Как работает эрготерапевт, мы узнали на примере одной московской семьи — Медицина — Русфонд

Как работает эрготерапевт, мы узнали на примере одной московской семьи — Медицина — Русфонд Должностные инструкции
Содержание
  1. Что такое эрготерапия (occupational therapy)?
  2. В детской практике помощь эрготерапевта может быть полезна при:
  3. Вот примеры задач и навыков, на которых может сосредоточиться специалист:
  4. Гериатрическая специализация
  5. Задачи и обязанности, выполняемые эрготерапевтом, включают:
  6. История эрготерапии
  7. Лечение или развлечение?
  8. Мастер лайфхаков
  9. Например, сферы деятельности ребенка можно классифицировать следующим образом:
  10. Несколько ключевых моментов для родителей:
  11. Педиатрическая специализация
  12. Пять целей и свобода выбора
  13. Роль эрготерапевтов, работающих с детьми и подростками
  14. Сорок человек на всю россию
  15. Специализация по психическому здоровью
  16. Специализация по физической реабилитации
  17. Специализация эрготерапевтов в сша
  18. Физическая терапия помогает при:
  19. Чем отличается эрготерапия от физической терапии?
  20. Эрготерапия актуальна при:

Что такое эрготерапия (occupational therapy)?

Эрготерапия – специальность, которая помогает людям всех возрастов с двигательными, сенсорными или интеллектуальными проблемами на протяжении всей жизни реализовывать то, что они хотят и должны делать в своей повседневной активности, все то, чем наполнена наша обычная жизнь.

Эрготерапевты – специалисты, помогающие в максимально возможной степени развить, сформировать или восстановить способность человека к независимой жизни. Они стремятся устранить препятствия, влияющие на эмоциональные, социальные и физические потребности человека.

Еще одно определение эрготерапевтов – это специалисты, которые находят новые и простые способы преодоления проблем у людей, имеющих физические, умственные или эмоциональные трудности с целью обеспечения их активной и счастливой жизни.

В Западных странах эрготерапевты работают в различных клинических условиях, таких как больницы, социальные службы, образовательные и другие специализированные учреждения.

В детской практике помощь эрготерапевта может быть полезна при:

  • врожденных аномалиях развития;
  • генетической патологии с проблемами развития;
  • нарушении слуха или зрения;
  • травмах головного или спинного мозга;
  • церебральном параличе;
  • рассеянном склерозе;
  • ортопедических проблемах;
  • других заболеваниях.

Вот примеры задач и навыков, на которых может сосредоточиться специалист:

  • процедуры ухода за собой, такие как одевание (мелкая моторика и двигательное планирование);
  •  написание и копирование заметок (мелкая моторика, зрительно-моторная координация);
  • удержание карандаша или манипулирование ножницами (мелкая моторика, двигательное планирование);
  • бросок или ловля мяча (крупная, мелкая моторика, равновесие и координация);
  • сбор рюкзака (двигательное планирование, организационные навыки);
  • реагирование на сенсорную информацию (навыки саморегуляции).

Терапия состоит из упражнений и мероприятий, направленных на развитие и отработку «слабых» навыков. Например, если у ребенка очень неаккуратный почерк, эрготерапевтическая программа может включать мультисенсорные методы, помогающие с решением данной проблемы.

Эрготерапия также может быть большим подспорьем для детей, у которых имеются проблемы с сенсорной обработкой. Мозг ребенка изо всех сил пытается понять сенсорную информацию, это может иметь отражение в нетипичных реакциях на то, что он слышит, видит, ощущают на вкус, нюхает или осязает.

Это, в свою очередь, может проявляться социальной дезадаптацией. В данном случае эрготерапевты могут разработать «сенсорную диету». Программа представляет собой серию физических упражнений и приемов, направленных на то, чтобы дать детям подходящую сенсорную нагрузку. По показаниям используется утяжеление у детей, которые ищут или избегают определенных видов сенсорной информации.

