Общие положения
1.1. Методист относится к категории специалистов.
1.2. На должность методиста принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных требований:
а) имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
б) имеющее высшее образование (специалитет или магистратуру) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
в) имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Методист должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных;
2) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы);
3) теорию и практику маркетинговых исследований в образовании;
4) методические основы маркетинговых исследований в образовании;
5) тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
6) нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых;
7) современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
8) локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
9) методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
10) направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире;
11) направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области);
12) источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности;
13) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
14) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
15) возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
16) стадии профессионального развития педагогов;
17) правила слушания, ведения беседы, убеждения;
18) приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логики и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога;
19) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
20) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;
21) основы трудового законодательства Российской Федерации;
22) Правила внутреннего трудового распорядка;
23) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
24) ……… (другие документы, материалы и т.д.)
1.4. Методист должен уметь:
1) формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее — исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения;
2) формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования;
3) обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
4) организовывать апробацию разработанного инструментария;
5) распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования;
6) использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами;
7) анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования;
8) проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога;
9) оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
— порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
— современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования;
— образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;
— требованиям охраны труда;
10) анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
11) консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции;
12) организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами;
13) оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта;
14) использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
15) готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты;
16) планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;
17) анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами;
18) разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
19) производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению;
20) обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа;
21) разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
22) обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;
23) проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;
24) оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
25) ……… (другие навыки и умения)
1.5. Методист проходит обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
1.6. Методист в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Методист подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
Трудовые функции
2.1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:
1) организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
2) организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
3) мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. ……… (другие функции)
Функции
2.1. Методическое обеспечение и координация учебно-тренировочного и воспитательного процесса в спортивной школе.
2.2. Учет и анализ результатов учебно-тренировочного и воспитательного процессов.
Ответственность
5.1.
В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке методист дополнительного образования несет ответственность:
- за достоверность предоставляемой информации, ее своевременную подготовку;
- за неправомерное использование предоставленных должностной инструкцией прав и полномочий, а также использование их в личных целях;
- за недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;
- за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами образовательной организации;
- за разглашение конфиденциальной информации, полученной в результате выполнения должностных обязанностей, персональных данных педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
- за неоказание или несвоевременное оказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации образовательной организации несчастного случая;
- за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
- за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении;
- за несвоевременное прохождение медосмотра.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора образовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, методист дополнительного образования подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка методист может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации.
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм методист дополнительного образования образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.5.5.
За умышленное причинение образовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей методист несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.5.6.
Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Методисту дополнительного образования устанавливается продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) 36 часов в неделю.6.2. Методист взаимодействует с методистами дополнительного образования других образовательных организаций по вопросам обмена опытом деятельности.6.3.
Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и месяц. Планы работы утверждаются директором.6.4. Получает от администрации информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.6.5.
Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками образовательной организации.6.6. Участвует в подготовке педагогических, методических советов, принимает участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.6.7.
Принимает активное участие в семинарах, конференциях и совещаниях.6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.6.9. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в рабочем кабинете.6.10.
Исполняет обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.6.11. На период отпуска и временной нетрудоспособности методиста дополнительного образования его обязанности могут быть возложены на заместителей директора или педагогов из числа наиболее опытных.6.12.
О факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, методист должен проинформировать непосредственно руководителя (при отсутствии – иное должностное лицо).6.13.
Информирует администрацию образовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности. Вносит предложения по устранению недостатков, по оптимизации своей деятельности.
Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Инструктор-методист (включая старшего)" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2021 N 761н), _________________________ ________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, __________________________________________________________________________. хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ___________________________________________________________________.
Должностные инструкции
Юридический адрес: 393600, Тамбовская область, Мордовский район, р.п. Мордово, ул. Коммунальная, д. 46.
Почтовый адрес: 393600, Тамбовская область, Мордовский район, р.п. Мордово, ул. Ленинский проспект, д. 4.
Телефон МУ ИМЦ: 8 (47542) 3-27-42. Телефон Отдела образования: 8 (47542) 3-17-79.
Телефон специалиста по охране прав детства: 8 (47542) 3-20-43. Телефон Начальника отдела образования: 8 (47542) 3-14-76.
Судебная практика: должностные обязанности методиста
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2021 N 33-571/2021 по делу N 2-229/2021
Требование: Об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обоснованный невключением в специальный стаж периодов учебы в высшем учебном заведении педагогического образования, а также работы в должности методиста и музыкального руководителя в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Разрешая требования в части в части включения периодов с 24.08.1993 по 31.12.1993, с 01.11.1999 по 31.07.2000, с 21.08.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 31.10.2001 работы в должности методиста в яслях-саду N 55 и ГБДОУ «Детский сад N 55» суд принял во внимание, что истица принята на должность методиста, приказы о ее переводе на другую работу отсутствуют, при этом представленные в дело доказательства, в том числе тарификационные списки, не свидетельствуют о занятии истицей в вышеуказанные периоды должностей воспитателя, старшего воспитателя воспитателя-методиста (назначении и фактическом исполнении должностных обязанностей).