Учитель-сурдопедагог — Педагогика инклюзивного образования

Учитель-сурдопедагог - Педагогика инклюзивного образования Должностные инструкции

Основные задачи сурдопедагога:

  • Выявление снижения слуха у детей;
  • Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ;
  • Создание индивидуальных условий для развития слабослышащего/неслышащего ребенка;
  • Консультация детей и родителей.

Что должен знать и уметь сурдопедагог

Сурдопедагог должен знать методики диагностики, обучения и развития глухих и слабослышащих детей, обладать знаниями по педагогике и психологии, понимать особенности психологии глухого ребенка, владеть основами медицины, уметь оказать первую помощь, видеть возможности компенсации слуховых отклонений.

Сурдопедагог знает анатомию, физиологию и патологию органов слуха, речи, зрения у детей. Он знает и умеет применять методики развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха и методику развития речи глухих детей.

Права

Учитель-дефектолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ГАРАНТ:

Примечание: Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

I. общие сведения

1 Общероссийский классификатор занятий

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)

4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Где работают сурдопедагоги?

Сурдопедагоги могут работать в школе – учителями, воспитателями в специализированных интернатах, санаториях, реабилитационных медицинских центрах. Ведут занятия в коррекционных группах и классах общеобразовательных учебных заведений, где реализуются программы интегрированного и инклюзивного образования. Сурдопедагог может вести частную практику, проводить консультации, работать тьютором.

Другие инструкции:  Должностные инструкции работников летнего оздоровительного лагеря

Должностная инструкция сурдопереводчика — образец 2021

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

сурдопереводчика

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность сурдопереводчика «____________» (далее — «Организация»).

1.2. Сурдопереводчик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя Организации.

1.3. Сурдопереводчик подчиняется непосредственно ___________ Организации.

1.4. На должность сурдопереводчика назначается лицо, имеющее ________ профессиональное образование и стаж работы по специальности ____ лет (без предъявления требований к стажу работы).

1.5. Сурдопереводчик должен знать:

— дактильно-жестовый язык, методику его совершенствования, культуру и полноту его выполнения;

— постановления, распоряжения, приказы и другие нормативно-правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти, касающиеся трудового устройства, получения образования и обслуживания работников с нарушением слуха;

— специальную психологию, медицинские и технические аспекты реабилитации лиц, имеющих нарушения слуха;

— основное технологическое оборудование и принципы его работы, специализацию цехов, участков, производственные связи между ними, профиль и особенности структуры организации, в которой работают граждане с нарушением слуха;

— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.6. В период временного отсутствия сурдопереводчика его обязанности возлагаются на ____________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Сурдопереводчик осуществляет:

Перевод устной речи (телефонных переговоров, радио-, телевизионных передач, производственных совещаний, собраний, бесед, проведение учебных занятий и т.п.) посредством жестового языка (прямой перевод) для глухих работников организаций.

Перевод устной речи посредством жестового языка глухих и дактилологии при общении глухих граждан.

Обратный перевод жестовой речи глухих граждан и дактилологии в устную речь.

Постоянную работу по унификации жестов для достижения лучшего взаимопонимания глухих работников в организациях и в учебных заведениях, имеющих группы неслышащих, а также в системе Всероссийского общества глухих.

Участие в работе кабинетов речи и чтения с губ, способствуя дальнейшему развитию остаточного слуха и словесной речи лиц с недостатками слуха.

Представление интересов глухих граждан при посещении ими организаций, обеспечивая взаимопонимание глухих граждан и работников организаций.

Организацию культурно-досуговой и социально-реабилитационной работы среди лиц с недостатками слуха.

Участие совместно с отделом кадров организаций в организации труда и эффективной расстановке глухих и слабослышащих работников на производственных участках, а также в контроле над посещаемостью и успеваемостью глухих и слабослышащих учащихся, выполнением ими производственной практики, ведении установленной документации.

Работу с руководителями производственных подразделений, осуществляя перевод инструктажа при обучении глухих и слабослышащих работников безопасным методам труда, разъяснении им производственных заданий.

Организацию работы по повышению квалификации работников совместно с руководителями производственных подразделений.

Постоянное пополнение своих знаний нормированной жестовой речи, совершенствование техники владения специфическими средствами общения глухих.

3. ПРАВА

Сурдопереводчик имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности сурдопереводчика.

3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию сурдопереводчика.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Сурдопереводчик несет ответственность за:

4.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.

4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Руководителя Организации.

