воздухоснабжения для водолазных
работ.

3.1.1.
К действию допускаются только исправные и герметичные (не имеющие утечки
воздуха) системы воздухоснабжения.

Лицо,
обнаружившее неисправность, обязано доложить об этом старшине (бригадиру)
водолазной станции.

3.1.2.
Подготовка системы воздухоснабжения к действию должна включать тщательный
наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии утечек воздуха и в том, что
вводу в действие системы ничто не препятствует.

3.1.3.
При подготовке к действию системы воздухоснабжения в соответствии с требованиями
медицинской части РД
31.84.01-90 следует контролировать качество воздуха в
баллонах-воздухохранителях.

Эксплуатация
системы воздухоснабжения запрещается при содержании вредных веществ в воздухе
выше предельно допустимых концентраций, установленных медицинской частью РД
31.84.01-90, а также до устранения в системе причин, вызвавших превышение
допустимых концентраций.

3.1.4.
Штатные манометры должны быть без видимых повреждений.

Подготовка
к работе и работа системы воздухоснабжения при отсутствии штатных манометров
или при неисправном их состоянии, а также при истекших сроках поверки
запрещаются.

. При подготовке к действию системы воздухоснабжения необходимо:

проверить
соответствие положения запорных клапанов, всех клапанов на воздухораспределительном
водолазном щите, щите управления подачи воздуха в барокамеру и водолазный
колокол и т. д. режиму подачи воздуха водолазу в зависимости от характера
водолазного спуска;

проверить
герметичность основных элементов системы;

продуть
поочередно баллоны-воздухохранителя (группы баллонов), для чего кратковременно,
на 15-20 с, открыть клапаны продувания;

продувать
влагомаслоотделители и штуцера для присоединения водолазного шланга и
присоединить водолазный шланг;

проверить
и убедиться, что в фильтрах используются фильтрующие элементы с невыработанным
ресурсом;

при
необходимости проверить качество сжатого воздуха;

произвести
пробный пуск воздушного компрессора, в том числе и резервного компрессора (если
он имеется в составе системы).

3.1.6.
При подготовке к действию и пуске воздушного компрессора необходимо».

проверить
уровень масла в картере или маслосборнике и при необходимости добавить масло,
провернуть вручную лубрикаторы (если они имеются);

подать
воду на охлаждение компрессора и промежуточных воздухоохладителей;

открыть
краны продувания на компрессоре и на влагомаслоотделителе;

провернуть
вручную коленчатый вал компрессора;

подготовить
к работе и пустить приводной двигатель;

после
пуска и достижения номинальной частоты вращения закрыть все клапаны продувания.

3.1.7.
В период эксплуатации водолазной станций резервный воздушный компрессор должен
быть исправным.

При
подготовке к вводу в действие системы воздухоснабжения должна быть проверена
готовность к работе резервного воздушного компрессора путем пробного пуска.

3.1.8.
При подготовке автоматизированных воздушных компрессоров к действию после
продолжительного неработающего периода должна быть проверена работоспособность
средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации
и защиты.

3.1.9.
Перед началом каждого водолазного спуска руководитель спуска должен дать
указание водолазу, обслуживающему воздухораспределительный щит, о поддержании
режима подачи воздуха работающему водолазу, а также дать указания лицу,
обслуживающему воздушный компрессор, о режиме работы компрессора и зарядке
баллонов-воздухохранителей.

3.1.10.
После пуска воздушного компрессора нужно проверить показания всех манометров и
в случае необходимости отрегулировать параметры подачи воздуха, а также
убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации.

3.1.11.
В случае появления при пуске воздушного компрессора ненормального шума, стука,
вибраций или выхода значений контролируемых параметров за допустимые пределы
компрессор должен быть остановлен для выяснения и устранения причин
неисправности.

3.2.
Обслуживание системы воздухоснабжения для водолазных работ во время работы.

3.2.1.
Режим работы основных элементов системы воздухоснабжения должен устанавливаться
с учетом условий водолазного спуска таким образом, чтобы значения
контролируемых параметров не выходили за установленные пределы. Необходимо
стремиться к установке режима, который при выполнении основными элементами
системы заданных функций обеспечивал бы его наиболее надежную и безотказную
работу.

3.2.2.
Во время действия системы воздухоснабжения должно вестись наблюдение за ее
работой по показаниям манометров, а также по сигналам
аварийно-предупредительной сигнализации (если система ее имеет). Периодичность
контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей.

При
отсутствии указанных инструкций периодичность должна быть установлена
руководителем водолазного спуска или старшиной (бригадиром) водолазной станции
с учетом характера водолазного спуска, надежности основных элементов системы, а
также наличия устройств аварийно-спасательной сигнализации и защиты.

3.2.3.
Подавать воздух работающим водолазам следует непосредственно от
воздухораспределительного щита (или от водолазной помпы) с обеспечением
необходимых подпоров в соответствии с требованиями РД
31.84.01-90.

3.2.4.
В процессе расхода сжатого воздуха из баллонов-воздухохранителей (группы
баллонов) их следует наполнять до рабочего давления и производить продувку
согласно требованиям п. 3.1.5 настоящей Инструкции.

Расход
воздуха производится поочередно из баллонов-воздухохранителей(по группам
баллонов).

3.2.5.
Перевод расхода сжатого воздуха из одного баллона-воздухохранителя (одной
группы баллонов) на другой (другую группу) следует производить плавно, не
допуская резкого изменения рабочих параметров подачи воздуха работающему
водолазу.

3.2.6.
В процессе водолазного спуска необходимо поддерживать неснижаемый запас воздуха
в баллонах (в группе баллонов), обеспечивающий выход водолаза из воды при
неисправности воздушного компрессора с соблюдением режима декомпрессии для
глубины данного спуска и времени пребывания водолаза на глубине.

Если
в состав системы входит резервный компрессор, то при выходе из строя основного
компрессора необходимо ввести в действие резервный компрессор, не прерывая
водолазного спуска.

Ввод
в действие остановленного воздушного компрессора допускается только после
выяснения и устранения причины, вызвавшей вывод из действия компрессора.

3.2.7.
Необходимо периодически сличать показания манометров на
воздухораспределительном щите с показаниями манометров, установленных
непосредственно на баллонах-воздухохранителях (группе баллонов).

3.2.8.
При недостаточной уверенности в правильности показаний манометров или установки
средств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты должны быть приняты
меры, исключающие аварию основных элементов системы воздухоснабжения, вплоть до
остановки компрессора и подъема работающего водолаза на поверхность.

Манометр
должен быть заменен или проверен, а установка отрегулирована.

