Стюардессы «Аэрофлота»: полёт нормальный? | РОТ ФРОНТ

Стюардессы «Аэрофлота»: полёт нормальный? | РОТ ФРОНТ Должностные инструкции

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы.

  1. Приветствие. При входе в салон самолёта пассажира нужно встречать с доброжелательными словами.
  2. Проверка билетов. Важно тщательно просмотреть все данные в документе.
  3. Проверка инвентаря. Перед каждым взлётом следует убедиться в наличии всех аптечек, кислородного баллона, огнетушителя, а также необходимого количества продовольствия, посуды, одеял.
  4. Инструкция перед полётом. Перед взлётом необходимо рассказать пассажирам о правилах безопасности в случае аварийной ситуации, о правильном применении средств защиты, об этичном поведении. Также нужно осведомить людей об их возможностях, например, о том, что в любой ситуации они могут обратиться к бортпроводнику за помощью, спросить об обедах и прочих нуждах.Инструкция перед вылетом
  5. Команды к действию. Важно уметь владеть ситуацией и держать пассажиров под контролем. В случае возникновения проблемы стюардесса говорит, что нужно сделать, либо вежливо принуждает людей соблюдать правила поведения на борту.
  6. Устранение конфликтов. Большое количество людей, сидящих близко друг к другу, а также стресс из-за боязни перелётов могут спровоцировать ссору или драку. В обязанности бортпроводника входит урегулирование недопониманий.
  7. Консультирование. На любые возникающие вопросы пассажиров следует отвечать и помогать в решении возникшей проблемы.
  8. Медицинская помощь. Нередки случаи, когда человеку становится плохо. Возможны и травмы. Поэтому все работники на борту проходят подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
  9. Другая помощь. Достать багаж, принести прессу или вытереть пятно на кресле – всё это может понадобиться.
  10. Обслуживание. Раздача еды и напитков тоже является задачей для проводника. После обеда он же собирает посуду и мусор.
  11. Взаимодействие с пилотом. Это необходимо в отдельных случаях, когда пассажирам требуется донести информацию, касающуюся возможной аварии или турбулентности.

Где можно получить профессию бортпроводника?

Официально для того чтобы стать бортпроводником высшего образования не требуется. Получить профессиональные навыки можно на специальных курсах бортпроводников, которые открыты на базе авиакомпаний и аэропортов. При этом пройти обучение можно как на бесплатной, так и на платной основе.

В первом случае, необходимо записаться на курсы той авиакомпании, в который Вы хотите работать. Правда здесь имеется один нюанс, после окончания обучения Вам придется, как минимум, три года отработать в этой авиакомпании. Если по какой-то причине Вы захотите прервать трудовые отношения раньше, то Вам предстоит возместить авиакомпании стоимость Вашего обучения.

Во втором случае, Вы можете самостоятельно оплатить свое обучение и поступить на любые курсы. Например, можно выбрать “Школу бортпроводника” при Московском государственном техническом университете гражданской авиации или курсы бортпроводников на базе кадрового агентства “Авиаперсонал”.

Однако такие курсы Вам подойдут только в том случае, если Вы хотите работать на российских авиалиниях. В том случае, если Вы мечтаете о международных рейсах, без высшего образования все-таки не обойтись.

В принципе подойдет любое высшее образование (но охотнее всего берут бортпроводников с медицинским, психологическим, или лингвистическим образованием).

Если Вы планируете получить свое первое высшее образование, то можно выбрать приближенную к профессии бортпроводника профильную специальность “Сервис” или “Сервис транспортных средств”. По этим направлениям обучают такие ВУЗы , как:

Материал полезен?

Должностные обязанности бортпроводника. — киберпедия

4.1 Бортпроводник обязан:

4.1.1. Соблюдать требования регламентирующих документов в отношении персональных данных, конфиденциальной информации, положении о коммерческой тайне, в том числе, предоставлять работодателю свои достоверные документированные персональные данные, состав которых установлен Трудовым кодексом РФ, а также своевременно сообщать работодателю об изменении своих персональных данных.

4.1.2. Использовать информационный ресурс сети Интернет только для решения производственных вопросов.

4.1.3. Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда.

4.1.4. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.1.5. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.1.6. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья.

4.1.7. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению руководства предприятия в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

4.1.8. Знать и соблюдать ведение делопроизводства, в т. ч. электронного документооборота, исключающее несанкционированное получение сведений, находящихся под режимом особого доступа.

4.1.9. Знать и соблюдать требования нормативных документов по противопожарной безопасности, предъявляемые к рабочему месту и оборудованию.

4.1.10. Сообщать руководителю о нарушении другими работниками или сторонними лицами норм пожарной безопасности и охраны труда.

4.1.11. Знать и строго выполнять требования авиационной безопасности.

4.1.12. Своевременно докладывать непосредственному руководителю о нарушениях требований эксплуатационной и авиационной безопасности, а также угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, если о них стало известно.

4.1.13. Знать и выполнять требования руководства по управлению безопасностью полетов, в части предоставления данных по системе добровольных и конфиденциальных сообщений.

