Следователь

Следователь Должностные инструкции

Памятка по обязанностям, связанным со службой в органах внутренних дел российской федерации

На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники) распространяются положения Федерального закона от 30 ноября 2021 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (далее «Закон о службе»). (далее — «Закон о службе»), № 3-ФЗ от 7 февраля 2021 г. «О полиции» (далее — «Закон о полиции»), № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». (далее — Закон о государственных служащих) и от 3 декабря 2021 года № 230-ФЗ «О контроле за расходами государственных служащих и иных лиц в соответствии с их доходами» (далее — Закон о контроле за расходами), Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации №. 1377 от 14 октября 2021 года (далее — «Дисциплинарный устав»), а также ведомственные нормативные акты налагают обязательства, разделенные на основные обязанности и ответственность сотрудников.

Основные обязанности работников определены в вышеуказанных законодательных и иных правовых актах Российской Федерации. Обязанности должности определяются в должностных инструкциях. В обязанности данной должности может входить, в частности, выполнение полицейских функций в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о полиции.

Основными обязанностями сотрудников являются

Основные обязанности государственных служащих (со специальными классами в полиции, судебной системе и внутренней службе) определены в статье 12(1) Закона о службе и статье 27(1) Закона о полиции. Таким образом, офицер обязан :

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные акты исполнительной власти Российской Федерации в сфере внутренних дел и обеспечивать их исполнение; подвергаться регулярным проверкам знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных актов исполнительной власти Российской Федерации в указанной сфере в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел;

2) знать и соблюдать должностную инструкцию (должностные обязанности) и другие документы, определяющие его права и обязанности, выполнять приказы и распоряжения своих непосредственных руководителей (начальников) и руководствоваться законодательством Российской Федерации в случае получения приказа или распоряжения своего непосредственного или прямого руководителя (начальника), заведомо противоречащего законодательству Российской Федерации;

(3) решать проблемные вопросы со своим непосредственным руководителем (начальником) и, при необходимости, со своим непосредственным руководителем (начальником), отчитываясь перед непосредственным руководителем (начальником);

4) уважение прав и законных интересов граждан, объединений и общественных организаций при выполнении ими своих обязанностей;

5) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в целях своевременного информирования непосредственного руководителя (начальника) о происшествиях, временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, препятствующих выполнению сотрудником служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку[2] ;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь и здоровье граждан либо оскорбляющие их честь и достоинство;

8) охранять государственное имущество, включая имущество, предоставленное в его/ее распоряжение при исполнении служебных обязанностей;

9) представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном законодательством РФ[3] ;

10) Сообщить непосредственному начальнику о подаче заявления об отказе от российского гражданства в тот же день, когда подано заявление;

11) уведомить непосредственного начальника (руководителя) о выходе из гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) недопущение должностных проступков, соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о федеральной службе, соблюдение требований к служебному поведению служащих;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) обо всех личных интересах, которые могут привести к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять своего руководителя (начальника), налоговые органы Российской Федерации или иные государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений[4] ;

15) соответствие квалификационным требованиям для занятия должности в органах внутренних дел по физической подготовке;

16. проходить ежегодный профилактический медицинский осмотр, а также медицинский осмотр по рекомендации медицинского учреждения или уполномоченного им должностного лица;

17) рассматривать запросы граждан и организаций в пределах своих полномочий и в установленные сроки;

18) в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона о службе, на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя временно выполнять задачи, не предусмотренные должностной инструкцией по занимаемой должности в органе внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнение по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и в соответствии с Законом о службе функций, аналогичных должностным обязанностям в органах внутренних дел, при переводе сотрудника в то же подразделение и по той же специальности ;

Другие инструкции:  Должностная инструкция печатника офсетной печати

20) пройти обязательную дактилоскопию в штате, как того требует федеральное законодательство[5] ;

21) знать и соблюдать требования охраны труда и техники безопасности (OHS).