3.2.9.
Во время работы воздушного компрессора необходимо:

следить
за давлением воздуха по ступеням компрессора, не допуская его повышения выше
установленного уровня;

периодически
продувать холодильники и влагомаслоотделители;

периодически
контролировать уровень масла в картере или маслосборнике, температуру
охлаждающей воды, работу лубрикатов.

3.2.10.
Старшина (бригадир) водолазной станции обязан зарегистрировать в формуляре
водолазной станции или в формуляре на систему воздухоснабжения все неполадки и
неисправности, имевшие место при работе системы, с указанием времени и принятых
мер.

Если
воздушный компрессор не входит в состав водолазной станции, то аналогичные
записи обязаны заносить в машинный журнал и формуляр компрессорной установки
лица, ответственные за эксплуатацию компрессорной установки.

3.2.11.
Во время работы фильтра необходимо следить за его герметичностью и перепадом
давления воздуха до и после фильтра.

В
процессе работы через каждые 3-4 ч следует продувать фильтр в течение 3-5 мин.

3.2.12.
При повышении перепада давления на фильтре сверх допустимого инструкцией по
эксплуатации завода-изготовителя фильтр должен быть выведен из действия и
должна быть устранена причина повышения перепада давления.

При
резком уменьшении или исчезновении перепада давления на фильтре его нужно
вывести из действия, проверить правильность сборки и состояние фильтрующих
элементов. Поврежденные элементы следует заменить.

3.2.13.
При замене фильтрующих элементов крышку фильтра можно вскрыть только в том
случае, если есть полная уверенность, что сжатый воздух в него не поступает
из-за неисправности клапанов на магистрали.

3.2.14.
Сжатый воздух, подаваемый на фильтр для очистки и осушки, должен иметь
параметры (объемный расход, давление и температуру), предусмотренные
инструкцией по эксплуатации заводов-изготовителей на данные фильтры.

3.2.15.
Продолжительность работы фильтров должна фиксироваться и учитываться при
подсчете выработанного ресурса фильтрующих элементов данного фильтра.

3.2.16.
В процессе работы влагомаслоотделителя его необходимо периодически продувать,
для чего кратковременно, на 15-20 с, открывать продувочный клапан и сбрасывать
накопившийся конденсат.

В
нерабочем состоянии влагомаслоотделитель должен находиться без конденсата.

3.3.
Правила безопасности в аварийных ситуациях.

3.3.1.
В случае появления при работе основных элементов системы воздухоснабжения
ненормального шума, стука, вибрации, нарушения герметичности соединений,
нагрева или при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы
должны быть приняты немедленные меры, вплоть до прекращения водолазного спуска
и подъема работающего водолаза на поверхность.

3.3.2.
В случае выхода из строя редукционных клапанов подача сжатого воздуха
потребителям должна осуществляться через дроссельный клапан.

3.3.3.
Воздушный компрессор должен быть остановлен в следующих случаях:

при
появлении резких стуков или ударов;

при
значительном и продолжающемся увеличении давления в какой-либо степени;

при
прекращении подачи охлаждающей воды;

при
срабатывании предохранительных клапанов на компрессоре;

при
повреждении предохранительной мембраны (если она установлена);

при
нагревании крышек картера свыше 75 °С.

3.3.4.
Если в процессе водолазного спуска прекратится подача электроэнергии на
электропривод водолазной помпы, то необходимо перейти на ручной привод помпы и
принять меры по восстановлению подачи электроэнергии на привод помпы.

В
этом случае решение о необходимости прекращения водолазного спуска и подъема
работающего водолаза на поверхность принимает руководитель водолазного спуска в
зависимости от условий спуска.

3.4.
Вывод из действия системы воздухоснабжения для водолазных работ.

3.4.1.
Операция по выводу из действия системы воздухоснабжения должна производиться в
следующей последовательности:

остановить
воздушный компрессор после заполнения баллонов воздухом;

закрыть
клапаны заполнения и расхода воздуха из баллонов-воздухохранителей (группы
баллонов);

снять
давление в трубопроводах путем выпуска воздуха через клапаны для манометров;

удалить
конденсат из влагомаслоотделителей;

закрыть
клапаны на воздухораспределительном щите и щите управления;

отсоединить
водолазный шланг и на штуцер навернуть заглушку. Водолазный шланг убрать на
штатное место.

3.4.2.
После остановки воздушного компрессора (неавтоматизированного) следует закрыть
клапаны системы охлаждения (через 2-3 мин после остановки) и запорный клапан
баллона-воздухохранителя (группы баллонов), открыть клапаны для выпуска воздуха
из магистрального трубопровода и компрессора.

3.4.3.
После вывода системы воздухоснабжения из действия следует произвести ее осмотр,
устранить обнаруженные дефекты, подать масло в места ручной смазки на
компрессоре (водолазной помпе) и обтереть насухо их наружные поверхности. При
необходимости нужно закрыть крышками или зачехлить компрессор (водолазную
помпу).

3.4.4.
При выводе системы воздухоснабжения из действия на короткое время необходимо
принять меры по поддержанию ее в готовности:

один
раз в сутки проверять давление в баллонах-воздухохранителях по манометрам. При
понижении давления в баллонах на 10-15 % от рабочего произвести дозарядку
баллонов;

воздушные
компрессоры и водолазные помпы должны периодически проворачиваться (в
соответствии с инструкцией по эксплуатации заводов-изготовителей).

3.4.5.
При длительном бездействии, продолжительностью более 7 сут, системы
воздухоснабжения (под длительным бездействием понимается состояние системы, при
котором она без постановки на консервацию длительное время не используется по
прямому назначению, например при ремонте, при отстое судна и т. п.) выполняются
следующие работы:

производится
техническое обслуживание в соответствии с п. 3.5
настоящей Инструкции;

продуваются
баллоны-воздухохранители, понижается в них давление воздуха до 0,5 — 1,0 МПа
(5-10 кгс/см2);

Другие инструкции:  Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту -

снимается
давление в трубопроводах путем выпуска воздуха из них;

закрываются
все клапаны.

Обслуживание
воздушного компрессора (водолазной помпы) и другого оборудования, входящих в
состав системы, производится согласно инструкциям по эксплуатации
заводов-изготовителей.

Должны
быть приняты меры по предохранению от воздействия атмосферных осадков
манометров, водолазных рукавов и арматуры, находящихся на открытых палубах
(местах).

Техническое обслуживание системы воздухоснабжения для водолазных
работ.

3.5.1.
Техническое обслуживание системы воздухоснабжения для водолазных работ
осуществляется по планово-предупредительной системе на основе плана-графика
технического обслуживания, ремонтов и освидетельствований водолазной техники.