4.1.14. Немедленно извещать представителя департамента управления безопасности полетов и своего непосредственного или вышестоящего руководителя о случаях возникновения, либо предпосылках к возникновению угрозы безопасности полетов.

4.1.15. Демонстрировать способность распознавать и контролировать факторы угрозы и

ошибки; использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений ВС,

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете.

4.1.16. Четко и грамотно действовать в аварийной ситуации и в обстановке, требующей эвакуации пассажиров.

4.1.17. Принимать все меры по спасению пассажиров.

4.1.18. Организовать работу членов кабинного экипажа (далее — КЭ) в соответствии с требованиями нормативных документов, обеспечивать скоординированные действия бортпроводников в штатных, нештатных и сбойных ситуациях. В случае необходимости взаимодействовать с представителями смежных служб.

4.1.19. Соблюдать производственную дисциплину, а также указания, распоряжения и приказы руководства Авиакомпании, руководствоваться настоящей должностной инструкцией.

4.1.20. Знать и выполнять требования законодательства РФ и других нормативных документов, перечисленных в настоящей должностной инструкции.

4.1.21. Знать и выполнять мероприятия по обеспечению авиационной безопасности. Контролировать соблюдение пассажирами установленных правил поведения на борту ВС.

4.1.22. Принимать участие в предполетном брифинге и послеполетном разборе.

4.1.23. Качественно и своевременно выполнять проверку ВС по контрольному листу.

4.1.24. Выполнять действующие стандарты и технологии Авиакомпании по предоставлению сервисных услуг пассажирам и членам летного экипажа.

4.1.25. Перед выполнением рейса изучить и знать информацию, предназначенную для персонального изучения.

4.1.26. Принимать и сдавать служебную корреспонденцию в соответствии с действующими локальными нормативными актами Авиакомпании.

4.1.27. Контролировать количество и размещение пассажиров на борту ВС.

4.1.28. Своевременно доводить достоверную и актуальную информацию до сведения старшему кабинного экипажа (далее СКЭ), необходимую для выполнения им служебных обязанностей:

· о ходе подготовки к рейсу;

· готовности пассажирской кабины и бортпроводников к посадке пассажиров;

· о количестве пассажиров, багажа, груза, почты, наличии служебной корреспонденции и спецсредств на борту ВС;

· о готовности пассажирской кабины и КЭ к выполнению полета;

· об обстановке в пассажирской кабине во время полета и готовности пассажирской кабины к посадке.

4.1.29. Контролировать состояние аварийно-спасательного оборудования и электрооборудования, соблюдать правила их эксплуатации.

4.1.30. Проверять санитарное состояние воздушного судна до посадки пассажиров и способствовать принятию мер по устранению выявленных недостатков.

4.1.31. Контролировать санитарное состояние ВС, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах, гигиенических помещениях, на рабочем месте во время выполнения

задания на полет.

4.1.32. Своевременно докладывать СКЭ обо всех неисправностях и несоответствиях оборудования ВС, выявленных в ходе подготовки и при выполнении рейса.

4.1.33. Своевременно докладывать СКЭ о сбойных, нештатных ситуациях, травмах, особенностях выполненного рейса.

4.1.34. Соблюдать режим работы и отдыха членов КЭ при выполнении Задания на полет.

4.1.35. Принимать участие в проведении анкетирования пассажиров.

4.1.36. Выполнять стандарты сервиса при общении с пассажирами, быть вежливым и доброжелательным, улыбаться при общении с пассажирами, незамедлительно реагировать на их просьбы. Уделять особое внимание пожилым людям, пассажирам с детьми, пассажирам с ограниченными возможностями и иным пассажирам, требующим особой заботы и внимания, пассажирам VIP.

4.1.37. Своевременно докладывать старшему кабинного экипажа о нарушениях пассажирами правил поведения на борту ВС или о других случаях, определенных РПП Авиакомпании.

4.1.38. Правильно заполнять отчетную документацию о приеме-передаче материальных ценностей в соответствии с установленными требованиями.

4.1.39. По окончании полета осуществлять сбор и подготовку имущества к передаче.

4.1.40. Проводить осмотр пассажирской кабины ВС после выхода пассажиров с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов.

4.1.41. Оформлять полетную документацию в соответствии с нормативными документами и своевременно представлять ее для обработки.

4.1.42. В своих действиях, суждениях и высказываниях проявлять уважение к Авиакомпании и его работникам.

4.1.43. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе служебные документы, следить за их сроками действия, их сохранностью и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц.

4.1.44. В соответствии с установленным регламентом своевременно получать информацию. Выполнять задачи, указанные в плане – наряде, в том числе не связанные с выполнением полета, такие как разбор, техучеба и другие.

4.1.45. При выполнении Задания на полет соблюдать стандарт Авиакомпании, устанавливающий правила ношения форменной одежды и определяющий имидж бортпроводника.

4.1.46. Знать обязанности старшего бортпроводника экипажа и быть готовым выполнять Задание на полет на данной позиции в случае производственной необходимости.

