- Основные задачи сурдопедагога:
- Что должен знать и уметь сурдопедагог
- Права
- Ответственность
- I. общие сведения
- Где работают сурдопедагоги?
- Должностная инструкция сурдопереводчика — образец 2021
- Как стать сурдопедагогом
- Обучение специалиста
- Оплата труда специалиста
- Проект приказа министерства труда и социальной защиты рф «об утверждении профессионального стандарта «педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен минтрудом россии 15.09.2021)
- Профессиональный стандарт Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)
- I. общие сведения
- Профессия: сурдопедагог
- Учитель-сурдопедагог
- Чем занимается сурдопедагог?
Основные задачи сурдопедагога:
- Выявление снижения слуха у детей;
- Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
- Разработка индивидуальных коррекционных программ;
- Создание индивидуальных условий для развития слабослышащего/неслышащего ребенка;
- Консультация детей и родителей.
Что должен знать и уметь сурдопедагог
Сурдопедагог должен знать методики диагностики, обучения и развития глухих и слабослышащих детей, обладать знаниями по педагогике и психологии, понимать особенности психологии глухого ребенка, владеть основами медицины, уметь оказать первую помощь, видеть возможности компенсации слуховых отклонений.
Сурдопедагог знает анатомию, физиологию и патологию органов слуха, речи, зрения у детей. Он знает и умеет применять методики развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха и методику развития речи глухих детей.
Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
ГАРАНТ:
Примечание: Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
I. общие сведения
1 Общероссийский классификатор занятий
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)
4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Где работают сурдопедагоги?
Сурдопедагоги могут работать в школе – учителями, воспитателями в специализированных интернатах, санаториях, реабилитационных медицинских центрах. Ведут занятия в коррекционных группах и классах общеобразовательных учебных заведений, где реализуются программы интегрированного и инклюзивного образования. Сурдопедагог может вести частную практику, проводить консультации, работать тьютором.
Должностная инструкция сурдопереводчика — образец 2021
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
сурдопереводчика
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность сурдопереводчика «____________» (далее — «Организация»).
1.2. Сурдопереводчик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя Организации.
1.3. Сурдопереводчик подчиняется непосредственно ___________ Организации.
1.4. На должность сурдопереводчика назначается лицо, имеющее ________ профессиональное образование и стаж работы по специальности ____ лет (без предъявления требований к стажу работы).
1.5. Сурдопереводчик должен знать:
— дактильно-жестовый язык, методику его совершенствования, культуру и полноту его выполнения;
— постановления, распоряжения, приказы и другие нормативно-правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти, касающиеся трудового устройства, получения образования и обслуживания работников с нарушением слуха;
— специальную психологию, медицинские и технические аспекты реабилитации лиц, имеющих нарушения слуха;
— основное технологическое оборудование и принципы его работы, специализацию цехов, участков, производственные связи между ними, профиль и особенности структуры организации, в которой работают граждане с нарушением слуха;
— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
— правила внутреннего распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. В период временного отсутствия сурдопереводчика его обязанности возлагаются на ____________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Сурдопереводчик осуществляет:
Перевод устной речи (телефонных переговоров, радио-, телевизионных передач, производственных совещаний, собраний, бесед, проведение учебных занятий и т.п.) посредством жестового языка (прямой перевод) для глухих работников организаций.
Перевод устной речи посредством жестового языка глухих и дактилологии при общении глухих граждан.
Обратный перевод жестовой речи глухих граждан и дактилологии в устную речь.
Постоянную работу по унификации жестов для достижения лучшего взаимопонимания глухих работников в организациях и в учебных заведениях, имеющих группы неслышащих, а также в системе Всероссийского общества глухих.
Участие в работе кабинетов речи и чтения с губ, способствуя дальнейшему развитию остаточного слуха и словесной речи лиц с недостатками слуха.
Представление интересов глухих граждан при посещении ими организаций, обеспечивая взаимопонимание глухих граждан и работников организаций.
Организацию культурно-досуговой и социально-реабилитационной работы среди лиц с недостатками слуха.
Участие совместно с отделом кадров организаций в организации труда и эффективной расстановке глухих и слабослышащих работников на производственных участках, а также в контроле над посещаемостью и успеваемостью глухих и слабослышащих учащихся, выполнением ими производственной практики, ведении установленной документации.
Работу с руководителями производственных подразделений, осуществляя перевод инструктажа при обучении глухих и слабослышащих работников безопасным методам труда, разъяснении им производственных заданий.
Организацию работы по повышению квалификации работников совместно с руководителями производственных подразделений.