План-график
составляется старшиной (бригадиром) водолазной станции под контролем водолазной
службы предприятия и утверждается руководителем водолазной службы предприятия
(территориального подразделения).

Основой
для составления плана-графика на водолазной станции должны являться выписки из
годового плана эксплуатации водолазной техники на предприятии, РД
31.84.01-90 (приложение 8) и приложение 1
настоящей Инструкции, а также инструкции по эксплуатации заводов-изготовителей.

При
планировании работ по техническому обслуживанию и техническому
освидетельствованию системы воздухоснабжения следует учитывать требования РД
31.84.01-90.

3.5.2.
Периодичность и регламенты технического обслуживания должны соответствовать
периодичности и регламентам, указанным в инструкциях по эксплуатации
заводов-изготовителей на конкретные изделия водолазной техники или в следующих
документах:

РД
31.84.01-90 (приложение 8) для водолазной трехцилиндровой помпы (ручной и с
электроприводом), манометров водолазных и технических, водолазных шлангов;

настоящие
Инструкции (приложение 1) для системы
воздухоснабжения воздушных компрессоров, фильтров, воздухораспределительных
водолазных щитов и щитов управления подачей сжатого воздуха в водолазный
колокол и барокамеру.

3.5.3.
В обоснованных случаях старшина (бригадир) водолазной станции или лицо,
ответственное за эксплуатацию основных элементов системы воздухоснабжения, по
согласованию с водолазной службой предприятия (территориального подразделения)
может корректировать установленную РД
31.84.

01-90 (приложение 8) или настоящей Инструкцией периодичность
технического обслуживания с учетом фактического состояния основных элементов

системы воздухоснабжения, режимов их использования, а также опыта эксплуатации
конкретных систем.

В
гарантийный период эксплуатации систем воздухоснабжения корректировка
периодичности технического обслуживания, установленная инструкциями по
эксплуатации заводов-изготовителей, не допускается.

3.6.
Консервация и расконсервация системы воздухоснабжения для водолазных работ.

3.6.1.
На время длительного бездействия (более 3 месяцев) система воздухоснабжения
должна быть подвергнута консервации, для чего необходимо выполнить следующие
работы:

продуть
систему сжатым воздухом из баллонов-воздухохранителей через клапаны к
потребителям, после чего выпустить воздух из баллонов до давления 0,5-1,0 МПа
(5-10 кгс/см2) и снять полностью давление в трубопроводах;

открыть
все запорные клапаны, за исключением концевых, которые должны быть закрыты;

предохранить
от воздействия атмосферных осадков манометры и арматуру, находящиеся на
открытых палубах (местах);

покрыть
слоем антикоррозионной смазки обработанные и неокрашенные наружные поверхности
клапанов и крепежа;

поместить
водолазные рукава на хранение в водолазную кладовую или другое закрытое
помещение;

произвести
консервацию воздушных компрессоров (водолазных помп) и другого оборудования,
входящих в систему, в соответствии с инструкциями по эксплуатации
заводов-изготовителей на эти изделия;

манометры
подвергнуть обязательной поверке, после поверки установить их на штатные места.

3.6.2.
При расконсервации системы воздухоснабжения необходимо выполнить следующие
работы:

удалить
слой антикоррозионной смазки с тех мест, где он был наложен, при этом обратить
внимание на исключение попадания смазки внутрь трубопроводов;

расконсервировать
водолазный компрессор (водолазную помпу) и другое оборудование в соответствии с
инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей на эти изделия;

произвести
дезинфекцию системы в соответствии с требованиями медицинской части РД
31.84.01-90;

испытать
систему на плотность согласно п. 5.3.18 настоящей
Инструкции;

закрыть
всю запорную арматуру;

произвести
внешний осмотр манометров, проверить сроки их поверки; манометры, имеющие
неисправности, сдать в ремонт или заменить новыми.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ НА СУДАХ ПРОЕКТОВ 376 И 522

4.1.
При производстве водолазных спусков с водолазных ботов проектов 376 и 522
необходимо поддерживать неснижаемые запасы воздуха, достаточные для подъема на
поверхность и проведения режима декомпрессии в воде или в водолазной барокамере
работающих водолазов в случае выхода из строя компрессора.

При
этом отбор воздуха из баллонов-воздухохранителей допускается производить до
давления (по манометру), указанного в табл. 1.

Таблица
1

Глубина спуска, м

Экспозиция на
грунте, мин

Минимально
допустимое начальное давление воздуха в баллонах-воздухохранителях, при
котором обеспечивается подъем водолаза с использованием как воздушной декомпрессии
в воде, так и воздушной компрессии в барокамере, МПа (кгс/см2)

Проект 376

Проект 522

При спуске одного
водолаза

При спуске двух
водолазов (одновременно)

При спуске одного
водолаза

При спуске Двух
водолазов (одновременно)

12

360

0,8(8)

0,8(8)

0,8(8)

0,8(8)

15

145

0,9(9)

0,9(9)

0,9(9)

0,9(9)

180*

0,9(9)

0,9(9)

0,9(9)

0,9(9)

18

108

1,1(11)

1,1(11)

1,0(10)

1,0(10)

145*

1,1(11)

1,3(13)

1,0(10)

1,1(11)

21

80

1,1(11)

1,3(13)

1,0(10)

1,1(11)

105

1,2(12)

1,4(14)

1,3(13)

1,3(13)

24

80

1,3(13)

1,6(16)

1,3(13)

1,3(13)

105*

1,3(13)

1,8(18)

1,3(13)

1,5(15)

25

80

1,3(13)

1,8(18)

1,3(13)

1,5(15)

105*

1,7(17)

1,5(15)

1,9(19)

30

60

1,5(15)

1,9(19)

1,5(15)

1,6(16)

80*

1,7(17)

2,4(24)

1,5(15)

1,9(19)

33

60

1,5(15)

2,3(23)

1,5(15)

1,8(18)

80*

1,7(17)

1,5(15)

2,1(21)

36

45

1,5(15)

2,0(20)

1,5(15)

1,6(16)

60*

1,7(17)

1,5(15)

2,0(20)

39

45

1,5(15)

2,3(23)

1,5(15)

1,8(18)

60*

1,9(19)

1,5(15)

42

45

1,7(17)

1,5(15)

2,1(21)

60*

2,2(22)

1,8(18)

45

35

1,6(16)

2,4(24)

1,5(15)

1,9(19)

45*

1,9(19)

1,5(15)

2,4(24)

48

35

1,5(15)

2,2(22)

45*

1,8(18)

51

25

1,5(15)

1,8(18)

35*

1,5(15)

54

25

1,5(15)

2,0(20)

35*

1,8(18)

57

25

1,5(15)

35*

2,0(20)

60

20

1,5(15)

25*

1,5(15)

1,5(15)

Примечания: 1. Расчет минимально
допустимого начального давления воздуха в баллонах-воздухохранителях выполнен
по методике, изложенной в Справочнике водолаза (Под общ. Ред. Е. П. Шиканова —
М.: Воениздат, 1973 — Раздел 10.6, табл. 15.3).