4.1.47. Не употреблять спиртных напитков, наркотических и других веществ, способствующих изменению сознания, накануне и в день выполнения Задания на полет, в служебное время, а также при нахождении в командировках.

Другие инструкции:  Начальник газовой службы | Должностная инструкция | |

4.1.48. Не покидать самолет или территорию проживания экипажа без разрешения КВС,

лиц из числа инструкторского состава и СКЭ (если это не связано с выполнением прямых

служебных обязанностей).

4.1.49. Своевременно информировать инструктора-проводника бортового об изменениях в личных документах, необходимых для выполнения производственных задач, и личных контактных данных.

4.1.50. Соблюдать предполетный отдых, в полете докладывать об ухудшении самочувствия СКЭ и/или ИПБ.

4.1.51. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.1.52. Своевременно проходить врачебно-летную экспертную комиссию и периодические

медицинские осмотры.

4.1.53. Информировать заместителя начальника СБП о дате открытия листка временной нетрудоспособности, его продлении и дате закрытия.

4.1.54. Предоставлять листок временной нетрудоспособности в СБП, назначенному должностному лицу, не позднее первого рабочего дня после окончания его действия.

4.1.55. Бережно относиться к имуществу Авиакомпании, немедленно информировать руководство о фактах хищения или порчи имущества, принадлежащего Авиакомпании.

4.1.56. Своевременно информировать обо всех случаях выявленных нарушений, а также о потенциальных угрозах.

4.1.57. Соблюдать корпоративную этику при общении с клиентами Авиакомпании, коллегами, летным составом и работниками смежных служб.

4.2. При выполнении функций старшего кабинного экипажа обязан:

4.2.1. Оперативно предоставлять информацию в виде рапортов, касающуюся обеспечения безопасности полетов в рамках системы управления безопасности полетов (далее — СУБП).

4.2.2. Четко и грамотно руководить действиями КЭ в аварийной ситуации и в обстановке,

требующей эвакуации пассажиров.

4.2.3. Принимать все меры по спасению пассажиров.

4.2.4. Организовать работу членов КЭ в соответствии с требованиями нормативных документов, обеспечивать скоординированные действия бортпроводников в штатных, внештатных и сбойных ситуациях. В случае необходимости взаимодействовать с представителями смежных служб.

4.2.5. Проводить предполетный брифинг с членами КЭ, включенными в Задание на полет,

определяя задачи, направленные на обеспечение высокого уровня сервиса.

4.2.6. Перед выполнением рейса изучить и знать информацию, предназначенную для персонального изучения.

4.2.7. Своевременно доводить достоверную и актуальную информацию до сведения членов КЭ, необходимую для выполнения ими служебных обязанностей.

4.2.8. Распределять обязанности и управлять рабочей нагрузкой бортпроводников при выполнении Задания на полет с учетом особенностей рейса и загрузкой пассажирской кабины.

4.2.9. Своевременно информировать КВС об изменениях в составе КЭ и осуществлять

контроль внесения изменений в полетное задание.

4.2.10. Заполнять «Cabin log book» («Журнал пассажирской кабины») на основании

контрольных листов предполетного осмотра ВС и личного контроля, в соответствии с

требованиями РПП и РКЭ.

4.2.11. Получать информацию о наличии и размещении коммерческой загрузки на борту ВС.

4.2.12. Принимать и сдавать служебную корреспонденцию в соответствии с действующими локальными нормативными актами Авиакомпании.

4.2.13. На основании действующих требований объективно оценивать качество подготовки пассажирской кабины к рейсу.

4.2.14. Контролировать количество и размещение пассажиров на борту ВС.

4.2.15. Докладывать КВС:

· о ходе подготовки к рейсу;

· готовности пассажирской кабины и бортпроводников к посадке пассажиров;

· о количестве пассажиров, багажа, груза, почты, наличии служебной корреспонденции и спецсредств на борту ВС;

· о готовности пассажирской кабины и КЭ к выполнению полета;

· об обстановке в пассажирской кабине во время полета и готовности пассажирской кабины к посадке.

4.2.16. Организовать, вести и контролировать информационную работу на борту ВС на русском и английском языках в соответствии с утвержденным сборником информаций для

пассажиров на борту ВС.

4.2.17. Организовывать и контролировать предоставление пассажирам и членам ЛЭ полного комплекса услуг в соответствии со стандартами Авиакомпании.

4.2.18. Организовывать и контролировать взаимодействие кабинного экипажа с VIP- пассажирами и пассажирами с детьми, инвалидами, больными.

4.2.19. Принимать участие в подготовке к вводу в строй бортпроводников на конкретном

типе ВС.

4.2.20. Организовывать и контролировать соблюдение режима работы и отдыха членов КЭ

при выполнении Задания на полет.

4.2.21. Контролировать санитарное состояние ВС.

4.2.22. Организовывать и принимать участие в проведении анкетирования пассажиров.

4.2.23. Взаимодействовать с клиентами Авиакомпании во всех классах обслуживания для

определения удовлетворенности предоставленным уровнем сервиса.