Постоянное пополнение своих знаний нормированной жестовой речи, совершенствование техники владения специфическими средствами общения глухих.
3. ПРАВА
Сурдопереводчик имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности сурдопереводчика.
3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию сурдопереводчика.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Сурдопереводчик несет ответственность за:
4.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Руководителя Организации.
4.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Организации и его работникам.
4.5. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы сурдопереводчика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью сурдопереводчик обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
С инструкцией ознакомлен _______________________/_____________________
(подпись)
Как стать сурдопедагогом
Кандидату необходимо окончить высшее, желательно педагогическое учебное заведение, выбрав специализацию «Сурдопедагогика». Приведем несколько вузов, где можно получить профессию сурдопедагога:
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Московский городской педагогический университет (МГПУ);
- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург.
Сурдопедагоги работают в специализированных школах и детских садах, в обычных школах, где есть классы для слабослышащих или глухих детей. Также этого специалиста можно встретить в медицинских центрах, консультативно-диагностических и реабилитационных учреждениях.
Обучение специалиста
Сурдопедагог – специалист с высшим педагогическим образованием по специальности «Сурдопедагогика».
Неполный перечень учебных заведений
Оплата труда специалиста
Заработная плата сурдопедагога зависит от места работы, квалификации специалиста, его опыта и учебной нагрузки. В среднем, оплата труда может варьироваться от 30 до 85 тысяч рублей в месяц. Сурдопедагог, ведущий частную практику, получает оплату за один академический час и назначать ее самостоятельно.
Проект приказа министерства труда и социальной защиты рф «об утверждении профессионального стандарта «педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен минтрудом россии 15.09.2021)
Досье на проект
Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293; 2021, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2021 г. N__
Профессиональный стандарт
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)
I. общие сведения
1 Общероссийский классификатор занятий
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)
4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Профессия: сурдопедагог
Про дефектолога-логопеда знают все, а вот такая профессия, как сурдопедагог не пользуется повсеместной известностью. Это хорошо, потому, что сурдопедагог занимается с глухими и слабослышащими детьми, учит их, помогает адаптироваться в обществе, ставит и корректирует речь, разрабатывает методику по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.
Причины нарушения слуха могут быть самыми различными. Это и последствия болезней (например, перенесенный в раннем детстве менингит может дать такие страшные осложнения), и наследственность, и особенности внутриутробного развития, родовые травмы, асфиксия в родах, и механические травмы уха, и черепно-мозговые травмы ребенка и многое другое.
Сурдопедагогика находится на стыке педагогики и медицины. С одной стороны, специалист этой профессии должен отлично знать способы и методы воспитания и обучения детей, а с другой – понимать особенности формирования слуха, функционирования органов, отвечающих за этот процесс, уметь диагностировать нарушения слуха и понимать причины эти нарушения вызвавших и принимать меры для коррекции такого состояния.
Учитель-сурдопедагог
Учитель-сурдопедагог — это специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших; детей, перенесших кохлеарную имплантацию).
Ежегодно в общеобразовательные организации поступает все большее число таких учащихся. Присутствие и деятельность сурдопедагога — обязательное условие при создании инклюзивной образовательной среды, в которой учатся неслышащие дети.
Детям, имеющим нарушения слуха, не подготовленным в младенческий период и период дошкольного детства к инклюзивному обучению (а такая подготовка подразумевает формирование устноречевой коммуникации, активное пользование остаточным слухом, навыки самостоятельной учебной деятельности, готовность к пребыванию в социуме слышащих детей), а также тем, у кого помимо нарушения слуха выявляются и значительные дополнительные нарушения (зрения, интеллектуального развития и др.), — таким детям целесообразно учиться в СКОУ I или II вида. В то же время при должной подготовке и хорошо налаженном сопровождении ребенок с нарушенным слухом, в том числе после кохлеарной имплантации, может успешно учиться в общеобразовательной школе, на базе которой ему потребуется целенаправленная систематическая помощь сурдопедагога.
Профессиональная деятельность сурдопедагога многогранна. Основная ее задача — создание условий для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом и преодоления вторичных (т.е. обусловленных недостатком слуха) нарушений: в речевом развитии, в формировании и совершенствовании навыков пользования остаточным слухом в познавательной деятельности, в коммуникативных ситуациях, в повседневной жизни, а также в дальнейшем развитии устной и письменной речи, формировании и совершенствовании коммуникативных навыков, в содействии академической успешности такого ребенка.