2. Время, отмеченное звездочкой, используется для
случаев вынужденной задержки водолазов на глубине или крайней необходимости
увеличения времени пребывания водолаза под водой при аварийно спасательных
работах В этом случае проведение удлиненных режимов декомпрессии не
обеспечивается запасом воздуха.

3. Значения таблицы
относятся к декомпрессии водолаза в воде при использовании снаряжения
вентилируемого типа и на поверхности (в барокамере).

4.2.
В период водолазного спуска вахтенный моторист ведет наблюдение за давлением
воздуха в баллонах-воздухохранителях и по достижении минимально допустимого, установленного
руководителем водолазного спуска давления воздуха производит пуск компрессора
для подзарядки их до давления 2,5 МПа (25 кгс/см2).

После
пуска компрессора вахтенный моторист докладывает руководителю водолазного
спуска о пуске компрессора.

4.3.
Руководитель водолазного спуска, получив известие о выходе из строя компрессора
или другой неисправности системы воздухоснабжения, представляющей опасность для
работающего водолаза, должен дать указание о прекращении работы и выходе
водолаза на поверхность с соблюдением режима декомпрессии.

В
этом случае подача воздуха с поверхности должна обеспечивать минимально
допустимую вентиляцию снаряжения и давление в водолазном шланге,
соответствующее давлению на глубине погружения с учетом подпора

4.4.
При выводе системы воздухоснабжения из действия на короткое время, а также
когда барокамера находится в готовности к немедленному приему заболевшего
водолаза, компрессор должен быть готовым к действию, а в
баллонах-воздухохранителях необходимо поддерживать давление воздуха не менее
2,3 МПа (23 кгс/см2).

4.5.
При проведении лечебной рекомпрессии в барокамере запасы воздуха в
баллонах-воздухохранителях должны пополняться по мере его расходования (на
повышение давления в камере, на вентиляцию камеры, на шлюзование для входа в
камеру или выхода из нее врача, фельдшера и т. п.) путем подзарядки их до
давления 2,5 МПа (25 кгс/см2).

Если
запаса воздуха в баллонах-воздухохранителях для повышения давления в камере или
ее вентиляции недостаточно, необходимо повышать давление в камере или
вентилировать ее при работающем компрессоре.

4.6.
В течение всего времени проведения лечебной рекомпрессии запас воздуха в
баллонах-воздухохранителях следует поддерживать не менее давления (по
манометру), указанного в табл. 2.

Таблица
2

Режим лечебной
рекомпрессии

Наибольшее давление
в барокамере, МПа (м вод. ст)

Минимально
допустимое начальное давление в баллонах-воздухохранителях при проведении
лечебной рекомпрессии
Мпа (кгс/см2)

Проект 376

Проект 522

1

0,5(50)

1,6(16)

1,5(15)

2

0,7(70)

2,1(21)

2,1(21)

3

1,0(100)

2,4(24)*

2,4(24)*

Примечание. Значения давления,
отмеченные звездочкой, не обеспечивают необходимое количество воздуха для
однократной вентиляции при наибольшем давлении в камере.

4.7. В случае выхода из строя компрессора или при
других неисправностях оборудования, исключающих проведение лечебных мероприятий
в барокамере, капитан (сменный помощник капитана) обязан принять меры для
доставки пострадавшего водолаза в ближайшую дежурную барокамеру.

При
этом капитан (сменный помощник капитана) должен немедленно сообщить о
случившемся судовладельцу.

4.8.
Судовладелец после получения известия о случившемся привлекает для оказания
помощи пострадавшему водолазу любые находящиеся в непосредственной близости
суда.

4.9.
Судовладелец обязан организовать наблюдение за судном, на котором находится
пострадавший водолаз, поддерживая с судном связь по радиотелефону.

4.10.
В случае, если после доставки пострадавшего водолаза к судну с действующей
барокамерой не представляется возможным его перевод в эту камеру (тяжелое
состояние пострадавшего, значительная степень волнения моря, исключающая
возможность безопасного транспортирования и т. п.), рекомендуется задействовать
камеру судна с аварийной системой воздухоснабжения, использовав для этого
запасы воздуха из баллонов-воздухохранителей судна с действующим водолазным
компрессором.

4.11.
Подача воздуха в барокамеру производится по водолазному рукаву, присоединенному
к одному из штуцеров системы воздухоснабжения для водолазных работ или
непосредственно к соответствующему штуцеру водолазного
воздухораспределительного щита.

В
необходимых случаях следует предусматривать наличие на судах переходных
соединительных штуцеров для возможности присоединения водолазного рукава к
аварийной системе воздухоснабжения для водолазных работ.

4.12.
При подготовке барокамеры к действию необходимо продуть присоединенный
водолазный рукав, проверить правильность открытия (закрытия) вентилей на
системе воздухоснабжения для водолазных работ и герметичность всех соединений
водолазного рукава.

4.13.
В течение всего времени проведения лечебной рекомпрессии между судами должна
быть организована надежная связь.

4.14.
Руководство работами по обеспечению барокамеры воздухом осуществляет руководитель
водолазных спусков того судна, на котором проводится лечебная рекомпрессия.

Вахтенный
механик судна, с которого подается воздух в барокамеру, обязан выполнять
указания этого руководителя по обеспечению бесперебойной подачи воздуха в
камеру, по работе компрессора на заданном режиме, по поддержанию неснижаемого
запаса воздуха в баллонах-воздухохранителях и другие распоряжения, связанные с
проведением лечебной рекомпрессии, о чем делается соответствующая запись в
машинном вахтенном журнале.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ

5.1.
Для обеспечения безопасной эксплуатации системы воздухоснабжения для водолазных
работ должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно РД
31.84.01-90 (приложение 6).

Предусматриваются
следующие виды технических освидетельствований:

первоначальное
техническое освидетельствование;

периодическое
техническое освидетельствование;

внеочередное
техническое освидетельствование.

В
настоящей Инструкции рассматривается только периодическое и внеочередное
техническое освидетельствование.

5.2.
Периодическое техническое освидетельствование подразделяется на:

проверку
в действии;

полное
техническое освидетельствование.