4.2.24. Контролировать и самостоятельно выполнять стандарты сервиса при общении с

пассажирами, быть вежливым и доброжелательным, улыбаться при общении с пассажирами, незамедлительно реагировать на их просьбы.

4.2.25. Докладывать КВС о нарушениях пассажирами правил поведения на борту ВС или о других случаях, определенных РПП Авиакомпании.

4.2.26. Контролировать правильность заполнения бортпроводниками отчетной документации о приеме-передаче материальных ценностей в соответствии с установленными требованиями.

4.2.27. По окончании полета организовать и контролировать сбор и подготовку имущества

к передаче, проверку салона ВС с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов.

4.2.28. Анализировать и объективно оценивать результаты работы КЭ. Проводить послеполетный разбор по итогам выполненного рейса, предоставляя конструктивную обратную связь.

4.2.29. Своевременно и в полном объёме оформлять полетную документацию, относящуюся к КЭ, представлять ее инженеру по подготовке производства департамента после выполнения рейса.

4.2.30. Своевременно, по окончании рейса, докладывать непосредственному руководителю и начальнику смены производственно – диспетчерского отдела о сбойных, нештатных ситуациях, травмах, особенностях выполненного рейса.

4.2.31. Соблюдать иммиграционные, таможенные, карантинные правила РФ и стран пребывания.

4.2.32. Контролировать выполнение членами КЭ требований охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.

Права бортпроводника

Бортпроводник, при выполнении своих должностных обязанностей, имеет право:

Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения правил поведения на борту ВС.

4.3.2. В установленном порядке запрашивать и получать от работников структурных подразделений Авиакомпании информацию, необходимую для выполнения своих

должностных обязанностей и требовать от них выполнения всех необходимых процедур для качественного выполнения полетов.

4.3.3. Требовать от руководства СБП создания необходимых условий и оказания содействия для исполнения трудовых обязанностей, возложенных настоящей должностной инструкцией бортпроводника.

4.3.4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном трудовым законодательством.

4.3.5. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

4.3.6. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по совершенствованию своей деятельности и улучшению условий труда.

4.3.7. Контролировать количество и качество продуктов питания, отказаться от их приема в случае истечения срока реализации, нарушения санитарных правил обеспечения пассажиров бортовым питанием.

4.3.8. Требовать от пассажиров выполнения правил поведения на борту ВС.

4.3.9. Требовать от пассажиров, в пределах своих полномочий, строгого соблюдения правил по авиационной безопасности.

4.3.10. Вносить предложения по совершенствованию системы управления безопасностью полетов АО «Авиакомпания АЗИМУТ».

Кто такой бортпроводник?

Бортпроводник (стюард, стюардесса) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.

Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник).

Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера).

Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.

В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот.

В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки).

И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.

За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира.

В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.

Курсы с трудоустройством

Пройти обучение с последующим трудоустройством можно в таких учебных центрах, как:

  • Авиационный учебный центр «Трансаэро»:
    • стоимость обучения: за счет авиакомпании, выплачивается стипендия;
    • продолжительность обучения: три месяца;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • образование не ниже среднего профессионального;
      • наличие загранпаспорта;
      • знание английского на разговорном уровне;
      • умение плавать.
    • обучение проходит на действующих и выведенных из эксплуатации бортах, а также в специально оборудованных аудиториях с возможностью дистанционного обучения;
    • в программу обучения входят:
      • аварийно-спасательная подготовка;
      • отработка взаимодействия между бортпроводниками и пилотами;
      • основы выживания в суровых климатических условиях;
      • дополнительные курсы (опционально):
        • «Безупречный сервис»;
        • «Макияж»;
        • «Обслуживание в классе «Бизнес» и «Империал».
  • Школа бортпроводников:
    • стоимость обучения: 60 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: от 44 дней;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • гражданство РФ;
      • прохождение медкомиссии ВЛЭК и тестирования на профпригодность.
    • обучение на базе собственных разработок и стандартов европейских авиакомпаний;
    • в программу обучения помимо стандартных тем входят:
      • особенности обслуживания пассажиров классов «первый» и «бизнес»;
      • курсы по перевозке опасных грузов;
      • изучение психофизиологических возможностей;
      • отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях;
      • взаимодействие между членами экипажа;
      • тридцатичасовая практика в авиакомпаниях;
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.
  • Центр подготовки авиаперсонала «Jet Service»:
    • стоимость обучения: от 45 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: от 2 недель;
    • требования:
      • возраст: от 19 до 32 лет;
      • высшее образование;
      • владение иностранными языками;
    • курс рассчитан на подготовку стюардов для работы в деловой авиации;
    • помимо стандартного блока в программу обучения входят:
      • деловой этикет;
      • специфика обслуживания высокопоставленных персон;
      • психологические тренинги;
      • курсы сомелье;
      • курсы профессионального английского.
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.

Сайт поиска работы в украине. поиск вакансий и резюме на dolznostnye-instructions.ru!

