- Что входит в обязанности
- Функции
- Должностные обязанности учителя
- Обязанности
- Заключительные положения
- Выполняемые функции и требования
- Должностная инструкция
- Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
- Педагог — кто это
- Пояснения
- Права и обязанности учителей
- Судебная практика: должностная инструкция учителя
Что входит в обязанности
Перечень обязанностей учителя в школе зависит от специфики образовательного учреждения и особенностей занимаемой должности. Так, для учителя математики основного и среднего общего образования раздел должностной инструкции, описывающий должностные обязанности, выглядит следующим образом.
Функции
В число основных функций педагога входят:
2.1. Осуществление обучения, воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.2.2. Организация и содействие в осуществлении внеурочной деятельности, направленной на получение дополнительного образования, исследовательских навыков, знаний в области проектирования.2.3.
Закрепление знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей обучающихся, которые, в свою очередь, должны соответствовать заявленным стандартам.2.4. Обеспечение гигиенических и санитарных норм во время проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий. Отслеживание соблюдения правил безопасности.
Должностные обязанности учителя
3.1.
В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:
- осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
- разрабатывает и реализует программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
- участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- осуществляет планирование и проведение учебных занятий;
- проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
- осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирует универсальные учебные действия;
- формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
- формирует у детей мотивацию к обучению;
- осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
- проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронной документации, в том числе электронного журнала и дневников).
3.2.
В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
- осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
- реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
- ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
- контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
- способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной, творческой);
- способствует развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.
3.3.
В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
- осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по предмету;
- развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к исследованию и проектированию;
- осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;
- оказывает адресную помощь учащимся образовательного учреждения;
- как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;
- разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
- формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
3.4.
В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:
- формирует общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира;
- определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
- определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по предмету;
- планирует специализированную образовательную деятельность для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;
- использует совместно со школьниками иноязычные источники информации, инструменты перевода и произношения;
- осуществляет организацию олимпиад, конференций, предметных конкурсов и игр в школе, тематических вечеров и др.
3.5.
В рамках трудовой функции обучения предмету:
- формирует конкретные знания, умения и навыки в области преподаваемого предмета;
- формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей по предмету каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;
- содействует развитию инициативы обучающихся по использованию знаний по предмету;
- осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;
- использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
- содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
- формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся к занятиям по предмету, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся школы;
- предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения предмета в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания преподаваемого предмета;
- содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от учебной деятельности на занятиях по предмету, выявляет совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные;
- формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
- формирует представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от избранной профессии или специальности;
- ведет диалог с учащимися или группой обучающихся в процессе решения проблемы (задачи) по теме урока, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность суждений;
- сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания учебной дисциплины.
3.6. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.3.7.
Контролирует наличие у обучающихся рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных (лабораторных) работ, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Хранит тетради для контрольных работ школьников в течение всего учебного года.3.8.
Учитель обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.3.9. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный учебный материал.3.10.
Своевременно по указанию заместителя директора по учебно-воспитательной работе заполняет и предоставляет для согласования график проведения контрольных работ по учебной дисциплине.3.11. Принимает участие в ГВЭ и ЕГЭ.3.12. Организует совместно с коллегами проведение школьного этапа олимпиады по своему предмету.
Формирует сборные команды школы для участия в следующих этапах олимпиад по предмету.3.13. Организует участие обучающихся в конкурсах, во внеклассных предметных мероприятиях, в предметных неделях, защитах исследовательских работ и творческих проектов, соревнованиях, эстафетах, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.3.14.
Учителю школы запрещается:
- менять на свое усмотрение расписание занятий;
- отменять занятия, увеличивать или сокращать длительность уроков (занятий) и перемен;
- удалять учеников с занятий;
- использовать неисправную мебель, электрооборудование, технические средства обучения, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения;
- курить в помещениях и на территории образовательного учреждения.
3.15. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения — физкультминутки. При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводит гимнастику для глаз, а при использовании книжных учебных изданий — гимнастику для глаз во время перемен.3.16.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, не превышает продолжительность непрерывного использования экрана для учащихся 5-9-х классов — 15 минут, а также общую продолжительность использования интерактивной доски на уроке для детей старше 10 лет — 30 минут.3.17.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, выполняет мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключает или переводит в режим ожидания интерактивную доску (панель)
и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.3.18. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицирует их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.3.19.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время проведения уроков, факультативов и курсов, дополнительных и иных проводимых учителем занятий, а также во время проведения школьного этапа олимпиады по предмету, предметных конкурсов, различных внеклассных предметных мероприятий.3.20.
Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора образовательной организации о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.3.21. Согласно годовому плану работы общеобразовательной организации принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, внеклассных предметных мероприятиях, предметных неделях, а также в предметных школьных МО и методических объединениях, которые проводятся вышестоящей организацией.3.22.
Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).3.23. В соответствии с утвержденным директором графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками.
Приходит на дежурство за 20 минут до начала первого своего урока и уходит через 20 минут после их окончания.3.24. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.3.25.
При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом:
- проводит паспортизацию своего кабинета;
- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по предмету, приборами, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
- организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
- в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
- разрабатывает инструкции по охране труда для кабинета с консультативной помощью специалиста по охране труда;
- осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по безопасности труда в учебном кабинете, а также правил поведения в кабинете;
- проводит вводный инструктаж учащихся по правилам поведения в учебном кабинете, первичные инструктажи при изучении новых тем и работы с учебным оборудованием с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
- принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет к приемке на начало нового учебного года.
3.26. Учитель школы соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.3.27.
Педагог периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.3.28. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.
Обязанности
Базовые функциональные обязанности включают в себя пункты:3.1. Обеспечение должного уровня подготовки учеников. Результат должен соответствовать закрепленным на государственном уровне стандартам образования.3.2. Разработка учебных программ, составление образовательных планов и обеспечение их реализации.
Составление тематических планов для каждого учебного занятия с учетом образовательных стандартов и уровня подготовки учеников.3.3. Организация образовательной и внеурочной деятельности разнообразных видов с учетом подготовки, индивидуальных особенностей, творческих способностей и задатков учеников.3.4.
Проведение учебных занятий строго в общепринятых стандартах, но с применениями разнообразных методов подачи материала и мониторинга знаний учащихся.3.5. Контроль за ведением тетрадей и дневников обучающихся, ведение установленного орфографического режима.3.6.
Обеспечение охраны жизни и здоровья учеников во время проведения образовательных занятий, выездных и локальных мероприятий.3.7. Выявление вероятных индивидуальных проблем и сложностей у обучающихся, сложностей в освоении учебной программы и оказание помощи в их преодолении.3.8.
Проведение контрольных работ в рамках требований образовательной программы о ведении отчетности об освоении учебного материала.3.9. Своевременная передача данных дежурному учебного заведения о совершившихся несчастных случаях и оказание первой помощи при необходимости.3.10.
Хранение тетрадей для проведения проверочных работ в учебном кабинете на протяжении всего учебного года.3.11. Участие во всех педагогических советах и совещаниях, конференциях и внеклассных мероприятиях.3.12. Регулярное (ежегодное) прохождение медицинских осмотров.3.13.
- менять установленное расписание учебных занятий по своему усмотрению;
- пользоваться при реализации учебного процесса неисправным оборудованием;
- менять продолжительность учебных занятий;
- отменять учебные занятия без одобрения администрации образовательного учреждения.
Заключительные положения
7.1. Ознакомление учителя с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки«___»_____________202__г. _____________ /_______________________/
Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандартам
Выполняемые функции и требования
Профстандарт 01.001 описывает профессионально-квалификационные требования к профессии школьного педагога для дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Основные и трудовые функции, обязанности преподавателя в школе (начальной и общей средней) в профстандарте (II раздел) выглядят следующим образом.
Возможные названия должностей и для начальной, и для средней школы — учитель, воспитатель.
Различны для них требования, предъявляемые к уровню квалификации, и перечень необходимых знаний и умений. Для услуг в области основного общего и среднего (полного) общего образования они выше и находятся в начале описания обобщенной трудовой функции 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ».
Должностная инструкция
ДИ на основе профстандарта детализирует, что входит в обязанности учителя в школе на данной должностной позиции, и оформляется с учетом требований и рекомендаций:
Разработанная и утвержденная должностная инструкция учителя — это локальный нормативный акт школы. Она имеет традиционную структуру — дополнительно появляется раздел «Трудовые функции». Еще варианты отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь».
Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
Основные права и обязанности школьных педагогов регулируются:
- Трудовым кодексом РФ.
- Законом «Об образовании в РФ».
- Федеральными, региональными и отраслевыми НПА.
- Уставом учебного заведения.
С 2021 года основой организации трудовой деятельности учителей и воспитателей в школах является система профстандартов. В образовании сейчас действуют следующие.