Возможность выполнять базовые задачи также помогает повысить самооценку и уверенность детей в собственных силах.

Чем раньше ребенок начинает взаимодействие с эрготерапевтом, тем более эффективным оно оказывается. Процесс обучения навыкам, как правило, рассчитан на длительное время и не может ограничиваться кратковременными курсами. Эффективность работы будет тем выше, чем более регулярными будут занятия с ребенком и чем более они будут приближены к его привычной домашней обстановке.

Гериатрическая специализация

Специалисты данной области могут изменять домашнюю обстановку у пожилых пациентов таким образом, чтобы им было легче справляться со своими рутинными задачами. Например, терапевт подбирает и консультирует по вопросам размещения средств безопасности в доме (дополнительные поручни и перила).

Эрготерапевты в больницах, домах престарелых, общественных центрах обучают пожилых людей правильным способам использования ходунков и другого медицинского оборудования. Кандидаты, желающие работать с возрастными пациентами, должны пройти специализацию по геронтологии.

Задачи и обязанности, выполняемые эрготерапевтом, включают:

  • изучение состояния клиентов и анализ их потребностей;
  • планирование и предоставление терапии конкретному пациенту;
  • оценку динамики и корректировка терапии в соответствии с программой;
  • информирование семьи пациентов о его потребностях и способах оказания ему адекватной помощи;
  • предоставление индивидуальных услуг пациентам с ограниченными возможностями здоровья;
  • анализ домашней обстановки и рабочего места пациента; внесение потенциальных изменений в соответствии с требованиями здоровья их клиента;
  • установку необходимого оборудования в классе для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; консультирование по его использованию;
  • помощь людям в вопросе возвращения к трудовым обязанностям;
  • организацию реабилитационных групп для клиентов и их опекунов;
  • подготовку отчетов в рамках междисциплинарного взаимодействия для оценки эффективности терапии;
  • помощь детям в участии в школьных мероприятиях;
  • выполнение административных задач, таких как телефонные звонки, ведение записей и заметок о делах.

Эрготерапевты помогают людям участвовать в повседневных рутинах через достижение определенных целей и приобретение навыков, которыми пользуется человек в течение жизни, тем самым активно реализуя себя в обществе.

Они стремятся поддерживать людей в том, что они хотят и должны делать, анализируя особенности конкретного человека, род его занятий и окружающую среду. Если эти три составляющие не «работают» вместе, у человека возникают трудности с его активностью и, соответственно, участием в тех процессах (ситуациях, действиях), которые ему нравятся или необходимы для жизнедеятельности.

Другие инструкции:  Должностные обязанности работников МКОУ СОШ № 8

История эрготерапии

Имеются свидетельства, что «эрготерапевтические» подходы использовались для лечения пациентов с психическими или эмоциональными расстройствами еще в 100 г. до н.э. Впервые греческий врач по имени Асклепиад использовал лечебный массаж, расслабляющие упражнения, ванны и музыку для лечения стресса и «успокоения ума». Позже другой греческий философ Цельс применял похожие методы терапии, в том числе беседы, прогулки и музыку.

В XVIII веке двое европейцев Филипп Пинель и Иоганн Кристиан Релл адаптировали подходы к лечению и привнесли улучшения в систему врачевания. Они включили расслабляющие действия и «трудотерапию» в процесс лечения своих пациентов.

Становление «трудотерапии» как отдельной профессии относится к 1917 году, когда в Соединенных Штатах Америки было основано Национальное общество содействия эрготерапии (National society for Promotion of Occupational Therapy), в настоящее время известное как Американская ассоциация эрготерапии (American Occupational Therapy Association, AOTA).

В 1975 году, чтобы повысить степень участия детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школьных мероприятиях, в работу многих  американских государственных школ были внедрены специалисты-эрготерапевты. Для этого был принят законодательный акт, известный, как Закон об образовании для детей-инвалидов (Education for all Handicapped Children Act).