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БОРТПРОВОДНИКА

I. Общие положения

  1. Бортпроводник относится к служащим.
  2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность бортпроводника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте.
  3. Бортпроводник назначается на должность и освобождается от должности приказом ___________________ в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
  4. Бортпроводник подчиняется непосредственно ______________.
  5. Бортпроводник должен знать:
    — законодательство о труде;
    — законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие функциональную деятельность бортпроводников;
    — правила воздушных перевозок пассажиров;
    — правила и технологию обслуживания пассажиров на борту воздушных судов;
    — правила пользования бортовым оборудованием, предназначенным для обслуживания пассажиров и спасания их в аварийной ситуации;
    — технические данные бортового оборудования;
    — передовой опыт по обслуживанию пассажиров в полете;
    — требования по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
  6. В период временного отсутствия бортпроводника его обязанности возлагаются на ________________.
  7. _________________________________________________________________.
  8. _________________________________________________________________.
Другие инструкции:  Должностная инструкция секретаря : Кадровое агентство по подбору персонала в Москве и РФ. Рекрутинг.

II. Должностные обязанности

  1. Обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров.
  2. Размещает пассажиров в соответствии с их проездными документами.
  3. Наблюдает за работой оборудования воздушного судна.
  4. Информирует пассажиров об условиях полета и общих правилах поведения пассажиров на борту воздушного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания воздушного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения в салоне воздушного судна индивидуальных средств защиты и надувных трапов.
  5. Предоставляет прохладительные и/или горячие напитки и питание.
  6. Оказывает первую медицинскую помощь.
  7. Предоставляет пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете.
  8. При необходимости использует аварийно-спасательные средства для спасения пассажиров и экипажа.
  9. Ведет рабочую документацию.
  10. _________________________________________________________________.
  11. _________________________________________________________________.

III. Права

Бортпроводник имеет право на:

  1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
  2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
  3. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
  4. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном трудовым законодательством.
  5. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности.
  6. Взаимодействие с другими подразделениями для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
  7. _________________________________________________________________.
  8. _________________________________________________________________.

IV. Ответственность

Бортпроводник несет ответственность за:

  1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
  2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
  3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя.
  4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.
  5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
  6. Несоблюдение трудовой дисциплины.
  7. _________________________________________________________________.
  8. _________________________________________________________________.

Сложно ли учиться?

Как показывает практика, для получения профессии бортпроводника высшее образование не является обязательным условием. Для того чтобы получить профессиональные навыки достаточно пройти специальные курсы бортпроводников, открытые на базе аэропортов и авиакомпаний. При этом обучиться на бортпроводника можно как на коммерческой, так и на бесплатной основе.

Для бесплатного получения профессии необходимо записаться на курсы авиакомпании, а по окончании обучения – отработать как минимум три года в данной организации.

В случае разрыва трудовых отношений раньше срока стюарду придется возместить авиакомпании стоимость пройденного обучения.

Также возможно обучение на платной основе – для этого необходимо записаться на курсы и самостоятельно оплатить обучение.

Как правило, продолжительность курсов составляет около трех месяцев.

Первая часть уделяется практике, где курсанты в режиме практически реальных условий обучаются оказывать первую помощь пассажирам, в том числе в случае крушения судна. Кроме того, в программу курса входит обучение обязанностям, которые бортпроводники должны выполнять на борту судна.

Вторая часть курса носит теоретический характер, в ходе которой будущие стюарды изучают типы и строение самолетов, а также учатся налаживать контакт с пассажирами.

По окончании обучения курсанты сдают экзамен на специальных тренажерах. Для получения профессии бортпроводника необходимо сдать итоговую аттестацию как минимум на оценку «4», а также иметь тридцатичасовой опыт перелетов с инструктором.

В целом, программа обучения состоит из 6 основных тематических курсов:

  • аварийно-спасательный комплекс работ;
  • водная подготовка;
  • визаж;
  • экспресс-подготовка английского языка;
  • медицинская помощь;
  • сервис.

Важно понимать, что данный тип обучения подойдет только для последующей работы на отечественных авиалиниях. Для работы на международных рейсах требуется наличие высшего образования. Наиболее востребованы бортпроводники с лингвистическим, психологическим или медицинским образованием.

стюардессы «аэрофлота»: полёт нормальный?

Рассказ бортпроводника об условиях труда в компании

Недавно Константин Сёмин выпустил видеоролик«Стюардессы или уборщицы?», в котором зачитал письмо стюардессы «Аэрофлота». Оказывается, самый известный российский авиаперевозчик решил отныне экономить на клининговых услугах. Теперь убираться в салоне и мыть туалеты должны бортпроводники – те самые, которые потом подают еду пассажирам. Никаких доплат за это не даётся.

Нам удалось побеседовать с автором этого письма. Вот что рассказала нашей редакции стюардесса «Аэрофлота».Стюардессы "Аэтофлота": полет нормальный?

— Как Вы пришли в авиацию? Мечтали об этой работе с детства?