В процессе профессиональной деятельности сурдопедагог решает следующие задачи:
• комплексной диагностики речевого развития ребенка —
выявление состояния устной речи: звукопроизношение, темпоритмических характеристик, активного словаря, навыков устноречевого общения; сформированности грамматического строя речи; уровня овладения лексическими единицами; состояния и проблем письменной речи и чтения, — все это направлено на определение структуры и степени выраженности речевых нарушений для построения программы коррекционной работы;
- • изучения навыков слухового восприятия как речевых, так и неречевых звучаний;
- • коррекционной работы по слухоречевой реабилитации детей с разными видами нарушений слуха, в том числе и детей с кохлеарными имплантами; проведения индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучаемых с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла;
- • участия в разработке АОП, методических рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха; подборе методов, форм и средств обучения, способствующих повышению усвоения учебного материала;
- • проведения занятий, предусматривающих развитие зрительного, слухового, тактильно-вибрационного восприятий, обогащение житейского и социального опыта ребенка, расширение коммуникационных возможностей;
- • систематического изучения динамики развития ребенка с нарушением слуха в процессе освоения АОП;
- • взаимодействия со специалистами психолого-педагогического сопровождения — учителем класса, сурдопсихологом, социальным педагогом, тьютором — и с семьей ребенка;
- • организации и соблюдения в классе правильного акустического и речевого режима;
- • консультирования родителей, формирования их психолого-педагогической компетентности; обучения родителей доступным специализированным приемам развития слуха и речи у ребенка, подбора комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие навыков письма и чтения;
- • консультирования педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с нарушениями слуха, а также по созданию специальной образовательной среды.
В содержание его профессиональной деятельности входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
Коррекционно-педагогическая деятельность сурдопедагога осуществляется на основе программы коррекционной работы, входящей в структуру АОП, принятой в данной общеобразовательной организации.
Диагностическое направление включает комплексное изучение ребенка с нарушениями слуха, выявление индивидуальных особенностей слухоречевого развития и коммуникации, а также других проблем в его развитии, обучении и социализации. Обследование ребенка проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты обоих обследований обсуждается на заседании школьного ПМПК. Целесообразно предусмотреть промежуточное обследование, позволяющее откорректировать индивидуально-ориентиро- ванную программу коррекционной работы и сосредоточить внимание на наиболее стойких проблемах развития неслышащего ребенка. Итоговая диагностика представляет собой углубленное комплексное обследование, охватывающее изучение всех проявлений вторичных нарушений в развитии, а также выявляющее уровень сформированности всех видов универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающее направление работы сурдопедагога ставит своей целью реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом структуры дефекта ребенка, его возраста и особенностей развития. В их содержание входят следующие аспекты:
- • выбор оптимальных коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с ООП ребенка;
- • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, а также по формированию коммуникативных навыков.
Организационно-методическое направление его деятельности заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, в участии в составлении АОП с учетом состояния развития речи ребенка и его слуховых возможностей, в подборе дидактических и методических материалов, а также ведении установленного школой перечня документации. Как и весь педагогический коллектив, сурдопедагог участвует во всех методических и дигностических мероприятиях школы, представляя там интересы детей с нарушениями слуха. В его ведении находится кабинет индивидуальных занятий; и его задача не только поддерживать его четкое функционирование, но и обогащать его методическое содержание.
Консультативно-просветительское направление работы предусматривает индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам слухоречевого развития и коммуникации детей с нарушениями слуха, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей), а также содействие им в проведении профориентационной работы с учащимся средних и старших классов. Сюда же относится консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам слухоречевого и познавательного развития ребенка с нарушенным слухом, в том числе и с кохлеарными имплантами, по созданию слухоречевой развивающей среды и по другимим вопросам, связанным с развитием, обучением и воспитанием таких детей в инклюзивной практике. Сурдопедагог также консультирует администрацию образовательной организации в отношении организации специальных образовательных условий для неслышащих детей.
Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении возможности возникновения у ребенка с нарушеным слухом вторичных нарушений.
Все перечисленные аспекты деятельности сурдопедагога входят в единый процесс психолого-педагогического сопровождения детей в контексте всей школьной работы.
Чем занимается сурдопедагог?
Методика работы сурдопедагога зависит от множества факторов:
Сурдопедагог занимается адаптацией слабослышащих детей у жизни в обществе, помогает им сформировать речь и наладить процесс обучения в школе. Занятия с сурдопедагогом включают:
Преимущества и недостатки профессии
Преимущества
Недостатки
Важные личные качества сурдопедагога