Еще в 40-х годах прошлого века от кандидатов, которые хотели практиковать в качестве сертифицированного эрготерапевта, требовалась степень бакалавра. В 1990 году это требование изменили до степени магистра. Вскоре после этого появились докторские программы по эрготерапии.

В настоящее время в США все программы, связанные с данной профессией, проходят сертификацию Национальным советом по аккредитации в эрготерапии (National Board for Certification in Occupational Therapy). С 2007 года обязательным условием для вступления в профессию является наличие степени магистра.

Лечение или развлечение?

Пока я разговариваю с мамой, Анна Лучникова раскладывает на высокой спинке дивана пестрые детские платьица и предлагает Маше решить, в чем она пойдет гулять. Девочка выбирает с большим энтузиазмом. Маша худенькая, беленькая, юркая, с большими глазами за стеклами круглых очков.

Красивых и модных, в розовой оправе. «А когда же начнется занятие?» – спрашиваю я Анну. «А оно уже идет! – улыбается эрготерапевт и поясняет: – У Маши сужены поля зрения. Чтобы их расширить, нужно смотреть по сторонам, поднимать и опускать взгляд, не упираться в одну точку.

Кстати, с одеждой тоже не все просто. Раньше девочка плакала, отказывалась одеваться или раздевалась, когда маме удавалось на нее что-то надеть. Родители думали, что это просто детские капризы, расстраивались и даже сердились. Эрготерапевт объяснила:

у Маши повышенная чувствительность, поэтому прикосновение к коже некоторых материалов для нее не просто неприятно, а непереносимо. Поэтому нужно разрешить Маше самой рассортировать вещи на «хорошие» и «плохие». После этого проблем с одеванием больше не возникало.

Когда Маша оделась, выбрав платье из тонкого хлопка с нарядной оборкой, началась тренировка – тоже больше похожая на игру. Для этого Анна придумала тренажер, напоминающий деревянную приставную лестницу. Только по этой лестнице не нужно карабкаться. Ее кладут на пол, а Маша в погоне за мячиком или игрушкой должна перешагивать через перекладины.

У Маши есть брат Вова, они двойняшки. Маша – старшая, так как появилась на свет на несколько минут раньше, но Вова чувствует себя главным, потому что умеет делать все то, чему сестра только учится. «Приходится придумывать не только тренировки для Маши, но и игры для Вовы, чтобы он не отвлекал сестру и не обижался, что на него не обращают внимания!» – смеется Анна и просит мальчика собрать разноцветные мячики, которые разбросала сестра.

Мастер лайфхаков

Я приехала в гости к Машиной маме Анастасии, чтобы посмотреть, как работает эрготерапевт. Профессия для меня новая. Я выяснила, что эрготерапия означает «лечение действием», этот метод применяется не только для детей с ДЦП, но также с различными неврологическими заболеваниями, после инсультов, при эпилепсии, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого и психического развития.

Помогают эрготерапевты и детям, которым после операции установили протезы. Эрготерапевт не занимается лечением. Его задача – выявить проблему там, где ее не замечают родители, и использовать для ее решения необычные способы, менять пространство, чтобы ребенку было удобно.

Машина мама узнала об эрготерапии из интернета. «Год назад дочка вообще не ходила и не стояла у опоры, только ползала на четвереньках, – говорит Анастасия. – В больнице нам просто ставили диагнозы, констатировали отставание в развитии и отправляли домой. На вопрос:

«А что же делать?» – нам отвечали: «Ну, хотите, запишем вас на курс массажа или положим в стационар»». Машина мама не хотела в стационар: она хотела, чтобы ее ребенок просто научился ходить, самостоятельно есть и пить из чашки. Но в больнице с этим не помогут.