— Я задумалась об этой работе в 14 лет. Посмотрела фильм про стюардессу, если честно. Мне показалось очень интересным, что бортпроводник соединяет в себе всё: доброту, отзывчивость, заботу. И тут же работаешь психологом, врачом, в какой-то степени поваром, предоставляешь высокий сервис. Если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни людей, то ты – один из важнейших людей на борту. Ты делаешь что-то важное, просто многие об этом не задумываются. Но для меня это всегда было и будет так.

— Работа стюардессы ещё с советского времени считалась престижной. А как сейчас?

— Если говорить об отношении пассажиров, то всё поменялось. Для многих это просто обычные официантки, которые не могут ничего сказать в ответ на хамство, так как они в форме и ограничены в своих действиях и словах. Защиты нет никакой, зарплата низкая для такой работы, условия плохие, отношение начальства – потребительское. Престижем тут мало что назовёшь…

— Каков график работы у бортпроводников?

— Вообще мы не должны летать более 80 часов в месяц. Но как только бортпроводник устраивается на работу, его заставляют подписывать договор о переналёте до 90 часов. Это все делают. Если не будешь подписывать, то будешь летать 80 часов, но это будут самые ужасные, ночные и короткие рейсы. И так до тех пор, пока сам не уволишься от измождения и усталости.

— А сколько обычно получает стюардесса в «Аэрофлоте»?

— Зарплата в среднем 80 тысяч рублей. Это – при полном выработанном месяце. И это ещё очень хорошо, если столько насчитают. Но по факту никто не понимает, как они начисляют зарплату. Я могу отлетать 89 часов в месяц, а в следующем месяце – 79, и зарплата будет одинаковая.

Что касается старших бортпроводников, то у них большая ответственность за весь самолёт, за всю бригаду, а зарплата либо такая же, либо больше на 3-5 тысяч. Поэтому в бригадиры часто заставляют идти принудительно. В моей авиакомпании вообще особо не любят спрашивать о желаниях работников…

— Пробовали разобраться в системе оплаты?

— Пробовали – посылают.

— Зарплата обычно разделяется на оклад и премию. Каков оклад у стюардесс?

Оплата у нас почасовая. Для начинающих – от 160 рублей в час. Столько я поначалу и зарабатывала. Затем зарплата может составлять 180-190 рублей. У бортпроводников с большим стажем – около 200-220 рублей.

В конце месяца в расчетном листе по зарплате есть графы типа: «доплата за язык», «доплата за ночные», «доплата за работу в бизнес классе. Но по какому принципу начисляют – неизвестно.

— На Ваш взгляд, с чем может быть связана такая неопределённость?

— Думаю, там очень много воруют, поэтому всё так запутанно. Я как-то летала ночными рейсами почти месяц, а в итоге получила за это доплату 400 рублей. И это, мне кажется, максимальное, что ты можешь получить за работу ночью.

— Есть ли разница в зарплате на внутренних и международных рейсах?

— Да, за международные доплачивают около 500 рублей. Плюс, если это командировка, то платят какие-то суточные. Но тоже никто не знает, как их начисляют. Знаю также, что Савельев [генеральный директор ПАО «Аэрофлот», член Высшего совета партии «Единая Россия»Ред.] давно уже хочет убрать эту и иные доплаты бортпроводникам. Но пока ещё они у нас есть.Бортпроводник за работой

— Какой рейс считается командировкой?

— Примерно от 5 часов полёта и выше. Например, Испания, Америка, Эмираты, Япония, Таиланд. Там мы обычно остаёмся на сутки. А то, что до 5 часов, – это «разворотные» рейсы. Как пассажиры выходят, делаем уборку, сажаем новых пассажиров – и обратно. В аэропорт мы даже не выходим.

— Если бортпроводник работает на внутренних рейсах, велик ли шанс попасть на международное направление?

— Вопрос не в этом. Все мы летаем и внутренними, и международными рейсами. У меня, например, английский «на пять», и я, как и другие, летаю по России. Главное – разница в процентном соотношении. У меня было, что с моим английским я летала постоянно по России. Почему? Чтобы все получали одинаково.

— То есть, уравниловка?..

— Да. Это какой-то парадокс. Когда я ушла работать в бизнес-класс, то думала, что буду получать больше. Ведь за это есть доплата. А в итоге получаю столько же, потому что мне стали ставить больше России. Минус доплата за заграничные рейсы.

— Практикует ли работодатель депремирование? Если да, то за что?

—За всё. Как захотят, так и накажут. Помните недавнюю ситуацию с котами, которые умерли в багажном отсеке самолёта? Так вот, уже обвинили в этом грузчиков. Но ведь животные получили обморожение! Как это связано с грузчиками?

Или, например, наказывают за то, что не хочешь быть старшим бортпроводником. Или если вдруг перепутаешь спецпитание. Типов спецпитания, которое пассажир может заказать бесплатно, много: кошерное, бессолевое, низкой жирности, и так далее. За ошибку сразу депремируют, плюс выговор от начальства.

А ещё нельзя фотографии в форме размещать. Конечно, все размещают. Разве сделать красивую фотографию на фоне самолёта – это преступление? Наоборот, положительная реклама. Но делать это запрещено, поэтому, если ты как-то не угодил, как-то нужно тебя прижать, могут даже за это наказать. Если только захотят.
Поэтому все всего боятся.