Техническое освидетельствование по проверке в действии системы
воздухоснабжения производится один раз в год и имеет целью установить, что
система эксплуатируется и содержится в соответствии с требованиями
Гостехнадзора СССР и настоящей Инструкции.

Другие инструкции:  Должностная инструкция водителя самосвала камаз

При
этом освидетельствование производится в следующей последовательности:

проверка
технической документации;

наружный
осмотр;

дезинфекция
трубопроводов;

пневматические
испытания на плотность системы воздухоснабжения;

проверка
в действии системы воздухоснабжения.

Перед началом технического освидетельствования необходимо
проверить:

наличие
приказа о назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасное
действие системы, прошедших проверку знаний, а также наличие подготовленного и
сдавшего зачеты обслуживающего персонала;

наличие
на рабочих местах инструкций по эксплуатации основных элементов системы
воздухоснабжения;

наличие
чертежей трубопроводов системы, паспортов (формуляров) на баллоны, систему и
другое оборудование системы (в случае отсутствия формуляров или паспортов на
баллоны должны быть заведены новые по данным клейма, выбитого на баллонах);

выполнение
предписаний, данных при монтаже или предыдущем освидетельствовании, а также
выполнение работ по техническому обслуживанию системы воздухоснабжения, поверке
манометров, регулировке предохранительных клапанов и т. п.

5.3.2.
При техническом освидетельствовании по проверке в Действии системы
воздухоснабжения должен соблюдаться следующий порядок выполнения работ:

подготовка
системы к техническому освидетельствованию и ее предварительный осмотр;

контроль
состояния наружных поверхностей трубопроводов и баллонов;

дезинфекция
трубопроводов системы воздухоснабжения;

пневматические
испытания на плотность трубопроводов совместно с баллонами;

проверка
в действии системы воздухоснабжения.

5.3.3.
При подготовке системы к техническому освидетельствованию и ее предварительном
осмотре производятся:

проверка
работоспособности предохранительных клапанов (на подрыв и посадку) путем
повышения давления в системе либо на стенде; при необходимости
предохранительные клапаны регулируются и опломбируются;

проверка
исправности редуцирующих устройств по показаниям манометров;

наружный
осмотр фильтров и влагомаслоотделителей;

предварительный
осмотр трубопроводов и баллонов с целью определения необходимости проведения и
характера операций по устранению выявленных неисправностей, а также
необходимости очистки наружных поверхностей труб и баллонов от грязи, старой
краски для удобства контроля их состояния (очистку поверхностей можно не
производить, если на окрашенных поверхностях легко просматриваются дефекты);

зачистка
и подготовка под окраску участков труб и баллонов, подверженных коррозии;

устранение
обнаруженных неисправностей трубопроводов, деталей крепления труб, пропусков
воздуха в соединениях;

замена
набивки сальников клапанов, а при необходимости притирка клапанов;

поверка
манометров с их опломбированием или клеймением.

После подготовки поверхностей трубопроводов и баллонов к наружному
осмотру производится контроль их состояния.

Контролировать
состояние наружной поверхности трубопроводов и баллонов следует визуально.

Глубину
дефектов, имеющихся на наружной поверхности труб и баллонов, следует измерять с
помощью стрелочного индикаторного глубиномера.

5.3.5
Основанием для браковки баллонов, труб, трубных узлов, штуцеров служат
выпучины, трещины, волосовины, плены на наружной поверхности независимо от их
глубины и протяженности.

Под
волосовинами и пленами следует понимать дефекты, возникающие в результате
заката газовых пузырей в металле баллонов и труб при их прокатке и визуально
воспринимаемые как волосовидные трещины.

5.3.6.
Глубина вмятин не должна превышать 3 % наружного диаметра баллона или трубы
независимо от площади вмятины.

5.3.7.
Износ и повреждение ниток резьбы не должны превышать допустимых отклонений
согласно документам на поставку баллона или согласно чертежам на штуцера и
головки баллонов.

Допускаются
отклонения точности резьбы в горловине баллонов, на головках баллонов, на
штуцерных соединениях труб в соответствии с ГОСТ
16093-81 «Основные нормы взаимозаменяемости Резьба метрическая.
Допуски. Посадки с зазором» не менее 7Н.

5.3.8.
Не допускаются забоины, риски, царапины, прожоги, контактные подновления на
наружной поверхности баллонов и труб, уменьшающие номинальную толщину стенки
более чем на 15 % после их зачистки.

Кромки
указанных дефектов, имеющие меньшую глубину, следует скруглять, снимать и
зачищать с целью снижения концентрации напряжений.

5.3.9
Овальность труб в местах погибов не должна превышать 10 %.

5.3.10.
Не допускается наличие коррозионных пятен и язвенных поражений глубиной более
15 % номинальной толщины стенки баллонов и труб.

5.3.11.
Не допускается механическое поражение от общей коррозии баллонов и труб, снижающее
номинальную толщину стенки более чем на 10 %, независимо от их площади,
количества и расположения.

5.3.12.
Основанием для браковки головки баллонов служат:

коррозионные
раковины, уменьшающие толщину стенки более чем на 10 % номинального размера;

коррозия,
при удалении которой в процессе расточки или зачистки толщина стенки
уменьшается более чем на 10 % номинального размера;

сорванная
резьба, износ и повреждения профиля резьбы.

5.3.13.
Основанием для браковки штуцеров служат:

отклонения
размеров деталей штуцерных соединений от технических требований проектной
документации;

смятие
граней под ключ, если после зачистки граней потребуется уменьшение размера зева
ключа более чем на 2 %;

коробление
и перекос уплотнительной поверхности, если стрелка прогиба превышает 0,1 мм на
длину или диаметр фланца головки;

подрезка
нажимных шайб для устранения коррозии выше предельно допустимого значения: до
0,2 мм при условном проходе до 20 мм и до 0,3 мм при условном проходе свыше 20
мм;

седловатость
нажимных шайб до 0,1 мм на расстоянии от 2 до 3 мм от внутреннего диаметра
трубы и наружного диаметра шайбы.

. Слабо выраженные дефекты, обнаруженные на наружной поверхности
труб при визуальном контроле, необходимо подвергать дополнительному
люминесцентному или цветному контролю.

5.3.15.
При контроле состояния наружной поверхности корпусов фильтров и
влагомаслоотделителя следует руководствоваться пп. 5.3.4
— 5.3.14 настоящей Инструкции.

После освидетельствования баллонов-воздухохранителей и
трубопроводов следует произвести дезинфекцию трубопроводов в соответствии с
требованиями медицинской части РД
31.84.01-90.