4.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Организации и его работникам.

4.5. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы сурдопереводчика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью сурдопереводчик обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

    С инструкцией ознакомлен  _______________________/_____________________
                                     (подпись)

Как стать сурдопедагогом

Кандидату необходимо окончить высшее, желательно педагогическое учебное заведение, выбрав специализацию «Сурдопедагогика». Приведем несколько вузов, где можно получить профессию сурдопедагога:

  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Московский городской педагогический университет (МГПУ);
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург.

Сурдопедагоги работают в специализированных школах и детских садах, в обычных школах, где есть классы для слабослышащих или глухих детей. Также этого специалиста можно встретить в медицинских центрах, консультативно-диагностических и реабилитационных учреждениях.

Другие инструкции:  Должностная инструкция наемного водителя

Обучение специалиста

Сурдопедагог – специалист с высшим педагогическим образованием по специальности «Сурдопедагогика».

Неполный перечень учебных заведений

Оплата труда специалиста

Заработная плата сурдопедагога зависит от места работы, квалификации специалиста, его опыта и учебной нагрузки. В среднем, оплата труда может варьироваться от 30 до 85 тысяч рублей в месяц. Сурдопедагог, ведущий частную практику, получает оплату за один академический час и назначать ее самостоятельно.

Проект приказа министерства труда и социальной защиты рф «об утверждении профессионального стандарта «педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен минтрудом россии 15.09.2021)

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293; 2021, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».

Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2021 г. N__

Профессиональный стандарт
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)

I. общие сведения

1 Общероссийский классификатор занятий

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)

4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Профессия: сурдопедагог

Про дефектолога-логопеда знают все, а вот такая профессия, как сурдопедагог не пользуется повсеместной известностью. Это хорошо, потому, что сурдопедагог занимается с глухими и слабослышащими детьми, учит их, помогает адаптироваться в обществе, ставит и корректирует речь, разрабатывает методику по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.

Причины нарушения слуха могут быть самыми различными. Это и последствия болезней (например, перенесенный в раннем детстве менингит может дать такие страшные осложнения), и наследственность, и особенности внутриутробного развития, родовые травмы, асфиксия в родах, и механические травмы уха, и черепно-мозговые травмы ребенка и многое другое.

Сурдопедагогика находится на стыке педагогики и медицины. С одной стороны, специалист этой профессии должен отлично знать способы и методы воспитания и обучения детей, а с другой – понимать особенности формирования слуха, функционирования органов, отвечающих за этот процесс, уметь диагностировать нарушения слуха и понимать причины эти нарушения вызвавших и принимать меры для коррекции такого состояния.

Учитель-сурдопедагог

Учитель-сурдопедагог — это специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших; детей, перенесших кохлеарную имплантацию).

Ежегодно в общеобразовательные организации поступает все большее число таких учащихся. Присутствие и деятельность сурдопедагога — обязательное условие при создании инклюзивной образовательной среды, в которой учатся неслышащие дети.

Детям, имеющим нарушения слуха, не подготовленным в младенческий период и период дошкольного детства к инклюзивному обучению (а такая подготовка подразумевает формирование устноречевой коммуникации, активное пользование остаточным слухом, навыки самостоятельной учебной деятельности, готовность к пребыванию в социуме слышащих детей), а также тем, у кого помимо нарушения слуха выявляются и значительные дополнительные нарушения (зрения, интеллектуального развития и др.), — таким детям целесообразно учиться в СКОУ I или II вида. В то же время при должной подготовке и хорошо налаженном сопровождении ребенок с нарушенным слухом, в том числе после кохлеарной имплантации, может успешно учиться в общеобразовательной школе, на базе которой ему потребуется целенаправленная систематическая помощь сурдопедагога.

Профессиональная деятельность сурдопедагога многогранна. Основная ее задача — создание условий для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом и преодоления вторичных (т.е. обусловленных недостатком слуха) нарушений: в речевом развитии, в формировании и совершенствовании навыков пользования остаточным слухом в познавательной деятельности, в коммуникативных ситуациях, в повседневной жизни, а также в дальнейшем развитии устной и письменной речи, формировании и совершенствовании коммуникативных навыков, в содействии академической успешности такого ребенка.