Иные основные обязанности, указанные в части 3 статьи 12 Закона о службе, могут быть возложены на сотрудника органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 12(2) Закона о службах гласит, что обязанности сотрудника, которому присвоено специальное звание полицейского, также определяются Законом о полиции.

Основными обязательствами, изложенными в Законе о полиции, являются

Раздел 27(2) Закона о полиции гласит, что сотрудник полиции, независимо от его должности, местонахождения или времени суток, должен

(1) Оказывать первую медицинскую помощь гражданам, пострадавшим в результате преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в бедственном положении или в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

(2) в случае сообщения гражданина о преступлении, административном правонарушении или несчастном случае либо в случае совершения преступления, административного правонарушения или несчастного случая принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления или административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в его совершении, охране места преступления, административного правонарушения или несчастного случая и сообщить об этом в ближайший орган местного самоуправления или в полицию.

Основными обязанностями, установленными Законом о противодействии коррупции, являются

Лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, на которые назначаются граждане и по которым федеральные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, а также в перечень должностей Министерства внутренних дел.

Согласно статье 9 (1) Закона о противодействии коррупции, должностное лицо обязано информировать представителя нанимателя, прокуратуру или другие органы государственной власти о любом случае, когда к нему обращается лицо с намерением склонить его к совершению коррупционного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должности государственной службы, указанные в законодательных актах Российской Федерации, обязан в течение двух лет со дня увольнения с государственной службы или из органов муниципального управления при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 указанной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Закона о противодействии коррупции, если владение ценными бумагами или акциями (долями в уставном капитале организаций) лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность по трудовому договору в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед ним федеральными органами государственной власти, приводит или может привести к конфликту интересов, такое лицо обязано передать акции или доли в уставном капитале такой организации.

Основные задачи закона о государственных служащих следующие

В соответствии со статьей 29(2) Закона о полиции, на сотрудника полиции распространяются обязанности, предусмотренные Законом о государственной службе, за исключением обязанностей, которые не позволяют сотруднику полиции осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, определяются в каждом конкретном случае в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 18 Закона о государственной службе устанавливает требования к служебному поведению госслужащего:

1. Должностное лицо обязано :

(1) добросовестно и на высоком профессиональном уровне выполнять должностные обязанности;

2) на том основании, что признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание их профессиональной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в сфере компетенции государственного органа, установленной законодательством Российской Федерации;

4) не оказывать предпочтения общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5. не действовать под влиянием личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, мешающих надлежащему исполнению служебных обязанностей;

(6) Соблюдение ограничений, налагаемых на государственных служащих Законом о государственной службе и другим федеральным законодательством;

7. соблюдать нейтралитет, исключающий возможность влияния на их профессиональную деятельность со стороны политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать никаких действий, оскорбляющих его честь и достоинство

9) Будьте вежливы в общении с гражданами;

10) проявлять уважение к обычаям и нравственным традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и другие особенности различных этнических, социальных и религиозных групп населения

12. содействие межэтническому и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, которые могут нанести ущерб его репутации или авторитету госоргана;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и официальных сообщений.

(2) Должностное лицо государственной службы пробации не может быть принуждено к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 20 Закона о государственных служащих регламентирует обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах: гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, указанной в правовых актах Российской Федерации, а также государственный служащий, замещающий должность государственной службы, указанную в правовых актах Российской Федерации, представляет такие сведения ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, предшествующим окончанию года.