Цель внедрения — регулярные аттестации, контроль качества и направление педагога на допобучение. Одновременно — это и как система квалификационных навыков, которые необходимы для претендентов на вакансии и уже опытных педагогов. С 1 января 2020 года для школьных педагогов ЕКСД больше не используются.
Профстандарты в 2021 году обязательны, если работникам школы для исполнения трудовой функции необходимо наличие определенной квалификации, установленной правовыми актами.
Педагог — кто это
Современный учитель — не только педагог, профессионал со специальным, профильным образованием. Если проанализировать, какую работу выполняет учитель в школе, он еще — психолог, ментор, наставник, воспитатель и партнер обучающегося, специалист по семейным отношениям. Учителя современной школы имеют традиционную специализацию, работают:
- в начальной школе;
- в средней и старшей;
- «предметник»;
- социальный педагог, психолог, тьютор;
- педагог-дефектолог;
- педагог девиантного поведения.
Каковы главные обязанности педагога в школе, какие для их выполнения нужны качества:
- в области обучения — безупречное знание предмета и современных методик преподавания;
- в воспитании — психологическая грамотность и высокие личностные качества;
- в саморазвитии — знание значения, основных приемов и практик саморазвития и самообразования.
Пояснения
Должностная инструкция – документ, основывающийся на действующем законе «Об образовании» и раскрывающий права учителя начальных классов, его функциональные обязанности и требования к уровню подготовки. Документ является основным инструментом на всех этапах ведения профессиональной деятельности, опорой для реализации функций и прав.
Важно! Инструкция формируется в рамках нормативно-правовых актов, Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и не может противоречить перечисленным документам.
Пункт «Общие положения» включает в себя основные требования к специалисту, занимающему должность учителя начальных классов. Блок раскрывает в себе сведения о ведении профессиональной деятельности, необходимого образования кандидата на должность или специалиста на занимаемой должности и правил внутреннего распорядка.
Блоки «Функции» и «Обязанности» включают в себя основную информацию о том, в какой области педагог должен реализовывать собственные знания, умения и навыки, а также правила их реализации. Пункты блоков обязательны к исполнению, поэтому не терпят исключений без уважительной причины. От выполнения перечисленных правил напрямую зависит уровень подготовки учеников и качество образовательного процесса.
Раздел «Права» включает в себя пункты, гарантирующие возможности карьерного и профессионального роста, стабилизации взаимоотношений преподавателя с обучающимися, администрацией и коллективом. В блоке «Ответственность» закреплены возможные последствия, связанные с несоблюдением настоящей должностной инструкции, Законодательства РФ, Устава и других документов, регулирующих права и обязанности.
Права и обязанности учителей
Учитель имеет
право:
1.
На участие в работе органов управления школы в порядке , предусмотренном Уставом
школы.
2.
На уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны
администрации, учащихся и родителей.
3.
На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы,
которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей
учителя.
4.
Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся.
Учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.
5.
На отдых во время перемены и после уроков.
6.
На получение любой информации от администрации школы, органов
управления.
7.
На свободное выражение своего мнения.
8.
На участие в работе методических объединений. Творческих групп и других
профессиональных объединений.
9.
На моральное и материальное поощрение своего труда.
10.
На повышение уровня своей квалификации.
11.
На создание нормальной рабочей обстановки на уроке.
12.
На свободное и безопасное пребывание в стенах школы.
13.
На неприкосновенность личной ответственности.
14.
На участие в работе общественных организаций.
15.
На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего
труда.
Учитель обязан:
1.
Выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные
инструкции.
2.
Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.
3.
Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребенка, его право
на выражение собственного мнения и убеждений.
4.
Уважать права родителей и иных законных представителей учащихся.
5.
Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
6.
Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с
учащимися.
7.
Выполнять обязанности дежурного учителя.
Судебная практика: должностная инструкция учителя
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2021 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь п. 8 ч. 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2021 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и установив, что истец работает в школе учителем физической культуры; из оспариваемого акта следует, что по результатам расследования несчастного случая с учащимся установлено следующее: на уроке физкультуры истец (учитель физкультуры) допустил нарушение правил охраны труда и техники безопасности, допустил ослабление контроля за обучающимися во время урока, что привело к ссоре между учащимися, в результате которой ученик получил травму, суд правомерно отказал в отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания и акта о несчастном случае с учеником, обоснованно исходя, в том числе, из содержания должностной инструкции истца, из которой следует, что учитель обеспечивает безопасность обучающихся, воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им первую доврачебную помощь, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.