Другие инструкции:  СММ-специалист – кто это, чем он занимается и сколько зарабатывает

— Кроме штрафов и выговоров, какие ещё формы наказания использует работодатель?

— Например, просишь выходной за месяц – запросто могут не дать. Мол, есть «производственная необходимость», поэтому всё. Ещё один типичный приём – понижение до работы в эконом-классе, если чем-то не угодил. Наказывают также ночными рейсами, короткими рейсами по России.

— В чём же тут наказание?

— Оплата почасовая. Ты приходишь на работу за два часа, и эти часы не оплачиваются. Только час перед вылетом и полчаса после прилёта, но очень мизерными суммами. По факту платят за полётные часы. Ну вот и будешь гонять каждый день в Казань, где один час туда и один обратно. Вот и вся зарплата. А устаёшь очень. Ведь времени на обслуживание в коротких рейсах мало, а пассажиров – столько же, сколько и на долгих рейсах. То есть, летать будешь каждый день, а зарплата будет 40-50 тысяч, так как полётных часов будет мало.

— А что бывает в случае объективных трудностей? Например, рейс надолго задержан. Чем в этой ситуации обеспечены бортпроводники?

— Как-то у нас была задержка рейса на 16 часов. Нас не отпустили домой. Сначала поселили в отель: мол, отдыхайте. Время при этом за рабочее не считается: ты ведь в отеле отдыхаешь и не работаешь. Но при этом звонили каждые два часа и говорили, что рейс опять перенесли. И это можно назвать отдыхом? Конечно, заснуть уже ни у кого не получалось… И за все эти 16 часов нам не заплатили. Только за полёт.

— Чем-то ещё со своей стороны обеспечивает работодатель?

— Работодатель обеспечивает форму, конечно же. Честно говоря, она не из самого лучшего материала. Зимой холодно, а летом безумно жарко, так как сплошная синтетика; тело вообще не дышит.

Есть декретные, и вроде неплохие: 70-80 тысяч каждый месяц беременности.

Плюсом является отпуск в 70 рабочих дней. Работа ведь считается вредной. Но на самом деле эти 70 дней не дают. Сейчас реальный отпуск – около 63 дней, а первые два года моей работы давали только 56. Потом кто-то пожаловался в прокуратуру, сфотографировал документы, и компанию прижали.

— Как отреагировала компания?

— Запретили пользоваться телефонами в главном офисе компании. Доставать из сумки нельзя или даже просто держать в руках.

— Высока ли текучка кадров?

— Очень и очень высока. Я пришла в авиакомпанию на собеседование несколько лет назад, и вот до сих пор идёт непрерывный набор бортпроводников.

— Какие требования предъявляют к кандидатам?

— Практически никакие. Берут уже без образования, после школы сразу.

— Почему так?

— Думаю, такими легче всего управлять и принуждать к чему-либо. Без образования человек как пластилин. Лепи что хочешь.

— Получается, работодателю будет несложно выгнать нелояльного работника и заменить его другим?

— Верно. Ведь приходящие сейчас работать люди – это уже не те бортпроводники, которые в аварийной ситуации могли бы действовать как настоящие спасатели… Это молоденькие мальчики и девочки, которые после учебы в три месяца знают лишь то, как подавать напитки пассажирам, а вот в плане безопасности – большой провал. Авиакомпания уже давно делает ставку именно на сервис, а вовсе не на знания и навыки бортпроводников в аварийных ситуациях.

— А по какой причине люди обычно уходят?

— Уходят по причине ужасного отношения к работникам. Когда начинаешь работать в авиакомпании, постепенно начинаешь ощущать свою ничтожность. Работаешь как раб, твоих прав не существует. Как большой дядя скажет, так и будешь делать…

— Каковы обязанности бортпроводника? За что он обязан отвечать?

— Об этом лучше всего расскажет должностная инструкция.

— Вы упоминали о большой нагрузке на бортпроводника. Сколько бортпроводников должно быть в каждом рейсе? Где это прописано? И сколько их на самом деле?

— Количество бортпроводников прописано в Руководстве для бортпроводников, глава «Организация деятельности». Там прописано, сколько должно быть максимально и минимально бортпроводников на каждом типе самолёта.

Реальность такова, что в большинстве случаев мы летаем минимальными составами. Исключение составляют полеты в те страны, где свои требования к безопасности, и там требуют максимальное количество бортпроводников. Тогда выхода у «Аэрофлота» нет, ставят максимально или среднее количество. В остальных же случаях – только минимум.

— И этого недостаточно?

— Конечно, нет. Вот смотрите, для самолёта “Airbus 321” минимальный состав – 5 человек, максимальный – 6. Если, например, кому-то из пассажиров плохо, то один бортпроводник оказывает помощь и тем самым «вылетает» из обслуживания полностью. Нагрузка на оставшихся – колоссальная. На борту в эконом-классе – 167 человек. А бортпроводников осталось двое, так как остальные двое работают в бизнес-классе и должны находиться там. Вот два бортпроводника и работают со 167 пассажирами.