Другие инструкции:  Профессиограмма | Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края

Частью 1 статьи 20.1 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о расходах на себя и членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными задачами, изложенными в Дисциплинарном уставе, являются

Обязанность государственных служащих (с особыми званиями в полиции, судебной системе и внутренней службе) соблюдать и поддерживать служебную дисциплину закреплена в дисциплинарном уставе. Согласно статье 5 Дисциплинарного устава, государственный служащий обязан:

1) Знать и соблюдать основные и профессиональные обязанности, процедуры и правила выполнения обязанностей и осуществления прав, возложенных на него/нее;

2) выполнять приказы и распоряжения начальников (руководителей), изданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному законодательству;

3) соответствовать требованиям официального поведения;

4) соблюдать субординацию;

(5) проявлять уважение ко всем работникам, независимо от их должности или места работы;

6) Помогать руководителю (супервайзеру) поддерживать дисциплину;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, включая сведения, затрагивающие частную жизнь и здоровье граждан или оскорбляющие их честь и достоинство;

8) Соблюдать ограничения, обязательства и запреты, требования по предотвращению или разрешению конфликта интересов и обязательства, предусмотренные Законом об услугах, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами по борьбе с коррупцией.

В пункте 6 Дисциплинарного устава конкретно говорится, что старшие офицеры должны всегда требовать от своих подчиненных соблюдения дисциплины, поведения и единых требований, принятых на службе.

Однако обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины изложены в пункте 7 Дисциплинарного устава, где говорится, что руководитель (начальник) обязан поддерживать служебную дисциплину:

1) Обеспечивать соблюдение подчиненными законов и служебной дисциплины Российской Федерации;

2) отдавать четкие приказы и распоряжения подчиненным, проверять их правильность и своевременность выполнения;

3) соблюдать установленный порядок и условия службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, покровительства, притеснения сотрудников из личных побуждений;

4. принять меры для борьбы с коррупцией;

5) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе (подразделении) внутренних дел, своевременно принимать меры по предупреждению нарушения служебной дисциплины сотрудниками;

6) комплексное изучение личных и служебных качеств подчиненных;

7) создание условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;

8) Обеспечить прозрачность и объективность в оценке работы подчиненных;

9. воспитывать у подчиненных чувство ответственности при выполнении своих обязанностей;

10. подавать личный пример дисциплины и образцового выполнения служебных обязанностей;

(11) Принимать меры по выявлению, устранению и предупреждению неправомерных действий персонала, их причин и условий.

Ответственность перед работниками

Виды ответственности сотрудников органов внутренних дел определены в статье 15 Закона о службе. За нарушение должностных обязанностей на должностных лиц могут быть возложены следующие виды ответственности: (1) уголовная; (2) административная; (3) дисциплинарная; (4) материальная.

Статья 15(1) Закона об учредительных органах предусматривает уголовную ответственность должностного лица за совершение преступления против законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о государственных служащих, должностное лицо несет ответственность за административное правонарушение в соответствии с Законом о государственных служащих и Дисциплинарным уставом, за исключением административного правонарушения, за которое должностное лицо подлежит общей административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.5 части 2 Закона РФ «Об административных правонарушениях» должностные лица несут административную ответственность на общих основаниях за административные правонарушения, предусмотренные следующими статьями закона: 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56 (административные правонарушения, посягающие на права граждан), 6.3 (нарушение правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 7. 29-7.29. 32 (административные правонарушения в области охраны собственности), глава 8 (административные правонарушения в области охраны окружающей среды и эксплуатации природных ресурсов), статья 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности при исполнении обязанностей военной службы (службы) или военных сборов), глава 12 (административные правонарушения в области дорожного движения), статья 14. 9 (ограничение конкуренции органами государственной власти или органами местного самоуправления), ст. 14.3. 32 (заключение ограничительного соглашения, согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, координация экономической деятельности), гл. 15 (административные правонарушения в области финансов, налогообложения, страхования, рынка ценных бумаг) и 16 (административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), ст. ст. 17.3, 17.7-17.9, 17.14(1) и (3), 17.15 (административные правонарушения, препятствующие полномочиям государственных органов), 18.1-18.4 (административные правонарушения в

Статья 15(3) Закона о службе предусматривает, что за нарушение служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел налагаются дисциплинарные взыскания в соответствии со статьями 47, 49 и 51 Закона о службе.