В процессе профессиональной деятельности сурдопедагог решает следующие задачи:

• комплексной диагностики речевого развития ребенка —

выявление состояния устной речи: звукопроизношение, темпоритмических характеристик, активного словаря, навыков устноречевого общения; сформированности грамматического строя речи; уровня овладения лексическими единицами; состояния и проблем письменной речи и чтения, — все это направлено на определение структуры и степени выраженности речевых нарушений для построения программы коррекционной работы;

  • • изучения навыков слухового восприятия как речевых, так и неречевых звучаний;
  • • коррекционной работы по слухоречевой реабилитации детей с разными видами нарушений слуха, в том числе и детей с кохлеарными имплантами; проведения индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучаемых с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла;
  • • участия в разработке АОП, методических рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха; подборе методов, форм и средств обучения, способствующих повышению усвоения учебного материала;
  • • проведения занятий, предусматривающих развитие зрительного, слухового, тактильно-вибрационного восприятий, обогащение житейского и социального опыта ребенка, расширение коммуникационных возможностей;
  • • систематического изучения динамики развития ребенка с нарушением слуха в процессе освоения АОП;
  • • взаимодействия со специалистами психолого-педагогического сопровождения — учителем класса, сурдопсихологом, социальным педагогом, тьютором — и с семьей ребенка;
  • • организации и соблюдения в классе правильного акустического и речевого режима;
  • • консультирования родителей, формирования их психолого-педагогической компетентности; обучения родителей доступным специализированным приемам развития слуха и речи у ребенка, подбора комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие навыков письма и чтения;
  • • консультирования педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с нарушениями слуха, а также по созданию специальной образовательной среды.
Другие инструкции:  Храм Илии пророка - <</title>

В содержание его профессиональной деятельности входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Коррекционно-педагогическая деятельность сурдопедагога осуществляется на основе программы коррекционной работы, входящей в структуру АОП, принятой в данной общеобразовательной организации.

Диагностическое направление включает комплексное изучение ребенка с нарушениями слуха, выявление индивидуальных особенностей слухоречевого развития и коммуникации, а также других проблем в его развитии, обучении и социализации. Обследование ребенка проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты обоих обследований обсуждается на заседании школьного ПМПК. Целесообразно предусмотреть промежуточное обследование, позволяющее откорректировать индивидуально-ориентиро- ванную программу коррекционной работы и сосредоточить внимание на наиболее стойких проблемах развития неслышащего ребенка. Итоговая диагностика представляет собой углубленное комплексное обследование, охватывающее изучение всех проявлений вторичных нарушений в развитии, а также выявляющее уровень сформированности всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы сурдопедагога ставит своей целью реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом структуры дефекта ребенка, его возраста и особенностей развития. В их содержание входят следующие аспекты:

  • • выбор оптимальных коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с ООП ребенка;
  • • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, а также по формированию коммуникативных навыков.

Организационно-методическое направление его деятельности заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, в участии в составлении АОП с учетом состояния развития речи ребенка и его слуховых возможностей, в подборе дидактических и методических материалов, а также ведении установленного школой перечня документации. Как и весь педагогический коллектив, сурдопедагог участвует во всех методических и дигностических мероприятиях школы, представляя там интересы детей с нарушениями слуха. В его ведении находится кабинет индивидуальных занятий; и его задача не только поддерживать его четкое функционирование, но и обогащать его методическое содержание.

Консультативно-просветительское направление работы предусматривает индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам слухоречевого развития и коммуникации детей с нарушениями слуха, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей), а также содействие им в проведении профориентационной работы с учащимся средних и старших классов. Сюда же относится консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам слухоречевого и познавательного развития ребенка с нарушенным слухом, в том числе и с кохлеарными имплантами, по созданию слухоречевой развивающей среды и по другимим вопросам, связанным с развитием, обучением и воспитанием таких детей в инклюзивной практике. Сурдопедагог также консультирует администрацию образовательной организации в отношении организации специальных образовательных условий для неслышащих детей.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении возможности возникновения у ребенка с нарушеным слухом вторичных нарушений.

Все перечисленные аспекты деятельности сурдопедагога входят в единый процесс психолого-педагогического сопровождения детей в контексте всей школьной работы.

Чем занимается сурдопедагог?

Методика работы сурдопедагога зависит от множества факторов:

Сурдопедагог занимается адаптацией слабослышащих детей у жизни в обществе, помогает им сформировать речь и наладить процесс обучения в школе. Занятия с сурдопедагогом включают:

сурдопедагог1.jpg

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества

Недостатки

Важные личные качества сурдопедагога

Оцените статью
Добавить комментарий