На форуме родителей детей с ДЦП Анастасия прочитала, что такие проблемы помогает решить эрготерапевт. Есть программа «Уверенное начало», разработанная при поддержке аудиторской компании KPMG, которая создала для этих целей благотворительный фонд. Мама Маши отправила в фонд просьбу о помощи, и ребенка взяли в программу. Для родителей Маши занятия бесплатные: их оплачивает KPMG. Они проходят два раза в неделю по часу.

Другие инструкции:  Продавец магазина: должностная инструкция

Например, сферы деятельности ребенка можно классифицировать следующим образом:

1. Самообслуживание (сюда можно отнести такие навыки, как одевание, туалет, примем пищи, забота о собственном теле, сон).

Научиться заботиться о себе – один из важнейших жизненных навыков. Первые несколько лет родителям приходится проводить время с ребёнком, осуществляя его кормление и уход, но при этом они должны учить своего ребенка выполнять эти действия самостоятельно.

Несколько ключевых моментов для родителей:

Как бы быстро и просто это ни казалось, не «берите верх» – предоставьте возможность ребенку сделать самому.

Разбивайте задачу на управляемые части.

Есть разные способы учиться – покажите ребенку, проговорите по этапам и т. д.

Практика, практика и еще раз практика; только она совершенствует навыки. 

Решайте проблемы вместе – не поправляйте ребенка, если он допустил ошибку, а спросите ребенка или проговорите о том, что нужно сделать, чтобы исправить это.

Практикуйтесь, когда у вас есть время, например, в выходные или в вечернее время.

2. Игра – одна из основных сфер социального взаимодействия у ребенка, особенно у детей раннего возраста. Именно через игру дети практикуют новые навыки, заводят друзей и формируют самосознание.

Если задуматься, игры можно разделить на:

— социальные (взаимодействие с чем/кем-либо);

— двигательные;

— манипулятивные (с предметами, примерно с 3-х месяцев жизни, после формирования координации «глаз-рука»);

— игры-исследование (ребенок определяет свойства какого-либо предмета);

— на решение проблем (стартует примерно с 9-ти месяцев; сопровождается развитием логического мышления);

— игра-притворство (сюжетная ролевая игра, становится доступной ближе к году; важным критерием является формирующееся воображение).

3. Образование, получение специальных знаний – следующий и очень большой раздел жизни человека.

Педиатрическая специализация

Эрготерапевты, желающие работать с детьми и подростками, получают специализацию в области педиатрии. Они работают с родителями, опекунами, а также поставщиками медицинских услуг для развития необходимых навыков у ребенка. Таким образом, помоют ребенку быть более активным и независимым.

Пять целей и свобода выбора

Наконец мы выходим во двор. Анне нужно решить, что поможет девочке ходить не падая. Несколько недель Маша тренировалась с ходунками. Теперь Анна принесла ей палки для финской ходьбы – маленькие, по Машиному росту. Проблема в том, что ходунки, хоть и очень удобные и устойчивые, но тяжелые.

Они служат отличной опорой, но минут через пять-семь Маша устает их передвигать и просит, чтобы мама взяла ее за ручку. Финские палки, наоборот, слишком легкие, Маша размахивает ими, как в танце с саблями, и буквально летит вперед, забывает вовремя опереться на палку, не может остановиться и падает.

Анна Лучникова поясняет, что есть пять степеней тяжести ДЦП по международной системе классификации моторных функций. Если у ребенка первый уровень, то со временем он сможет свободно ходить и даже бегать. Иногда сохраняются небольшие особенности походки, но ограничений практически нет.

У Маши второй уровень: бегать и прыгать она не сумеет, но будет передвигаться самостоятельно без каких-либо вспомогательных средств. При третьем уровне ДЦП дети тоже ходят, но с тростями или ходунками. Если заболевание четвертого или пятого уровня, то ходить ребенок не сможет никогда.

Задача эрготерапевта – помочь ребенку реализовать максимум его возможностей с учетом объективных ограничений. Программа, по которой занимается Маша, устроена так: сначала эрготерапевт разговаривает с родителями и они вместе выясняют, какие у ребенка сложности и что хотелось бы изменить в первую очередь.