Дезинфекция
производится в следующей последовательности:

дезинфекция
внутренних поверхностей этиловым спиртом, ректификованным из пищевого сырья по
ГОСТ 5962-67. Нормы расхода этилового спирта определяются в соответствии с РД
31.84.01-90 (приложение 9);

промывка
холодной питьевой водой в течение 10-15 мин;

продувание
воздухом (сушка) трубопроводов до полного удаления влаги. Для сушки
трубопроводов необходимо применять воздух, имеющий следующие параметры:

точка
росы не выше минус 35 °С;

давление
воздуха от 0,15 до 0,20 МПа (от 1,5 до 2,0 кгс/см2);

температура
воздуха от плюс 50 до плюс 60 °С.

Если на внутренних поверхностях трубопроводов будут обнаружены
ржавчина, масляные и жировые загрязнения, то для их удаления следует произвести
совместное обезжиривание и активацию раствором ортофосфорной кислоты (плотность
от 1,69 до 1,74) с температурой плюс 12-20 °С в течение 10-30 мин.

Приготовление
раствора осуществляется из расчета 100-120 г ортофосфорной кислоты на 1 л
питьевой воды.

Слив
раствор из трубопровода, следует произвести визуальный контроль внутренних
поверхностей трубопровода на отсутствие ржавчины и загрязнений. Если ржавчина
полностью не удалена, операцию активации необходимо повторить.

После
активации и контроля чистоты поверхности трубопровод следует промыть холодной
питьевой водой в течение 15 мин, затем трубопровод дезинфицируют в порядке,
определенном в п. 5.3.16 настоящей Инструкции.

После
дезифекции трубопроводов и освидетельствования баллонов-воздухохранителей
следует испытать трубопроводы совместно с баллонами на плотность рабочим
давлением в течение 24 ч.

Падение
давления не должно превышать 1 % рабочего.

При
этом испытании системы на плотность давление воздуха должно подниматься по
ступеням 2; 5; 10; 15; 20; 25; 30; 35; 40 МПа (20; 50; 100; 150; 200; 250; 300;
350; 400 кгс/см2) с остановкой на каждой ступени на 3 мин и
проверкой отсутствия утечки по манометру, после чего каждое соединение должно
быть проверено визуально с нанесением мыльного раствора.

Устранение
утечек должно производиться при полностью снятом давлении из испытываемых
трубопроводов и баллонов, после чего испытания должны продолжаться со ступени,
предшествующей ступени появления утечки.

После испытания системы воздухоснабжения на плотность следует
проверить систему в действии по прямому назначению.

При
проверке системы в действии необходимо произвести пробное наполнение воздухом
баллонов-воздухохранителей от штатных воздушных компрессоров (опробовать в
действии резервный компрессор), проверить по манометрам работу редукционных
клапанов, подачу воздуха требуемых давлений к потребителям.

Полное техническое освидетельствование системы воздухоснабжения
проводится один раз в 10 лет и имеет целью проверить техническое состояние
системы и определить возможность дальнейшей ее эксплуатации.

При
этом полное техническое освидетельствование производится в следующей
последовательности:

проверка
технической документации;

наружный
осмотр трубопроводов и других основных элементов системы;

наружный
и внутренний осмотр баллонов-воздухохранителей;

гидравлическое
испытание на прочность трубопроводов и баллонов-воздухохранителей;

пневматические
испытания на плотность системы воздухоснабжения;

проверка
в действии системы воздухоснабжения.

5.4.1.
Перед началом полного технического освидетельствования необходимо:

ознакомиться
с данными о времени предыдущих освидетельствований и ремонтов трубопроводов и
баллонов, а также с прилагаемыми к ним документами;

ознакомиться
с ранее сделанными записями в формулярах, паспортах и других документах по
эксплуатационным дефектам, отказам и неисправностям системы;

проверить
наличие документации и выполнение работ, предусмотренных в п.
5.3.1 настоящей Инструкции.

5.4.2.
При полном техническом освидетельствовании должен соблюдаться следующий порядок
выполнения работ:

подготовка
трубопроводов и баллонов к техническому освидетельствованию и их
предварительный осмотр;

очистка
баллонов;

контроль
состояния наружной поверхности трубопроводов, а также наружной и внутренней
поверхностей баллонов;

гидравлические
испытания на прочность трубопроводов и баллонов;

сушка
баллонов;

дезинфекция
трубопроводов системы воздухоснабжения;

сборка
трубопроводов и баллонов с арматурой;

пневматические
испытания на плотность трубопроводов совместно с баллонами;

проверка
в действии системы воздухоснабжения.

Перед началом освидетельствования на основании данных по
эксплуатационному состоянию системы определяется конкретный перечень труб,
подлежащих демонтажу и освидетельствованию.

Демонтированные
для дефектования трубы должны быть отмечены в паспорте системы (формуляре
водолазной станции). При последующих освидетельствованиях следует назначать для
дефектования трубы, не прошедшие освидетельствования при предыдущих ремонтах.

5.4.4.
Перед подготовкой баллонов к освидетельствованию необходимо проверить клеймо и
маркировку и сверить их с данными паспорта или формуляра.

5.4.5.
Подготовка баллонов к освидетельствованию заключается в удалении из баллонов
сжатого воздуха, в демонтаже баллонов со штатных мест, отвинчивании головок и в
предварительном осмотре состояния внутренней и наружной поверхностей.

5.4.6.
Предварительный визуальный осмотр наружной и внутренней поверхностей баллона
необходимо выполнять с целью оценки степени загрязненности (наличие масляной
пленки, коррозии, конденсата) и для определения дальнейшего технологического
процесса очистки поверхностей баллона.

5.4.7.
Демонтированные трубы, перечень которых должен быть определен согласно п. 5.4.3 настоящей Инструкции, необходимо освидетельствовать
путем осмотра и дефектации в цеховых условиях.

При
обнаружении браковочных признаков (коррозии, сорванной или поврежденной резьбы)
на трубах принимается решение о демонтаже и дефектации дополнительного
количества или всех труб рассматриваемого трубопровода.

5.4.8.
Очистку наружной поверхности труб от старой краски и грязи следует производить
механическим (металлическими щетками) или химическим методами, исключающими
возможность повреждения поверхности труб.

Наружные
поверхности баллонов следует очищать механическим методом (с помощью
металлических щеток или дробеструйными аппаратами).

5.4.9.
Очистку внутренних поверхностей баллонов от загрязнений (коррозия, масляные и
механические загрязнения, пленки олифы и др.) следует производить на
специализированных участках, оборудованных соответствующими приспособлениями и
устройствами, химическими методами в соответствии с требованиями медицинской
части РД
31.84.01-90.