Согласно ст. 49 Закона о службе нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо несоблюдении запретов и ограничений.

Другие инструкции:  Должностная инструкция плотника 6-го разряда -

Невыполнение сотрудником полиции обязанностей, указанных в разделе 27(2) Закона о полиции, является нарушением возложенных на него обязанностей и может привести к применению мер ответственности, указанных в разделе 15 Закона о Службе.

Согласно статье 49 (2) Закона о Корпусе, серьезные правонарушения против Положения о службе

(а) отказ или уклонение должностного лица от прохождения медицинского осмотра (обследования) в случаях, когда он является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7);

(b) непредоставление сотрудником (заведомо ложной или неполной) информации о своих доходах, расходах, активах и обязательствах, а также о доходах, расходах, активах и обязательствах своего супруга и несовершеннолетних детей (пункт 13)

(c) сокрытие должностным лицом факта обращения к нему кого-либо с целью склонить его к совершению коррупционного правонарушения (пункт 14).

За нарушение служебной дисциплины в соответствии с разделом 50(1) Закона о государственных служащих на служащих могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) наблюдение;

2) сделать выговор;

3) строгий выговор;

4. уведомление о недееспособности ;

5) перевод на более низкое положение в структурах внутренних органов;

(6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Закон о службе предусматривает достаточное количество оснований для увольнения со службы в органах внутренних дел в случае нарушения сотрудником служебной дисциплины. Основаниями для увольнения сотрудника являются следующие:

(a) За серьезное нарушение дисциплины (статья 82(2)(6));

(б) при неоднократном нарушении служебной дисциплины, если сотрудник имеет дисциплинарное взыскание, наложенное в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (ст. 82.2.7);

(c) в случае нарушения договора работником (Статья 82(2)(15));

(г) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником во время прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об условиях замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет уголовной ответственности (пункт 3 части 5 статьи 82).

Согласно п. 6 ст. 15 Закона о государственных служащих сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению в порядке и случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В настоящее время основой правового регулирования материальной ответственности является глава 39 Трудового кодекса Российской Федерации, которая, например, определяет сущность материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю (статья 238), устанавливает обстоятельства, исключающие ответственность работника (статья 239), пределы материальной ответственности работника (статья 241), а также определяет порядок возмещения ущерба (статья 248).

Пункт 5 статьи 15 Закона «Об органах учредительной власти» предусматривает, что ущерб, причиненный гражданам и организациям в результате незаконных действий или бездействия сотрудника органов внутренних дел при исполнении им служебных обязанностей, возмещается в порядке, установленном законодательством РФ.

Так, статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконного действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Ущерб возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 15(5) Закона о службе также предусматривает, что в случае выплаты Российской Федерацией компенсации за ущерб, причиненный незаконными действиями или бездействием работника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право регресса (обращения) к работнику на сумму выплаченной компенсации, а федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд с соответствующим иском от имени Российской Федерации в этих целях.


[1] Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 25 сентября 2021 года № 886 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2021 года, регистрационный номер 25808).

[2] Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 июля 2021 года № 663 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 августа 2021 года, регистрационный № 25094).

[3] Представление сведений регулируется Законом о государственной гражданской службе, Законом о противодействии коррупции и Законом о сопоставлении расходов, Приказом МВД России от 19 марта 2021 года № 205 «О порядке представления сведений о доходах», имущество и имущественные обязательства граждан, претендующих на замещение должностей в системе МВД России, а также сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных служащих системы МВД России» (зарегистрировано в базе данных МВД России)

[4] Порядок уведомления в системе МВД России о склонении к совершению коррупционных правонарушений утвержден приказом МВД России от 19 апреля 2021 г. № 293 (зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2021 года, регистрационный № 17676).

[5] Регистрация отпечатков пальцев регулируется Федеральным законом № 128-ФЗ от 25 июля 1998 года «О регистрации отпечатков пальцев в РФ».

Оцените статью
Добавить комментарий