Лечащий врач в процессе не участвует, так как диагноз здесь не столь важен. Затем определяются пять целей. Их всегда пять, вне зависимости от диагноза и тяжести заболевания. Каждой цели соответствует план действий. Раз в три месяца происходит «переоценка ценностей», эрготерапевт и родители анализируют происходящее и выясняют, чего удалось добиться, а какие цели не достигнуты и почему. Затем планы корректируются.

Я спросила у Машиной мамы, сложно ли следовать плану и выполнять все рекомендации Анны. Анастасия сказала, что рекомендации на первый взгляд несложные, но сама она до некоторых вещей никогда в жизни не додумалась бы! Например, врач рекомендовал Маше спать в ортезах, а Анна предложила подобрать ортезы, которые можно было бы носить и днем, надевать на прогулку.

Долго искали – и нашли удобные, легкие, такие, на которые можно надевать любую уличную обувь. После этого девочке стало намного легче ходить, она стала активнее, меньше уставала. Потом, помолчав немного, мама призналась, что иногда есть искушение что-нибудь сделать за Машу: быстренько самой ее одеть или взять на руки и понести.

Роль эрготерапевтов, работающих с детьми и подростками

Роль эрготерапевтов в педиатрической практике, состоит в том, чтобы оказывать помощь, поддержку и/или консультирование семей, в которых воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, в контексте проблем, ограничивающих повседневную деятельность ребенка.

Эрготерапия показана детям или подросткам, которым сложно осуществлять действия необходимые им каждый день, например, одеваться, пользоваться столовыми приборами, рисовать, вырезать лобзиком или кататься на велосипеде и многое другое. Эти трудности могут быть связаны с нарушенной крупной и мелкой моторикой, координацией и балансом, плохими навыками моторного планирования, проблемами зрительного восприятия или сенсорными трудностями.

Другие инструкции:  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА, ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА - Арт-менеджмент

Помощь эрготерапевта детям с нарушениями в развитии или ограниченными возможностями здоровья заключается в адаптации оптимальной для ребенка позы, подбора устройств (от ортеза и адаптированной ложки до вертикализатора или кресла-коляски), облегчающих выполнение задач или поиске и обучению наиболее удобному способу их выполнения.

Важным аспектом является то, что терапия адаптирована к конкретным потребностям ребенка. Изначально эрготерапевт изучает проблемы и «сильные стороны» пациента, а также навыки, с которыми у ребенка возникают трудности. Затем эрготерапевт формулирует и пишет программу действий, над которой будут работать ребенок и его окружение.

Сорок человек на всю россию

После прогулки – обед. И тут все уже давно с помощью эрготерапевта продумано до мелочей. Во-первых, у Маши специальный стул с прямой спинкой и подставкой для ног, который регулируется и «растет» вместе с ней. Благодаря ему малышка может сидеть за большим кухонным столом вместе с родителями. Во-вторых, ложка с толстой ручкой, которую очень удобно держать. В-третьих, специальная маленькая легкая кружечка.

«С питьем та же история, что и с ходьбой, – говорит Анна, – Когда мы пьем, то, не задумываясь, закрываем рот и смыкаем губы, сделав глоток. А вот Маша сначала закрывать рот забывала, поэтому почти вся вода или сок выливались изо рта ей на платье. Поэтому девочка могла пить жидкость только из соски или через соломинку.

А Машина мама вздыхает. Заниматься дочке осталось всего два месяца, и что будет дальше, пока непонятно. Программа «Уверенное начало», по которой работают с Машей, рассчитана на детей с ДЦП от рождения до 2,5–3 лет. В августе Маше исполнится три года, но занятия нужно будет продолжать, потому что у ребенка возникнут новые потребности и новые задачи, а как их решать, совершенно неясно.