В
случае, когда баллоны снять со штатных мест невозможно, очистку можно
производить на штатных местах без их демонтажа. Очистка баллонов на штатных
местах допускается только при условии возможности внутреннего осмотра и
выполнения в полном объеме технологического процесса очистки.

Другие инструкции:  Должностная инструкция слесаря-сантехника школы (профстандарт)

При
необходимости очистки внутренней поверхности трубопроводов следует
руководствоваться п. 5.3.17 настоящей Инструкции.

5.4.10.
Очистку не производят, если на наружной поверхности баллонов нет грязи,
ржавчины и на всех поверхностях хорошо видны дефекты, а также в случае браковки
баллонов после предварительного осмотра.

5.4.11.
Баллоны, у которых дефекты обнаружены после очистки, дальнейшим операциям
освидетельствования не подлежат.

Устранение
дефектов на баллонах с использованием сварки и наплавки металла не допускается.

5.4.12.
После очистки внутренних поверхностей труб и баллонов проверяется их чистота.
На внутренней поверхности труб и баллонов не допускается наличие продуктов коррозии,
масляных загрязнений, остатков технологических растворов, темных и черных
пятен от осыпающегося шлака.

Качество
очистки внутренней поверхности следует контролировать белым хлопчатобумажным
пыжом. После протирки внутренней поверхности хлопчатобумажный пыж светлых тонов
не должен иметь видимых загрязнений.

5.4.13.
Контролировать состояние наружных поверхностей труб и баллонов следует
визуально, а внутренних, доступных для осмотра поверхностей труб и баллонов с
помощью зеркал, лампочки или перископных труб с освещением лампочкой при
напряжении не выше 12 В.

При
дефектации труб и баллонов следует руководствоваться требованиями пп. 5.3.4 — 5.3.14 настоящей
Инструкции.

5.4.14.
После дефектации трубопроводов и баллонов проводятся гидравлические испытания.

Трубопроводы,
арматура и баллоны испытываются на прочность гидравлическим давлением, равным
1,5 рабочего давления, в течение 20 мин, после чего давление снижают до
рабочего и осматривают трубопроводы, арматуру и баллоны для выявления дефектов.

При
замене отдельных участков трубопроводов после приварки к ним штуцерных
соединений испытывают их на прочность гидравлическим давлением, равным 1,5
рабочего давления.

В
случаях, когда проведение гидравлического испытания баллонов невозможно
(большие напряжения от массы воды в фундаменте, междуэтажных перекрытиях или
самом баллоне, трудность удаления воды, возможные изменения остойчивости
судна), разрешается заменять его пневматическим испытанием (воздухом) на такое
же пробное давление.

5.4.15.
Перед созданием в трубопроводе и баллоне давления необходимо тщательно
заполнить водой и прокачать всю систему, не оставляя воздушных пузырей как в
баллоне, так и в трубопроводе.

После
заполнения системы водой и до поднятия ее давления следует осмотреть
трубопровод с целью обнаружения явных утечек, которые необходимо устранить.

5.4.16.
Повышать давление в трубопроводе или баллоне необходимо ступенями согласно п. 5.3.18 настоящей Инструкции с выдержкой на каждой
промежуточной ступени 5-10 мин и не менее 20 мин на последней.

Снижать
давление следует также ступенями: 35; 30; 25; 20; 15; 10; 5; 2 МПа (350; 300;
250; 200; 150; 100; 50; 20 кгс/см2).

5.4.17.
Трубопровод и баллон считаются выдерживающими гидравлическое испытание, если не
обнаружено:

признаков
разрыва;

падения
давления по манометру, течи, слезок и отпотевания в сварных соединениях и на
основном металле;

видимых
остаточных деформаций после испытания;

трещин
в арматуре.

5.4.18.
После гидравлического испытания воду из трубопроводов и баллонов необходимо удалить
и просушить их обезжиренным и подогретым воздухом, имеющим параметры, указанные
в п. 5.3.16 настоящей Инструкции.

Допускается
сушка трубопроводов и баллонов воздухом без подогрева.

Продувание
воздухом (сушка) трубопроводов и баллонов производится до полного удаления из
них влаги.

Если
разрыв во времени между гидравлическими испытаниями и дезинфекцией
трубопроводов не превышает 2 ч, сушку трубопроводов нужно осуществить только
после дезинфекции этих трубопроводов.

5.4.19.
После гидравлического испытания и сушки трубопровода следует произвести его
дезинфекцию в соответствии с требованиями п. 5.3.16
настоящей Инструкции.

5.4.20.
После окончания дезинфекции трубопроводов и сушки баллонов производится сборка
(монтаж) трубопроводов и баллонов с арматурой.

Монтаж
трубопроводов и баллонов следует производить согласно требованиям действующей
нормативно-технической документации, чертежей и технологической документации
заводов-изготовителей.

Монтаж
соединений трубопроводов, арматуры и другого оборудования следует производить с
новыми уплотнительными прокладками. Прокладки, бывшие в употреблении, ставить
не допускается.

Медные
прокладки перед установкой должны быть подвергнуты термическому отжигу.

5.4.21.
После сборки системы следует испытать трубопроводы совместно с баллонами на
плотность в соответствии с требованиями п. 5.3.18
настоящей Инструкции.

5.4.22.
После испытания системы воздухоснабжения на плотность следует испытать систему
в действии по прямому назначению согласно требованиям п.
5.3.19 настоящей Инструкции.

5.5.
Внеочередное техническое освидетельствование проводится, как правило, в объеме
полного технического освидетельствования в следующих случаях:

после
ремонта, связанного с подваркой сварных швов и стыков, а также при замене
отдельных участков трубопроводов и узлов системы;

после
замены баллонов-воздухохранителей или установки дополнительных новых
баллонов-воздухохранителей;

если
по состоянию системы такое освидетельствование покажется необходимым по
усмотрению инспектора государственного технического надзора или лица,
ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию системы.

Во
всех случаях необходимость проведения внеочередного технического
освидетельствования должна быть обоснована.

Объем
технического освидетельствования может быть изменен лицом, проводящим это
освидетельствование, с учетом состояния системы воздухоснабжения.

5.6.
Оформление результатов всех видов технического освидетельствования
осуществляется лицом, проводящим освидетельствование системы воздухоснабжения.

5.6.1.
Результаты освидетельствования и дефектации систем, трубопроводов и баллонов
должны быть оформлены актом, в котором следует дать оценку их фактического
состояния, отразить характер и размеры обнаруженных дефектов и дать заключение
о пригодности изделий к дальнейшей эксплуатации.

5.6.2.
Основные результаты освидетельствования и дефектации заносятся в паспорта
(формуляры) на баллоны и систему или в формуляр водолазной станции, с
обязательным указанием предприятия, на котором проводилось освидетельствование,
пробного гидравлического давления и нового срока освидетельствования.