— Что будет, если бортпроводники начнут работать строго по регламенту?

— Будут проблемы, поскольку работать строго по регламенту у нас невозможно. Например, вылет у меня в 14:00, значит, за час я должна быть на работе. Но тут сообщают – и это ситуация не из редких, – что самолёт прилетит с задержкой, поэтому приходите на борт не за час, а за 30-40 минут, скажем. Но при этом время вылета никто не переносит! Тебе говорят: через 3 -5 минут пассажиры пойдут. А как это возможно, если по сервисным процедурам ничего не готово? Ведь ты приходишь на самолёт, и нужно подготовить все к приходу пассажиров.

Но это ладно, как же авиационная безопасность? Есть у нас специальные списки, в которых фигурируют пункты по проверке исправности аварийного оборудования, кресел, привязных ремней, кухонного оборудования, противопожарных систем в туалетных комнатах. В итоге времени не остаётся на такую проверку. И это нормально… Времени нет, никто толком проверить не успевает, но так делается специально: ведь авиакомпания может потерять большие деньги за задержку вылета.

— Каков средний возраст стюардесс? Есть ли в «Аэрофлоте» дискриминация по возрасту?

— Средний возраст сейчас от 19 до 30 лет. Ещё несколько лет назад среди старших бортпроводников было много мужчин и женщин за 40. Сейчас большинство убрали в эконом-класс. Точно знаю, что после 40 лет стать старшим бортпроводником ты уже не сможешь.

— Правда ли, что с 16 января вас заставляют самих убирать салон самолёта?

— Правда. Это происходит на российских рейсах до полутора часов: Белгород, Воронеж, Волгоград, Ижевск, Казань, Нижнекамск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Сыктывкар, Уфа, Саранск, Ульяновск.

Организация деятельности бортпроводников

— «Аэрофлот» решил сэкономить на клининге?

— Да, это единственный логический ответ. У нас, например, есть уборка в Париже, и никто не в претензии, поскольку это связано с безопасностью: у французов часто забастовки, и их клининг мы не пускаем на борт. А уборка на рейсах по России никак не связана с безопасностью. Она связана с эксплуатацией работников.

— Как же теперь выглядит ваш «рабочий день»?

— Если я лечу, например, в Казань, то прихожу на работу за 2 часа до вылета. Потом на самолёте подготавливаем все к обслуживанию, потом взлёт и обслуживание пассажиров питанием, потом посадка и высадка пассажиров, потом уборка самолёта силами бортпроводников. Снова подготовка к обслуживанию, взлёт, обслуживание, посадка и высадка пассажиров. Все было так и раньше, естественно, кроме уборки.

— В сентябре СМИ писали о голодовке , которую устроила сотрудница «Аэрофлота» Илона Борисова. Вы что-нибудь слышали об этом?

—Да, я слышала от коллег, но уже после того, как всё прошло. Насколько я знаю, её уволили… Начальство активно препятствовало распространению информации об этом событии, чтобы другим бортпроводникам неповадно было.

— Как ваши коллеги отнеслись к этому событию?

—Поговорили и забыли. Что может маленький человек против системы…

— Разве они не задумываются о коллективной защите своих прав? Или страх перед начальством пересиливает?

— О защите прав думают все. Вот только страх силен перед увольнением. Значительная часть бортпроводников авиакомпании – приезжие. Это те, кто живёт на съёмном жилье, либо у человека уже ипотека. И семья, конечно. Для таких потерять работу – губительно. Вот так и крутится каждый сам по себе.

— Вы знаете о Шереметьевском профсоюзе бортпроводников? Не возникало ли мысли присоединиться к нему?

— Мне кажется, всё это не имеет смысла, так как не работает. Профсоюз существует, вот только толку от него в данной ситуации нет. Как мы видим, условия в авиакомпании только хуже, даже при существующем профсоюзе.

* * *

А что я один могу сделать?Благодаря этой беседе мы не только узнали об условиях труда бортпроводников «Аэрофлота», но и увидели их настроения. К сожалению, картина получилась печальной. Наёмные работники в массе своей боятся. Боятся увольнений, штрафов, наказаний, боятся всего. Им не приходит в голову, что они могут быть огромной, всесокрушающей силой, которая вызовет неподдельный испуг у самого работодателя. Для этого нужна лишь солидарность. Одного, двух, трёх бортпроводников можно без труда выгнать и заменить их другими. Но если вдруг забастует половина всех бортпроводников компании, то рейсы встанут, и работодатель понесёт огромные убытки, а значит – вмиг станет сговорчивым. Организоваться на коллективную борьбу, действовать по принципу «один за всех и все за одного» – вот ключ к успеху.
Да, всякая борьба за свои права ещё не гарантирует успеха. Может быть, удастся победить, а может быть, придётся остаться у разбитого корыта.

Но одно известно точно: если за свои права не бороться, если молча терпеть, то обязательно станет хуже в 100% случаев. Покорные работники останутся у разбитого корыта с абсолютной гарантией.

Оцените статью
Добавить комментарий