Профессия эрготерапевта давно известна и популярна на Западе. В России только в прошлом году Минздрав внес ее в номенклатуру медицинских должностей. Получить образование по этой специальности в нашей стране пока невозможно: этому попросту нигде не учат.

У Анны Лучниковой образование психолога, в трудовой книжке написано «руководитель службы домашнего визитирования». Эрготерапии она училась на курсах, организованных на базе частного Медико-социального института в Санкт-Петербурге. Курсы оплачивал Русфонд, а преподавали там специалисты, прошедшие обучение в Скандинавии. Еще один курс был проведен в рамках программы Spina Bifida благотворительного фонда «Сделай шаг».

Таким образом, по словам Анны, сейчас на всю страну всего 40 обученных эрготерапевтов. Не хватает специалистов, нет ресурсов на разработку программ. Во втором квартале этого года Минздрав собирается принять профессиональные стандарты по физической терапии и эрготерапии.

Фото Александра Уткина

Специализация по психическому здоровью

Эрготерапевты, обладающие опытом в области психического здоровья, помогают своим клиентам преодолеть депрессию, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства настроения и т.д. Соискателям, которые хотят продолжить свою карьеру в сфере охраны психического здоровья, требуется специализация в таких дисциплинах, как физиология и психология.

Специализация по физической реабилитации

Специалисты, которые помогают людям, испытывающим физические проблемы из-за болезни, расстройства или травмы, известны как эрготерапевты, специализирующиеся на физической реабилитации (не путать с физическим терапевтом). Они инструктируют пациентов, каким наилучшим образом поддерживать или изменять положение тела, выполнять повседневные задачи, адаптировать распорядок дня.

Резюмируя, необходимо отметить. Для того чтобы стать эрготерапевтом в западных странах, необходимо учиться этому с первого курса университета. При этом программа обучения эрготерапевта значительно отличается от образования врача или медицинской сестры.

С первого курса студентов учат базовым для любой специальности, связанной со здоровьем человека, дисциплинам, но все обучение подчинено задачам, которые в дальнейшем должны выполнять эти специалисты. Для будущих эрготерапевтов необходимо более подробно знать эргономику и то, как люди выполняют те или иные виды деятельности.

Кроме этого, они сами должны уметь изготавливать простейшие приспособления для пациентов с различными видами нарушений. В итоге, эрготерапевт имеет 4-х летнюю степень бакалавра в соответствующей области (например, биологии, психологии или медицинских науках) и степень магистра аккредитованной программы по эрготерапии.

Специализация эрготерапевтов в сша

Эрготерапия – это область, в которой существует множество вариантов специализации и привлекательных перспектив для карьеры. Педиатрия, психическое здоровье, гериатрия и физическая реабилитация – четыре области, в которых эрготерапевты могут расширить свои знания.

Как уже ранее было отмечено, контроль процесса обучения и специализацию терапевтов курирует Американская ассоциация эрготерапии. Кроме того, Национальный совет по аккредитации предлагает программы и осуществляет сертификацию соискателей, которые хотят поучить специализацию в области адаптации среды для людей с ограниченными возможностями здоровья или работать с пациентами с нарушением зрения или дисфагиями (трудности с пережевыванием и проглатыванием пищи).

Физическая терапия помогает при:

  • нарушениях крупных моторных навыков;
  • снижении мышечной силы (парезы конечностей);
  • ограничениях диапазона движений;
  • болевом синдроме;
  • проблемах с выносливостью и др.

Чем отличается эрготерапия от физической терапии?

И физическая терапия (ФТ), и эрготерапия призваны улучшить качество жизни людей, но между ними есть различия. Если обратиться к детской практике.

Эрготерапия актуальна при:

  • нарушениях мелкой моторики (не исключаются трудности и в крупной моторной сфере);
  • сложностях зрительного и слухового восприятия;
  • расстройствах когнитивных функций;
  • проблемах с сенсорной обработкой и др.
Оцените статью
Добавить комментарий