5.6.3.
После пневматических испытаний на плотность баллонов-воздухохранителей в
составе системы следует сделать отметку в паспорте баллона о дате проведенного
освидетельствования и указать срок следующего освидетельствования.

5.6.4.
Регистрация освидетельствования трубопроводов и баллонов-воздухохранителей
должна осуществляться в формуляре водолазной станции.

Результаты
освидетельствования баллонов вместимостью до 100 л, не имеющих паспортов,
оформляют только в формуляре водолазной станции.

5.6.5.
На основании результатов освидетельствования на сферической части баллонов
выбивают клеймо предприятия, дату проведенного полного или внеочередного
освидетельствования и дату следующего освидетельствования. Наносить клеймо и
маркировку следует по ГОСТ
2.314-68 (СТ СЭВ 648-77) «ЕСКД. Указания на чертежах о маркировании и
клеймении изделий».

5.6.6.
При переводе баллонов-воздухохранителей на сниженное давление клеймо давления
следует забить и выбить новое.

5.7.
Требования безопасности при проведении технических освидетельствований систем
воздухоснабжения.

5.7.1.
К работам по освидетельствованию и дефектации допускаются лица, подготовленные
и сдавшие зачет по безопасности труда.

5.7.2.
Все лица, занятые на выполнении работ по освидетельствованию системы
воздухоснабжения, должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными
средствами защиты согласно действующим отраслевым нормам. Кроме того, лица,
производящие осмотр испытываемых изделий, находящихся под давлением, должны
быть обеспечены щитками наголовными типа ЩН (с оргстеклом толщиной не менее 2,5
мм).

При
работе с кислотными и щелочными растворами следует применять защитные очки и
резиновые перчатки.

5.7.3.
Ответственными за создание безопасных условий труда при проведении освидетельствования
является руководитель работ по освидетельствованию, назначенный приказом
владельца водолазной техники.

5.7.4.
Перед началом работ по освидетельствованию руководитель этих работ должен:

дать
инструктаж всем участвующим в освидетельствовании о мерах безопасности и
порядке проведения работ;

проверить
наличие и исправность средств связи между руководителем работ и персоналом,
обслуживающим компрессорную установку;

проверить
наличие документов о готовности системы воздухоснабжения к освидетельствованию;

убедиться
в наличии и исправности измерительных приборов, арматуры, оснастки, вентиляции,
электрооборудования, защитных устройств, противопожарных средств.

5.7.5.
При проведении испытаний запрещается:

самовольно
вносить изменения в технологический процесс испытаний;

изменять
давление или время выдержки под давлением, установленные технологическим
процессом испытаний;

оставлять
без надзора систему, находящуюся под давлением;

производить
какие-либо работы на трубопроводах и баллонах, находящихся под давлением
(поджатие соединений и др.), за исключением операций контроля герметичности,
предписанных технологическим процессом и документацией, на проведение
испытаний.

Устранение
неисправностей следует производить с разрешения руководителя работ после
снижения давления в трубопроводе или баллоне до нулевого.

5.7.6.
Измерение давления должно производиться по двум проверенным манометрам, один из
которых должен быть контрольным.

5.7.7.
Испытания должны быть прекращены, напорные трубопроводы перекрыты и давление
сброшено в случаях:

нарушения
герметичности трубопроводов;

возникновения
пожара;

перерыва
подачи испытательной среды;

отказа
измерительных приборов;

отключения
электроэнергии;

возрастания
давления выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех требований, указанных в
технологическом процессе испытаний.

5.7.8.
При проведении испытаний по всей трассе, находящейся под давлением, на время
испытаний на видимых местах должны быть вывешены предупредительные надписи:
«Опасно! Ведутся испытания!».

Осмотр
трубопроводов и баллонов разрешается производить специально выделенным для этой
цели и проинструктированным лицам по разрешению руководителя работ.

5.7.9.
Лица, занятые выполнением других работ в районе испытываемых трубопроводов и
баллонов, должны быть предупреждены о соблюдении дополнительных мер
безопасности, а в необходимых случаях удалены.

5.7.10.
Лица, принимающие участие в испытаниях, обязаны не допускать возникновения
травмоопасных ситуаций в процессе своей деятельности, а при обнаружении и возникновении
подобных ситуаций следует прекратить работу, принять меры к их устранению и
доложить руководителю работ.

5.7.11.
При проведении пневматических при любом давлении и гидравлических испытаний на
давление 40 МПа (400 кгс/см2) и выше должны применяться защитные
устройства, предохраняющие от воздушной волны (струй воды) и осколков,
образующихся при разрыве испытываемых изделий, а также от вырванных заглушек и
деталей.

Защитные
устройства должны обеспечивать:

безопасность
проведения всех технологических операций при испытании трубопроводов и других
изделий (визуальное наблюдение, определение места нарушения плотности и т. д.);

безопасность
в случае вырыва заглушек или деталей, изделия, а также при разрыве
испытываемого изделия.

5.7.12.
На судне проведение работ, связанных с заполнением трубопроводов и баллонов
водой, в результате которых возможно изменение остойчивости судна, должно
производиться с разрешения капитана судна.

5.7.13.
Температура воды при гидравлических испытаниях должна быть не ниже температуры
помещения, в котором производятся испытания, и в любом случае не должна быть
ниже плюс 5 °С.

5.7.14.
Приготовление щелочных и кислотных растворов должно производиться в помещениях,
имеющих вытяжную вентиляцию.

5.7.15.
При приготовлении растворов обезжиривания, содержащих едкий натр, последний
должен растворяться небольшими порциями при непрерывном перемешивании во
избежание выбрасывания раствора.

Добавление
воды в емкость с водным раствором едкого натра допускается только в холодный
раствор во избежание выбрасывания раствора из емкости.

5.7.16.
При приготовлении раствора ортофосфорная кислота должна добавляться только в
холодную воду.

5.7.17.
Для защиты кожных покровов от воздействия паров растворителей, кислот и щелочей
работающим должны выдаваться защитные мази и пасты (паста ХИОТ-6 и др.)

5.7.18.
Напряжение применяемых переносных светильников не должно превышать 12 В.
Переносные светильники должны иметь защитную сетку и исправный шланговый
провод.

5.7.19.
После проведения испытаний рабочие места должны быть убраны.

Использованные
обтирочные материалы и ветошь следует складывать в металлические ящики с
крышками. К концу каждого рабочего дня эти материалы необходимо выносить в
специально отведенные места.

Использованные
кислотные и щелочные растворы должны быть нейтрализованы.

Оцените статью
Добавить комментарий